Путь из варяг в люди. Очерки походной педагогики. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Путь из варяг в люди. Очерки походной педагогики.

2019-08-07 143
Путь из варяг в люди. Очерки походной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Путь из варяг в люди. Очерки походной педагогики.

Исходные данные

Место действия: тренинговая программа Лагеря навыка для детей Путь в Крыму, 4 смена. Время действия – конец июня, начало июля 2018 года.

Персонажи и действующие лица: походная группа Варяги под чутким руководством походного инструктора Олега Викторовича, а также наставников Алисы Семеновны и Дмитрия Юрьевича.

Варяги

Олег Викторович Дмитрий Юрьевич Алиса Семеновна

 

В очерке описаны некоторые стадии становления детского коллектива и отдельных характеров в нем в условиях горного похода. По ходу изложения будут отступления и ремарки об особенностях программы личностного роста Лагеря навыка, без которых некоторые термины и процессы непонятны читателю.

Сразу немного пояснений о том, что такое походные группы. С самого начала смены из ребят-участников формировались маленькие коллективы по 6-10 человек. К каждой такой ячейке прикреплялся один наставник. Дети сами выбирали к какому наставнику, и в какую группу они пойдут в течение подготовительного этапа смены, параллельно с прохождением тренировок и заданий.

Для похода две малые группы, каждая со своим наставником, объединялись и к ним добавлялся походный инструктор. Перед самым походом, выбор некоторых ребят корректировался наставниками, исходя из задачи добиться максимального личностного роста.

О чем это? Ну, например, если близкий друг или брат хорошо знает, что ожидать от своего товарища, он этими ожиданиями оказывает на него неосознанное психологическое давление, не дает раскрыться в полной мере, проявить себя в непривычных областях. Поход таким ребятам лучше пройти в разных группах, так толку будет больше. Или более прозаический случай – ребята хотят в одну группу, но при этом дурачатся и мешают другим, как только оказываются вместе.

Коррекция была и в том случае, если дети увлекались личными мотивами. Например, старшие ребята сколачивают сильную группу с целью пройти максимальное расстояние, доказать свою крутизну себе и окружающим. А хитрые наставники им в группу добавляют девочек и малышей. Раз вы такие богатыри – пожалуйста, поупражняйтесь в командной работе и взаимопомощи.

Вообще, все группы на программе Путь смешанные и по возрасту, и по полу участников. Это для того, чтобы старшие учились ответственности за младших, малыши тянулись за взрослыми ребятами, а мальчики и девочки осваивали традиционные гендерные роли.

Объединившиеся ячейки становились походной группой, которая на общем кругу выбирала себе название, вариант маршрута и цель похода. Общий круг – это такой недемократический инструмент решения коллективных задач.

Целью вставших в круг товарищей является не поиск компромисса с подчинением меньшинства большинству (в компромиссе все стороны проигравшие), а выбор решения, устраивающего всех без исключения участников круга.

На таком общем кругу наша походная группа выбрала себе имя «Варяги», маршрут протяженностью около 80 км по живописным местам плато Ай-Петри и Большого каньона, а цель похода – сделать фотоальбом уникальных видов Горного Крыма.

Почему, собственно, Варяги? Понятно, что каждая группа придумывает себе название исходя из темперамента, багажа знаний и чувства юмора ее участников. Кроме «Варягов» были на нашей смене и «Алмазные пятки» и «Северный ветер» с юмористическим и романтическим уклоном, соответственно.

Варяги – что-то такое суровое, непреклонное и воинственное. Но выбор такого название объясняется не повышенной суровостью участников, а тем, что в состав походной группы вошли двое ребят из Швеции. Об этих отважных иностранцах (которых вообще-то на смене было трое – брат и две сестры, но младшая Алена проходила поход в другой группе) еще будет сказано отдельно. Сначала ребята предложили из уважения к скандинавским гостям назвать группу «Викинги», но потом нашли русский синоним этого слова. На том и порешили.

Меня, как наставника, порадовало в этом решении ребят то, что мотив уважения к гостям оказался сильнее желания поприкалываться или самоутвердиться в названии группы.

Цель есть, маршрут понятен, название придумали. Еще один этап подготовки, важный для дальнейшего взаимодействия участников в группе – распределение походных должностей.

Ребятам предлагались стандартные варианты (командир, медик, летописец, костровой и т.д.), а они или соглашались с ними, или придумывали свои модификации.

На первый взгляд – простая задача, каждый выберет себе, что ближе и всё. Нет. Не всё. Здесь важна каждая мелочь. С этого момента начинает выстраиваться внутренняя иерархия группы.

Как и в любом коллективе, в нашей группе есть «прирожденные лидеры», «добросовестные исполнители», «пофигисты», «бунтари», «всегда виноватые» и много других персонажей с уже закрепленными социальными ролями.

Правильное распределение формальных должностей дает детям возможность изменить стереотипы поведения, заставить их выйти за пределы своей привычной социальной роли, поменять сначала свои привычки, а потом, может быть, и свой характер.

В случае нашей группы объективными лидерами были две девочки, причем у одной из них была явная потребность в конструктивном лидерстве, а у другой наоборот – в деструктивном. Старшие мальчики хотели руководить, но по их нынешнему состоянию не очень подходили для этих ролей.

Задача наставников и инструктора в части распределения должностей была многоплановой. Нужно было дать лидерам возможность порулить, не ущемляя их естественных потребностей. Надо было поправить гендерный дисбаланс – привлечь мальчиков к управлению, а девочек к его обеспечению. А еще постараться направить энергию негативных лидеров и бунтарей в мирное русло. И самое сложное – сделать все это так, чтобы у ребят не возникло ощущения, что за них всё решили взрослые.

По большей части это уравнение с множеством неизвестных было решено правильно, что и доказали дальнейшие события в походе. Почти все ребята остались довольны своими должностями. Обсуждение и предложения исходили в кругу именно от детей, взрослые только помогали им наводящими вопросами и вовремя высказанным собственным мнением.

Так у нас появился вместо ответственного за палатки – заместитель командира по безопасности и порядку, вместо фотографа – ответственный за цель экспедиции, а завхоз совмещал должность маэстро (музыкального руководителя).

И вот наконец, прошла линейка совместно с пришедшей с гор 3 сменой, нам переданы походные флаги и артефакт (какая-то особо ценная, заслуженная палка), все роли получены, походное оборудование выдано, рюкзаки собраны, их вес распределен в соответствии с возможностями участников.

 

 

 

День первый. Гроза.

Ура! Выходим! Цепочка мальчишек и девчонок в камуфляже с рюкзаками, подпрыгивающих на ходу от нетерпения, потопала по узким горным тропам.

В первый день никаких особых испытаний не планировалось. В смысле мы их не планировали. Короткий переход от лагеря до поляны лесника (Кордон Ай-Петри), примерно 5 км. Стоянка на поляне. Красивое место, есть колодец с холодной питьевой водой.

Решили с ребятами сразу синхронизироваться с природными процессами. Поход недельный, баня только один раз. Надо привыкать мыться холодной водой из горных рек и ручьев, поскольку гигиена превыше всего.

Так и сделали. Мальчишки с честью прошли это первое испытание, все попробовали облиться ледяной колодезной водичкой (да простит нас лесник за такое расточительство). Многие были в восторге, особенно младшие ребята. У девочек такого единодушия не было, но большинство тоже попробовали.

Разбивка лагеря, сытный ужин, лёгкий туман. Красота и покой. Дети долго шушукаются в палатках, делятся впечатлениями первого дня. А взрослые почуяли перемену в погоде, чуть накрапывающий дождик, и давай укреплять палатки дополнительными кольями и оттяжками. Вот тебе и мирная ночевка первого дня. Гроза идет. Да какая гроза. Штормовое предупреждение МЧС.

Стоянка на кордоне обширная, удобная. Недалеко от нас расположились две большие компании взрослых туристов с машинами и навороченными палатками. До 12 часов гитарный звон, бодрые голоса (в основном мужские). Немного мешают, ну да ладно, наши тоже еще не спят.

На всякий случай входим в контакт, объясняем, что у нас дети, узнаем, что компании планируют зависнуть тут до выходных (на три дня).

А в час ночи началось. Ветер усилился до половины ураганного, дождь хлещет как из ведра. Грохот стоит такой, что друг другу кричать приходится. Молнии долбят где-то неподалеку, судя по вспышкам и синхронному звуку. В общем всё по-настоящему, как хотели.

Взрослые и старшие мальчишки следят за палатками, чтобы не свалило ветром. Девчонки в палатках повизгивают в такт разрядам. Укрепляем колья. Успокаиваем детей, мол, это нормально. Гроза. Ночевка. Всё так и задумано.

Примерно в 2 ночи снимается со стоянки первая взрослая компания, побросав полусложенные палатки в кузов пикапа, катят домой. Ближе к утру, ветер так и не стихает, снимается вторая группа, машины тоже уезжают в темноту.

Делаю обход. А наши дети… спят. Заглядываю к малышам в палатку. Димка – самый младший участник, 8 лет, сонно поднимает голову.

- Это что? – спрашивает.

- Гроза, говорю.

- А-а.

И дальше спать.

Часов в пять гроза проходит. Обошли палатки. Протекло кое где, но дети все равно дрыхнут в мокрых спальниках.

Утро туманное, но без дождя. Сушимся. Завтракаем. Дети невыспавшиеся, при этом довольные. Делятся впечатлениями. Оказывается, что особо никто и не боялся, подумаешь – гроза.

Заходит лесник, удивляется, что мы не слиняли со стоянки. Говорит, что все, кто на ночь оставался здесь разбежались, кроме нас. Объясняет, что молнии действительно бьют где-то совсем рядом и непривычные люди в сильную грозу здесь реально пугаются.

Ребята оделись в камуфляж, готовятся под рюкзак. Лесник (одобрительно), – да у вас спецназ, с такими орлами и через Альпы можно!

 

Путь из варяг в люди. Очерки походной педагогики.

Исходные данные

Место действия: тренинговая программа Лагеря навыка для детей Путь в Крыму, 4 смена. Время действия – конец июня, начало июля 2018 года.

Персонажи и действующие лица: походная группа Варяги под чутким руководством походного инструктора Олега Викторовича, а также наставников Алисы Семеновны и Дмитрия Юрьевича.

Варяги

Олег Викторович Дмитрий Юрьевич Алиса Семеновна

 

В очерке описаны некоторые стадии становления детского коллектива и отдельных характеров в нем в условиях горного похода. По ходу изложения будут отступления и ремарки об особенностях программы личностного роста Лагеря навыка, без которых некоторые термины и процессы непонятны читателю.

Сразу немного пояснений о том, что такое походные группы. С самого начала смены из ребят-участников формировались маленькие коллективы по 6-10 человек. К каждой такой ячейке прикреплялся один наставник. Дети сами выбирали к какому наставнику, и в какую группу они пойдут в течение подготовительного этапа смены, параллельно с прохождением тренировок и заданий.

Для похода две малые группы, каждая со своим наставником, объединялись и к ним добавлялся походный инструктор. Перед самым походом, выбор некоторых ребят корректировался наставниками, исходя из задачи добиться максимального личностного роста.

О чем это? Ну, например, если близкий друг или брат хорошо знает, что ожидать от своего товарища, он этими ожиданиями оказывает на него неосознанное психологическое давление, не дает раскрыться в полной мере, проявить себя в непривычных областях. Поход таким ребятам лучше пройти в разных группах, так толку будет больше. Или более прозаический случай – ребята хотят в одну группу, но при этом дурачатся и мешают другим, как только оказываются вместе.

Коррекция была и в том случае, если дети увлекались личными мотивами. Например, старшие ребята сколачивают сильную группу с целью пройти максимальное расстояние, доказать свою крутизну себе и окружающим. А хитрые наставники им в группу добавляют девочек и малышей. Раз вы такие богатыри – пожалуйста, поупражняйтесь в командной работе и взаимопомощи.

Вообще, все группы на программе Путь смешанные и по возрасту, и по полу участников. Это для того, чтобы старшие учились ответственности за младших, малыши тянулись за взрослыми ребятами, а мальчики и девочки осваивали традиционные гендерные роли.

Объединившиеся ячейки становились походной группой, которая на общем кругу выбирала себе название, вариант маршрута и цель похода. Общий круг – это такой недемократический инструмент решения коллективных задач.

Целью вставших в круг товарищей является не поиск компромисса с подчинением меньшинства большинству (в компромиссе все стороны проигравшие), а выбор решения, устраивающего всех без исключения участников круга.

На таком общем кругу наша походная группа выбрала себе имя «Варяги», маршрут протяженностью около 80 км по живописным местам плато Ай-Петри и Большого каньона, а цель похода – сделать фотоальбом уникальных видов Горного Крыма.

Почему, собственно, Варяги? Понятно, что каждая группа придумывает себе название исходя из темперамента, багажа знаний и чувства юмора ее участников. Кроме «Варягов» были на нашей смене и «Алмазные пятки» и «Северный ветер» с юмористическим и романтическим уклоном, соответственно.

Варяги – что-то такое суровое, непреклонное и воинственное. Но выбор такого название объясняется не повышенной суровостью участников, а тем, что в состав походной группы вошли двое ребят из Швеции. Об этих отважных иностранцах (которых вообще-то на смене было трое – брат и две сестры, но младшая Алена проходила поход в другой группе) еще будет сказано отдельно. Сначала ребята предложили из уважения к скандинавским гостям назвать группу «Викинги», но потом нашли русский синоним этого слова. На том и порешили.

Меня, как наставника, порадовало в этом решении ребят то, что мотив уважения к гостям оказался сильнее желания поприкалываться или самоутвердиться в названии группы.

Цель есть, маршрут понятен, название придумали. Еще один этап подготовки, важный для дальнейшего взаимодействия участников в группе – распределение походных должностей.

Ребятам предлагались стандартные варианты (командир, медик, летописец, костровой и т.д.), а они или соглашались с ними, или придумывали свои модификации.

На первый взгляд – простая задача, каждый выберет себе, что ближе и всё. Нет. Не всё. Здесь важна каждая мелочь. С этого момента начинает выстраиваться внутренняя иерархия группы.

Как и в любом коллективе, в нашей группе есть «прирожденные лидеры», «добросовестные исполнители», «пофигисты», «бунтари», «всегда виноватые» и много других персонажей с уже закрепленными социальными ролями.

Правильное распределение формальных должностей дает детям возможность изменить стереотипы поведения, заставить их выйти за пределы своей привычной социальной роли, поменять сначала свои привычки, а потом, может быть, и свой характер.

В случае нашей группы объективными лидерами были две девочки, причем у одной из них была явная потребность в конструктивном лидерстве, а у другой наоборот – в деструктивном. Старшие мальчики хотели руководить, но по их нынешнему состоянию не очень подходили для этих ролей.

Задача наставников и инструктора в части распределения должностей была многоплановой. Нужно было дать лидерам возможность порулить, не ущемляя их естественных потребностей. Надо было поправить гендерный дисбаланс – привлечь мальчиков к управлению, а девочек к его обеспечению. А еще постараться направить энергию негативных лидеров и бунтарей в мирное русло. И самое сложное – сделать все это так, чтобы у ребят не возникло ощущения, что за них всё решили взрослые.

По большей части это уравнение с множеством неизвестных было решено правильно, что и доказали дальнейшие события в походе. Почти все ребята остались довольны своими должностями. Обсуждение и предложения исходили в кругу именно от детей, взрослые только помогали им наводящими вопросами и вовремя высказанным собственным мнением.

Так у нас появился вместо ответственного за палатки – заместитель командира по безопасности и порядку, вместо фотографа – ответственный за цель экспедиции, а завхоз совмещал должность маэстро (музыкального руководителя).

И вот наконец, прошла линейка совместно с пришедшей с гор 3 сменой, нам переданы походные флаги и артефакт (какая-то особо ценная, заслуженная палка), все роли получены, походное оборудование выдано, рюкзаки собраны, их вес распределен в соответствии с возможностями участников.

 

 

 

День первый. Гроза.

Ура! Выходим! Цепочка мальчишек и девчонок в камуфляже с рюкзаками, подпрыгивающих на ходу от нетерпения, потопала по узким горным тропам.

В первый день никаких особых испытаний не планировалось. В смысле мы их не планировали. Короткий переход от лагеря до поляны лесника (Кордон Ай-Петри), примерно 5 км. Стоянка на поляне. Красивое место, есть колодец с холодной питьевой водой.

Решили с ребятами сразу синхронизироваться с природными процессами. Поход недельный, баня только один раз. Надо привыкать мыться холодной водой из горных рек и ручьев, поскольку гигиена превыше всего.

Так и сделали. Мальчишки с честью прошли это первое испытание, все попробовали облиться ледяной колодезной водичкой (да простит нас лесник за такое расточительство). Многие были в восторге, особенно младшие ребята. У девочек такого единодушия не было, но большинство тоже попробовали.

Разбивка лагеря, сытный ужин, лёгкий туман. Красота и покой. Дети долго шушукаются в палатках, делятся впечатлениями первого дня. А взрослые почуяли перемену в погоде, чуть накрапывающий дождик, и давай укреплять палатки дополнительными кольями и оттяжками. Вот тебе и мирная ночевка первого дня. Гроза идет. Да какая гроза. Штормовое предупреждение МЧС.

Стоянка на кордоне обширная, удобная. Недалеко от нас расположились две большие компании взрослых туристов с машинами и навороченными палатками. До 12 часов гитарный звон, бодрые голоса (в основном мужские). Немного мешают, ну да ладно, наши тоже еще не спят.

На всякий случай входим в контакт, объясняем, что у нас дети, узнаем, что компании планируют зависнуть тут до выходных (на три дня).

А в час ночи началось. Ветер усилился до половины ураганного, дождь хлещет как из ведра. Грохот стоит такой, что друг другу кричать приходится. Молнии долбят где-то неподалеку, судя по вспышкам и синхронному звуку. В общем всё по-настоящему, как хотели.

Взрослые и старшие мальчишки следят за палатками, чтобы не свалило ветром. Девчонки в палатках повизгивают в такт разрядам. Укрепляем колья. Успокаиваем детей, мол, это нормально. Гроза. Ночевка. Всё так и задумано.

Примерно в 2 ночи снимается со стоянки первая взрослая компания, побросав полусложенные палатки в кузов пикапа, катят домой. Ближе к утру, ветер так и не стихает, снимается вторая группа, машины тоже уезжают в темноту.

Делаю обход. А наши дети… спят. Заглядываю к малышам в палатку. Димка – самый младший участник, 8 лет, сонно поднимает голову.

- Это что? – спрашивает.

- Гроза, говорю.

- А-а.

И дальше спать.

Часов в пять гроза проходит. Обошли палатки. Протекло кое где, но дети все равно дрыхнут в мокрых спальниках.

Утро туманное, но без дождя. Сушимся. Завтракаем. Дети невыспавшиеся, при этом довольные. Делятся впечатлениями. Оказывается, что особо никто и не боялся, подумаешь – гроза.

Заходит лесник, удивляется, что мы не слиняли со стоянки. Говорит, что все, кто на ночь оставался здесь разбежались, кроме нас. Объясняет, что молнии действительно бьют где-то совсем рядом и непривычные люди в сильную грозу здесь реально пугаются.

Ребята оделись в камуфляж, готовятся под рюкзак. Лесник (одобрительно), – да у вас спецназ, с такими орлами и через Альпы можно!

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.