Школа вожатых «Команда Орленка» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Школа вожатых «Команда Орленка»

2019-08-07 395
Школа вожатых «Команда Орленка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школа вожатых «Команда Орленка»

"Временное детское объединение (ВДО): сущностная характеристика и специфика деятельности. Лидерство в ВДО. Детское со-управление (структура ОСУ в д/л «Олимпийский»)."

Структура занятия:

Приветствие: 5 минут

Теория: 40-45 минут

Перерыв: - 5 минут

Игры на выявление лидера: 40-45 минут

Вопросы: 10-15 минут

 

Приветствие:

 

 

Теория: Все просто, это как матрешка: начнем с того, что есть лагеря, сами здания (жилой корпус, столовая, медпункт и прочее), есть администрация и методисты, которые разрабатывают смены, на которые приедут дети. Дальше есть непосредственно педагогический коллектив каждого отдельно взятого лагеря в Орленке, есть вожатские пары, каждый вожатый в отдельности. Далее к вожатым приезжают разные дети со всей страны и благо, их распределяют в отряды по возрасту! Получается отряд, временное детское объединение или коллектив (ВДО или ВДК), который состоит из отдельных личностей в начале смены, и с вашей или божьей помощью на выезде вы получаете компании лучших друзей, любовные парочки, просто классную команду. 

 

Раз нужно что-то записывать для экзамена, поэтому давайте дадим определение ВДО, как свободного объединения автономных личностей, направленного на создание ситуации выбора, развитие способности выбирать при наличии информации, необходимой для самоопределения участника этого коллектива.

 

Вот по такому определению можно сказать о главных моментах обеспечения Вожатым ВДО – каждый должен получать информацию, необходимую для принятия самостоятельного решения.

 

Особенности ВДО:

  • кратковременность его существования;
  • автономность существования;
  • насыщенность и многообразие общения, отношений и деятельности;
  • интенсивность процессов развивающего общения, многообразие и вариативность взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми в разнообразных видах деятельности;
  • принятие членами ВДО ценностно-ориентированных форм и норм поведения, отношений и деятельности в контексте социокультурного пространства;
  • высокая эмоциональность и окрашенность жизнедеятельности ВДО детского лагеря.

 

ВДО выполняет ряд специфических педагогических функций:

  • воспитательную, обеспечивающую педагогическое взаимодействие детей и взрослых в реализации содержания программы;
  • оздоровительную, направленную на сохранение, профилактику и совершенствование физического, социального, психического и интеллектуального благополучия и оздоровления ребёнка;
  • коммуникативную, направленную на показ культурных образцов отношений и общения в различных видах деятельности;
  • познавательно-преобразовательную, являющуюся отражением мотивационной сферы и ожиданий ребёнка от пребывания в лагере; изменений, происходящих с ребёнком под влиянием содержания программы детского лагеря в системе дополнительного образования.

 

Педагогическое руководство процессами жизнедеятельности ВДО, направленно на:

  • создание воспитывающей среды на основе законов и традиций, благоприятной для развития мотивационной сферы личности ребенка;
  • развитие самоуправления детей как условия для культурных и социальных проб подростков;
  • педагогическое программирование, планирование и отбор средств педагогической деятельности в рамках педагогической программы, побуждающих подростков к самореализации в системе отношений и разносторонней деятельности, повышающих их эмоциональную удовлетворённость от процесса жизнедеятельности в детском лагере.


Всё это создает своеобразную атмосферу жизнедеятельности временного коллектива.

Во-первых, временные границы существования придают особый динамизм деятельности и общения («день как жизнь»).

Происходит своеобразное «сжатие» во времени тех процессов, которые в постоянных группах идут несравнимо дольше. Темп, насыщенность и объём общения в ВДО (как правило, ничего подобного не было в предыдущем опыте большинства детей) становится своеобразным «рентгеном», просвечивающим отношения и личностные характеристики каждого члена этого коллектива (вожатый для подростков не становится исключением, его тоже постоянно «просвечивают», оценивают и «испытывают на прочность»).

Во-вторых, ВДО характеризует известная автономия: отрыв от семьи, школы и улицы. Всё это создаёт условия для единства воздействий, впечатлений, проведения единых педагогических требований. Вожатый обладает поистине уникальной возможностью влиять на индивидуальность каждого подростка, на формирование общественного мнения коллектива.

В-третьих, ВДО — это складывающийся, вновь формирующийся коллектив, находящийся всё время в динамике, в движении

 

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

Ориентиром в выстраивании работы с ВДО в ходе смены может служить модель американских психологов Г. Стенфорда и А. Роарка. Разработана она для школьного класса и базируется на выделении двух основных сфер развития группы – эмоциональной и деловой. Основной движущей силой развития в этом случае выступают противоречия между этими сферами, связанные с неравномерностью их динамики. Авторы выделяют 7 стадий.

 

Стадия ориентации Активное узнавание, дети присматриваются друг к другу, ко взрослым; формируются представления друг о друге. Образуются пары – это основная форма взаимодействия на этом этапе. Высок авторитет взрослого.

Стадия формирования групповых норм и отношений Название этапа говорит само за себя. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимый уровень дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее. Начинает складываться групповое самосознание. Возможно первое рассогласование эмоциональных и деловых отношений («на эмоциях» принимаем общие нормы, а действуем по-другому).

Стадия конфликта: - исчезает «эффект новизны», требуется интересная и осмысленная деятельность; - познакомившись с условиями и «почувствовав вкус» к интересной активной деятельности, ребята хотят продолжить осуществлять ее, но переоценивают свои возможности, свои организаторские и исполнительские знания и умения; - проявляется стремление решать все проблемы самостоятельно, без помощи взрослого, но при этом ребята не могут поделить между собой лидерскую позицию и ответственность, сферу влияния; - возникает много внутренних межличностных конфликтов – это сигнал возникновения общей проблемы в детском объединении.

Стадия сбалансированности: - более открытое и конструктивное общение, - появление элементов групповой солидарности и сплоченности; - взаимопомощь, поддержка, атмосфера творчества и сотрудничества; - успешная совместная деятельность.

Стадия делового сплочения: - чувство «Мы», забота всех о коллективе, сплочение; - интеграция индивидуальных и групповых целей, причем ведущими становятся познавательные интересы; - деловая сфера преобладает над эмоциональной; - появляется множество новых идей и проявляется тщательность в их разработке; - аналитичность, переоценка и переработка прежних планов;

Стадия эмоционального сплочения: - преобладание эмоциональной сферы; - тесные межличностные контакты; - переоценка групповых норм; корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействия; - больше ценится процесс общения в деятельности, нежели результат.

Стадия «актуализации» (высший этап групповой зрелости): - гармония в развитии эмоциональной и деловой сфер; - высокая сплоченность, открытость к проявлению и разрешению конфликта; - расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработан общий взгляд на проблему

 

 

В «Орлёнке», как и в другом образовательном учреждении, у воспитателей есть право выбирать и использовать в работе с ребятами различные методики и технологии. Но есть важный принцип, соблюдение которого всеми педагогами создаёт тот особенный способ, или даже стиль работы с детьми, который называют «орлятской» методикой – принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Мы – вместе:

вместе планируем

вместе готовим

вместе проводим

вместе анализируем.

 

При этом что-то берут на себя взрослые – заранее, до начала смены, продумать её идею и интересные события, подготовить игры и занятия. Что-то делается совместно – обсуждается предложенный взрослыми план на смену, ребята дополняют его своими предложениями и инициативами; каждый день принимаются решения, как лучше организовать какой-то момент жизни в лагере; готовятся и проводятся общелагерные дела; подводятся итоги дня и всей смены. А в чём-то, например, в подготовке отрядных дел и разработке проектов, больше ответственности берут на себя подростки. Совместная деятельность детей и взрослых может быть не только групповой или коллективной, ведь бывают ситуации, когда индивидуальная поддержка педагога в обдумывании или воплощении какой-то идеи нужна одному конкретному ребёнку.

 

Важным элементом такого способа работы с ребятами является детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности детского объединения, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решений для достижений групповых целей. Дети в каких-то ситуациях пробуют себя в роли взрослого, накапливают опыт преодоления трудностей, развивают чувство ответственности за свои действия, за благополучное состояние других. Слово «сами» не подразумевает полного бездействия педагога, его позиция – помогать, консультировать, советовать, давать необходимую информацию. В лагере очень мало таких ситуаций, когда ребята могут быть абсолютно самостоятельны, ведь условия жизнедеятельности для ребят здесь новые, непривычные, а взрослый несёт ответственность за их жизнь и здоровье. Поэтому вместо слова «самоуправление» иногда используют «соуправление».

Творческие группы

Группы создаются: • с учётом организаторского опыта и творческих умений ребят, • по интересу к тематике дела, • под лидера.

Группы работают: • в период подготовки и проведения дела или выполнения задания – каждая группа по своему плану

 

Инициативные группы

Группы создаются: • по желанию ребят.

Группы работают: • в период подготовки и реализации инициативы (как правило, во второй половине смены).

 

Чтобы в отряде сложились работоспособные и комфортные для общения группы, а поручения были распределены не формально или по симпатиям, а с учётом интересов дела, в оргпериод важно:

• в делах и играх чаще менять группы для выполнения заданий, используя разнообразные способы разбивки;

• создавать как можно больше разнообразных ситуаций общения и выполнения деловых и игровых творческих заданий, чтобы подростки смогли лучше проявить себя и узнать друг друга;

• создавать деловые и игровые ситуации, которые дают возможность менять позицию (зритель – участник – помощник – организатор) и помогают проявиться лидерам – эмоциональным и деловым, генераторам идей и организаторам деятельности;

• сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, варьируя группы общения;

• провести анкетирование (чтобы узнать об организаторском опыте, интересах) и социометрию (чтобы сформировать референтные, т. е. комфортные для общения группы);

• сами воспитатели должны быть образцом и примером лидерства – и организаторского, и «идейного», и эмоционального. А в течение смены нужно помнить, что детям необходимы не только помощь и советы воспитателя, но и обучение – как на практике, когда все вопросы организации жизнедеятельности отряда органы самоуправления обсуждают и решают совместно с педагогом, так и на специальных занятиях по подготовке дела, работе творческой группы, подведению итогов дня и т. п.

 

 

Функции самоуправления детей в лагере.

1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.

Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом.


Представим модель самоуправления в детском коллективе, где основа – принцип цикличности (цель – результат – анализ – цель):

 

АНАЛИЗ КАРТИНКИ

 

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:

  • поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;
  • взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;
  • взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;
  • совместную работу вожатского и детского коллективов;
  • информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.

 

 

Лидеры

Лидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. На первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде.

Лидеров можно определять разными способами. Один из них – это социометрия. Но в первые дни смены на ее проведение и обработку нет времени и групповая динамика очень велика, результаты всегда будут запоздалыми. Поэтому вожатый чаще всего использует свою интуицию и наблюдение. Вот основные признаки, которые отличают лидера в коллективе:

  • определенный авторитет в коллективе (к мнению этого человека прислушиваются, с ним советуются);
  • достаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция;
  • мнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам.

Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир отряда).

Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в отряде.

Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т.д. Ваша задача определить для себя лидеров в каждой деятельности.

 

Среди лидеров можно выделить

1. – лидеры, готовые разрабатывать свои планы действия уже сейчас (обычно экстраверты)

2. – лидеры-коммуникаторы, готовые быть правой рукой, организаторы, обеспечивают общение в команде (центроверты)

3. – «баба-яга против!» - лидеры, не желающие жить по стандарту, заданному кем-то, противостоит ведущему, но может быть генератором идей.

4. – лидер-аналитик, прогнозирующий ситуфцию, но в данный момент не желающий привлекать внимание

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

 

ИГРЫ!!!!

 

Сосиска кетчуп кока-колла

 

 

 «Карабас»

Для проведения игры детей расса-живают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых ру-ках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». = та же фигня в шеренгу

 

Семейная фотография

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «де-душка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной.

Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руко-водства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределени-ем ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

 

Ехали цыгане

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер –на данный момент главный лидер – организатор в отряде стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса,телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший ”, но с претензиями на лидерство.

Пассажиры – основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

 

Школа вожатых «Команда Орленка»

"Временное детское объединение (ВДО): сущностная характеристика и специфика деятельности. Лидерство в ВДО. Детское со-управление (структура ОСУ в д/л «Олимпийский»)."

Структура занятия:

Приветствие: 5 минут

Теория: 40-45 минут

Перерыв: - 5 минут

Игры на выявление лидера: 40-45 минут

Вопросы: 10-15 минут

 

Приветствие:

 

 

Теория: Все просто, это как матрешка: начнем с того, что есть лагеря, сами здания (жилой корпус, столовая, медпункт и прочее), есть администрация и методисты, которые разрабатывают смены, на которые приедут дети. Дальше есть непосредственно педагогический коллектив каждого отдельно взятого лагеря в Орленке, есть вожатские пары, каждый вожатый в отдельности. Далее к вожатым приезжают разные дети со всей страны и благо, их распределяют в отряды по возрасту! Получается отряд, временное детское объединение или коллектив (ВДО или ВДК), который состоит из отдельных личностей в начале смены, и с вашей или божьей помощью на выезде вы получаете компании лучших друзей, любовные парочки, просто классную команду. 

 

Раз нужно что-то записывать для экзамена, поэтому давайте дадим определение ВДО, как свободного объединения автономных личностей, направленного на создание ситуации выбора, развитие способности выбирать при наличии информации, необходимой для самоопределения участника этого коллектива.

 

Вот по такому определению можно сказать о главных моментах обеспечения Вожатым ВДО – каждый должен получать информацию, необходимую для принятия самостоятельного решения.

 

Особенности ВДО:

  • кратковременность его существования;
  • автономность существования;
  • насыщенность и многообразие общения, отношений и деятельности;
  • интенсивность процессов развивающего общения, многообразие и вариативность взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми в разнообразных видах деятельности;
  • принятие членами ВДО ценностно-ориентированных форм и норм поведения, отношений и деятельности в контексте социокультурного пространства;
  • высокая эмоциональность и окрашенность жизнедеятельности ВДО детского лагеря.

 

ВДО выполняет ряд специфических педагогических функций:

  • воспитательную, обеспечивающую педагогическое взаимодействие детей и взрослых в реализации содержания программы;
  • оздоровительную, направленную на сохранение, профилактику и совершенствование физического, социального, психического и интеллектуального благополучия и оздоровления ребёнка;
  • коммуникативную, направленную на показ культурных образцов отношений и общения в различных видах деятельности;
  • познавательно-преобразовательную, являющуюся отражением мотивационной сферы и ожиданий ребёнка от пребывания в лагере; изменений, происходящих с ребёнком под влиянием содержания программы детского лагеря в системе дополнительного образования.

 

Педагогическое руководство процессами жизнедеятельности ВДО, направленно на:

  • создание воспитывающей среды на основе законов и традиций, благоприятной для развития мотивационной сферы личности ребенка;
  • развитие самоуправления детей как условия для культурных и социальных проб подростков;
  • педагогическое программирование, планирование и отбор средств педагогической деятельности в рамках педагогической программы, побуждающих подростков к самореализации в системе отношений и разносторонней деятельности, повышающих их эмоциональную удовлетворённость от процесса жизнедеятельности в детском лагере.


Всё это создает своеобразную атмосферу жизнедеятельности временного коллектива.

Во-первых, временные границы существования придают особый динамизм деятельности и общения («день как жизнь»).

Происходит своеобразное «сжатие» во времени тех процессов, которые в постоянных группах идут несравнимо дольше. Темп, насыщенность и объём общения в ВДО (как правило, ничего подобного не было в предыдущем опыте большинства детей) становится своеобразным «рентгеном», просвечивающим отношения и личностные характеристики каждого члена этого коллектива (вожатый для подростков не становится исключением, его тоже постоянно «просвечивают», оценивают и «испытывают на прочность»).

Во-вторых, ВДО характеризует известная автономия: отрыв от семьи, школы и улицы. Всё это создаёт условия для единства воздействий, впечатлений, проведения единых педагогических требований. Вожатый обладает поистине уникальной возможностью влиять на индивидуальность каждого подростка, на формирование общественного мнения коллектива.

В-третьих, ВДО — это складывающийся, вновь формирующийся коллектив, находящийся всё время в динамике, в движении

 

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

Ориентиром в выстраивании работы с ВДО в ходе смены может служить модель американских психологов Г. Стенфорда и А. Роарка. Разработана она для школьного класса и базируется на выделении двух основных сфер развития группы – эмоциональной и деловой. Основной движущей силой развития в этом случае выступают противоречия между этими сферами, связанные с неравномерностью их динамики. Авторы выделяют 7 стадий.

 

Стадия ориентации Активное узнавание, дети присматриваются друг к другу, ко взрослым; формируются представления друг о друге. Образуются пары – это основная форма взаимодействия на этом этапе. Высок авторитет взрослого.

Стадия формирования групповых норм и отношений Название этапа говорит само за себя. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимый уровень дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее. Начинает складываться групповое самосознание. Возможно первое рассогласование эмоциональных и деловых отношений («на эмоциях» принимаем общие нормы, а действуем по-другому).

Стадия конфликта: - исчезает «эффект новизны», требуется интересная и осмысленная деятельность; - познакомившись с условиями и «почувствовав вкус» к интересной активной деятельности, ребята хотят продолжить осуществлять ее, но переоценивают свои возможности, свои организаторские и исполнительские знания и умения; - проявляется стремление решать все проблемы самостоятельно, без помощи взрослого, но при этом ребята не могут поделить между собой лидерскую позицию и ответственность, сферу влияния; - возникает много внутренних межличностных конфликтов – это сигнал возникновения общей проблемы в детском объединении.

Стадия сбалансированности: - более открытое и конструктивное общение, - появление элементов групповой солидарности и сплоченности; - взаимопомощь, поддержка, атмосфера творчества и сотрудничества; - успешная совместная деятельность.

Стадия делового сплочения: - чувство «Мы», забота всех о коллективе, сплочение; - интеграция индивидуальных и групповых целей, причем ведущими становятся познавательные интересы; - деловая сфера преобладает над эмоциональной; - появляется множество новых идей и проявляется тщательность в их разработке; - аналитичность, переоценка и переработка прежних планов;

Стадия эмоционального сплочения: - преобладание эмоциональной сферы; - тесные межличностные контакты; - переоценка групповых норм; корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействия; - больше ценится процесс общения в деятельности, нежели результат.

Стадия «актуализации» (высший этап групповой зрелости): - гармония в развитии эмоциональной и деловой сфер; - высокая сплоченность, открытость к проявлению и разрешению конфликта; - расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработан общий взгляд на проблему

 

 

В «Орлёнке», как и в другом образовательном учреждении, у воспитателей есть право выбирать и использовать в работе с ребятами различные методики и технологии. Но есть важный принцип, соблюдение которого всеми педагогами создаёт тот особенный способ, или даже стиль работы с детьми, который называют «орлятской» методикой – принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Мы – вместе:

вместе планируем

вместе готовим

вместе проводим

вместе анализируем.

 

При этом что-то берут на себя взрослые – заранее, до начала смены, продумать её идею и интересные события, подготовить игры и занятия. Что-то делается совместно – обсуждается предложенный взрослыми план на смену, ребята дополняют его своими предложениями и инициативами; каждый день принимаются решения, как лучше организовать какой-то момент жизни в лагере; готовятся и проводятся общелагерные дела; подводятся итоги дня и всей смены. А в чём-то, например, в подготовке отрядных дел и разработке проектов, больше ответственности берут на себя подростки. Совместная деятельность детей и взрослых может быть не только групповой или коллективной, ведь бывают ситуации, когда индивидуальная поддержка педагога в обдумывании или воплощении какой-то идеи нужна одному конкретному ребёнку.

 

Важным элементом такого способа работы с ребятами является детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности детского объединения, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решений для достижений групповых целей. Дети в каких-то ситуациях пробуют себя в роли взрослого, накапливают опыт преодоления трудностей, развивают чувство ответственности за свои действия, за благополучное состояние других. Слово «сами» не подразумевает полного бездействия педагога, его позиция – помогать, консультировать, советовать, давать необходимую информацию. В лагере очень мало таких ситуаций, когда ребята могут быть абсолютно самостоятельны, ведь условия жизнедеятельности для ребят здесь новые, непривычные, а взрослый несёт ответственность за их жизнь и здоровье. Поэтому вместо слова «самоуправление» иногда используют «соуправление».


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.