Типы социального поведения по Томасу — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы социального поведения по Томасу

2019-08-07 155
Типы социального поведения по Томасу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типы социального поведения по Томасу

Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость(конкуренция), для которой характерен акцент на собственных интересах.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

1. Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

4. Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

2.

Типология клиентов.

Клиенты бывают разные: темпераментные и спокойные, капризные и безразличные, требовательные и не очень. Разделить их на группы довольно непросто, но всё же определённая типология существует. Итак, по критериям активности и эмоциональной отзывчивости клиентов разделяют на аналитиков, энтузиастов, активистов и добряков.

Аналитик (пассивный, неотзывчивый) – тихий и медлительный, однако очень внимателен к деталям. С таким гостем следует вести себя максимально тактично и вежливо, со всем вниманием относясь к его просьбам и замечаниям, давая чёткие и подробные ответы на поставленные клиентом вопросы. Будьте объективны, подарите ему ощущение безопасности и защищённости – и он наверняка останется доволен сервисом.
Среди представителей данного типа больше мужчин, чем женщин.

Энтузиаст (активный, отзывчивый) – на первый взгляд, это приятнейший клиент: он открыт для общение, энергичен и жизнерадостен. Но у медали есть и другая сторона. Так как энтузиаст больше любит говорить, чем слушать, велика вероятность того, что он может неправильно истолковать предоставленную ему информацию об услугах и потребовать больше, чем гостиница сможет предложить. Не спорьте с ним. Просто будьте готовы к проявлениям поверхностности и несобранности, и повторите важную информацию такому клиенту, как минимум, дважды.
Примечательно то, что большинство энтузиастов – женщины.

Активист (активный, неотзывчивый) – в этом клиенте кипит энергия, но, увы, не всегда положительная. Он решительный, деятельный, но порою бывает заносчивым, ворчливым и раздражительным, предъявляя претензии к качеству обслуживания. При общении с таким человеком важно сохранять выдержку, говорить «по делу», максимально чётко и конкретно, не задерживая клиента и не обременяя его ненужной информацией. Помните: активист дорого ценит своё время!

Добряк (пассивный, отзывчивый) – спокойный, не требует лишнего и не доставляет сотрудникам никаких неудобств. Такой клиент – всегда желанный гость в каждой гостинице.

3.

Способы психологического воздействия(5 способов)

Психологическое воздействие - это влияние на нервную систему, эмоции, идеи и действия других людей. Совершается за пределами сознания с помощью разных методов влияния.(заражение, внушение, убеждение, подражание, манипуляция)

1. Заражение

Заражение - это психическое влияние на человека при общении, которое передает определенное настроение через эмоциональное состояние.

Чаще всего возникает при массовом скоплении людей: митинги, демонстрации, спортивные арены, носит стихийный характер и осуществляется на бессознательном уровне при передаче эмоций от одного человека к другому, вследствие чего возникает чувство единства с толпой

Внушение

Внушение – это введение каких-либо мыслей, эмоций в обход сознания.

Используют с целью изменения ненужного действия либо мышления личности.

Процесс происходит только с помощью слов, при этом информация, полученная при внушении, обязана быть сжатой, но наиболее информативной. [5, c. 511]

Обстоятельства, требуемые для успешного внушения:

1) Источник информации обязан обладать определенным влиянием;

2) Отсутствие сопротивления к внушающему влиянию.

Источниками влияния больше всего становятся: общество, СМИ. Различные формы внушения:

Самовнушение

Самовнушение - это метод внушения, направленный лично на себя.

Более всего подвергаются внушению люди некрепкой нервной системой.

Способы внушения:

• в активном состоянии человека;

• аутотренинг

• гипноз

Типы внушения:

Эмоциональное внушение

Образцом может стать инцидент из воспоминаний Ф. И. Шаляпина. Актеры дискутировали о том, что такое искусство. Шаляпин незаметно вышел в соседнюю комнату, а спустя некоторое время появился, неожиданно открыв дверь. Он возник на пороге крайне бледный, с всклокоченными волосами, трясущимися губами, полными ужаса глазами и произнес: «Пожар!». Поднялись крики, возникла паника, однако, неожиданно Федор Иванович сказал, что теперь его собеседникам очевидно, что такое искусство.

Поведенческое внушение

При попадании человека в толпу, охваченную паникой, через определённый период он начинает вести себя подобным способом.

Интеллектуальное внушение

Иногда человек понимает, что он неосознанно копирует посторонние идеи, или перенимает манеру беседы, копирует постороннюю позу.

Аутотренинг

Это особый способ самовнушения, в результате которого, человек управляет своими мыслями и психологическим состоянием.

Гипноз

Это особый способ внушения, при котором у человека наблюдается снижение волевого контроля, в результате чего, он становится, наиболее подвергнут внушению, перестает контролировать своё поведение, и теряет способность адекватно оценивать происходящую ситуацию.

Находясь в гипнотическом состоянии, человек может совершать различные действия помимо своей воли. [1, c. 97]

Убеждение

Убеждение – это психическое влияние на человека, основанное на добровольном восприятии им данных с помощью, которой его стремятся убедить, при этом отсутствует любой вид принуждения или давления, а также остаётся право выбора на принятие решения.

Наиболее подвержены убеждению люди с большей степенью умственного развития и владеющие сформированным логическим мышлением, с покладистым характером, обладающие хорошим настроением. К наименее склоняемым, принадлежат люди с невысокой степенью интеллекта, обладающие плохим настроением. Они же, в свою очередь, являются наиболее внушаемыми. [10, c. 42]

Требования, необходимые для оптимального убеждающего результата:

1. Доказывающая речь обязана быть выстроена с учетом индивидуальных особенностей адресата;

2. Она должна быть последовательной, логичной, неоспоримой, включать обобщения и примеры;

3. Нужно приводить и подвергать анализу сведения, известные адресатам;

4. Убеждающий непосредственно сам обязан быть уверенным в том, в чем он стремится уверить слушателей. Неточности, логические несоответствия стремительно понижают результат убеждения;

5. Заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.

Наибольший эффект от убеждения проявляется в том случае, если убеждению подвергается не один человек, а целая группа лиц.

Убеждение базируется на доказательствах. Любое доказательство состоит из тезисов, доводов, демонстрации.

Тезис — это идея, достоверность каковой необходимо доказать. Он обязан быть точно, понятно, сформулирован и аргументирован фактами.

Довод — это, истина, которая уже доказана.

Демонстрация — это логичное высказывание, комплекс закономерных законов, применяемых в доказательстве.

В некоторых случаях убеждение может иметь «эффект бумеранга»:

1. В речи оратора видны различия в установках, при этом он не обладает необходимым авторитетом или не может обосновать преимущество своих убеждений;

2. Убеждения перенасыщены целенаправленной идеологией, большим количеством доводов и доказательств, в результате чего главная мысль оратора теряется;

3. Повторение одной и той же информации приводит к перенасыщении (реклама на ТВ). В то же время правильное использование повторения информации может использоваться для пропаганды слушателей.

Убеждение используют в науке, культуре, образовании, политике, экономике, и других.

Подражание

Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.

С помощью подражания человек перенимают идеи, поступки и действия у другого человека. В отдельных вариантах, данное действие совершается бессознательно. В разных моментах оно обладает как позитивными, так и негативными сторонами. [1, c. 109]

Это одна из форм обмена жизненным опытом и механизм преемственности поколений, социального наследования.

Благодаря подражанию, через обучение и воспитание, происходит социализация личности.

Также, к элементам подражания, относится приобретение навыков профессиональной деятельности.

Виды подражания:

1. Сознательное и бессознательное;

2. Мода и обычай.

Ситуации, в которых используется подражание:

1. Человек не знает, как поступить в данной ситуации, в результате чего следует поведению других.

2. Человек, наблюдая со стороны, видит наиболее лучший способ решения своей проблемы.

3. Человек знает, как ему поступить в определённой ситуации, но не решается на действие пока не увидит похожее действие у других.

4. Через намеренное подражание люди учатся друг у друга. Воспроизведению действий предшествует повторение поступков, идей и ощущений.

Требования для сознательного подражания:

· существование позитивного психологического взаимоотношения к предмету подражания, восхищения им либо почтения к нему;

· недостаточный навык человека в той или иной сфере согласно сопоставлению с объектом подражания;

· убедительность, значительность, престижность объекта подражания;

· досягаемость эталона для подражающего ему человека;

· осмысленная нацеленность свободы и желаний человека на предмет подражания (хочется быть таким же, как этот объект).

В случае неосознанного подражания воспроизведение свойств и форм поведения осуществляется человеком бессознательно. Он внезапно для себя и находящихся вокруг его людей может заметить факты и итоги подражания. В основе подобного воспроизведения может находиться мало осознаваемое ощущение зависти или особенно яркий эффект от образа, порождающего желание подражать ему (в том числе и в случае если данный характер отрицательный и человеку не хочется походить на него)

Самый распространенный вид подражания – мода.

Мода - это форма стандартизированного общественного действия людей, появляется спонтанно под воздействием настроений, вкусов, пристрастий, которые преобладают в обществе.

Особенность выражается в разных сферах социальной существования, экономике, политической деятельности, искусстве, быту, спорте.

Непосредственно связана со вкусами и традициями людей. С первыми ее сближают неустойчивость и мобильность, с иными - цикличность и надежность. Характеризуется динамичностью, быстротечностью, свежестью и в то же время консервативностью

Психологическое воздействие социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения, настроений и переживаний.

Существуют определенные методы психологического воздействия. Убеждение - это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей. Внушение - это воздействие на сознание личности или группы людей, основанное на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации. Заражение - это воздействие, основанное на бессознательной подверженности людей (особенно в составе группы) эмоциональному влиянию в условиях непосредственного контакта. Подражание -способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека (субъекта психологического воздействия), в частности его движений, манер, действий, поведения и т.д. Гипноз - бессознательное восприятие информации в процессе сна.

Эффект заражения. Он подразумевает под собой передачу психического и эмоционального состояния от одного человека к другому. Как правило, эффект заражения происходит неосознанно. Отсюда, кстати, всем известное выражение «заразился смехом». Если человеку какое-то время находиться среди людей, подверженных панике, то вскоре он и сам невольно начнет паниковать. То же самое относится к страху, злости и другим сильным чувствам. Передача психо-эмоциональной информации действует непосредственно на подсознание человека, который «заражается».

Внушение. Этот способ воздействия осуществляется посредством слов. Несущая информация должна быть максимально сжатой, но очень емкой по своей информативности. Здесь огромную роль еще играет сам человек, который пытается что-то внушить другим. Он должен иметь достаточно высокий авторитет среди внушаемых и обладать безграничной уверенностью в себе и в то, что говорит. Такой метод воздействия имеет несколько форм: гипноз, внушение в бодрствующем состоянии и внушение в период полной расслабленности, релаксации. Однако, существуют люди, которые очень слабо поддаются какому-либо внушению. В основном, это те, которые пережили в жизни какие-то сильные потрясения.

Убеждение. Такой вид влияния на людей направлен непосредственно на сознание человека с целью «донести» какую-то конкретную информацию до разума человека. Эффективность такого воздействия зависит от уровня интеллекта и образования того, кого убеждают. Убедить проще человека, обладающего логическим и высокоинтеллектуальным складом ума. Тяжелее всего применить этот метод будет на людях с низким уровнем интеллекта и трудным характером. Убеждение основано в основном на логическом содержании информации.

Подражание. Подражание, как правило, происходит на подсознательном уровне. Особенно сильно этот вид воздействия проявляется, когда объект подражания умнее, сильнее или имеет какие-то другие качества, который бы хотел иметь внушаемый человек. Он может копировать манеру разговора, привычки, одежду и даже походку. Такие люди порой сами не замечают, что кому-то подражают, так как делается это неосознанно.

Манипуляция — способ воздействия на личность или группу личностей. По сути результатом манипуляции являются изменение поведения, мнения, отношения или выполнение определенных (желаемых) действий объектом манипуляции (то есть, тем, на кого мы воздействуем). Особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Поэтому для всех, кроме самого манипулятора, манипуляция выступает скорее как результат реконструкции, истолкования тех или иных его действий, а не непосредственное усмотрение.

Манипуляция любовью.

В детстве вам говорили: «Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду». Хотя на самом деле имели ввиду: «Слушайся меня». Ваш мужчина вам говорит: «Ты сначала перестань ногти грызть (работать, к маме ездить, читать женские романы, каждое утро готовить солянку…), тогда поговорим про свадьбу». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мне не нравиться, когда ты грызешь ногти».Босс вам говорит: «Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего коллектива по своей воле». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мы будем к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо работать»

Особенности:

Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях. Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать что самые близкие люди не принимают его целиком, любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает. В партнерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. Получается, что любовь – это некий товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.

Манипуляция страхом.

В детстве вам говорили: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле имели ввиду:«Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки». Ваш мужчина говорит:«Если я и дальше буду работать в этой конторе, у меня будет инфаркт».Хотя на самом деле имеет ввиду:«Приготовься, я скоро уволюсь» На работе вам говорят:«Машенька, мне тут прислали резюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль». Хотя на самом деле имеют ввиду:«Незаменимых нет, соберитесь, милочка».

Особенности:

Использование людских страхов – одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Поэтому, если вам регулярно пудрят мозги по поводу неких мифических опасностей и призывают сделать то или иное, чтобы избежать их – наведите справки.

Манипуляция чувством вины.

В детстве вам говорили: «Опять получила два по химии? Тогда будешь мыть посуду». Хотя на самом деле имеют ввиду: «Мне лень мыть посуду, но неудобно тебя просить об этом». Ваш мужчина вам говорит: «С Вероникой кофе пила, пока я тут один голодный с детьми сидел?». Хотя на самом деле он имеет ввиду: «Завтра хочу после работы встретиться с Сергеем, но ты меня просто так не отпустишь, будешь пилить». На работе вам говорят: «Возьмите сегодня отгул, не переживайте я сделаю за вас вашу работу». Хотя на самом деле имеют ввиду: «Работу-то я сделаю, а потом припомню вам этот случай».

Особенности:

Она очень распространена в семейной жизни, ее частое использование приводит к тому, что муж и жена начинают играть в увлекательную игру – коллекционирование чужих провинностей. Кто больше насобирал, тот выиграл, читай – получил права на реализацию своих сокровенных желаний. Хотя совершенно непонятно, почему это само собой разумеющееся право нужно завоевывать таким странным и неприятным способом?

Типы социального поведения по Томасу

Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость(конкуренция), для которой характерен акцент на собственных интересах.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

1. Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

4. Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

2.

Типология клиентов.

Клиенты бывают разные: темпераментные и спокойные, капризные и безразличные, требовательные и не очень. Разделить их на группы довольно непросто, но всё же определённая типология существует. Итак, по критериям активности и эмоциональной отзывчивости клиентов разделяют на аналитиков, энтузиастов, активистов и добряков.

Аналитик (пассивный, неотзывчивый) – тихий и медлительный, однако очень внимателен к деталям. С таким гостем следует вести себя максимально тактично и вежливо, со всем вниманием относясь к его просьбам и замечаниям, давая чёткие и подробные ответы на поставленные клиентом вопросы. Будьте объективны, подарите ему ощущение безопасности и защищённости – и он наверняка останется доволен сервисом.
Среди представителей данного типа больше мужчин, чем женщин.

Энтузиаст (активный, отзывчивый) – на первый взгляд, это приятнейший клиент: он открыт для общение, энергичен и жизнерадостен. Но у медали есть и другая сторона. Так как энтузиаст больше любит говорить, чем слушать, велика вероятность того, что он может неправильно истолковать предоставленную ему информацию об услугах и потребовать больше, чем гостиница сможет предложить. Не спорьте с ним. Просто будьте готовы к проявлениям поверхностности и несобранности, и повторите важную информацию такому клиенту, как минимум, дважды.
Примечательно то, что большинство энтузиастов – женщины.

Активист (активный, неотзывчивый) – в этом клиенте кипит энергия, но, увы, не всегда положительная. Он решительный, деятельный, но порою бывает заносчивым, ворчливым и раздражительным, предъявляя претензии к качеству обслуживания. При общении с таким человеком важно сохранять выдержку, говорить «по делу», максимально чётко и конкретно, не задерживая клиента и не обременяя его ненужной информацией. Помните: активист дорого ценит своё время!

Добряк (пассивный, отзывчивый) – спокойный, не требует лишнего и не доставляет сотрудникам никаких неудобств. Такой клиент – всегда желанный гость в каждой гостинице.

3.

Способы психологического воздействия(5 способов)

Психологическое воздействие - это влияние на нервную систему, эмоции, идеи и действия других людей. Совершается за пределами сознания с помощью разных методов влияния.(заражение, внушение, убеждение, подражание, манипуляция)

1. Заражение

Заражение - это психическое влияние на человека при общении, которое передает определенное настроение через эмоциональное состояние.

Чаще всего возникает при массовом скоплении людей: митинги, демонстрации, спортивные арены, носит стихийный характер и осуществляется на бессознательном уровне при передаче эмоций от одного человека к другому, вследствие чего возникает чувство единства с толпой

Внушение

Внушение – это введение каких-либо мыслей, эмоций в обход сознания.

Используют с целью изменения ненужного действия либо мышления личности.

Процесс происходит только с помощью слов, при этом информация, полученная при внушении, обязана быть сжатой, но наиболее информативной. [5, c. 511]

Обстоятельства, требуемые для успешного внушения:

1) Источник информации обязан обладать определенным влиянием;

2) Отсутствие сопротивления к внушающему влиянию.

Источниками влияния больше всего становятся: общество, СМИ. Различные формы внушения:

Самовнушение

Самовнушение - это метод внушения, направленный лично на себя.

Более всего подвергаются внушению люди некрепкой нервной системой.

Способы внушения:

• в активном состоянии человека;

• аутотренинг

• гипноз

Типы внушения:

Эмоциональное внушение

Образцом может стать инцидент из воспоминаний Ф. И. Шаляпина. Актеры дискутировали о том, что такое искусство. Шаляпин незаметно вышел в соседнюю комнату, а спустя некоторое время появился, неожиданно открыв дверь. Он возник на пороге крайне бледный, с всклокоченными волосами, трясущимися губами, полными ужаса глазами и произнес: «Пожар!». Поднялись крики, возникла паника, однако, неожиданно Федор Иванович сказал, что теперь его собеседникам очевидно, что такое искусство.

Поведенческое внушение

При попадании человека в толпу, охваченную паникой, через определённый период он начинает вести себя подобным способом.

Интеллектуальное внушение

Иногда человек понимает, что он неосознанно копирует посторонние идеи, или перенимает манеру беседы, копирует постороннюю позу.

Аутотренинг

Это особый способ самовнушения, в результате которого, человек управляет своими мыслями и психологическим состоянием.

Гипноз

Это особый способ внушения, при котором у человека наблюдается снижение волевого контроля, в результате чего, он становится, наиболее подвергнут внушению, перестает контролировать своё поведение, и теряет способность адекватно оценивать происходящую ситуацию.

Находясь в гипнотическом состоянии, человек может совершать различные действия помимо своей воли. [1, c. 97]

Убеждение

Убеждение – это психическое влияние на человека, основанное на добровольном восприятии им данных с помощью, которой его стремятся убедить, при этом отсутствует любой вид принуждения или давления, а также остаётся право выбора на принятие решения.

Наиболее подвержены убеждению люди с большей степенью умственного развития и владеющие сформированным логическим мышлением, с покладистым характером, обладающие хорошим настроением. К наименее склоняемым, принадлежат люди с невысокой степенью интеллекта, обладающие плохим настроением. Они же, в свою очередь, являются наиболее внушаемыми. [10, c. 42]

Требования, необходимые для оптимального убеждающего результата:

1. Доказывающая речь обязана быть выстроена с учетом индивидуальных особенностей адресата;

2. Она должна быть последовательной, логичной, неоспоримой, включать обобщения и примеры;

3. Нужно приводить и подвергать анализу сведения, известные адресатам;

4. Убеждающий непосредственно сам обязан быть уверенным в том, в чем он стремится уверить слушателей. Неточности, логические несоответствия стремительно понижают результат убеждения;

5. Заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.

Наибольший эффект от убеждения проявляется в том случае, если убеждению подвергается не один человек, а целая группа лиц.

Убеждение базируется на доказательствах. Любое доказательство состоит из тезисов, доводов, демонстрации.

Тезис — это идея, достоверность каковой необходимо доказать. Он обязан быть точно, понятно, сформулирован и аргументирован фактами.

Довод — это, истина, которая уже доказана.

Демонстрация — это логичное высказывание, комплекс закономерных законов, применяемых в доказательстве.

В некоторых случаях убеждение может иметь «эффект бумеранга»:

1. В речи оратора видны различия в установках, при этом он не обладает необходимым авторитетом или не может обосновать преимущество своих убеждений;

2. Убеждения перенасыщены целенаправленной идеологией, большим количеством доводов и доказательств, в результате чего главная мысль оратора теряется;

3. Повторение одной и той же информации приводит к перенасыщении (реклама на ТВ). В то же время правильное использование повторения информации может использоваться для пропаганды слушателей.

Убеждение используют в науке, культуре, образовании, политике, экономике, и других.

Подражание

Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.

С помощью подражания человек перенимают идеи, поступки и действия у другого человека. В отдельных вариантах, данное действие совершается бессознательно. В разных моментах оно обладает как позитивными, так и негативными сторонами. [1, c. 109]

Это одна из форм обмена жизненным опытом и механизм преемственности поколений, социального наследования.

Благодаря подражанию, через обучение и воспитание, происходит социализация личности.

Также, к элементам подражания, относится приобретение навыков профессиональной деятельности.

Виды подражания:

1. Сознательное и бессознательное;

2. Мода и обычай.

Ситуации, в которых используется подражание:

1. Человек не знает, как поступить в данной ситуации, в результате чего следует поведению других.

2. Человек, наблюдая со стороны, видит наиболее лучший способ решения своей проблемы.

3. Человек знает, как ему поступить в определённой ситуации, но не решается на действие пока не увидит похожее действие у других.

4. Через намеренное подражание люди учатся друг у друга. Воспроизведению действий предшествует повторение поступков, идей и ощущений.

Требования для сознательного подражания:

· существование позитивного психологического взаимоотношения к предмету подражания, восхищения им либо почтения к нему;

· недостаточный навык человека в той или иной сфере согласно сопоставлению с объектом подражания;

· убедительность, значительность, престижность объекта подражания;

· досягаемость эталона для подражающего ему человека;

· осмысленная нацеленность свободы и желаний человека на предмет подражания (хочется быть таким же, как этот объект).

В случае неосознанного подражания воспроизведение свойств и форм поведения осуществляется человеком бессознательно. Он внезапно для себя и находящихся вокруг его людей может заметить факты и итоги подражания. В основе подобного воспроизведения может находиться мало осознаваемое ощущение зависти или особенно яркий эффект от образа, порождающего желание подражать ему (в том числе и в случае если данный характер отрицательный и человеку не хочется походить на него)

Самый распространенный вид подражания – мода.

Мода - это форма стандартизированного общественного действия людей, появляется спонтанно под воздействием настроений, вкусов, пристрастий, которые преобладают в обществе.

Особенность выражается в разных сферах социальной существования, экономике, политической деятельности, искусстве, быту, спорте.

Непосредственно связана со вкусами и традициями людей. С первыми ее сближают неустойчивость и мобильность, с иными - цикличность и надежность. Характеризуется динамичностью, быстротечностью, свежестью и в то же время консервативностью

Психологическое воздействие социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения, настроений и переживаний.

Существуют определенные методы психологического воздействия. Убеждение - это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей. Внушение - это воздействие на сознание личности или группы людей, основанное на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации. Заражение - это воздействие, основанное на бессознательной подверженности людей (особенно в составе группы) эмоциональному влиянию в условиях непосредственного контакта. Подражание -способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека (субъекта психологического воздействия), в частности его движений, манер, действий, поведения и т.д. Гипноз - бессознательное восприятие информации в процессе сна.

Эффект заражения. Он подразумевает под собой передачу психического и эмоционального состояния от одного человека к другому. Как правило, эффект заражения происходит неосознанно. Отсюда, кстати, всем известное выражение «заразился смехом». Если человеку какое-то время находиться среди людей, подверженных панике, то вскоре он и сам невольно начнет паниковать. То же самое относится к страху, злости и другим сильным чувствам. Передача психо-эмоциональной информации действует непосредственно на подсознание человека, который «заражается».

Внушение. Этот способ воздействия осуществляется посредством слов. Несущая информация должна быть максимально сжатой, но очень емкой по своей информативности. Здесь огромную роль еще играет сам человек, который пытается что-то внушить другим. Он должен иметь достаточно высокий авторитет среди внушаемых и обладать безграничной уверенностью в себе и в то, что говорит. Такой метод воздействия имеет несколько форм: гипноз, внушение в бодрствующем состоянии и внушение в период полной расслабленности, релаксации. Однако, существуют люди, которые очень слабо поддаются какому-либо внушению. В основном, это те, которые пережили в жизни какие-то сильные потрясения.

Убеждение. Такой вид влияния на людей направлен непосредственно на сознание человека с целью «донести» какую-то конкретную информацию до разума человека. Эффективность такого воздействия зависит от уровня интеллекта и образования того, кого убеждают. Убедить проще человека, обладающего логическим и высокоинтеллектуальным складом ума. Тяжелее всего применить этот метод будет на людях с низким уровнем интеллекта и трудным характером. Убеждение основано в основном на логическом содержании информации.

Подражание. Подражание, как правило, происходит на подсознательном уровне. Особенно сильно этот вид воздействия проявляется, когда объект подражания умнее, сильнее или имеет какие-то другие качества, который бы хотел иметь внушаемый человек. Он может копировать манеру разговора, привычки, одежду и даже походку. Такие люди порой сами не замечают, что кому-то подражают, так как делается это неосознанно.

Манипуляция — способ воздействия на личность или группу личностей. По сути результатом манипуляции являются изменение поведения, мнения, отношения или выполнение определенных (желаемых) действий объектом манипуляции (то есть, тем, на кого мы воздействуем). Особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Поэтому для всех, кроме самого манипулятора, манипуляция выступает скорее как результат реконструкции, истолкования тех или иных его действий, а не непосредственное усмотрение.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.