История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-08-07 | 1367 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Юлтаевой Райли Рашитовны
Учителя начальных классов
Тема
«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»
2016-2020
Общие сведения по теме самообразования
ФИО Юлтаева Райля Рашитовна
1. Общая тема самообразования: « Совершенствование профессионального уровня учителя посредством наращивания у него знаний в новых методиках, приёмах и технологиях, применяемых в процессе обучения».
Индивидуальная тема: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»
2. Срок работы над темой: 5 лет
3. Когда предполагается закончить тему: 2020
4. Цель и задачи по теме:
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Задачи:
• провести теоретический анализ литературы по данной теме;
• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
• изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования
орфографической зоркости у учащихся;
• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих
формирование грамотного письма;
· приобретение учителем новых педагогических знаний;
· изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;
· изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;
· дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;
· обобщение и распространение своего педагогического опыта.
|
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.
И.Песталоцци
Тема: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»
Пояснительная записка
Федеральные Государственные стандарты для начальной школы приобрели юридическую силу. Сейчас стоит задача по реализации ФГОС нового поколения, в основе которого лежит развивающее обучение. Современный педагог должен сделать ставку на полноценное формирование и развитие креативного потенциала учащихся, поскольку именно творческая деятельность даёт возможность ребёнку занять позицию активного участника процесса обучения, реализовывать собственные жизненные замыслы, приобретать полноценные универсальные учебные действия, позволяющие самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.
Успех начатых преобразований напрямую будет зависеть от того, насколько изменится сам педагог, будет ли он соответствовать требованиям новых стандартов, сумеет ли организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она вооружила каждого ученика эффективным инструментом познания. Позволила учиться и переучиваться на протяжении всей жизни. Учитель должен увидеть способности каждого ученика и развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения профессионализма систематически прохожу курсы повышения квалификации по предмету, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
|
Цель и задачи по теме:
Цель: представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;
- определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;
- разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.
Обеспечить интеллектуальное развитие ребёнка
Развивать личностный потенциал учащихся
Формировать умение самостоятельно добывать знания.
Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.
Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Применение разнообразных форм работы в урочной и внеурочной познавательной деятельности с обучающимися. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по предметам начальной школы.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональные | 1. Изучать программу «Школа России» 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Пополнять личную методическую литературу. 4. Повышать квалификацию на семинарах для учителей начальных классов. 5. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов. 6. Разработать рабочие программы по предметам для 1-4 класса. 7. Обновить паспорт кабинета начального класса и вносить изменения. | В течение года Регулярно Регулярно По графику РОО Раз в 5 лет Август Сентябрь |
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | Регулярно |
Методическое | 1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по предметам. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в работе районного, школьного МО учителей начального класса. 4. Организовывать работу с одарёнными детьми и принимать участие в олимпиадах и конкурсах творческих работ. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Работать над созданием собственного банка лучших сценариев, уроков, интересных приёмов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района по теме самообразования. 10. Проводить предметные недели, конкурсы. 11. Работать над обобщением работы по теме. 12. Пополнять папки с материалами в помощь учащимся. 13. Принять участие в конкурсе «Мой лучший урок». 14. Изготовление праздничных газет, открыток к праздникам. | Регулярно Регулярно Регулярно Регулярно Регулярно Регулярно Регулярно Регулярно По графику По графику Регулярно В течение года Регулярно |
ИКТ | 1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Сбор и анализ в Интернете информации по предметам. 3. Использовать электронную почту для контакта с учителями начальных классов. | Регулярно Регулярно Регулярно |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. | 1. Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, РМО. 2. «Портфолио учителя» (мультимедийная презентация). 3. Проведение творческого отчёта на занятии ШМО учителей начальных классов. | В течение года Конец года |
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | 1. Создать условия для участия особо одарённых детей в конкурсах и олимпиадах разного уровня. 2. Добиваться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах на районном и республиканском уровне. 3. Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для участия на школьных и районных научно-практических конференциях. | В течение года |
Источники самообразования
|
|
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
· Курсы повышения квалификации
· Семинары и конференции
· Мастер-классы
· Телевидение
· Газеты, журналы
· Путешествия
· Видео, аудио информация на различных носителях
· Платные курсы
· Мероприятия по обмену опытом
· Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
· Интернет
Обоснование программы.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.
Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.
Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает:- во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы. (В настоящее время четко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая);- во- вторых, из-за неразработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
|
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника. Объектом исследования является процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на повышение орфографической грамотности.
Предметом исследования являются методические приемы обучения орфографии русского языка.
Направления, содержание и формы реализации программы.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определённой последовательности:
Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.
Списывание (основа проговаривания по слогам). Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ.
1. Прочитай слово или предложение.
2. Повтори его, не заглядывая в текст.
3. Подчеркни в слове или предложении все орфограммы
4. Прочитай предложение орфографически.
5. Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки..
6. Закрой текст. Начинай писать диктуя по слогам (орфографически) и подчеркни орфограммы.
7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся),. Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,
Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.
Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у учащихся необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом,мы вместе с детьми выделяем существенные отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:
1. Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?
2. Прочитай правило. Какие согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)
Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?
Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:
АЛГОРИТМ.
1. Определи место, где возникла орфографическая задача;
2. Какой группе правил относится данная орфограмма;
3. В какой части слова находится орфограмма;
4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
5. Определить в слове ударение;
6. Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;
7. Написать слово в соответствии с правилом.
При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе со мной находят необходимый способ решения орфографических задачи.
Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.
1. Прочитай пословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
2. Предлагаю составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»
Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).
3. Часто провожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.
4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
5. Провожу различные игры.
6.
Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п. ля, м. ря, с. ды.
Объясни, почему вставили такие буквы.
Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…
Часто использую следующие виды работ:
- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.
- При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их..
Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
- Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)
Учащиеся записывают пре6дложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.
Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.
- Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.
Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям, и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:
- Списывание слов с доски с пропуском букв;
- Работа в паре с последующей проверкой;
- Использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц. поговорок;
Начинаю во 2 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.
Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:
Имена, фамилии - Начинает буква
Клички, города – Важные слова:
Все с заглавной буквы Иванова Анна,
Пишутся всегда. Шуя и Москва.
Правописание ЖИ – ШИ
Лыжи. Мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи,
ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Мягкий знак – показатель мягкости.
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Станут «пенками» - «пеньки»,
«Уголками» - «угольки»,
Без него не написать.
Тридцать, двадцать, десять, пять
«Банька» в «банку» превратится,
Вот, что может получиться,
Вместо «шесть» получим «шест»,
Вместо «есть» получим «ест»,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.
На уроках использую:
Этапы реализации программы.
Первый этап — выяснительно-организацонный.
Цели: выяснить причины, проанализировать ошибки в работах. установить количественный состав слабоуспевающих и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.
1. В рабочих тетрадях у слабоуспевающих учеников пишутся слова с пропуском по орфограммам, а дети вставляют пропущенную букву.
2. Разработка для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.
3.. Разработка памятки «Работа над ошибками».
После всей проделанной работы были намечены следующие цели: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.
На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас
. На втором этапе — методико-отборочном — была поставлена задача: «С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?»
Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове: приучить к самоконтролю.
При решении орфографических задач постоянно ставились вопросы: «Какую букву надо проверить при письме и почему?», «Как вы это будете делать?», «Что надо сделать, чтобы написать верно?»
Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, знание правил орфографии и самоконтроль — условия, которые необходимы для выработки грамотного письма.
Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на этом этапе.
1. Волшебный квадрат (5х5). Этот квадрат лежит всегда на партах учеников на уроке русского языка. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом он легко обнаружит пропуск буквы», — объясняется ученикам.
Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.
2. На каждом уроке отводится 3-5 минут для дополнительного жужжащего чтения, а на уроках русского языка используется методика орфографического прогова ривания.
3. Алфавитные книжки.
4. Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем. Позднее можно предложить детям проговаривать только по слогам, называя четко каждое слово.
5. Письмо с комментарием, помогающее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению
предмет, признак предмета, который присущ данному предмету.
Третий этап — тренировочно-технологический.
Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.
На этом этане используется многократное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной 4)ОРМе• через любой другой дополнительный материал. Например:
• списывание слов с доски с пропуском букв;
• использование различных группировок (в устной и письменной форме):
• работа в паре с последующей взаимопроверкой;
• использование ребусов, кроссвордов, загадок;
• игра «Подскажи словечко...» и др. Формы работы, которые вводятся на этом этапе, различны:
• списывание с разнообразными заданиями;
• диктанты зрительные, с комментарием, объяснительные выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти;
• диктант «Проверю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке дает желаемый результат в этой работе;• диктант «Найди слова». Диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2-3 предложений;
• разнообразные творческие работы, цель которых — развитие связной речи и расширение запаса слов;
• свободные диктанты, изложения, сочинения, мини-диктанты.
Активно применяются таблицы памяти, памятки-опоры. В общем, каждый учитель должен знать, чем больше дети пишут на этом этапе, тем прочнее их навыки.
Следующий, четвертый этап — итогово- диагностический.
Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 диагностируемые орфограммы; равное количество слов на каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение: слова даются в тексте вперемешку).
При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.
Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются: 1) четкое планирование всей работы;
2) тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;,3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии со слабоуспевающими учениками; 4) постоянный контроль за усвоением орфограмм.
Орфографическая зоркость учащихся легко поддается учету, в отличие от фонематического слуха, критерии измерения которого пока не разработаны.
Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.
При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживания и опознавания орфограммы.
Ожидаемый результат.
Результатом работы считаю - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения, грамотно пишут.
Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся, может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
Понимание структуры орфографической зоркости у большинства учащихся оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.
Воспитание младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку – глобальная проблема современного образования, требующая специального рассмотрения и детальной проработки.
Главное лицо в учебном процессе - ученик. Усилия учителя направлены на то, чтобы он учился. Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Часто ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать. Если не научить ребенка учиться, то с первых же шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно угасят и его желание учиться.
Главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки.
Именно эта задача наиболее остро стоит перед учителем,т. е. учитель должен найти оптимальные пути ее решения.
Юлтаевой Райли Рашитовны
Учителя начальных классов
Тема
«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»
2016-2020
Общие сведения по теме самообразования
ФИО Юлтаева Райля Рашитовна
1. Общая тема самообразования: « Совершенствование профессионального уровня учителя посредством наращивания у него знаний в новых методиках, приёмах и технологиях, применяемых в процессе обучения».
Индивидуальная тема: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»
2. Срок работы над темой: 5 лет
3. Когда предполагается закончить тему: 2020
4. Цель и задачи по теме:
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Задачи:
• провести теоретический анализ литературы по данной теме;
• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
• изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования
орфографической зоркости у учащихся;
• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих
формирование грамотного письма;
· приобретение учителем новых педагогических знаний;
· изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;
· изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;
· дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;
· обобщение и распространение своего педагогического опыта.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!