Положение о порядке военно-технического сотрудничества, утвержденное Указом Президента РФ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Положение о порядке военно-технического сотрудничества, утвержденное Указом Президента РФ

2019-08-07 247
Положение о порядке военно-технического сотрудничества, утвержденное Указом Президента РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

от 1 декабря 2000 г. № 1953;

Положение о порядке ВТД – Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденное Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953;

Порядок рассмотрения официальных обращений инозаказчиков - Порядок рассмотрения официальных обращений инозаказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами о поставках продукции военного назначения, утвержденный Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953;

Порядок лицензирования - Порядок лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям, утвержденный Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953;

ПЭО – паспорт экспортного облика;

РЛС – радиолокационная станция;

СВР России – Служба внешней разведки Российской Федерации;

СКП - сертификат конечного пользователя;

ФСБ России – Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Указ Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953 (Указ № 1953) - Указ Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами";

Указ Президента РФ от 10 декабря 2001 г. № 1417 - Указ Президента РФ от 10 декабря 2001 г. № 1417 "О внесении изменений и дополнений в Положения и порядок, утвержденные Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами";

Указ Президента РФ от 6 января 2001 г. № 8 - Указ Президента РФ от 6 января 2001 г. № 8 "Об утверждении устава федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт".

Введение

 

Начало формированию системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее – военно-техническое сотрудничество или ВТС) было положено Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 1992 г. № 507 "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами"1.

Десять лет реализации государственной политики в этой сфере сопровождались перманентными преобразованиями как институциональной структуры, так и законодательства в области военно-технического сотрудничества, отражающими две тенденции: борьбу различных политических групп российского общества за контроль над специфичной сферой экспорта продукции военного назначения (далее – ПВН) и поиск наиболее оптимальных путей реализации государственных интересов в области военно-технического сотрудничества.

Актуальность исследования обусловлена:

Во-первых, значимостью военно-технического сотрудничества для обеспечения интересов Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики.

На современном этапе для России поставки продукции военного назначения в иностранные государства – это практически единственная возможность сохранить отечественный оборонно-промышленный комплекс как одну из материальных основ обеспечения национальной безопасности и сохранения статуса великой державы, что предполагает необходимость через механизм правового регулирования указанных поставок обеспечить максимальную экономическую отдачу от ВТС.

Во-вторых, состоянием правового регулирования военно-технического сотрудничества.

К концу 2000 г. фактически и юридически Россия вернулась к системе военно-технического сотрудничества, впервые созданной в 1993-1994 гг., с явным доминированием в ней президентской вертикали. Анализ действующей системы военно-технического сотрудничества показывает, что повышение эффективности военно-экспортной политики государства обеспечено за счет использования ее организационных ресурсов.

Вместе с тем механизм правового регулирования военно-технического сотрудничества практически не задействован, вследствие чего государственно-управляющее воздействие на внешнеторговую деятельность в отношении ПВН характеризуется неразвитостью и негибкостью конкретных правовых средств.

В-третьих, состоянием законодательства в области военно-технического сотрудничества.

Наиболее значимым достижением в правовом регулировании военно-технического сотрудничества явилось принятие в 1998 г. Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"1 (далее – Закон о ВТС). Однако законодательство в области ВТС не получило должного качественного развития. В нем не достигнут баланс между административными механизмами, адекватно отражающими потребности государства в обеспечении национальной безопасности при осуществлении ВТС, и самостоятельностью субъектов ВТС, позволяющей им эффективно конкурировать на мировом рынке оружия. Правовое регулирование многих аспектов ВТС фрагментарно, имеются многочисленные пробелы. Действующее законодательство не создает правовую основу государственного протекционизма в области военно-технического сотрудничества.

Все это определяет необходимость разработки научно обоснованных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в области ВТС.

В-четвертых, состоянием научной разработанности вопросов правового регулирования военно-технического сотрудничества.

Десять лет формирования и реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества не сопровождались специальными научными исследованиями его правового регулирования. Военно-техническое сотрудничество не стало одним из предметов правовой науки. Вследствие этого конкретные задачи совершенствования правового регулирования ВТС невозможно решать без разработки общетеоретических и практических аспектов указанного регулирования.

В-пятых, состоянием учебно-методической базы по вопросам правового обеспечения военно-технического сотрудничества. В настоящее время отсутствуют разработанные и утвержденные учебные и методические пособия по вопросам правового обеспечения ВТС. Настоящее исследование в определенной мере восполняет существующий пробел.

Таким образом, имеет место противоречие между возрастающими потребностями государства в сбалансированном и адекватном правовом воздействии на отношения, вытекающие из военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, и ограниченными возможностями правового регулирования указанных отношений.

Научная проблема диссертационного исследования состоит в разработке теоретических аспектов и на их основе концепции правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в условиях противоречивости, пробельности и фрагментарности законодательства в этой области.

Состояние научной разработанности темы. Отдельные аспекты военно-технического сотрудничества стали предметом ряда современных научных исследований, которые можно условно разделить на три группы.

Первую группу составляют работы, посвященные исследованию теоретических аспектов военно-технического сотрудничества.

Так, в трудах В.С. Корнеевца, А.Л. Рыбаса и С.И. Свечникова были изучены вопросы системности военно-технического сотрудничества, разработаны проблемы совершенствования ВТС в интересах обеспечения национальной безопасности России1. Теоретическим основам развития экспорта вооружения и военной техники посвящена работа В.В. Юдина2.

Вторая группа охватывает круг работ, в которых изучаются методологические вопросы военно-технического сотрудничества.
Методологические подходы к стратегическому анализу мирового рынка вооружений разработаны в трудах А.Л. Рыбаса3. Пути совершенствования маркетинга продукции военного назначения в системе военно-технического сотрудничества стали предметом исследования А.Ю. Степановой и В.В. Юдина4.

Третья группа охватывает труды, раскрывающие организационные аспекты военно-технического сотрудничества.

Проблемы повышения эффективности экспорта вооружений с учетом задач обеспечения национальной безопасности России изучены А.И. Котелкиным3. Отдельные организационные аспекты военно-технического сотрудничества разрабатывались В.П. Лященко и С.В. Чемезовым4.

Вместе с тем формирование системы ВТС не сопровождалось научными исследованиями его правового регулирования. Вследствие этого не разработаны теоретические основы правового регулирования военно-технического сотрудничества, не определено место научно обоснованных положений о правовом регулировании военно-технического сотрудничества в системе правовой и военно-правовой науки, не исследовано состояние законодательства в этой области и не разработаны научно обоснованные предложения по его развитию. Все это создает практические трудности при реализации государственной политики в области ВТС.

Объектом исследования является система военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Предметом исследования является правовое регулирование военно-технического сотрудничества.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке концепции правового регулирования военно-технического сотрудничества в условиях глобализации мировой экономики в интересах повышения эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и обеспечения национальной безопасности страны.

Для достижения указанной цели и основных положений рабочей гипотезы были поставлены следующие исследовательские задачи:

1) разработать теоретические аспекты и на их основе концепцию правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

2) определить место военно-технического сотрудничества в системе социально-экономических отношений российского общества;

3) определить место совокупности научно обоснованных положений и полученных в результате исследования научных знаний о правовом регулировании военно-технического сотрудничества в системе правовой и военно-правовой науки;

4) исследовать соотношение международного и внутригосударственного правового регулирования, а также особенности международно-правового регулирования ВТС;

5) провести сравнительно-правовой анализ формирования механизма правового регулирования в области ВТС;

6) изучить механизм правового регулирования ВТС, определить его элементы и раскрыть содержание;

7) на основе сравнительного анализа правового регулирования ВТС иностранных государств - ведущих мировых экспортеров вооружения и военной техники определить типы государственного управления ВТС, виды внутригосударственных правовых режимов осуществления экспорта ПВН, виды законодательства, регулирующего ВТС;

8) проанализировать состояние и разработать рекомендации по совершенствованию правового обеспечения системы ВТС, позволяющие гибко реагировать на запросы мирового рынка оружия при обеспечении внешнеполитической, военной и экономической безопасности Российской Федерации;

9) исследовать состояние законодательства в области ВТС и разработать направления его совершенствования в интересах обеспечения безопасности страны и укрепления ее обороноспособности.

Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении о том, что современное состояние правового регулирования военно-технического сотрудничества детерминирует целесообразность разработки научно обоснованных представлений и знаний о механизме правового регулирования и средствах правового воздействия на государственную политику в области ВТС с целью повышения ее эффективности и адекватности как интересам государства, так и требованиям мирового рынка оружия.

Сформулированное предположение позволит разработать конкретные меры по дальнейшему совершенствованию правового обеспечения системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также развитию законодательства в этой области.

За методологическую основу диссертации взят системный подход. При теоретико-правовом исследовании военно-технического сотрудничества, представляющего собой сложную развивающую систему, определены правовые средства, обеспечивающие ее целостность, функционирование и гомеостаз (устойчивое равновесие).

Основополагающими началами системного подхода в рамках настоящего исследования являются определение целостного характера общественных отношений, включающих в том числе военно-техническое сотрудничество, выделение его из других систем отношений, определение места военно-технического сотрудничества в системе социально-экономических отношений российского общества в целом. Другой, не менее ценный аспект системного подхода заключается в том, что в сложноорганизованной системе, которой является система ВТС, важны не только элементы сами по себе, но и связи, отношения, возникающие между ними.
Характер и способ связи элементов системы ВТС, определяемые свойствами указанных элементов, обусловливают объективность и специфичность средств правового регулирования. В целом использование системного подхода позволяет раскрыть, во-первых, содержание механизма правового регулирования, во-вторых, соотношение и место основных правовых средств в области военно-технического сотрудничества с точки зрения обеспечения целостности, функционирования и гомеостаза системы ВТС.

Методы исследования. Важное практическое и теоретическое значение имеет применение средств и приемов, адекватных предмету диссертации, природе и сущности социальных явлений, составляющих этот предмет.

Для познания природы, сущности и содержания правовых явлений в области ВТС применен диалектический метод.

На основе формально-юридического метода изучены такие институты законодательства в области военно-технического сотрудничества, как государственная монополия, система экспортного контроля, лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения и другие, а также определены их соотношение и взаимообусловленность.

Применены также метод восхождения от конкретного к абстрактному, а также метод восхождения от абстрактного к конкретному для познания сущности правовых явлений, через которые осуществляется правовое регулирование военно-технического сотрудничества1.

В силу ограниченной исходной информации по комплексу проблем, связанных с правовым регулированием ВТС, для оценки полученных в диссертации результатов и разработанных предложений, автором был использован конкретно-социологический метод.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты экспертного опроса в форме анкетирования по актуальным вопросам правового регулирования ВТС, проводившегося среди специалистов, представляющих все элементы организационной структуры системы ВТС:

специалистов в области государственного управления ВТС (выборочная совокупность);

специалистов в области внешнеторговой деятельности в отношении ПВН (выборочная совокупность);

специалистов в области разработки и производства экспортоориентированных вооружения и военной техники (выборочная совокупность).

Массив: № = 208.

Теоретической основой исследования места военно-технического сотрудничества в системе социально-экономических отношений общества стали работы Г.В. Атаманчука, В.М. Горшенева, Д.А. Керимова, А.И. Котелкина, Н.Р. Нижник, А.Л. Рыбаса, С.И. Свечникова, Л.Б. Тиуновой, Ю.К. Толстого, Л.С. Явича и других.

В основу исследования правового регулирования военно-технического сотрудничества положены труды С.С. Алексеева, В.В. Лазарева, Д.В. Сорокина и др. по общетеоретическим аспектам механизма правового регулирования.

Теоретической основой определения в работе соотношения международного и внутригосударственного правового регулирования в области военно-технического сотрудничества явилась доктрина "дуализма". При исследовании указанного вопроса автор опирался на труды Л.А. Алексидзе, И.П. Блищенко, В.Е. Евинтова, М.Н. Кузнецова, И.И. Лукашука, С.Ю. Марочкина, Р.А. Мюллерсона, А.Е. Пашерстника, Э.А. Позднякова, Г.И. Тункина, Е.Т. Усенко, А.И. Уткина, С.В. Черниченко и др.

Для исследования вопросов правового регулирования военно-технического сотрудничества, в том числе как фактора системы обеспечения национальной безопасности, автором изучены и использованы работы С. Акшинцева, А.В. Возженикова, А.И. Котелкина, Б.Н. Кузыка, В.Н. Лопатина, В.П. Лященко, А.И. Николаева, А.А. Прохожева, А.Л. Рыбаса, С.И. Свечникова, А.Н. Степановой, С.В. Степашина, С.В. Чемезова, В.В. Юдина и др.

При определении классификации правовых принципов государственной политики в области ВТС автор опирался на методологический подход, разработанный Г.В. Атаманчуком, который предложил в качестве оснований систематизации принципов их деление на общесистемные, структурные и специализированные в различных сферах государственного управления.

Исследование гражданско-правовых и международных частно-правовых аспектов военно-технического сотрудничества основано на работах М.М. Богуславского, В.П. Звекова, И.С. Перетерского, М.Г. Розенберга, Ф.С. Хейфеца, В.Ф. Яковлева и других. При этом автор последовательно придерживается концепции, в соответствии с которой нормы международного частного права, регулирующие внешнеторговые сделки, относятся к российской правовой системе и доктрины вхождения в состав международного частного права материально-правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения с иностранным элементом.

Для определения места совокупности научно обоснованных положений о правовом регулировании ВТС в науке военного права изучены труды Ю.М. Бюрикова, О.В. Дамаскина, Н.И. Кузнецова, П.И. Романова, В.Г. Стрекозова, С.С. Студеникина, Ю.И. Мигачева и С.В. Тихомирова, А.А. Тер-Акопова и др. Диссертант согласен с методологическим подходом, предложенным А.А. Тер-Акоповым, в соответствии с которым военно-правовая наука не может замыкаться только на военной проблематике, а должна включать исследование правовых аспектов всего круга оборонных вопросов, которыми ни одна другая отрасль правовых знаний не занимается. То есть ее предметом должны стать и вопросы обеспечения оборонной деятельности государства1.
Разработка и обоснование концептуальных подходов к совершенствованию правового регулирования военно-технического сотрудничества осуществлены на основе методологического подхода, предложенного А.Л. Рыбасом, заключающегося в том, что под вариантами стратегий совершенствования ВТС необходимо понимать совокупность группируемых по определенным классификационным признакам конкретных мероприятий ВТС, реализация которых обеспечивает улучшение экономических показателей военно-технического сотрудничества2.
В отличие от российской, западная юридическая наука большое внимание уделяет правовым вопросам поставок вооружений и военной техники в иностранные государства. Автором изучены и использованы в диссертации труды М. Боте, Д. Делбрука, Д. Массингтона, Т. Мароха, К. Смиса, Б. Харбора, К. Хофхенсела, К. Шихана, Р. Якемхука и других.
Источниковедческую базу исследования составляют международные договоры Российской Федерации в области ВТС, многосторонние внешнеполитические соглашения по контролю международной торговли вооружением и военной техникой, нормативные правовые акты Российской Федерации, ряда иностранных государств, регулирующих вопросы осуществления государственного контроля и внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, материалы парламентских слушаний, заседаний Комитета Государственной Думы по обороне по совершенствованию законодательства в области ВТС, материалы совещаний Совета Безопасности Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных ведомств по отдельным вопросам осуществления военно-технического сотрудничества.
По результатам проведенного исследования на защиту выносятся положения:
А. Авторская концепция правового регулирования военно-технического сотрудничества (далее – Концепция), представляющая собой систему научно обоснованных взглядов на соотношение международно-правового и внутригосударственного правового регулирования ВТС, механизм правового регулирования ВТС, типы государственного управления ВТС, виды внутригосударственных правовых режимов осуществления экспорта вооружения и военной техники (ВиВТ) и виды законодательств, регулирующих поставки ВиВТ, а также место ВТС в системе социально-экономических отношений российского общества.

Содержание концепции правового регулирования ВТС составляют следующие взгляды:

1. Систему военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами образуют государственно-управленческие и экономические отношения военно-технического сотрудничества. Система военно-технического сотрудничества является составной частью системы внутригосударственных отношений Российской Федерации.

В отличие от системы ВТС, собственно военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами охватывает как внутригосударственные отношения, так и международные (межгосударственные) отношения, направленные на международный оборот российской продукции военного назначения.

Межгосударственные отношения в области военно-технического сотрудничества не входят в систему ВТС. Они являются составной частью международной системы и регулируются международным правом.

2. Совокупность межгосударственных и внутригосударственных отношений военно-технического сотрудничества, не образуя системной целостности, отличается межсистемным характером, т. е. принадлежностью как к международной системе, так и системе внутригосударственных отношений. Это обусловливает межсистемный характер правового регулирования указанных отношений, т. е. как нормами международного права, так и нормами законодательства Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

Проведенный в работе анализ показывает, что международная система не содержит действенных институциональных механизмов, контролирующих поставки обычных вооружений и военной техники в иностранные государства, а международное право – общепризнанные нормы и принципы регулирования поставок указанной продукции. В силу этого центр правового регулирования международного оборота ПВН находится во внутригосударственных, в том числе российской, правовых системах.

3. Система военно-технического сотрудничества включает три элемента: субъекты государственного управления (совокупность государственных органов, осуществляющих координацию и регулирование в области ВТС); субъекты военно-технического сотрудничества, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении ПВН; механизм принятия решений в этой сфере. Соотношение элементов системы военно-технического сотрудничества определяется следующим: управляющим элементом системы является совокупность государственных органов, осуществляющих координацию и регулирование в этой сфере, а управляемым элементом – внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения.

Механизм принятия и реализации решений на поставку ПВН в иностранные государства является управляющим правовым воздействием уполномоченных государственных органов (субъектов управления) на субъекты внешнеторговой деятельности с целью реализации целей и принципов государственной политики в области ВТС. Юридическая природа указанного механизма заключается в том, что он является одним из элементов механизма правового регулирования ВТС.

4. К Концепции относятся теоретико-правовые основы механизма правового регулирования в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

5. Концепция также включает научные представления о типах государственного управления ВТС, видах внутригосударственных правовых режимов осуществления экспорта ВиВТ и видах законодательства, регулирующего поставки ВиВТ.

6. Совокупность научно обоснованных взглядов о путях, средствах и направлениях правового воздействия на военно-техническое сотрудничество образует новое направление подотрасли "международное военное сотрудничество" военно-правовой науки.

Б. К положениям, выносимым на защиту, относятся теоретико-правовые аспекты механизма правового регулирования военно-технического сотрудничества, который включает в себя:

1. Деятельность государства по созданию норм, регулирующих поставки ПВН в иностранные государства, которые в своей совокупности формируют законодательство Российской Федерации в области ВТС.

2. Правовые принципы государственной политики в области ВТС, которые определяют основополагающие правила поведения всех субъектов, задействованных в осуществлении ВТС (государственных органов, субъектов ВТС, предприятий разработчиков и производителей ПВН).

3. Определение государством в качестве доминирующего разрешительного порядка правового регулирования отношений в области ВТС, установление общих запретов в отношении оборота ПВН и субъектов ВТС, системы ограничений хозяйствующих субъектов, которые создают режим подконтрольности для государства наиболее существенных аспектов внешнеторговых сделок в этой области.

4. Фактическое поведение всех участников военно-технического сотрудничества: а) принятие решений Президентом РФ, Правительством РФ, КВТС России, разрешающих совершение сделок и исполнение обязательств, перемещение (вывоз/ввоз) ПВН через таможенную границу Российской Федерации, решения иных государственных органов в области ВТС в соответствии с предметами их ведения; б) сделки российских субъектов ВТС (государственного посредника, организаций – разработчиков и производителей ПВН, получивших право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН) с иностранными заказчиками в отношении поставок им российской продукции военного назначения.

В. Классификация правового регулирования ВТС иностранных государств - ведущих мировых экспортеров ВиВТ по типам государственного управления, видам внутригосударственных правовых режимов осуществления экспорта вооружения и военной техники, видам законодательства в области военно-технического сотрудничества.

1. Наиболее распространенными являются следующие типы государственного управления военно-техническим сотрудничеством: 1) президентско-парламентский (США); 2) правительственный (Франция, Германия); 3) президентско-правительственный (Аргентина, Бразилия).

2. Системный и сравнительно-правовой анализ действующих внутригосударственных механизмов правового регулирования экспорта ПВН ведущих мировых экспортеров ВиВТ позволяет определить три вида систем осуществления экспорта ПВН: жесткую систему осуществления экспорта продукции военного назначения – Hard Arms Export System (Франция, Бразилия, Аргентина, Финляндия и Швеция); умеренную систему осуществления экспорта продукции военного назначения – Medium Arms Export System (Дания, Италия, Испания, Норвегия, Канада, Португалия и др.); мягкую систему осуществления экспорта продукции военного назначения – Soft Arms Export System (Бельгия).

3. Законодательство ведущих мировых экспортеров, регулирующее поставки ВиВТ, можно классифицировать по следующим основаниям: по типам законодательства, регулирующего ВТС; по видам юридической природы законодательства в области ВТС; по степени интенсивности правового регулирования отношений экспорта ПВН.

Г. Концептуальные подходы к совершенствованию правового регулирования военно-технического сотрудничества, а также комплекс предложений по развитию законодательства в области ВТС с целью устранения противоречивости, пробельности и фрагментарности нормативных правовых актов. К основным направлениям совершенствования правового регулирования ВТС относятся:

совершенствование правового обеспечения государственного управления ВТС;

создание диверсифицированных правовых средств в механизме правового регулирования ВТС;

совершенствование правовых принципов и порядка предоставления права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН;

создание правовой основы государственного протекционизма в области ВТС прежде всего в областях налогового, валютного и таможенного регулирования;

устранение противоречивости, пробельности, фрагментарности законодательства в области военно-технического сотрудничества.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.