Социально-психологические аспекты работы с детским коллективом. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Социально-психологические аспекты работы с детским коллективом.

2019-08-07 625
Социально-психологические аспекты работы с детским коллективом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ШКОЛА ВОЖАТЫХ

            

 

Целью  проведения «Школы вожатых» коллектив считает формирование отряда вожатых, получившего всестороннюю подготовку по организации работы с детским коллективом, способного к самостоятельной творческой деятельности в условиях проведения смены лагеря.

 

Работа «Школы» может быть условно разбита на несколько направлений:

- социально-психологические аспекты работы с детским коллективом;

- методика организации работы с детским коллективом;

- организация работы с детским коллективом по обеспечению профиля смены.

                         - техника безопасности при организации массовых мероприятий

- место профильной смены в деятельности Центра.

 

Социально-психологические аспекты работы с детским коллективом.

Подготовка вожатского отряда начинается с проведения психологической диагностики каждого члена коллектива, которая может помочь решить задачи:

- корректировки личностных качеств и на основе этого формирования комфортной психологической обстановки в коллективе, необходимой для более успешной работы в условиях профильной смены;

- раскрытие личностного и творческого потенциала каждого члена вожатского отряда;

- формирование начальных навыков психологической работы с подростками, необходимых для успешного решения задач начального этапа формирования детского коллектива, выхода из конфликтных ситуаций и других.

 

Методика организации массовых мероприятий.

Принципиально важное значение для качественной подготовки вожатского состава является умение активного взаимодействия с детским коллективом по средствам совместной подготовки массовых мероприятий (во взводах и общелагерных). На первом этапе вожатые знакомятся с теоретическими основами проведения массовых мероприятий (игр, КТД, тренингов и др.). В дальнейшем под руководством опытных педагогов они на практике проигрывая различные виды мероприятий учатся грамотно и правильно их проводить.

 

Организация работы с детским коллективом по обеспечению профиля смены.

           Данное направление предусматривает подготовку инструкторов, способных самостоятельно проводить занятия в рамках профшкол и профчасов.

Для обеспечения работы школы вожатых по данному направлению привлекаются специалисты в различных областях, обусловленных профилем лагеря.

 

Техника безопасности при организации массовых мероприятий

Особое место в работе Школы вожатого занимает инструктаж по технике безопасности. В этот период вожатые-инструктора знакомятся и изучают нормативные документы регулирующие сферу охраны труда и техники безопасности.

Инструктажи:

  • вводный инструктаж;
  • инструкция №1 (по пожарной безопасности);
  • инструкция №2 (по технике безопасности при использовании бытовых электроприборов и электробезопасности);
  • инструкция №3 (по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте);
  • инструкция №4 (по безопасному поведению в общественном транспорте);
  • инструкция №5 (по технике безопасности при перевозке автомобильным транспортом);
  • инструкция № 6 (по правилам поведения во время экскурсий);
  • инструкция № 7 (по правилам поведения во время спортивных мероприятий);
  • инструкция № 8 (по правилам поведения в экстремальных ситуациях);
  • инструкция № 9 (по правилам безопасного поведения на водоемах);
  • инструкция № 10 (при проведении полевых сборов и туристических походов);
  • инструкция № 11 (при проведении тренировочных занятий с применением альпинистской техники);
  • инструкция № 12 (по охране труда при пешем переходе);
  • инструкция № 13 (по охране труда при воздействии климатических условий);
  • инструкция № 14 (по безопасному поведению детейна объектахжелезнодорожного транспорта);

 

Методика организации массовых мероприятий

 

Игра

Игра -это самодеятельная форма творчества, самовыражения.

 

Педагогические требования (рекомендации) в

 процессе подготовки и проведения игр:

- игра не должна включать хоть малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей;

- игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих;

- ребята должны хорошо понимать содержание игры, ее правила, усвоить идею каждой игровой роли;

- игра по-своему содержанию, должна быть педагогична. Ее выбор зависит от возраста играющих, их физического развития, кругозора;

- при создании условий игры, определяющее правильное отношение ней со стороны детей. Надо беречь детскую выдумку, эмоции и переживания; 

- позиция вожатого в игре различна, но всегда активна;

- всегда надо начинать с простых игр, переходя в более сложные. Не следует разучивать сразу много игр;

- игры проводятся в кругу стоя или сидя.

 

Разновидность игр

 

  • На знакомство

(Снежный ком. (Первый называет имя следующий повторяет и называет свое и т.д.), Повтори-ка (Называет имя и делает движения все вместе повторяют), Одеяло, Расскажи-ка (делятся по двое, узнают др. др. рисуют и всем рассказывают))

 

 

  • На снятие напряжения в группах мальчик-девочка

(Апельсин (передать по кругу апельсин разными частями тела), Дорога в Рим (из вещей связать длинную веревку), Открытка (держась за руки всем пролезть в вырезаную открытку), Узелок (всем сцепиться за руки и, не распуская рук распутаться))

  • На командную работу

(Перестройка (в тишине строятся по размеру обуви, знаку зодиаку, и т.д.), Посчитать до… (в тишине хаотично посчитаться с зарытыми глазами), Puzzle, Орехи (рассмотреть свой орех смешать с остальными, затем найти свой и доказать)) 

  • На контактность

(Поздороваться носами (хаотично ходят и здороваются носами), Молекулы, Салки обнималки, Бесконечное кольцо)

  • На поднятие эмоционального фонда (Брейн-ринг, МПС, Хрю (по кругу хрюкают, передовая хрю), Хи-ха)
  • Подвижные игры

(эстафета (команды соревнуются на быстрое выполнение задания), русские народные (перетягивание каната, бой подушками и т.д.), спортивные (футбол, волейбол, города, и т.д.), военизированные (зарница, знамя, и т.д.))

  • Сюжетно- ролевые

(кругосветное путешествие, отношение в сказке, лидер, мафия)

  • Игры с залом

(бананы, ежики, дискотека, сердце красавицы)

 

Роль и функции ведущего.

  • Ведущий должен быть человек, имеющий опыт организаторской деятельности с детьми.
  • Зачитать группе задания и правила в строго определенных формулировке, чтобы частник понял их.
  • При выполнении задания действует принцип: «разрешено все, что не запрещено.» (Но участники должны сами догадаться об этом.).
  • Ведущий во время упражнения остается нейтральным, не помогает группе. Она должна добиться сама.
  • Во время упражнения создает хорошие настроение и в необходимых случаях страхует участников.
  • При завершении упражнения организует его анализ (т.е. рефлексия).

 

Виды упражнений:

  • на доверие:

(коленочки, фотоаппарат, паровозик, солнышко.);

  • на снятие агрессии:

(пара ласковых, рисунок, фигура);

  • на сплочение коллектива:

(тюрьма, бревно, маркеры, кочки);

  • на экстрасенсорику:

(ладошки, мышелова, сколько нас).

 

Коллективно-творческие дела (КТД)

Изо всех дел самые важные коллективно-творчесие дела; познавательные, трудовые, спортивные, организаторские – это прежде всего частицы полнокровной общей жизни вожатых и ребят, действующих вместе.

КТД - коллективно-творческое дело- представляет собой непрерывный поиск лучших решений. Оно не только выполняется, но и организуется, сообща задумывается, планируется, оценивается.

 

КТД оргпериода

 

  1. Газета (визитная карточка отряда, на бумаге).
  2. Визитка отряда (творческое выступление на сцене, представление отряда).
  3. Вертушка знакомств (игра по этапам, где ребята знакомятся с базой лагеря и его жителями, т.е. что, где находится и с людьми этой базы).

 

КТД основного периода

Основной период занимает большую часть смены на 7-10 дней смены. Это пора реализации всех основных задач смены.

 

Цели и задачи основного периода:

- поддерживать работу органов самоуправления в лагере, отряде;

- обеспечить возможность самореализации каждому ребенку (учитывая интересы и склонности) в «открытых пространствах»;

- развивать традиции в жизни отряда, лагеря.

 

 

В этот период проводятся основные мероприятия: КТД, отрядные и межотрядные дела. Отрядные дела не дублируют общелагерные, но и не должны идти в разрез им.

 

  1. Познавательные КТД - участники делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями о той или иной стороне окружающей их жизни (академия «веселых наук»; аукцион знаний, вечер веселых задач, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина, интеллектуальный футбол, «лестница слов» и т.д.).
  2. Литературно-художественные КТД -вечер сказок, театор пантомимы, мод, картин, и т.д.
  3. Досуговое КТД -день рекордов Гиннеса, музыкальный киоск, вечер веселых вопросов, аукцион забав, и т.д.

 

Заключительный период

  В этот период вы должны сосредоточить все свое внимание на своем отряде. Дети стали чуть возбужденнее, чуть болтливее, чуть более раскованными. Главной ценностью становится неформальное общение.

           Проводятся огоньки прощания- это последнее коллетивное дело. Важно вспомнить самые интересные дни и часы, поблагодарить всех, обменятся адресами, спеть любимые песни.

           Смена лагеря заканчивается красивым праздником. Он должен быть ярким и запоминающимся. К его подготовке должны быть привлечены все дети. В нем должны проявиться все раскрывшиеся таланты. Это может быть большой галла концерт, веселый КВН, т.п.

Диагностические процедуры

Опросник

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с                 удовольствие углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

         А. Радуются выполненной работе;

         Б. С удовольствием работают в коллективе;  

         В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляется возможность;

         Б. Были верны и преданы мне;

         В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

         А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

         Б. На кого всегда можно положиться;

         В. Кто может много достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

          А. Когда у меня, что – то не получается;

          Б. Когда портятся отношения с товарищами;

          В. Когда меня критикуют.

8. По – моему хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

          Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

          В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

          А. Проводить время с друзьями;

          Б. Ощущение выполненных дел;

          В. Когда меня за что - нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

          А. Добился успеха в жизни;

          Б. По – настоящему увлечен своим делом;

          В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

          А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

     Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности

     ученика;

           В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с

           людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего

я использовал бы его:

            А. Для общения с друзьями;

            Б. Для отдыха и развлечений;

            В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

            А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

             Б. У меня интересная работа;

             В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

             А. Другие люди меня ценят;

             Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной

             работы;

             В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили бы написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

             А. Рассказали бы о каком - либо интересном деле,

             связанной с учебой, работой, спортом, в котором мне

             удалось участвовать;

             Б. Написали о моей деятельности;

             В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я

             работаю.

16.Лучше всего я учусь, если преподаватель:

              А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

              Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем,

17.  Для меня нет ничего хуже, чем:

             А. Оскорбление личного достоинства.

             Б. Неудача при выполнении важного дела;

             В. Здравый практичный ум и смекалку.

18. Больше всего я ценю:

             А. Успех

             Б. Возможности хорошей совместной работы;

             В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

             А. Считают себя хуже других;

             Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

             В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

             А. Работаешь над важным для всех делом;

             Б. Имеешь много друзей;

             В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

 

21.По – моему, руководитель прежде всего должен быть:

             А. Доступным;

             Б. Авторитетным;

             В. Требовательным.

22.В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

              Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

              В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы к меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

              А. Дирижером;

              Б. Композитором;

              В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

              А. Придумать интересный конкурс;

              Б. Победить в конкурсе;

              В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

              А. Что я хочу сделать;

              Б. Как достичь цели;

              В. Как организовать людей для достижения цели;

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

               А. Другие были им довольны;

               Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

               В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27.Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

               А. В общении с друзьями;

                Б. Просматривая развлекательные фильмы;

                В. Занимаясь своим любимым делом.

 

 

           Обработка результатов:

           Записанные в бланке для ответов буквы, соответствуют той или иной направленности. Это соответствие отражено в ключе. С помощью ключа определяем, какую из направленностей выбрал испытуемый в каждом из утверждений как наиболее подходящую (2 балла), и как наименее подходящую (0 баллов).Направленности, которая осталось невыбранной, присваивается 1 балл.

 

Ключ к опроснику.

 

№ п/п Я О Д
1 А В Б
2 Б В А
3 А В Б
4 В Б А
5 Б А В
6 В А Б
7 В Б А
8 А Б В
9 В А Б
10 А В Б
11 Б В А
12 Б А В
13 В А Б
14 А В Б
15 Б В А
16 А В Б
17 А В Б
18 А Б В
19 А Б В
20 В Б А
21 Б А В
22 Б А В
23 В А Б
24 Б В А
25 А В Б
26 В А Б
27 Б А В

 

Бланк для ответов

 

Больше всего Меньше всего
1    
2    
3    
26    
27    

 

 

         Полученные баллы суммируются, после чего определяется ведущая направленность.

Бланк для подсчет баллов

 

«Я» направленность на себя «О» направленность на общение «Д» направленность на дело
1      
2      
3      
26      
27      
сумма      

 

 

Второй этап. Аналитический

Включает в себя обработку результатов тестирования. Предварительные выводы на основе полученных результатов диагностики. Внесение корректив в первоначальный план занятий.

 

Третий этап.

Занятия в форме групп общения.

При проведении занятий используются методы, специфичные для групповой формы активного обучения: психотехнические игры, ролевая игра, групповое обсуждение, обратная связь, дискуссия. Использование данных методов позволяет создать

- условия для продуктивного и коммуникативного взаимодействия,

- условия для эмоционального единения группы,

-  вступлению вожатых в контакт,

- осуществлению группового взаимодействия,

- формированию групповой сплоченности 

Цели занятий:

1. Формирование навыков партнерского общения, умения проявлять гибкость в условиях совместного принятия решения;

2.  Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

3. Развитие социальной восприимчивости, умение выслушивать другого человека.

4. развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

Структура занятия:

1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, повышению сплоченности.

2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания.

Рефлексия занятия.

Четвертый этап. Рефлексия

Включает в себя подведение итогов всех занятий в форме зачета.

 

По материалам сайта www.camps.ru

ШКОЛА ВОЖАТЫХ

            

 

Целью  проведения «Школы вожатых» коллектив считает формирование отряда вожатых, получившего всестороннюю подготовку по организации работы с детским коллективом, способного к самостоятельной творческой деятельности в условиях проведения смены лагеря.

 

Работа «Школы» может быть условно разбита на несколько направлений:

- социально-психологические аспекты работы с детским коллективом;

- методика организации работы с детским коллективом;

- организация работы с детским коллективом по обеспечению профиля смены.

                         - техника безопасности при организации массовых мероприятий

- место профильной смены в деятельности Центра.

 

Социально-психологические аспекты работы с детским коллективом.

Подготовка вожатского отряда начинается с проведения психологической диагностики каждого члена коллектива, которая может помочь решить задачи:

- корректировки личностных качеств и на основе этого формирования комфортной психологической обстановки в коллективе, необходимой для более успешной работы в условиях профильной смены;

- раскрытие личностного и творческого потенциала каждого члена вожатского отряда;

- формирование начальных навыков психологической работы с подростками, необходимых для успешного решения задач начального этапа формирования детского коллектива, выхода из конфликтных ситуаций и других.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.