Потребность - влечение - интерес - запрос - цель - программа — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Потребность - влечение - интерес - запрос - цель - программа

2019-08-07 163
Потребность - влечение - интерес - запрос - цель - программа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Субъективные формы потребности (сюда же отнесем стремления, желания, хотения, ориентации, спросы и т. п.) образуют мотивационную структуру личности, которая вместе с информационной (знания) и операциональной (умения) структурой образует целостную структуру личности. Отсюда мы и делаем вывод о существовании трех педагогических процессов: воспитание, образование и обучение.

Задача дизайна в социологическом отношении заключается не только в удовлетворении потребностей, но и в проектировании, воспитании, развитии потребностей людей предметными средствами. Что должно интересовать дизайнера в потребностях личности и общества? На какие параметры он должен обращать внимание в своей работе? Как параметры потребности определяют эффективное эстетическое решение промышленного изделия?

Анализ этого вопроса позволяет выделить четыре существенных параметра, характеристики потребностей:

1) наличие или отсутствие,

2) реальность или мнимость,

3) перспективность или конъюнктурность,

4) массовость или уникальность.

Очевидно, дизайнер должен работать на позитивные знаки параметров потребности: на наличные, реальные, перспективные и массовые потребности.

Учитывая эмпирическую представленность потребления в спросе, обратим эти параметры к характеристике спроса и изобразим следующую схему движения анализа в соответствии с принципом поляризации:

спрос

 ───────────

│                    │

отсутствует            наличный

─────────

│                    │

мнимый          реальный

──────────────

│                              │

конъюнктурный      перспективный

─────────

│                    │

уникальный   массовый

 

Поясним выделенные четыре шага анализа параметров потребности.

1. Прежде всего, необходимо методами конкретно-социологического исследования выявить наличный спрос на те или иные изделия. Работа на отсутствующий спрос возможна лишь при перспективно-прогностическом проектировании, когда спрос задается изделиями. Но в этом случаедизайнер должен исходить из обоснованного перспективного спроса, обусловленного наличной потребностью.

2. Выявив наличный спрос, его характер, структуру, необходимо, используя методы социально-психологического анализа, определить степень его обоснованности, оправданности реальными потребностями. Контрастом реальному, действительному спросу выступает мнимый, престижный спрос, на который дизайнер не должен работать. Наличие спроса при отсутствии потребности — вот сущность престижного, мнимого потребления.

─────────────────────────────────────────────

действительное потребление                                 мнимое потребление

─────────────────────────────────────────────

    потребность                                             нет потребности

     спрос                                                       спрос

     предмет                                                    предмет

     функция                                                    нет функции

     роль                                                              роль

То есть мнимое потребление есть имитация действительного потребления при помощи спроса и предмета, который является инструментом имитации действительного потребления, имитации потребности и функции, обеспечивая видимость социальной роли. При мнимом, престижном потреблении реальная потребность и реальная функция отсутствует. В психологии «вещизма», в предметном конформизме, в престижности моды отчетливо выражаются эти тенденции.

Существование различных социальных ролей в обществе (культурных, профессиональных, должностных, интеллектуальных и т. д.) определяет и существование своеобразных «социальных масок», «социальных мундиров», социальной символики, которые задаются вещами, обладающими между прочим и знаковыми функциями. Следовательно, тот или иной человек может представить себя в чужой, другой роли, функции путем внешнего, вещного уподобления носителю субъекту данной роли.

Престижное потребление следует рассматривать как негативное явление, так как оно не соответствует объективной потребности человека, проистекает из искаженной меры человека. Оно стимулирует появление людей - масок, рождает иллюзию культурности при действительной некультурности, иллюзию интеллектуальности при действительной неинтеллектуальности, богатства - при бедности, полноты развития - при односторонности и т. д. Социальная кажимость и видимость - как искаженное представление о сущности - вот мотивы и результаты престижного, мнимого потребления.

3. Выяснив наличие реальной потребности, дизайнер должен определить, при помощи методов теории прогнозирования степень перспективности данной потребности, данного спроса. Это необходимо сделать не только для того, чтобы ориентироваться на современное удовлетворение нарастающих реальных потребностей общества, но и для того, чтобы экономить средства, не увеличивая производства вещей для удовлетворения конъюнктурного спроса.

Для дизайнера, далее, имеет существенное значение и степень массовости потребности и спроса. Не его задача работать на уникальные потребности. Он представитель массового индустриального производства. Поэтому, используя механизмы конкретно-социологического исследования и демографического анализа, дизайнер должен определить и степень массовости спроса, и типологию спроса. Здесь открывается перспектива социально-демографического анализа субъекта, спроса в соответствии с предлагаемой Р. И. Никифоровым схемой движения: «возраст - пол - характер труда - национальность - место жительства - форма собственности - класс».

Практически-педагогический вывод из рассмотрения социологического принципа дизайна следующий: дизайнер должен получить необходимое социологическое образование, изучить ряд социологических дисциплин (социология, социальная психология, теория прогнозирования, демография, семиотика, теория потребностей, теория управления, прикладная социология).

Следование социологическому принципу позволит дизайнеру эффективно решать задачу ориентации сферы производства на реальные потребности людей, на удовлетворение и развитие этих потребностей, т. е. достигать социального К.П.Д. своей деятельности: способствовать гармонизации двух структур общества - структуры производства и структуры потребления. В этом, прежде всего, и состоит социологическое значение дизайна.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.