Об играх КВН «Лига работающей молодежи» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Об играх КВН «Лига работающей молодежи»

2019-08-07 295
Об играх КВН «Лига работающей молодежи» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЛОЖЕНИЕ

Об играх КВН «Лига работающей молодежи»

Среди команд предприятий и организаций всех форм собственности

Березовского городского округа в 2019 году

Цель

Цель - создание условий для развития и реализации творческих способностей и возможностей молодежи, по средствам участия в играх КВН

 

 

Организаторы игр

Организаторами игр КВН «Лига работающей молодежи» является Управление культуры и спорта Березовского городского округа.

Помощь в организации игр КВН осуществляет:

- БМБУК «Городской культурно – досуговый центр»

- БМБУК «Радуга – Центр»

 

Руководство игр

Оргкомитет решает следующие задачи:

- Утверждение Регламента проведения игр;

- Определяет порядок и размеры финансирования;

- Утверждает порядок подготовки и проведения сезонных игр;

Непосредственную организацию игр и Фестивалей сезона осуществляет главный специалист по работе с молодежью управления культуры и спорта Берёзовского городского округа.

   

Руководство осуществляет Оргкомитет, определяющий состав участников, программу выступлений, график и место проведения игр. А так же вопросы рекламы, организации зрителей и спонсоров.

Организаторы: права и обязанности:

Организаторы обязаны:

- Организовать и провести игры КВН в 2019 году;

- Обеспечить информационную поддержку мероприятий в СМИ;

- Оргкомитет рассматривает предложения о размещении рекламы спонсоров команд во время подготовки и проведения мероприятий;

- Предоставлять командам возможность провести репетиции на сцене, где будет проходить мероприятие.

-  Обеспечить призовой фонд для команд победителей;

- Сформировать судейскую коллегию (жюри);

-  Провести организационное совещание с руководителями команд, по вопросам подготовки и организации игр.

Организаторы имеют право:

- Оргкомитет формирует жюри.

- Оргкомитет оставляет за собой право вносить коррективы в содержательное выступление команды в случае его несоответствия Положению, расставлять команды в конкурсах любой игры по своему усмотрению;

- Оргкомитет обеспечивает команды только стандартным набором реквизита сцены: одежда сцены, стулья, столы.

 

Права и обязанности команд:

- Оргкомитет оставляет за собой право лимитировать время выступления каждой команды.

- Не допускается в выступлениях пропаганда наркотиков, спиртных напитков, насилия, богохульство, пошлость;

- Во время конкурсного выступления, при использовании музыкальных номеров команды могут использовать фонограммы. Фонограммы должны быть представлены в формате. mp 3 на Flash USB носителе, (в 2-х экз.); при использовании другой звуковой аппаратуры и музыкальных инструментов, команда должна, заранее позаботится о возможностях их подключения (за 3-е суток);

- Своевременно прибывать на мероприятия, выполнять требования оргкомитета (в случае невыполнения данных требований, организаторы не несут ответственности за результат игры);

- Самостоятельно решать вопросы по приезду, отъезду команды на мероприятия и репетиции, изготовлению костюмов и реквизита, музыкальному сопровождению своих выступлений;

- Внимательно относиться к требованиям и замечаниям организаторов мероприятий;

- Соблюдать чистоту, правила техники безопасности (курение, использование открытого огня) и норм поведения.

- Запрещено использование пиротехнических средств во время выступлений;

- Бережно относиться к оборудованию в местах проведения мероприятий (в случае поломки, порчи какого-либо оборудования по вине команды, команда обязана возместить оргкомитету средства на восстановление или замену этого оборудования);

- Оргкомитет рекомендует командам обеспечивать присутствие в зрительном зале собственных болельщиков. Команды несут ответственность за поведение своих болельщиков.

- Точно соблюдать регламент выступлений, указанный в данном положении;

- Утвердить и соблюдать график генеральных репетиций;

- Соблюдать чистоту, правила техники безопасности, нормы поведения в ДК;

- Строго запрещается употребление спиртных напитков во время репетиций, и непосредственно на самих играх КВН;

- Подать заявку (форма прилагается) на участие в играх КВН главному специалисту по работе с молодежью управления культуры и спорта БГО Пономаревой И. В. по e - mail: kdm 91@ mail. ru

Участники игры

- Участниками игр КВН являются команды, состоящие из работников организаций и предприятий Берёзовского городского округа, а также сборные команды молодежи города.

- Допускается участие в составе команды приглашенных гостей, но не более 2 человек бывших КВНщиков, играющих в различных лигах.

- Разрешается участие детей в выступлениях, но не более 2х человек.

Команда должна быть не более 10 человек.

 

ФОРМА

Заявка

 

Рекомендации

Приветствие.

Приветствие - это самостоятельный сценический КВНовский жанр. Используется выход команды на сцену с танцем или песней, а чаще всего и с тем, и с другим. Этот момент служит еще и “заявкой имиджа”, то есть объясняет, кто это такие вышли на сцену, в кого они сегодня играют.

А дальше начинается более или менее связанный разговор или вообще почти не связанный ряд сообщений, который, в общем-то, совершенно неоправданно начинается и, как правило, не более логично заканчивается. Ну, а место кульминации в этой странной пьесе отводится финальной песне. Все! Разве что маленькое дополнение: если приветствие длится больше 4-5 минут, рекомендуется где-то посередине легкое “взбадривание” с помощью коротенькой песенки или танца. Вот теперь - окончательно все!

Теперь об имидже. Точно найденный имидж - это, если хотите, половина успеха. Потому что найти образ своей команды, в котором она будет выходить на приветствия – в значительной степени, означает найти себя в КВНе. Хороший имидж определяет и специфическую лексику, и даже форму построения реприз. Главное - в создании образа надо, прежде всего, идти от самих себя. Не обязательно от своей профессии или своего города - важнее чтобы образ этот соответствовал вашему коллективному мироощущению, характеру команды.
      Так что не жалейте времени на поиски имиджа. Оно не раз окупится радостью победы! Начнем с того, что как бы ни была условна и даже искусственна драматургия приветствия, она все же существует. И поэтому вам придется определиться с ситуацией, которую вы будете разыгрывать, учитывайте тему приветствия, заданную положением. Ваша ситуация в любом случае должна подразумевать нечто вроде “собрания”, то есть позволять встретиться некой группе людей в одном месте и “трепаться” на любые темы. Зато постановочно ваша ситуация может задаваться с самым разным приближением к “реализму”. В общем, удачно выбранная ситуация может значительно украсить ваше приветствие. Но только украсить, поскольку главное - все-таки шутки. Если вы чувствуете, что выбранная вами ситуация мешает тексту, что репризы в нее “не лезут”, отбросьте ее без сожаления. Мы уже говорили, что любую репризу играет вся команда, а не только те, кто произносит текст. Каждый из исполнителей должен придумать себе линию поведения от первого до последнего момента нахождения на сцене. Это, впрочем, правило, общее для любого сценического действия. Из театра пришло и “правило героя”, которое, казалось бы, противоречит идее КВНовской “линейки”, в которой все работают на единый образ команды. На самом деле, зрителю все равно необходимо выделить “главного героя” или “героев”. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша команда запомнилась, вам необходимо назначить “героя”, придумав для него особенный образ и отдав ему лучшие репризы. Понятно, что героем назначают исполнителя с наиболее яркими актерскими способностями. Во-первых, не начинайте со слабых реприз! Первая четверть вашего выступления должна быть такой же сильной, как и последняя. Компоновку текста заметно облегчают тематические блоки. Но и здесь не переувлекайтесь. Сведя вместе шутки пошловатого содержания, да еще поставив в первый свой конкурс целый такой блок, вы загубите все остальное. Пошлость имеет “кумулятивный эффект”, - она накапливается и разворачивает зрительское восприятие таким образом, что он начинает видеть пошлость даже там, где вы ее никогда не подозревали.
      Наконец, о концовке. Почему-то юные команды всегда тянет сказать напоследок что-нибудь архи-философское и всеобъемлющее. И если уж не о “мире во всем мире (эту нетривиальную мысль обычно оставляют для последнего конкурса), то уж наверняка о том, как “мы все любим КВН”. Казалось бы, - что плохого? Но впечатление остается как минимум странное. Потому что по закону любого (подчеркиваем – любого!!!) искусства мораль должна вытекать из всего вышесказанного. А когда вы все предыдущее выступление довольно поверхностно подшучивали то над тем, то над этим, никакое глубокомыслие в конце попросту не оправдано. В том числе и глубокомыслие по поводу столь несерьезного дела, как КВН.
       Придумать последнюю фразу вообще очень сложно. И универсальных рецептов здесь просто не существует. Хорошо, если в конце будет естественный выход из заданной ситуации. Но если она не задана (то есть “по умолчанию” - “команда пришла на КВН!”), просто петь про КВН в финальной песне все равно не стоит. Ведь шутили вы далеко не только о КВНе. В качестве одного из ходов можно посоветовать сделать концовку в духе самоиронии над собственным морализаторством.

 

Конкурс капитанов

 

Главная роль.
Итак, речь пойдет о капитане и капитанском конкурсе. Почему роль “главная” - вполне понятно: на человека, ее исполняющего, так или иначе, взваливается ответственность за целый конкурс. И этот конкурс, в конце концов, может повлиять на результат всей игры. Именно этот конкурс является самым сложным, причем не только для исполнителя “главной роли”. Готовиться к нему, как и к любому другому конкурсу, должна вся команда, - иначе успеха не видать.
Принято считать, что самое сложное в КВНе – это разминка, но это, очевидно, потому, что капитанский конкурс в последние годы случается далеко не в каждой игре. Однако сути это не меняет, поскольку экспромтные ответы на вопросы, как правило, входят в капитанский конкурс лишь как составная часть, причем условия, в которых это происходит, здесь гораздо более “бесчеловечны”, чем в самой разминке.
Почему мы определили капитана как “главную роль”, а не “главную должность”? С одной стороны, капитан должен обладать таким набором качеств (сценичность, обаятельность, авторские наклонности, умение импровизировать, крепкие нервы), который неизбежно сделает его одним из лидеров команды. Но с другой стороны, если капитан окажется “и швец, и жнец, и на дуде игрец” - и автор, и актер, и постановщик, то ему элементарно может не хватить сил, и он может проиграть сопернику чисто “физиологически”. Правда, во многих командах, особенно достаточно малочисленных по составу, капитанский конкурс взваливается на лидера, потому что просто нет альтернативы. Но в этом случае в последние дни перед игрой капитан обязательно должен переложить часть своих функций на коллег.
Увы, сколько раз приходилось видеть блестящих капитанов, настолько вымотанных перед игрой, что в глазах у них на сцене можно было прочесть только одно желание – “чтобы все это поскорее закончилось”!
В общем, тактически правильная формулировка звучит так: “главную роль” может, конечно, играть тот, кто занимает “главную должность”, но это вовсе не обязательно и даже не всегда желательно. К тому же, за последнее десятилетие критерии отбора на роль капитана здорово изменились, поскольку поменялся и сам капитанский конкурс.
Старшему из авторов этого учебника еще довелось играть капитанские конкурсы в концепции, по сути, 60-ых годов. Это были довольно изнурительные и для игроков, и для зрителей – битвы, состоящие из нескольких частей, которые подразумевали и написание экспромтного текста, и “капитанскую разминку”, и еще все что угодно, в зависимости от фантазии организаторов. На сцене это удовольствие продолжалось обычно минут тридцать, потом начинало нещадно кроиться в телевизионном эфире. Но в той концепции был один неоспоримый плюс: она совершенно однозначно определяла критерий отбора в капитаны - это должен был быть в первую очередь “автор-импровизатор”, желательно, конечно, обладающий сценическим обаянием. Но в первую очередь – автор! Вот почему на сцену в ту пору чаще всего выходили высоколобые умницы, эдакие тренеры, “Знайки - очкарики”, не выходящие, как правило, на сцену в домашних игровых конкурсах.
Был и второй плюс: условия капитанского конкурса задавались таким образом, чтобы его участники могли блеснуть относительно неплохо продуманными остроумными текстами. Скажем, на вопрос можно было, как и в разминке, думать 30 секунд. То есть соображать, конечно, нужно было быстро, но – можно было соображать!
В нынешнем капитанском соображать практически некогда. В нем можно только или “общаться в настроении” или “палить резину”. Как же капитанский конкурс «дошел до жизни такой»? Напомним, что “КВН – зеркало нашей жизни”. Меняется жизнь, меняется и изображение в этом “зеркале”. Всё вокруг стало намного динамичнее. И телевидение в этом деле не отстает, а чаще даже обгоняет саму жизнь. В результате КВН вынужден «разгоняться», чтобы не оказаться в хвосте. А темп этого самого телевизионного зрелища возрастает с такой немыслимой скоростью, что музыкальные номера даже двухлетней давности кажутся уже слишком медленными, а, используя в телепередаче фрагменты старых КВНов, приходится вдвое сокращать аплодисменты, чтобы зритель не уснул перед экраном. Понятно, что в такой ситуации старый добрый “капитанский” выжить не мог.
К середине 90-ых годов классическая современная схема капитанского конкурса практически сформировалась путем отсечения наименее темповых частей. Осталось только “сообщение”, плюс ответы на несколько вопросов соперника по заданной теме. Уже не давалось на ответ никаких 30 секунд. Отвечать надо было сразу, и весьма толковые капитаны все чаще начали пороть полную чушь… Надо было что-то делать. А когда очень надо, решение обязательно рано или поздно приходит.
Летом 1996 года до нас доперло! А что, если это будет не “текст, который читают”, а “монолог, который играют”? Конечно, мы прекрасно знали об опасности монологов в КВНе, но, если капитан находится на сцене один, то чего от него еще можно ждать? И значит, капитан должен стать не автором, умеющим держаться на сцене, а актером, умеющим импровизировать “в предполагаемых обстоятельствах”! Или соответствующий человек должен стать капитаном.
Мы радостно принялись внедрять нашу теорию в умы КВНщиков. Однако капитаны упирались всеми четырьмя лапами, не понимая, а, следовательно, и боясь нового ощущения, с которым они должны были выйти на сцену. “Верность” старой схеме авторского капитанского продолжалась еще полгода. И, наконец, на финале КВН-96 – свершилось! На сцену вышли не Леонид Купридо (БГУ) и Шабан Муслимов (“Махачкалинские бродяги”), а “хронический неудачник”, собравшийся поделиться своей нелегкой жизнью, и великолепный горец в бурке, с кинжалом и рогом, наполненным вином. И, - о, счастье! – зал аплодировал после каждой репризы, как на хорошем приветствии. И капитанский конкурс был спасен!
Другое дело, что от этого он не перестал быть самым сложным конкурсом игры. Просто капитан-игрок победил капитана-тренера. И потому, не вдаваясь в подробности старого “авторского” конкурса, мы и попробуем изложить теоретические основы этой самой современной концепции.

Итак, первая часть капитанского конкурса – эстрадный монолог. Это – базовый жанр со всеми атрибутами, ему присущими: тема, образ, от лица которого он произносится, сюжет, композиция, развитие и т.д. Но капитанский монолог – жанр КВНовский, и поэтому должен состоять из полноценных реприз. Теперь о нюансах.
Прежде всего, не стоит увлекаться сюжетом и ситуацией. Чем сложнее вы все это закрутите, тем дольше вам придется из всего этого выпутываться, и, следовательно, тем меньше времени останется на чистые репризы. К тому же, сильный сюжет потащит вас за собой и заставит или писать исключительно контекстные репризы, что, как мы знаем, неимоверно сложно, или привязывать каждую репризу таким нелепым и утомительным образом, что она, бедная, скорее всего, скончается в муках под бременем словесной шелухи. По сути, подход к компоновке капитанского монолога должен быть тот же, что и в приветствии.
Капитанский монолог должен быть жестко выверен по времени! Детское желание как можно дольше привлекать на сцене внимание публики к собственной команде чревато в любом конкурсе, но в капитанском - оно влечет непосредственно к катастрофе! Каждый раз, когда в телепередаче вам не совсем понятны бывают оценки за капитанский, - причина почти наверняка именно в этом. Заботливо подрезанный редакторами эфирный вариант (причем, как правило, именно таким образом, как и советовалось до игры) может запросто выиграть у соперника, хотя в зале бесконечная тирада воспринималась просто мучительно, и вполне справедливо натолкнулась на карающую десницу жюри. (Яркий пример – полуфинал 2000 года, в котором капитан сборной Челябинска и Магнитогорска пребывал на игре в состоянии “диалога со своим внутренним голосом” 11 минут! Самое страшное, что уже до игры избыточность выступления была очевидна, но “внутренний голос” записанный на мини-диск редактированию уже не подлежал. А жаль…)
А теперь вспомним об “опасности монолога в КВНе” и о том, что никуда она не девается и в капитанском конкурсе. Реально даже очень хороший КВНовский актер может удержать зал монологом в течение 3-4 минут, то есть 7-12 реприз. И сколь бы выдающимися не казались вам лишние шутки, отданные капитану, они попросту будут загублены! Как говорят сами КВНщики - “спалены бесплатно”. Между тем эти самые лишние шутки запросто могли пригодиться, скажем, в разминке, или просто в светлом КВНовском будущем.
А ведь для капитанского конкурса необходимо отобрать действительно самые лучшие, самые “дорогие” репризы, которых, как известно, никогда не бывает слишком много! Прерогатива капитанских реприз перешибает прерогативу разминки. Все-таки, там есть надежда на коллективный разум. Надежда же на разум во время капитанского конкурса вообще проблематична, потому что, если капитан – не дурак (и тогда все проблемы сами собой отпадают) и если он не устал перед игрой настолько, что ему уже просто все равно, то он обязан испытывать ту степень ужаса, которая с применением разума абсолютно несовместима. Поэтому, честно говоря, капитанский конкурс играется не “второй сигнальной системой”, а “первой” - то есть почти исключительно инстинктами.
Поверьте, всё сказанное – гораздо более правда, чем кажется на первый взгляд! И если эту правду принять, то станет многое понятно в предлагаемой нами системе подготовки капитана к своему сольному выходу.
Во-первых, сам монолог должен быть назубок отрепетирован, причем не самим исполнителем в темном углу, а поставлен на сцене командным режиссером, как и любой другой домашний конкурс! Но даже и в этом случае, особенно, если за капитаном водится грешок забывания текста, полезно придумать некое приспособление, позволяющее, в случае чего, заглянуть в текст. (Скажем, ничего не будет страшного, если он, сославшись на волнение, заглянет в собственный дневник или в “статью в центральной прессе, которая как раз в связи с этим была опубликована”.) Чаще всего в полном тексте необходимости и не бывает. Забыться может порядок реприз, и вот именно этот порядок можно записать на маленькой шпаргалке, поместив его где угодно – хоть на манжете, воспользовавшись старым аристократическим приемом. Считается, что время “чтения конкурса по бумажке” прошло. Но на самом деле, можно и по бумажке, главное, чтобы не «уткнувшись в нее».
Второе! Экспромтная часть конкурса должна быть как следует “прорезинена”. Только это не означает, что у капитана должны быть три универсальных ответа – ухода, которые он выпалит в любом случае. “Резинки” должны придумываться под конкретные возможные ходы соперника и утверждены на тренировках.
Капитан должен быть “натаскан” на экспромт, как команда – на разминку. Для этого несколько дней перед игрой необходимо, также как играются тренировочные разминки, играть тренировочный капитанский. Несколько человек садятся перед капитаном и начинают закидывать его вопросами. При этом, разумеется, можно и нужно не только выслушивать капитана, но и коллективно предлагать ему свои варианты ответов на подобные вопросы. Отдельно тренируется привязка заготовленных “резинок”.
Теперь о специальных ходах. Что касается монолога, то здесь фантазия может быть безграничной, как и в любом другом конкурсе. Достаточно вспомнить блестящий монолог Владимира Дуды (КВН НГУ), общавшегося в роли Паниковского непосредственно с членами жюри, “нарушившими конвенцию”. А если при этом еще и соригинальничать в экспромтной части капитанского? Идея здесь может быть та же, что и в разминке: нанизать три своих вопроса на единый прием. Скажем, еще в полуфинале 1992 года капитан ЕрМИ Рафаэль Минасбекян предложил капитану ХАИ Андрею Чивурину вопросы с тремя вариантами ответов. И выиграл! И надо сказать, что в дальнейшем такая “ходовая” система не раз приводила к успеху и капитана ХАИ (например, в суперфинале-96 или в Австралии-98).
Другое дело, что, как и в разминке, здесь всегда есть опасность, что на ваш ход будет оперативно найден “противоход”, и тогда вы начнете, по сути, играть на соперника. Но, во-первых, в стрессовой ситуации капитанского конкурса сориентироваться вовремя бывает еще сложнее, чем на разминке. А во-вторых, на этот случай необходимо иметь “противопротивоход”, то есть запасной третий вопрос, нарушающий заданный вами же прием. Словом, если Вами найден удачный ход, ставящий соперника в тупик, начинает работать народный принцип “Против лома нет приёма!” Хотя… если соперник тоже не лыком шит, то после конкурса он может сделать резонную добавку: “Окромя другого лома!”
И еще несколько слов о поведении на самом капитанском конкурсе. Хоть и говорят, что наглость – второе счастье, будьте осторожны, постарайтесь загнать свою наглость в рамки банальной корректности. Часто “наезды” на соперника начинают работать против Вас, как в глазах болельщиков, так и в печальных глазах жюри. Даже Ваши комментарии по поводу ответов соперника могут быть лишними. Во всем надо знать меру. Исключение может составить разве что Ваша ослепительная улыбка. Не зря ведь поется в известной песне: “Капитаны, капитаны, мы соперника берем улыбкой в плен!”

 

СТЭМ

Почти с открытым забралом...

Да, именно так приходится выходить на сцену команде, которой приходится играть КВНовский СТЭМ. Потому что по большому счету никакие ухищрения и стандартные КВНовские матрицы в данном случае непригодны. Именно поэтому, если разминка и капитанский именуются самыми сложными конкурсами, потому что их труднее всего сыграть, то СТЭМ по праву должен считаться самым сложным жанром, ибо его труднее всего придумать!

Парадокс в том, что изначально, будучи одним из источников современного КВНа, в качестве самостоятельного конкурса и жанра СТЭМ возник лишь в середине 90-ых годов, конкретнее - в четвертьфиналах 1995-го. Когда в 1994 году в Высшей Лиге была введена новая схема сезона, встала проблема набора конкурсов для второго тура, в играх которого встречались по 4 команды. И в первый раз было предложено сыграть приветствие, разминку и домашнее задание. Но оказалось, что четыре ДЗ подряд смотрятся чрезвычайно утомительно. И тогда на будущий год в аналогичной ситуации вместо ДЗ были предложены два новых конкурса. Одним из них был “конкурс одной песни”, а другим - СТЭМ - конкурс на 5-7 минут в классических СТЭМовских традициях, на которых в ту пору еще были воспитаны играющие команды. А чтобы этот конкурс даже зрительно не был похож на домашнее задание (которое, как мы помним, как раз из классического СТЭМа и возникло), ввели искусственное ограничение на количество участников: одновременно на сцене должно было находиться не более трех человек. К слову сказать, ограничение это было вовсе не таким уж искусственным. Если вы припомните классические старые СТЭМовские сценки, то поймете, что больше трех человек в них никогда и не участвовало. Так что ограничение это скорее служило дополнительным средством, чтобы загнать хитрых КВНщиков в рамки жанра.
А загнать было не так просто. Потому что хитрые КВНщики тех времен прекрасно понимали, что СТЭМ - штука весьма непростая. Недаром сюжеты сценок переходят в студенческих театрах из поколения в поколения, потому что придумать такой сюжет адски сложно! И поначалу команды действительно попытались притащить на КВНовскую сцену запасы из старого СТЭМовского багажа. Но оказалось, что сделать этого чисто механически нельзя! Оказалось, что КВН сразу же предъявил новому для себя жанру свои требования, которые поначалу приходилось нащупывать почти интуитивно.
Во-первых, старым СТЭМовским сценкам, которые, как правило, сочинялись “на вечные темы” резко не хватало актуальности. Первый выигравший СТЭМ БГУ про юного застенчивого оболтуса, которого преподаватель приводит к директору школы “заиграл” на сцене МДМ только когда удалось придумать, что папа мальчика - банкир, спонсирующий эту самую школу. Эдакий «мостик» в сегодняшний день.
Но актуализация - вещь вполне понятная и для КВНщиков привычная. Гораздо сложнее было поймать само ощущение, органику КВНовского СТЭМа. Ведь в классическом СТЭМе обычно не существовало строго прописанного текста. Он всегда игрался на уровне этюда, сопровождаясь огромным количеством необязательных междометий, фраз и движений. В КВНе все это сразу же стало восприниматься как некая “сценическая грязь”, подлежащая жесточайшей чистке. Далее: в классическом СТЭМе реприз в КВНовском понимании, в общем-то, никогда не было. А КВНовская сцена требовала их, как воздуха. И всеми правдами и неправдами приходилось вплетать их в сюжет.
Собственно говоря, именно эти особенности - повышенная актуальность и жесткий, чистый репризный текст - и отличают, как выяснилось КВНовский СТЭМ от классического. Потому что главное остается неизменным - парадоксальный сюжет, выписанный (о, ужас!) по всем канонам драматургии и максимально гротескные образы героев.

Итак, что делать? Прежде всего, необходимо определиться с тем, где искать смешную ситуацию? Ответ прост - только в жизни! Любая фантасмагорическая ситуация, высосанная вами из гениального пальца, будет выглядеть откровенно надуманной. В этом смысле чудес не бывает.
Другое дело, что в жизни, чаще всего подобные ситуации и соответствующие герои лишь намечаются, обозначаются. Главное - их заметить и в соответствии с законом жанра смоделировать уже сценический продукт. Но путь для этого известен: “доведение ситуации до маразма”.
Чтобы далеко не ходить, возьмем тот же первый СТЭМ БГУ. Согласитесь, что сама по себе ситуация, когда директор школы, распекающий нерадивого ученика, вынужден резко изменить тон, узнав, что благополучие школы напрямую зависит от его отца, - вполне реальна и знакома. Но наша цель - иная, и поэтому, прежде всего, ни один герой особого сочувствия вызывать не должен. Достигается это достаточно легко: все они должны быть, как бы это сказать, “ненормальными”, для чего у каждого героя выбирается какая-то черта, которая максимально гипертрофируется. Скажем, преподаватель, в белорусском СТЭМе оказывался неврастеником, изначально и навсегда перепуганным жизнью и обиженным на всех и вся. Неврастения директора была иного плана: у него было богатое воображение, что доказывалось сразу же тем, что вошедшие в кабинет, прерывали его игру в “войнушку на пальцах”. Это же самое богатое воображение легко приводило его к адекватной мере наказания ученика через расстрел. (“Ты представляешь, какое это пятно на всю школу?”)
В сыгранном годом позже не менее знаменитом СТЭМе Махачкалы “Папа, мама, я - спортивная семья”, который состоял по сути из трех самостоятельных эпизодов - американского, итальянского и русского. Так вот, все образы этих эпизодов были построены на гипертрофировании известных национальных черт, соответственно, американцев, итальянцев и русских. В этом СТЭМе семьи просто смотрели футбольный матч по телевизору. Но американцы, преисполненные гордости за свою образцово-показательную демократию, постоянно звонят президенту и поют гимн, а итальянцы, разумеется, оказываются мафиози, готовят макароны и ругаются по любому поводу. Плюс русская ментальность в финале.
Кстати говоря, ситуация может быть “закручена” настолько, что может показаться изначально фантастической. Скажем, в СТЭМе “харьковских ментов” (1998), где в дом к ГАИшнику попадал инопланетянин. Но успех этого конкурса определялся все же тем, что в основе лежала вполне жизненная ситуация общения милиционера с абсолютно незнакомым человеком, коим в данном случае и оказывался пришелец.
Главная проблема, которая, впрочем, возникает всегда, как только дело касается европейской драматургии, - это найти финал. Беда в том, что в реальности такие ситуации чаще всего не имеют яркого одномоментного финала, они - “рассасываются”, или логическая точка конфликта происходит где-то в будущем. Либо эта самая логическая точка оказывается слишком логичной и потому - несмешной!
Дурную шутку играет с авторами и логика самого СТЭМа. Действие ненормальных людей в ненормальной ситуации настойчиво подсказывает им, что в конце или должны явиться санитары, или герой должен проснуться. И это, разумеется, плохо - во-первых, потому что стандартно, но главное - потому что слишком логично!
Вообще говоря, во многих классических СТЭМах, в которых «всё доводится до маразма» естественным финалом является «пик маразма». Так, удар в ухо преподавателю со стороны абитуриента института физкультуры означал однозначный финал в полуфинальном СТЭМе “Уральских пельменей”(2000). Вполне естественная развязка была и у Томска на суперфинале-2000, когда интервьюер просто начинал орать на “самого умного человека планеты” и тому, вроде, ничего и не оставалось, как уйти. Это, конечно, - самый классический и уже потому самый чистый СТЭМовский ход. Но воплотить его часто бывает почти невозможно, поскольку уж очень ограничен набор ситуаций, в которых он подразумевается.
Хорошо, конечно, если у ситуации есть собственное окончание, тогда оно, даже не будучи смешным, во всяком случае, не смотрится неестественно. Как, скажем, в “питерском” СТЭМе (1999) “Колобок” в постановке Р.Виктюка. Вроде как, сказка кончилась, и СТЭМ можно заканчивать. И все же лучшим вариантом в любой КВНовской постановке, сделанной по законам классической драматургии, является финальный выверт, парадоксальный даже по отношению ко всему предыдущему сюжету. К примеру, у питерцев таким финалом стало длинное театральное раскланивание главных героев. И упоминаемый конкурс “пельменей” приобрел окончательную завершенность, когда добавился парадоксальный ход: победивший абитуриент сам сразу же стал преподавателем.
Стоит сразу предупредить, что попытка “подпереть” незавершенность сюжета в СТЭМе привычной финальной песенкой абсолютно не спасает положение, а скорее даже вредит (кроме отдельных случаев, о которых мы еще скажем). Зрители, видевшие еще один знаменитый СТЭМ НГУ(1997) в зале, помнят, что, испугавшись собственного ощущения незавершенности, после блестящей прогулки “грибников” по залу, как по лесу, они потом еще минуты две пели на сцене под гитару, сидя у костра. И очень ошиблись, потому что как раз у этого СТЭМа финал был, что и было легко продемонстрировано в телеверсии, где песня была отрезана.
Глядя снизу вверх из зала на Маслякова, стоящего на сцене да еще и за трибункой, герой спрашивал “А на деревьях грибы растут?”
- Нет, - отвечали ему.
- Значит - шишка!
Удивительно, но сами авторы, воспитанные на классическом СТЭМе, никак не могли поверить, что финалом СТЭМа КВНовского может быть не действие, а просто неожиданная фраза, которая к тому же неожиданно вводила нового героя.
Впрочем, есть этому одно легкое объяснение. “Грибники” уже не были СТЭМом в изначальном понимании этого жанра. В нем не было никакого развития: задавалась изначальная ситуация, и шел просто набор реприз и ГЭГов, которые теоретически можно было совершенно спокойно переставлять местами (кроме, разумеется, последней фразы). То есть по жанру это было на самом деле непривычно сильно театрализованное приветствие с исключительно контекстными репризами, эдакое “действо в пространстве”.
К слову сказать, открытие такого способа играть СТЭМ было сделано еще в 1995 году командой ХАИ. Ведь их ставшие каноническими “бабы-охотницы” тоже были построены по принципу просто бесконечной экспозиции заданной ситуации. И единственное действие (“Чу! Егерки мужика подняли! В аккурат на нас гонят! Так, бабы, кончай базарить! Охота пришла!”) - собственно, уход на охоту - явилось в данном случае идеальным финалом.
Наконец, встречался в нашей практике и еще один экзотический вид СТЭМа. Недаром, вводя этот конкурс, было опасение, что он превратится в маленькое ДЗ. Это все-таки случилось в первом СТЭМе, сыгранном “Новыми армянами” в 1996 году. Это был набор из трех блоков, первый из которых действительно по жанру был СТЭМом, но никак не мог развиваться до полного формата, а второй - вообще песней! Ну не умели “Новые армяне” тогда еще писать СТЭМы, и подобный вариант был для них реальным выходом, потому что конкурс они выиграли. Другое дело, что в КВНовские анналы вошли совсем другие их СТЭМы - про “полет на Луну” и “армянский зоопарк”, которые были сделаны уже по всем правилам жанра. Так что “думайте сами, решайте сами”!

 

Домашнее музыкальное задание – конкурс одной песни

Формат: в течение нескольких минут команды исполняют песни или делают нечто музыкальное, учитывая главное условие конкурса ― используется один мотив, одна мелодия.

 

Виды и примеры:

Часть КОПов исполняется под живую музыку (акапелла, гитара, синтезатор, тамтам и т.д.), а часть ― под фонограмму. От этого могут зависеть некоторые технические детали (см. ниже).

Также можно провести некую классификацию КОПов по формату/основе конкурса, и именно они могут служить отправной точкой при написании конкурса. Если мы проанализируем конкурсы одной песни, показанные в последнее время в Высшей и Премьер-лиге, то сделаем вывод, что большинство из них сводится к одной из следующих схем:

· КОП-идея: в течение всего конкурса планомерно и подробно раскрывается одна взятая тема или идея, причем в конце может следовать неожиданный или лирический вывод (КОП про детство ― «Полиграф Полиграфыч», 1/4 Высшей лиги 2010; «Песня про слезы» ― «Рудник», 1/8 Премьер-лиги 2010);

· КОП ― посвящение конкретному городу, предмету, явлению, событию или человеку (КОП про Воронеж ― «25-я», 1/8 Высшей лиги 2010; «Аккорд Am» ― «Станция Спортивная», Спецпроект-2009);

· КОП, привязанный к месту: показывается ситуация где-либо, соответственно песня ― это диалог в обозначенном месте (например, диалог в курилке ― «Триод и диод», 1/4 Высшей лиги 2010). С моей точки зрения, это наиболее свободная форма, потому что в диалог можно включить все что угодно фактически по любой теме (в отличие от первых двух схем);

· КОП-история: рассказывается одна большая история, в которой каждый следующий куплет ― новый виток развития сюжета («История одного Андрея» ― «Полиграф Полиграфыч», 1/4 Высшей лиги 2009; песня про НЛО ― «БАК-Соучастники», 1/4 Высшей лиги 2010);

· КОП-пародия или КОП-«перепевка»: за основу берется стиль


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.