Тема 14-15. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 14-15. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2019-08-07 1015
Тема 14-15. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

Тема 16-17. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения. Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 18-19. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Способы выдвижениягипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 20-21. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Заочная экскурсия в прошлое.

Тема 22-23. Обоснованный выбор способа выполнения задания. Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Тема 24-25. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

Тема 26-27. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Учиться строить схемы «Дерево Паук».

Тема 28-29. Методика проведения самостоятельных исследований. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Тема 30. Коллективная игра-исследование. Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Тема 31-32. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Тема 33. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.

 

Тематическое планирование. 6 класс (34 часов)

Тема Кол-во часов
1 Что можно исследовать? Формулирование темы. 1
2-3 Как задавать вопросы? Банк идей. 2
4-5 Тема, предмет, объект исследования. 2
6-7 Цели и задачи исследования. 2
8-9 Учимся выделять гипотезы. 2
10-13 Организация исследования. (практическое занятие.) 4  
14-17 Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. 4  
18-19 Коллекционирование. 2
20 Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» 1
21-22 Сообщение о своих коллекциях. 2
23 Что такое эксперимент? 1
24 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях 1
25-27 Сбор материала для исследования. 3
28-29 Обобщение полученных данных. 2
30 Как подготовить результат исследования. 2
31 Как подготовить сообщение. 1
32 Подготовка к защите. (практическое занятие.) 1  
33 Индивидуальная консультация. 1
34 Подведение итогов. Защита. 1

Итого 34 часа

 

Содержание занятий:

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования. Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы. Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать: методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника.

Знать: метод исследования – наблюдение

Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 18-19. Коллекционирование. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция.

Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях. Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент. Понятия: эксперимент, экспериментирование.

 Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

  Практическая работа.

Знать: понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27.Сбор материала для исследования. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных. Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30-31. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 32. Как подготовить сообщение. Сообщение, доклад.   Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и др.

Тема33. Подготовка к защите. Защита.Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита, «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».

Тема34. Индивидуальные консультации. Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Подведение итогов работы. Анализ своей проектной деятельности.

Тематическое планирование. 7 класс (34 часа)

  Тема теория
1 Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. 1
2-3 Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. 2
4 Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) 1
5-6 Какими могут быть проекты? 2
7-8 Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 2
9-10 Планирование работы. 2
11-13 Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. 3
14-15 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 2
16-18 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. 2
19-21 Анализ прочитанной литературы. 3
22-23 Исследование объектов. 2
24-25 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. 2
26-27 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. 2
28 Как сделать сообщение о результатах исследования   1
29-30 Оформление работы. 2
31-32 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 2
33 Мини конференция по итогам собственных исследований   1
34 Анализ исследовательской деятельности. 1

Итого 34 часа

Содержание занятий:

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 5-6. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 9-10. Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 22-23. Исследование объектов. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 29-30. Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности.

                   Тематическое планирование. 8 класс (34 часов)

Наименование темы Общее кол-во часов
  Введение 1
11. Формы представления исследовательских работ. 1
12-3 Типы и виды учебных исследований. 2
34-5 Выбор темы. 2
1.4. Организация исследования. Контроль по процессу. 2
2. Работа с научной литературой. 3
2.1. Информационное обеспечение исследования. 1
2.2. Конспектирование источников. 1
2.3. Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату. 1
3. Проектирование исследования. 4
3.1. Общие положения. 1
3.2. Проектирование исследования. 1
3.3. Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль. 1
4. Графические материалы в исследовании. 3
4.1. Общие положения. 2
4.2. Размещение графических материалов. 1
5. Структура и написание различных форм исследовательских работ. 5
5.1. Структура исследовательских работ. 2
5.2 Требования к оформлению исследовательских работ. 2
5.3. Анализ результатов исследования. 1
6. Культура выступления. 9
6.1. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. 2
6.2. Аргументация. 1
6.3. Понятие информационной речи. 1
6.4. Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний. 1
6.5. Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование). 4
7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ. 3
7.1 Подготовка к защите исследования. 1
7.2. Защита научно-исследовательских работ. 3
  Итого 34

Содержание:


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.