Национальный характер и культура. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Национальный характер и культура.

2019-08-07 902
Национальный характер и культура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культура - образ жизни,обычаи,установки и поведенческие реакции,присущие большой группе людей,народу или общине.Культура не только национальная общность,но и разные субкультуры(по возрасту,профессии,интересам)

Национальный характер —одна из составляющих этноса,наряду с культурой,языком,картиной мира,нормами поведения,исторической памятью.В этнологии и социологии -это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт,определяющая привычный образ действий и отношения к ним.Чаще всего н.х.-это стереотип. Пример: доминантные характеристики русской национальной личности: вера, нравственность,соборность,поляризованность души.

Важными факторами становления специфических черт характера у отдельного этноса является быт и ландшафт.

 Источниками становления национального характера выступают: семья, родительский дом, род, природное окружение.

Черты национального характера распределены между представителями нации неравномерно - от наличия всех этих черт до их полного отсутствия В связи с этим, качества национального характера необходимо изучается ать, анализируя национальные традиции, обычаи, верования, историю и природные условия жизненноя.

Подходы к изучению н.х:

1) Биологический(национальный характер передается по наследству)

2)Культурно- центрированный (Кардинер,Мид,Литон)

3)Личностно—центрированный (Левинсон, Инкельс)

4) Ценностный (Ф.и К. Клакхон— установки и ценности определяют структуру личности)

Источники знаний о н.х.:

1) Этнические стереотипы

2)Литература

3)Анекдоты,пословицы, фольклор

4)СМИ

5)Личное общение

Структура н.х.:

1) национальный темперамент(возбудимый или спокойный)

2) национальные эмоции(национальный скептизм или восторженность)

3) национальные чувства(национальная гордость)

4)национальные предрассудки(синдром великодержавности)

 

8) Культура и восприятие

Восприятие -чувственное познание предметов окружающего мира,субъективно представляющееся непосредственным.

Восприятие мира идет в 3 этапа:

1)отбор информации

2)организация информации

3) интерпретация информации

 

Мир не воспринимается пассивно, а определяется системой воззрений, верований, культурных традиций, нравственных ценностей, убеждений, предрассудков и стереотипов. На отношение человека к миру также влияет множество субъективных факторов, начиная от остроты зрения индивида, его роста, жизненного настроя, отношения к воспринимаемому объекту и кончая глубиной знаний о мире. В результате формируется упрощенная модель окружающей действительности, которая помогает ему ориентироваться в сложном мире: наши поступки в известной мере определяются тем, каким мир кажется нам, а не тем, каков он на самом деле. В этом смысле человек является пленником собственных восприятий.

Взаимодействуя и общаясь друг с другом, люди из разных культур исходят из разного перцептивного опыта. Но именно культура определяет нашу субъективную реальность, проявляясь в восприятии и поведении. Поведение — реакция человека на восприятие окружающего мира, которая культурно обусловлена.

Восприятие формируется через активное взаимодействие человека с окружающей его культурной и естественной средой и зависит от таких факторов, как пол, опыт, воспитание, образование, потребности и т.д. Но не только эти характеристики оказывают вл ияние на формирование восприятия. Культурная и социальная среда, в которой проходит становление человека, играют значительную роль в способе его восприятия окружающей действительности.

Пример: Показательным примером роли культуры в восприятии является рассказ американской учительницы, работавшей в Австралии с детьми австралийских аборигенов. На перемене между уроками она i [редложила поиграть в игру, в которой водящий ставится в центр круга, ему завязываются глаза, и он должен отгадать, кто до него дотронется. Догадываться он должен был без повязки на глазах. Дети австралийских охо тников не понимали, в чем состоит суть игры, гак как, глядя на отпечатки следов па песке, они легко догадывались, кто до них дотрагивался. На уроке после этой игры учительница была удивлена, что дети совсем ие слушали ее объяснений и не хотели учить алфавит. Позже она поняла, что они сочли ее глупой, потому что она не умеет угадывать человека по его следам, и решили, вполне резонно, что она вообще вряд ли может их научить чему-то стоящему.

Значительное количество жестов, звуков и типов поведения в целом интерпретируется носителями различных культур неодинаково. Например, если иностранец подарит своему русскому другу на день рождения восемь прекрасных роз, т.е. четное число, это будет воспринято негативно, потому что в русской культуре четное число цветов обычно приносят усопшим.

Этот простой пример служит хорошей иллюстрацией того, что культурная принадлежность человека определяет интерпретацию им того или иного факта, т.е. когда при восприятии какого-либо элемента реальности добавляется компонент культуры, то его «объективная» интерпретация становится еще более проблематичной.

Другой культурной детерминантой, определяющей восприятие человеком реальности, является язык, на котором он говорит и выражает свои мысли. В свое время ученые задались вопросом: действительно ли люди из одной языковой культуры видят мир иначе, чем из друго й? В результате наблюдений и исследований этого вопроса сложились две точки зрения — номиналистская и релятивистская.

Номиналистская позиция исходит из утверждения, что восприятие человеком окружающего мира осуществляется без помощи языка, па котором мы говорим. Язык является просто внешней «формой мысли», поэтому в ходе мыслительной деятельности в сознании всех людей формируются одинаковые образцы реальности, которые могут быть выражены различными путями па разных языках. Другими словами, любая мысль может быть выражена на любом языке, несмотря на то что в одних языках потребуется больше слов, а в других — меньше. То, что люди говорят на разных языках, не означает, что у них разные перцептуальные миры и по-разиому протекают мыслительные процессы.

Релятивистская позиция предполагает, что язык, на котором мы говорим, особенно структура этого языка, определяет особенности мышления, восприятие реальности, структурные образцы культуры, стереотипы поведения и т.д. Эта позиция представлена гипотезой

Э. Сепира и Б. Уорфа (подробнее о сути этой гипотезы см. параграф 4.2).

Убедительными аргументами в пользу этой гипотезы являются также терминологические вариации в восприятии цветов в разных культурах. Так, представители англоязычных культур и индейцы навахо воспринимают цвета по-разному. Индейцы навахо используют одно слово для синего и зеленого, два слова — для двух оттенков черного, одно слово — для красного. Таким образом, восприятие цвета — культурно обусловленная характеристика, причем различие культур в восприятии цвета проходит в двух плоскостях: во-первых, культуры различаются как по количеству цветов, имеющих свои названия, так и по степени точности различия оттенков одного и того лее цвета в данной культуре. Во-вторых, значение, которое придается цвету, также существенно меняется от одной культуры к другой. В одной культуре красный цвет означает любовь, черный — печаль, белый — невинность, а для представителей другой культуры тем же самым цветам дается другая интерпретация: например, красный во многих культурах ассоциируется с опасностью или гибелью.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.