Приёмы изучения речевого материала — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Приёмы изучения речевого материала

2019-08-07 139
Приёмы изучения речевого материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Главными, способами при изучении учащимися зрительного восприятия речи служит совместное произнесение слов и фраз с учителем, а также сравнительный анализ изучаемых зрительных образов этих звуков, слов и фраз. Вначале сопоставляют резко отличные звуки, затем слова; при этом следует обращать внимание учащихся на отличительные признаки.

     Прием сопоставления помогает вырабатывать чувство длины слова. Необходимо обращать внимание на то, что количеству слогов в слове соответствует число раскрытии рта при произнесении гласных звуков слова. Вначале сопоставляем резко отличные слова по длине, но имеющие сходные звуки (например, яма— яблоко), затем сравниваются трех—четырех сложные слова.

     Такого рода упражнения следует включать в каждое занятие первого и второго этапов. Сравнение же письменного и произносимого образа сходных слов с одинаковым количеством слогов, но с различным количеством невидимых звуков (балет—браслет, печати—перчатки) помогает улавливать паузы, замещающие собой  звуки. В дальнейшем сравнение проводится

 

на уровне  фраз, где учащиеся подводятся к выводу о том, что отчетливо воспринимается зрением, какие грамматические формы помогают устанавливать связь между словами.

       С целью подкрепления зрительных образов графическими, все изучаемые фразы  следует записывать на доске или  табличках.

                                     Восприятие фраз

  В  качестве речевого материала, предлагаемого детям для  зрительного восприятия, могут быть вопросы, поручения, организующие деятельность детей. Используются фразы и слова со звучанием и зрительным образом которых дети уже знакомы. Это фразы типа: Как ты слышишь? Что мы сейчас будем делать? Что мы делали?  Кто  дежурный? Открой книгу. Иди ко мне. Отвечай. Скажи. Попроси…                 

  Весь речевой материал должен быть связан с темой занятия, быть его органической частью. Восприятие речевого, материала только глазами носит непродолжительный характер. Ученики вместе с учителем читают фразы, написанные на карточках, а затем активно действуют: или отвечают на вопрос, или выполняют определенное поручение. Один и тот  же материал включается в зрительную тренировку до тех пор, пока ученики не  будут свободно опознавать его в разных ситуациях.

 

   При работе над фразой можно использовать следующий вид работы. Учащийся произносит фразы, подняв глаза  на собеседника; остальные их считывают и повторяют. Эффективным является перестановка слов в предложении, расширение  его границ.

 

   Приступая к работе по зрительному восприятию целостных речевых структур, необходимо обратить внимание учащихся на ряд признаков, которые помогают эффективно воспринимать их зрительно.

  С этой целью  учитель знакомит учащихся с тем, что каждое словосочетание, предложение, текст имеют начало и конец, и учащиеся должны зрительно определять их.

 

  В дальнейшем учитель знакомит учащихся с тем, что каждое словосочетание, фраза, текст состоит из определенного количества

 

слов. Для этого учитель (учащийся) читает фразу, а учащиеся отсчитывают количество слов, составляют модель из полосок, зарисовывают схему.

 

При этом учитель задает вопрос: «Сколько слов в предложении?», «Назови первое (второе, третье) слово в предложении», «Повтори предложение».

   Различение целостных речевых структур играет важную роль, т. к. готовит учащихся к общению с людьми в обычной, не искусственно созданной обстановке.

   Различение побудительных предложений помогает эффективно организовать работу в ходе урока. «Наденьте наушники», «Читайте предложение», «Какой сегодня день?», «Какой день недели?». И т. д.

      Так как этот речевой материал повторяется из  урока в урок, то необходимо постепенно приучать учащихся зрительно воспринимать его  без опоры па вспомогательные средства (таблички).

 

     Постепенно материал расширяется, дополняется, изменяются формулировки вопросов и заданий. Важно научить учащихся воспринимать их в любых условиях.

 

При этом могут быть использованы следующие виды_работы:

1. «Какая полоска нужна?».

Я буду говорить слова и предложения. Если я назову слово, то положите короткую полоску, если предложение — длинную. Учащиеся повторяют слово либо фразу и выполняют задание.

Ручка. У Вовы ручка. 

Рыба. В реке много рыбы.

 

2.Работа с картинками.

 Учитель раскладывает картинки, на которых изображены действия: кормит, моет, рисует, затем произносит предложения: Девочка кормит кур. Мама моет посуду. Мальчик рисует дом. Ученик зрительно воспринимает предложение, отыскивает соответствующую картинку, повторяет предложение.

Упражнение можно усложнить, предложив поставить вопрос к воспринимаемому предложению. 

  3. Придумать  предложение с заданным словом. Сказать другим

учащимся. Определить количество слов, записать схему.

 

4. Определить место слова в предложении. Например,

Береза растет. (1)      

Большая береза растет. (2)

Дети играют под березой. (4)

 

  5. «Повтори и покажи». Учитель произносит предложения с разным количеством слов. Учащиеся повторяют и поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.  

 

6. «Посмотри и скажи». Учитель раздаёт  детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с игрушками какое-либо действие. Остальные ученики составляют предложение по демонстрации.   

- Витя, возьми стул. Посади на стул мишку. (Ребенок считывает  с губ поручение и выполняет его).

- Что сделал Витя?

 Витя посадил мишку на стул и т.д.

 

7. Составление предложений по картинке.

Учащиеся рассматривают сюжетную картинку. Вопросы считываются  с губ.

- Кто нарисован на картинке? (Девочка).

- Как мы ее назовем? (Света).

-Давайте составим предложения про Свету. Что она делает? (Света подметает пол.)

- Где Света подметает пол? (В комнате).

- Чем Света подметает пол? (Веником).

 

  8. Работа с конструктивной картиной или макетом.

Учитель предлагает для зрительного восприятия поручения,  выраженные словосочетаниями с предлогами. Ученик отыскивает соответствующие картинки с изображенными на них предметами, повторяет предложение, прикрепляет картинку к конструктивной картине и отчитывается в выполнении.

Например: Поставь диван около стены. Поставь стол в центре комнаты. Поставь вазу на стол.

 

   9. Работа с деформированным предложением.

Этот вид работы используется в тех  случаях, когда предлагаются распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.

Например: Девочка надела новое голубое шелковое платье.

    Предложение заранее пишется на карточке, затем разрезается на отдельные слова. Учитель произносит предложение, ученики его воспринимают, повторяют и составляют предложение из отдельных слов.

    Если учащиеся затрудняются в зрительном восприятии какого-либо слова или фразы, то сурдопедагог повторяет его один—два раза, а затем демонстрирует табличку, и  в завершение этого -  слово (фраза) произносится два—три раза  совместно с учениками.

 

   После изучения каждой группы сходных звуков проводится отбор наиболее часто употребляемых слов и фраз для дальнейшего их закрепления,  что позволит создать у детей с нарушенным слухом прочную базу — полное усвоение зрительных образов звуков, слов, фраз.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.