Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-08-07 | 218 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Портрет солидаризма 2007 =Сендеров
УДК 321 ББК 66.01 П60
Портрет солидаризма. Идеи и люди. Сост. В.А. Сендеров. — М.: Посев, 2007. — 320 с.
ISBN 978-5-85824-173-7
Социализм или капитализм? История XX века прошла не только под знаком попыток выбрать в качестве передового и прогрессивного одно из этих двух зол. Минувший век — еще и время напряженного поиска «столбовой дороги» между двумя крайностями. Поиска Третьего пути.
Эта книга — о теоретическом и практическом опыте, который и посейчас остается невостребованным. О достижениях и неудачах в поиске Третьего пути. О том, что сегодня так необходимо России.
Составитель В.А. Сендеров
Литературная редакция Е.Ю. Моховой
Корректор Е.Ю. Мохова Компьютерная верстка В.А. Согласновой
Издано в сотрудничестве с Possev-Frankfurt/Main
© 2007 Некоммерческое партнерство Издательское, исследовательское и просветительское
содружество «Посев»
127051 Москва, ул. Петровка, 26, стр. 2, кв. 96 Тел./факс: (495) 625 9248 E-mail: posevru @ online. ru
Подписано в печать 30.01.2007. Формат 60x88 1/16. Бумага офсетная №1. Печать офсетная. Печ. л. 20,0. Тираж 1000 экз. Заказ 4906.
Отпечатано с готового оригинал-макета
в ФГУП "Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ",
140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел. 554-21-86.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................7
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ СОЛИДАРИЗМА..................15
Основы социальной концепции Русской
Православной Церкви............................17
Фотиев К.В. Солидаризм и христианство................73
ГИНС Георгий Константинович..........................77
Гинс Г.К. Руководящая идея нашего века................79
Гинс Г.К. Настоящее и будущее солидаризма.............98
Гинс Г.К. Современный капитализм и предстоящая
|
эпоха (Философия солидаризма)...................101
БИЛИМОВИЧ Александр Дмитриевич....................119
Цветков В.Ж. Экономист Белой России
(Профессор А.Д. билимович).....................121
Бшшмович А.Д. Революция, большевики и хозяйство
России......................................125
Бшшмович А.Д. Марксизм...........................134
РЕДЛИХ Роман Николаевич............................141
Штамм А.Ю. Постигавший истину
(Памяти Р.Н. Редлиха)..........................143
Воробьев Р. Философские основы национально-трудового солидаризма..........................150
Редлих Р.Н. Национализм и солидаризм................159
ПОРЕМСКИЙ Владимир Дмитриевич.....................169
Пушкарев Б.С. Жизнь, отданная России
(Биография В.Д. Поремского).....................171
Владимирский Д.В. Солидарность и борьба..............175
СОЛИДАРИЗМ НА ЗАПАДЕ...........................181
Неллъ-Брейнинг О. фон.
Солидаризм — идея для послетоталитарной России (Интервью журналу «Посев»).....................183
Шлезингер А.
Идеалы и идеология............................201
ЛЕВИЦКИЙ Сергей Александрович......................207
Тюренков М. Русский философ-солидарист
(К 95-летию С.А. Левицкого).....................209
Левицкий С.А. О духовной генеалогии солидаризма.......213
Левицкий С.А. О духовных основах солидаризма.........219
Левицкий С.А. Соблазн историзма....................227
ВОЩИНИН Игорь Владимирович.......................237
Вощинин И.В. Солидаризм и философия...............239
Вощинин И.В. Социальная философия солидаризма.......248
Вощинин И.В. Биологический аргумент................258
ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ........................264
Пушкарев Б.С. Российский Солидаризм: вчера
и сегодня....................................265
СветовА.С. Опыт осмысления идеологии солидаризма.... 281
Помогаев В.В. Истоки национально-трудового строя
русского солидаризма..........................286
Сендеров В.А. Солидаризм — третий путь Европы?.......300
ПРЕДИСЛОВИЕ
7 «Должно ли мировое хозяйство быть всемирной эксплуатацией или всемирной организацией? Должен ли Цезарем этой грядущей Империи стать миллиардер или чиновник в мировом масштабе? <...> Это решающий вопрос не только для Германии, но для мира, и он должен быть разрешен в Германии для всего мира: должна ли в будущем торговля управлять государством или государство торговлей?»
|
Так около ста лет назад прославленный немецкий культурфилософ Освальд Шпенглер сформулировал основные вопросы наступавшего века. Вопросы были риторическими. Автор нашумевшей книги-программы «Пруссизм и социализм» был убежден: он знает ответы на них. Мировому хозяйству надлежит быть — организацией, управлять должно — государство. Испокон века царящий в Германии дух единения, заветный прусский принцип: не каждый за себя, а все за всех — восторжествует, ко благу всего мира, над бездушным англо-американским индивидуализмом.
Но вот социализм победил, Гитлер пришел к власти. И тут философ, глядя на победителей, стал писать уже совсем другое.
«Если посадить обезьяну за рояль играть Бетховена, она лишь разобьет клавиши и разорвет ноты. Они не поняли идей — для этого нужны мозги... Они их растоптали, поругали, опорочили...»
Идеал был хорош — да вот реализация...
И пророчества мыслителя, и эволюция его взглядов под влиянием их исполнения прообразовали — причем, как видим, довольно точно — происходившее в XX веке отнюдь не только в Германии. Либерализм или социализм! Как личности, включая и ярчайшие, так и целые народы, шарахаясь от одной из этих крайностей, кидались в другую. Но грозно и весьма быстро вставал новый вопрос: не хуже ли избранная панацея и самой болезни?
Изменилось ли что-либо сегодня, столетие спустя? Оставим в стороне опыт социал-демократии — сомнительный и, уж во всяком случае, лишь в достаточно богатых странах имеющий шансы на недолгий успех. В остальных же странах, и прежде всего у нас, миллионы людей с новой убежденностью выносят приговор обоим «измам».
Конечно, по справедливости, с призываниями чумы на оба дома солидаризоваться нельзя. Не стоит забывать и о том, что сегодня стало уже для нас привычным и самоочевидным: под «крышей» лишь одного из этих «домов» — либерального — любые проклятия ему не влекут за собой, как минимум, долголетнего изъятия проклинающего из жизни.
7 Но что
8 же делать? Быстрое забывание нашими гражданами вчерашних реалий психологически вполне естественно: людям, неожиданно лишенным даже нищенских подсоветских социальных благ, нелегко внушить хотя бы простейшие понятия о демократии и свободе...
|
Есть ли все-таки выход из заколдованного круга? Появлялся ли за этот век где-либо, между двумя канавами-пропастями — хоть на время выхода из кризиса — устойчивый и надежный третий путь!
«...Ну и что во всем этом нового? Подумаешь: что-то взяли слева, а что-то — справа...» Предметом подобной высокомерной критики центристские социальные и политические учения становятся неизбежно, всегда. Положим, критика часто несправедлива: например, западноевропейская версия объекта рассмотрений настоящей книги — солидариз-ма — базируется вовсе не на механическом соединении «правого» с «левым», а на социальной доктрине Католической Церкви. Но дело даже не только в этом: солидаризм никогда и не претендовал на взятие каких-либо заоблачных философских высот. По самой природе своей он никогда не стремился к созданию округлых и законченных, как правило тоталитарных, структур и форм. «Солидаризм никому не обещает земного рая. Но он идет, чтобы остановить ад». Так не раз повторяли и теоретики, и практики — европейские и российские солидаристы.
За истекший век с небольшим солидаризм зримо являлся на европейской социально-политической арене трижды. И уже в первом из этих явлений с главной своей задачей — остановки ада — учению справиться вполне удалось.
Что все мы знаем — хотя бы в самых общих чертах — об истории Франции последних двух с половиной столетий? Почти до конца XIX века страна бьется в смертоубийственных революционных судорогах. Потом наступает малоизвестная нам полоса: на рубеже веков ничего всемирно значимого там вроде бы не происходит. И наконец перед нами предстает Франция XX века — одна из наиболее развитых и благоустроенных европейских стран.
Чтобы понять происшедшую метаморфозу, надо внимательно присмотреться именно к французской внутренней жизни рубежа веков.
Солидаристские учения возникли во Франции еще в первой половине XIX века; однако особого успеха они не имели. Страна находилась во власти глобальных утопий, во всю мощь звучали лозунги «свободы», «равенства», «братства», «классовых боев» — на фоне всех этих громких слов «пресные» солидаристские призывы воспринимались как-то невыигрышно. Но время шло. Слова оставались словами, и никакого
|
9 подлинного равенства и свободы они людям так и не приносили. В 1854 году возникает новая школа французского солидаризма — школа Шарля Ренувье; к нему прислушиваются уже много внимательнее, чем к его предшественникам.
Конец же XIX века во Франции связан с именем Леона Буржуа — юриста по образованию, автора многочисленных работ по вопросам права, социологии и экономики. Л. Буржуа был в правительстве министром народного просвещения, юстиции и иностранных дел, а в 1895 году стал председателем Совета министров страны.
Базой деятельности Буржуа стала разработанная им теория социального контракта — одна из ведущих теорий французского солидаризма. Взаимные обязательства и сотрудничество различных слоев, договор между обществом и государством, координирующая роль последнего... Не революционные утопии, а именно такие простые и трезвые представления надолго обеспечивают, будучи последовательно реализованы, благосостояние и устойчивость стран.
Следующий солидаристский опыт оказался уже другого рода: идеи солидаризма взял на свое вооружение итальянский фашизм.
Этот выбор, в сущности, очень легко объясним. Чисто итальянское явление — фашизм — не совсем справедливо стало именем нарицательным для зловещих тоталитаризмов прошлого века. В своем «антилиберально-антикапиталистическом» движении Муссолини и его соратники не собирались заходить слишком далеко, поэтому они и избрали в качестве оптимальной для себя умеренную центристскую доктрину.
Авторитет «дуче» в стране был бесспорным. Теоретическая база итальянской версии солидаризма («корпоративизма») была чрезвычайно сильна. Так, одним из интеллектуальных лидеров движения сделался В. Парето — последователь О. Конта, Э. Дюркгейма, Л. Дюги. Сегодня Парето известен не только как создатель корпоративной теории общества, специалисты знают его и как автора первых математических моделей экономических и общественных процессов.
Кажется, у итальянского солидаризма были все шансы на успех. И все же из эксперимента ничего не получилось: осуществляемая государственными «уполномоченными» хозяйственная централизация сплошь и рядом оказывалась жестче достаточно умеренной политической диктатуры в стране. И сегодня, имея перед глазами весь опыт минувшего столетия, причину этой неудачи нетрудно понять. Солидаризм требует сотворчества, свободного сотрудничества различных общественных слоев. Шансы его на успех неразрывно связаны если не с
10 демократией (в «стандартном» значении этого слова), то уж во всяком случае — с безусловной личностной свободой.
|
На принципах демократии и свободы и базировался очередной, третий по счету опыт европейского солидаризма.
Послевоенное немецкое «экономическое чудо» принято объяснять трудолюбием и организованностью народа. Это важные причины, но все-таки их недостаточно: подобные качества немцев и сегодня ведь никуда не исчезли; однако... Немецко-австрийское чудо невозможно понять без учета еще одного, действовавшего именно в послевоенной духовной и политической реальности существенного фактора.
Есть различия, уже на языковом уровне проявляющие себя достаточно ясно. За послевоенным экономическим устройством ФРГ прочно закрепился термин «социальное рыночное хозяйство». Но попробуйте применить этот термин, скажем, к американской «рейганомике» — сам язык сразу почувствует фальшь.
Базой послевоенного подъема демократической Германии стал со-лидаризм. И это вполне естественно. Ведь немецкие национальные особенности, специфические черты как характера народа, так и его исторического развития не выдуманы культурфилософами — они действительная реальность. Но попытка двигаться в ан/иылиберальной колее привела страну к катастрофе. Германия нашла себя на нелиберальном — однако «параллельном» либеральному, сопряженном с ним пути.
Конечно, солидаризм сумел сыграть в Германии свою благотворную роль не в качестве выкинутого лозунга, «клича». Его конкретные принципы тщательнейшим образом разработаны в пятитомном «Учебнике национальной экономики» Генриха Пеша. Солидаристские подходы и идеи реализованы в конституции страны, в ее федеративном политическом, экономическом устройстве...
Поразительно — но этот впечатляющий опыт, этот путь мало рассматривается и изучается в сегодняшней России. Образец, модель чаемого нами «третьего пути» мы готовы искать где угодно — в экзотической Японии, а то и в тоталитарном коммунистическом Китае. Близкий же нам отнюдь не только географически европейский Запад однозначно ассоциируется у многих лишь с англо-американским (причем понимаемым почти всегда крайне примитивно и плоско) экономическим и политическим путем.
***
Такова (разумеется, очень вкратце) история европейского солидаризма последних полутора веков. Может показаться, что перед нами —
11 лишь чужой, заемный опыт: о каком, в самом деле, солидаризме в нашем кошмарном XX веке могла идти речь?
Однако это не так. Именно в поисках выхода из революционных тупиков российские мыслители закономерно обращались к солидари-стским идеям. Сам термин «солидаризм», оказавшийся выразительным и емким, ввел в русскую социологическую и экономическую терминологию Георгий Гинс — петербургский юрист, министр колчаковского правительства, профессор университетов Харбина и Беркли.
Белая эстафета была подхвачена — разумеется, уже в эмиграции.
Основанный в 1930 году в Белграде НТС — Народно-Трудовой Союз российских солидаристов — известен прежде всего как непримиримо антикоммунистическая организация. Непрекращавшаяся борьба НТС с большевизмом порождалась как каждодневной, ежеминутной неприемлемостью его, так и пониманием полной невозможности позитивной эволюции советской системы. Но что — вместо? Коммунистическую пирамиду нельзя перестроить — что же создавать вместо нее?
К какому выводу пришел НТС, ясно уже из приведенного выше полного названия нашей организации. Солидаристами эмигрантов-энтээсовцев сделала не только окружавшая их европейская действительность — не меньшее значение имели и духовные факторы. А они были «внутренними», российскими: серьезнейшая база для развития солида-ристского учения заложена в трудах Алексея Хомякова, Ивана Киреевского, Владимира Соловьева...
Среди изданий Народно-Трудового Союза есть серия «Библиотечка солидариста» — тонкая бумага, карманный формат. «Соборность и солидарность в философии братьев Трубецких», «Солидарность — идея будущего», «Парламентаризм и солидаризм», «Политическое самосознание древней Руси» — странные были названия у антисоветчины... Русская история, философия — в сжатом, адаптированном, по суровой конспиративной необходимости, пересказе... Статьи и разработки современных эмигрантских авторов-солидаристов...
Романом Николаевичем Редлихом — одним из лидеров НТС, учеником всемирно известного русского мыслителя С.Л. Франка — было переведено «Построение общества» — программная книга Освальда фон Нелль-Брейнинга, теоретика немецкого солидаризма и одного из отцов послевоенного экономического чуда... Все это набиралось мельчайшим шрифтом и с полным соблюдением правил конспирации засылалось в страну. Сегодняшнему молодому человеку нелегко, наверное, понять подобную фантасмагорию. Впрочем, власть, преследуя «братьев
12 Трубецких» и «древнюю Русь» как подрывную литературу, была по-своему абсолютно права: просветительская деятельность НТС оказывалась не менее опасна для нее, чем политические листовки и призывы.
В 1955 году во Франкфурте-на-Майне вышел и отдельный сборник статей «О солидаризме». Эта небольшая книжка давно уже практически недоступна читателю; некоторые материалы из нее мы использовали в настоящем сборнике.
Можно надеяться, что после всего сказанного нет необходимости долго объяснять причины издания предлагаемого читателю сборника. Действовавшая ранее в глубоком подполье российская часть НТС в 1987 году открыто заявила о себе. В 1990-е годы переместилось из Франкфурта в Москву и издательство «Посев». Все это способствовало активизации солидаристскои деятельности издательства и организации. Мы никогда не обольщались, разумеется, возможностями сколько-нибудь широкого обсуждения наших материалов в подкоммунистические времена; но важно было, выражаясь несколько выспренне, заронить зерно. С конца же 1980-х возможности резко расширились. Вначале пошло на спад преследование самиздата, энтээсовского в частности. Затем часть тиража журнала «Посев» стала печататься в России. (Хотя экземпляры, ввозившиеся из-за границы, все еще продолжали изымать! Правда, это уже практически не грозило тюремными сроками...) И наш журнал стал еще интенсивнее, нежели раньше, републиковать старые статьи по солидаризму, печатать новые — все чаще здешних, российских авторов.
***
Выпускаемый сборник избранных материалов — сегодняшний итог проделанной работы. Скажем несколько слов о его структуре.
Интерес к солидаризму, в различных версиях и значениях этого слова, в нашей стране резко растет; печатные и электронные материалы по солидаристскои тематике уже с трудом поддаются систематическому учету. Подобному росту интереса способствовало много разного: от выстраданной необходимости и искреннего желания разобраться до модной словесной шелухи и простых политических спекуляций. В рамках небольшого издания у нас нет возможности как-либо комментировать и оценивать этот процесс. Мы хотели лишь представить читателю неизменно исповедываемую нами христианскую версию солидаризма: по нашему убеждению, именно она для нашей страны ценна и перспективна.
13 Сборник открывает «Социальная доктрина Русской Православной Церкви». Название данного материала следует признать не вполне точным: перед читателем не сам изданный Московской Патриархией текст, а его адаптированная версия. В трех номерах «Посева» мы печатали упрощенный, приспособленный и к светскому пониманию вариант. Возможно, сделанная адаптация не вполне удачна; и уж совершенно точно, что работа по упрощению была не совсем простой. Но, с другой стороны, солидаризм, глубинно христианский в его сущностной основе, не требует от своих приверженцев личной религиозности. Он может быть и понятен, и полезен людям различных вероисповеданий (в том числе, и атеистического). Перед нами обычная для всей нашей культуры ситуация, обычная ее двойственность: христианская по фундаменту, она давно уже не является таковой по основному своему «массиву». Отсюда и проблема веры и культуры, и необходимость «перекидывать мосты». Человеку Классического Средневековья эта необходимость осталась бы непонятной; в наше время без мостов и адаптации не обойтись.
Первым вслед за фундаментом базовым «этажом» солидаристского учения являются труды известных русских религиозных и политических мыслителей: Н. Лосского, С. Франка, И. Ильина. Но эти труды неоднократно издавались; они широко известны сегодня в стране, и воспроизводить их мы не стали. Зато широко представлен следующий, менее известный читателю ряд имен, таких как Сергей Левицкий и Роман Редлих. Воспроизведенные нами статьи, от трудов Георгия Гинса до работ современных российских авторов, как правило, публиковались в различных печатных изданиях НТС; в последние несколько лет они были републикованы в журнале «Посев».
Отметим, что история некоторых материалов много ярче, чем это возможно аннотировать в кратком предисловии. Идеи российского солидаризма были под запретом и в Третьем Рейхе; но пропагандировались они НТС среди россиян как там, так и на освобожденных «от немцев и большевиков» территориях (о поразительном феномене существования таких территорий во время Второй мировой российская пресса начала писать лишь совсем недавно). Соответствующие исторические оговорки, могущие заинтересовать читателя, мы постарались сделать в примечаниях к книге.
Несколько особняком стоят два «иностранных» материала. Это большое интервью, данное журналу «Посев» О. фон Нелль-Брейнин-гом, а также статья известного американского историка Артура
14 Шлезингера — она была опубликована в еженедельнике «Saturday Review» и переведена для «Посева» нынешним председателем Совета НТС Б.С. Пушкаревым.
«Когда начался мировой экономический кризис, две идеологии господствовали в мире: laisser fair капитализма и марксистский коммунизм. Несмотря на все свои разногласия, обе эти идеологии были согласны в одном — перед миром стоит выбор: или — или. Как правые, так и левые догматики считали, что вопрос стоит предельно остро: или коммунизм, или капитализм — и что третьего пути быть не может. Абсолютисты классического капитализма и абсолютисты классического марксизма отрицали возможность для государства иметь достаточно власти, чтобы стабилизировать экономику, не имея в то же время столько власти, чтобы разрушить личную свободу.
Между тем на историческую сцену вышли президент Рузвельт и экономист Джон Майнард Кейнс <...> Рузвельт и Кейнс сделали то, что богословы правого и левого лагеря считали невозможным. Они проложили третий путь, они создали смешанное общество, они показали, что государство может иметь достаточно власти, чтобы обеспечить устойчивый социальный и экономический рост страны, не посягая в то же время на политические и гражданские свободы. Такая система не только не является нелогичной и обреченной, но, наоборот, в совмещении личной свободы и социального контроля обеспечивает наиболее солидный фундамент для будущего развития».
Так пишет бывший Особый советник при Президенте Кеннеди.
Но очередную большую тему — неоднозначности американского социального и экономического опыта, необходимости для России непредвзято присматриваться и к нему — мы смогли в этом сборнике лишь слегка затронуть...
Наконец, завершает сборник статья автора настоящего предисловия «Солидаризм — третий путь Европы?». Изначально она была опубликована в журнале «Новый мир» (2003). Название ее говорит само за себя. Хочется только лишний раз подчеркнуть, что Россию автор безусловно рассматривает как европейскую страну — в соответствии с традиционной имперской парадигмой ее исторического развития.
Вот, пожалуй, и все, что предварительно хотелось сказать о нашем сборнике. Следующее слово — за читателем.
Валерий Сендеров
15 ДУХОВНЫЕ
ОСНОВЫ
СОЛИДАРИЗМА
16 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви //
Посев. № 9. 2000. С. 26; № 10. 2000. С. 30; №11. 2000. С. 39.
Данный документ был принят Архиерейским собором 13-16 мая 2000 г. как руководство для церковных учреждений в их взаимоотношениях с государственной властью и светской общественностью. Однако он имеет познавательный и образовательный интерес для широкого круга читателей, в том числе и малознакомых с церковной мыслью. Объем оригинального документа 258 тысяч печатных знаков, потому мы печатаем его в сокращении, опуская, в основном, богословскую аргументацию и церковно-административные детали.
(Полный текст: http://mospat.ru/index.php?mid=90)
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!