Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер.

2019-08-07 142
Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................                                      5

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО­ СОЦИАПЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА …………          7

Основные понятия и принципы сопровождения……………….                        9

Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях                                        19

Основные этапы индивидуального сопровождения…………………………                 21

Основные этапы системного сопровождения..........................                            22

Качественная диагностика как фундамент сопровождения        ……………..      23

 

Глава 2

ОРГАИИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО­ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ..................................................................................................                                       27

Концепция сопровождения в ДОУ......................................................                             29

Организация деятельности службы сопровождения..........                                31

Организация диагностики в системе сопровождения......                                    36

Организация психолого-медико-педагогических

консилиумов........................................................................................................                                     39

Организация учета катамнеза..............................................................                               43

 

Глава 3

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»...................                                     45

Общие сведения..............................................................................................                                 47

СОМАТИЧЕСКИ ослабленные дети и их сопровождение                        52

Сопровождение агрессивного ребенка.........................................                                60

Диагностика агрессивного ребенка............................................                                  65

Направления сопровождения агрессивного ребенка...                                   68

Методы сопровождения агрессивного ребенка................                                           74

Работа с родителями агрессивного ребенка в логике индивидуального сопровождения                                          78

Сопровождение гиперактивного ребенка....................................                                   80

Характеристика гиперактивности..................................................                                    80

Диагностика гиперактивного ребенка.......................................                                   84

Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи               87

Сопровождение замкнутого ребенка..............................................                                   95

Коррекционная работ                                                                                     99

Сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи                            102

Характеристика детей с общим недоразвитием речи                                          102

Комплексное обследование детей с ОНР                                                   106

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОН Р в логике

сопровождения..............................................................................                                         109

Формирование фонетико-фонематических компонентов речи          111

Формирование фонематического восприятия....                                   112

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза                            113

Формирование лексико-грамматического строя речи                          116

Развитие связной речи................................................................                   118

Коррекционно-педагогическая работа воспитателя                   119

Работа с родителями....................................................................                                120

Глава 4

СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДАЮЩИХ ………………..              121

Управленческие аспекты службы сопровождения ДОУ.                       123

Работа с педагогическим коллективом ДОУ в идеологии сопровождения 128

Работа с родителями в логике сопровождения................                       135

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Типовое положение о6 образовательном учреждении для детей

 нуждающихся в психолого-педагогической

 и медико-социальной помощи................................................                  143

2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения                                                                                      151

3. Образцы  документов ДОУ по индивидуальному сопровождению

ребенка. Индивидуальная карта сопровождения                        159

4. Основные характеристики развития детей.........                   161

5. Протокол наблюдений..................................................................                  164

6. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка                    165

7. Агрессивность. Опросник 1. Ребенок глазами взрослого                  168

8. Агрессивность. Опросник 2. Виды, направленность, чувствительность

к присутствию других.......................................................................                                 171

9. Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми              172

10. Гиперактивность. Анкета для родителей

11. Гиперактивность. Анкета для педагога......................                                 177

12. Симптоматика.......................................................................................                   178

13. Анкета для родителей М. М. Безруких........................                  179

14. Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми  181

15. Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми             184

16. Логопедическое обследование детей.......................                   188

17. Планирование фронтальных занятий логопеда

18. Рекомендации воспитателю по использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах..............................................                        210

19. Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической группе детского сада                                                                                                               221

20. Последовательность работы по обучению грамоте детей с ОНР

 

ЛИТЕРАТУРА.........................................................................                        227

21. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА                                                  227

 

ВВЕДЕНИЕ

Идея сопровождения (от англ. guideness) возникла как практичес­кое воплощение идеи гyманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку. В России идея психолого-педагогического медико-социального сопровождения стала реализовываться в систе­ме образования с 1994 года.!

Технология «Сопровождение в образовании» развивается в Рос­сии как особая научно-практическая область на основе мультидис­циплинарного подхода, обретает свою методологию и организаци­онную форму. Служба сопровождения становится необходимой и органической структурой образовательной системы России: без служб сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, со­здать условия для полноценного развития детей, обеспечить их пси­хическое и соматическое здоровье.

В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровож­дения. Наиболее широкое распространение получили районные ППМС-центры как устойчивая система объединения специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников, дефекто­логов и других специалистов), осуществляющих сопровождение в иде­ологии комплексной работы «команды». Проведенные исследования (Колеченко А. К., 2001) показывают, что районные ППМС-центры не могут обеспечить сопровождение всех детей, оперативно реагиро­вать на проблемы образовательных учреждений, т. к. работают в сис­теме «автономности, независимости» (Казакова Е. И., 1998), не вклю­чают в систему сопровождения всех участников образовательного процесса. Основной задачей сопровождения является сознание пси­холого-педагогических условий для полноценного развития и станов­ления совершенствующейся социально- спешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.

 

Наиболее эффективно задачу сопровождения могут решать педа­гогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения разви­тия детей. В существующей практике выделяются разные организа­ционные службы сопровождения:

I. Служба сопровождения или консилиум в образовательном уч­реждении.

ТТ. районные (независимые) ППМС-центры.

III. Городская или областная психолого-медико-педагогическая консультации.

Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом, ви­доизменяются в решении проблем ребенка.

Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в до­школьных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно, что совершенно неправомерно, Т. К. основы большинства «про­блем» школьников закладываются и формируются в  дошкольном возрасте.

При разработке научно-методических материалов по сопровождению детей в дошкольных образовательных учреждениях мы опирались на имеющиеся публикации поданной проблеме и организацию сопро­вождения дошкольников в условиях детских садов Санкт-Петербурга.

Авторы-составители пособия приносят глубокую благодарность всем специалистам и руководителям учреждений за разработанные и представленные в настоящем пособии материалы

 

 

Теоретические основы

психолого‑

педагогического медико‑

Социального

Сопровождения развития

Ребенка

· Основные понятия  И принципы сопровождения

· Сопровождение ребенка в обще -
образовательных учреждениях

· Основные этапы индивидуально­го сопровождения

· Основные этапы системного сопровождения

· Качественная диагностика как фундамент сопровождения

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

И ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

История зарождения в системе образования системы комплекс­ной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризо­ваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов раз­ного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развиваю­щих программ. Но только 10-15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала разви­ваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопро­вождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных трупп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребен­ка на полноценное развитие.

Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях разви­тия нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медика-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения (приложение 1). Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в сис­теме образования, которые автономны по отношению к другим об­разовательным учреждениями связаны с последними только дого­ворами о сотрудничестве. Службы сопровождения - структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.

Концепция сопровождения как новая образовательная техноло­гия в нашей стране разработана Е. И. Казаковой (1995-2001).

Ею выделено несколько источников создания отечественной сис­темы сопровождения:

· опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе спе­циального образования;

· опыт функционирования специализированных служб, обеспе­чивающих разнонаправленную психолого-педагогическую ме­дикосоциальную поддержку детей и их родителей (консульта­тивные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и Т. д.);

· многолетняя работа психолого-медико-педагогических кон‑

сультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;

· разработки координационных, научно-методических и экспер­тных советов, обеспечивающих развитие образовательных уч‑

реждений;

· исследования различных крупных вузовских научных центров;

· реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Ев-роде развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах);

· опытно-экспериментальная и инновационная работа различ­ных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, спе­циальных педагогов и психологов.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный под­ход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация вы­бора порождает множественность вариантов решения, опосредован­ных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следователь­но, - на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако, для осуществления права свободного

10

 

 

выбора различных альтернатив развития необходимо научить чело­века выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого, Е. Й. Казакова (2000) дает следующее определение сопровождению.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающийсоздание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений  в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, таки развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множе­ственные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Введение термина «сопровождение» не является результатом на­учно-лингвистического эксперимента; замена его классическими - помощь, поддержка или обеспечение - не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта ре­шения актуальной проблемы. Перед нами сложный процесс взаимо­действия сопровождающего и сопровождаемого, результатом кото­рого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но его родители и педагоги.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

 

Рис. 1. «Субъектный четырехугольник (по Е. И. Казаковой, 2000)

 

Следует различать понятия:

· процесс сопровождения;

· метод сопровождения;

· служба сопровождения.

Близкими понятиями к понятию «сопровождение» считаются «обеспечение», «помощь».

Если исходить из того, что «сопровождение» — это «обеспечение», тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий со­здание условий для принятия субъектом развития оптимальных ре­шений в различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что «сопровождение» — это помощь, то под «сопровождением» понимается процесс — совокупность последова­тельных действий, позволяющих субъекту определиться с приняти­ем решения и нести ответственность за реализацию решения.

Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, то под методом со­провождения понимается способ практического осуществления про­цесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех

функций:

О диагностика существа возникшей проблемы;

О информация о существе проблемы и путях ее решения;

О консультация на этапе принятия решения и выработка плана

решения проблемы;

первичная помощь на этапе реализации плана решения. Если «сопровождение» идентифицировать С ПОНЯТИЕМ «организа‑

ция», то служба сопровождения — это объединение специалистов

разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жиз- недеятельности в образовательном учреждении являются:

· рекомендательный характер советов сопровождающего; О приоритет интересов сопровождаемого< «на стороне ребенка»;

· непрерывность сопровождения;

· мультидисциплинарность (комплектный подход) сопровожде­ния;

· стремление к автономизации.,

  Рассмотрим эти принципы подробнее.

 

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение

индивидуального развития ребенка в образовательном процессе -это система профессиональной деятельности различных специалис­тов по созданию условий принятия субъектом оптимальных реше­ний для развития личности и успешного обучения в ситуациях школь­ного взаимодействия.

Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить воспитатель ДОУ, классный руководитель, учитель, методист и т.д. Но более эффективное использование метода психолого-педагоги­ческого медико-социального сопровождения развития ребенка мо­жет быть осуществлено на базе специально созданной в ОУ службы ППМС -сопровождения.

Анализ опыта служб сопровождения в школе позволяет вычленить основные направления деятельности службы на современном этапе. Это оказание помощи в решении проблем:

· формирования здорового образа жизни;

· личностных проблем развития ребенка;

· выбора образовательного маршрута;

· преодоления затруднений в обучении.

Каждое из этих направлений требует разработки с точки зрения анализа проблемы, а также программно-методического обеспечения и комплексного подхода специалистов службы. И в первую очередь специалисты рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития:

 

 

· создания условий для адекватного выбора ребенком и родите­лями образовательного маршрута на всех этапах образователь­ного процесса (выборе ДОУ, поступлении в 1-й класс, при пе­реходе из 3-го класса в 5-й класс II из 9-го в 10-й класс);

· оказания помощи родителям и ребенку в выборе образователь­ного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;

· изменения образовательного маршрута в процессе сопровож­дения развития ребенка в связи с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья;

· оказания помощи ребенку, изменившему образовательный мар­шрут, в адаптации к новым условиям.

 

В области «Проблем личностного развития» основная работа в данном направлении ведется методом индивидуального сопро­вождения.

Большая часть работы осуществляется социальным педагогом в содружестве с психологом и классным руководителем (воспитателем)

и направлена, в первую очередь, на изучение причин, породивших проблему ребенка, и организацию комплексной психолого-педаго­гической медико-социальной помощи, с целью наиболее полной лич­ностной самореализации субъекта и актуализации процесса социаль­ного самоопределения.

В деятельности ППМС -центра по оказанию помощи в «Преодолении затруднений в учебе» сотрудники имеют три основных направ­ления:

· классы особой педагогической заботы и поддержки;

· учащиеся, имеющие затруднения в учебе, дети «группы риска»;

· дети, обучающиеся на дому, опекаемые;

· педагоги и родители (с целью повышения их педагогической компетентности).

 

Работа в данной области строится в двух направлениях: первое -профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адап­тации детей к школе; второе - актуальное: конкретная помощь спе­циалистов в преодолении трудностей в обучении.

Новое направление в работе службы - формирование здорового образа жизни - приобрело особую значимость в связи с такими про­блемами общества, как наркомания, СПИД, БППП, суициды и т.д.

 

 

КАЧЕСТВЕННАЯ ДИАГНОСТИКА

КАК ФУНДАМЕНТ СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопровож­дения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы. Тем не менее, констатация значимости не гарантирует

 

 

решения многочисленных проблем, остро проявивших себя в деятельности центров сопровождения.

Наиболее ясно проявила себя тенденция к обособлению диагнос­тики от других составляющих сопровождения, к ее отрыву от главно­го - помощи в решении проблемы. Конкретность и привлекатель­ность задачи постановки правильного диагноза в глазах многих, особенно начинающих специалистов-психологов, затмевает назна­чение диагноза как стартовой площадки сопровождения, с которой начинается, а не завершается процесс помощи в преодолении про­блем развития.

Большинство специалистов центров и служб сопровождения бо­лее ориентировано на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по полученным данным программ коррек­ции проблемы. Мера информированности специалистов о методах диагностики также оказалась значительно выше, чем о методах кор­рекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими оказались программы, опирающиеся на достаточно выраженные формы воздействия, а не взаимодействие сопровождающего и со­провождаемого.

Сложным аспектом является методологическая рассогласован­ность диагностических исследований, проводимых специалистами различного профиля: педагогами, психологами, медицинскими ра­ботниками. Комплексность, «командный стиль» работы сталкивают­ся с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов.

Не менее важным аспектом в развитии системы сопровождения выступает методическая необеспеченность диагностики. Мы с до­статочной степенью полноты научились исследовать проблему в раз­витии ребенка со стороны «недоразвитая», «негативных факторов», «отсутствия» и Т. д., но сама по себе констатация того или иного не­достатка несет лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. гораздо 6агее важным вопросом является пози­тивная диагностика тех конструктивных факторов, которые позво­лят субъекту найти решение проблемы. К сожалению, диагностичес­кий инструментарий, используемый специалистами, показывает выраженность ориентации на констатацию негативного фона про­блемы, а не на поиск путей выхода из нее.

Следующим аспектом является необходимость согласования ме­тодов сопровождения с содержанием и методами построения образовательного процесса, являющегося базовой средой для сопровож­дения. Ранее уже были обозначены 5 основных сфер деятельности службы сопровождения:

1. решение проблем сохранения и восстановления здоровья;

2. решение социальных и социально-эмоциональных проблем;

3. карьерный (образование, профессиональная ориентация и об­разование, трудоустройство) выбор;

4. помощь в ситуациях с затруднениями в обучении;

5. выбор досуговой сферы самореализации.

Во всех этих сферах активной средой формирования и разреше­ния проблемы выступают образовательная и воспитательная среда. Тем не менее, при выборе диагностических методик специалисты тяготеют к специально сконструированным методам, в меньшей степени используя включенное наблюдение или содержание и продук­ты деятельности детей. Это кажется странным в ситуации, когда речь идет о массовой диагностике для предупреждения возникновения проблемы или о ситуациях, когда сама диагностика направлена на определение правильности педагогической стратегии.

Наблюдается стремление специалистов системы сопровождения к определенному обособлению в противовес декларируемой откры­тости системы. Можно согласиться с необходимостью стопроцент­ной гарантии сохранения информации о ребенке, распространение которой может нанести вред или оказать негативное влияние на оцен­ку или самооценку ребенка. Но нельзя согласиться со стремлением монополизировать информацию о возможных путях решения про­блемы ребенка. Это противоречие проявляет себя в ограничении уси­лий специалистов системы сопровождения по обеспечению педаго­гов и родителей простыми и действенными средствами диагностики наиболее часто встречающихся проблем. Развитие системы сопро­вождения не может идти за счет бесконечного расширения круга специалистов, вовлеченных в нее, специалисты сопровождения лишь отрабатывают и передают в руки педагогов эффективные программы решения наиболее часто встречающихся проблем, сосредоточивая свое внимания на все более сложных и комплексных противоречиях развития ребенка.

Смысловое назначение системы сопровождения связано с обуче­нием ребенка методам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Отсюда возникает задача диагностической оценки результативности сопровождения. В этой области наиболее перспективным является подход, ориентирующий диагноста не столько на исследование внутреннего мира ребенка, сколько на ана­лиз способа и внешних характеристик его взаимодействия со средой.

В практикоориентированном обучении такими критериями выс­тупают увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отноше­ние к действительности (ощущение комфорта).

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ и СОДЕРЖАНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

М ЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИ И

 

· Концепция сопровождения в ДОУ

· Организация деятельности службы сопровождения

· Организация диагностики в сис­теме сопровождения

· Организация психолого-медико­педагогических консилиумов

· Организация учета катамнеза

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА КАТАМНЕЗА

Эффективность сопровождения представляется целесообразным определять не только по частным данным психологической, педаго­гической, медицинской диагностики, но и по некоторым более об­щим показателям:

· удовлетворенность учащегося и родителей пребыванием в уч­реждении;

· уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);

· способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;

· успешность в овладении адекватными возрастному этапу и осо­бенностям ребенка видами деятельности.

Необходимость анализа эффективности ППМС-сопровождения требует использования метода катамнеза (оценки актуальных характеристик ребенка и его успеваемости при переходе его в другое обра­зовательное учреждение).

Представляется целесообразным сбор катамнеза организовывать через полгода после перевода ребенка (с целью оценки характера его краткосрочной адаптации), а затем раз в год (с целью оценки долго­срочной адаптации и дальнейшей динамики развития).

Задачи изучения катамнеза:

1. Оценка характера и времени адаптации ребенка к новым усло­виям обучения с выводом о степени его социальной адаптиро­ванности.

2. Оценка успеваемости в динамике для уточнения характера ба­зовых знаний, данных ребенку в учреждении.

3. Оценка психического и соматического статуса ребенка с выво­дом о результатах уче6но-воспитательной, коррекционной и лечебной работы, проведенной с ним в учреждении, об эффек­тивности той или иной тактики сопровождения.

4. Обеспечение преемственности и последовательности работы с ребенком (что ни в коем случае не умаляет важности подробно­го оформления психолого-педагогических характеристик и ме­дицинских документов), т.к. происходит обмен дополнитель­ной информацией между специалистами разных учреждений.

Примерная схема сбора катамнеза:

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Возраст на момент сбора катамнеза.

3. Соматический статус.

4. Психический статус.

5. Средний балл (при переводе в школу), приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности.

6. Характер адаптации ребенка по мнению специалистов учреж­дения, в которое он поступил.

7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей.

8. Увлечения

 

 

Несомненно, что основная информация поступает от специалис­тов, работающих с ребенком, прежде всего, педагога. Функция сбора катамнеза может быть возложена на любого специалиста службы сопровождения педагогического профиля. При необходимости уточ­нения информации возможно привлечение представителя админис­трации.

Очень важным этапом является беседа с родителями. Не следует забывать об этичном отношении к ним в процессе общения. Конечно, нельзя напрямую спрашивать их, обостряется ли у ребенка основное заболевание. Необходимо использовать дипломатичные вопросы:

«Как себя чувствует ребенок?»

«Чем болел за последнее время?»

«Наблюдается ли у врачей и что они говорят?»

 

Анализ катамнеза выпускников учреждения целесообразно про­водить с участием всех специалистов службы сопровождения, напри­мер, в ходе педагогического совета. Система сопровождения ребен­ка-дошкольника, опираясь на общую концепцию в практике работы каждого ДОУ, адаптируется и конкретизируется в соответствии с осо­бенностями контингента детей и условий их воспитания.

 

 

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

«ГРУППЫ РИСКА»

 

 

· Общие сведения

· Соматически ослабленные дети и их сопровождение

· Сопровождение агрессивного ребенка

· Сопровождение гиперактивного ребенка

§ Сопровождение дошкольников
     с общим недоразвитием речи

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В современной психолого-педагогической и медицинской лите­ратуре мы встретимся с разным определением и классификацией де­тей, которых можно отнести к «группе риска». Но во всех определе­ниях очень четко выделяется одна принципиальная позиция: «дети риска» -это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии.

По данным обследования детей возраста от 5 мес. до 3-х лет в пе­риод с 1994 по 2000 г PMS-центром Калининского района Санкт -Петербурга (О. Ю. Кравец) выявлено, что 8З% обследованных детей относятся к «группе риска». Среди них дети, имеющие:

· проблемы речевого развития - 28%;

· проблемы психического развития - 22,3%;

· проблемы поведения - 11,2%;

· отставание в сфере моторного развития - 8%;

· проблемы внутрисемейных отношений - 7%;

· дети-инвалиды - 6,5%.

Работа с каждой из этих групп может быть представлена не в од-. ной КНИГЕ. В данном пособии из большой категории детей «группы риска» мы выделили:

· соматически ослабленных детей, т. К. проблема здоровья до- школьников в настоящее время актуальна во всех регионах России;

· детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении;

· детей с общими нарушениями речи (ОНР).

Для нас 6ьшо важно выстроить и раскрыть систему сопровожде­ния этих групп детей в единстве диагностики и коррекции, комплек­сности, мультидисциплинарности, направленности на положитель­ную позицию по отношению к ребенку.

Раскроем общие направления работы влогике этой системы.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что только совместными усилиями семьи и специалистов ДОУ можно добиться существенных результатов в коррекционной работе с ребенком. Совместная работа должна быть направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития позитивных качеств ребенка. Одним из важ­ных аспектов работы, как в семье, так и в ДОУ, является охрана фи­зического и психического здоровья ребенка; решение его медицине- них проблем, организация охранительного режима.

 

Система этой работы поможет родителям понять свои воспита­тельные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаи­модействия со своим «трудным» ребенком. Не менее важная роль в сопровождении развития ребенка принадлежит ДОУ, в котором ре­бенок проводит большую часть своего дошкольного детства, где у него появляются первые друзья, где он учится жить в коллективе.

В ДОУ работают специалисты, но наука и практика психологии и педагогики дошкольного воспитания бурно развиваются, предлага­ют новые коррекционные технологии работы с «трудными» детьми, которых становится все больше, а характер их «трудностей» все раз­нообразнее. Педагог не может стоять на месте в своем профессио­нальном совершенстве.

 

 

Имеющиеся у педагогов-профессионалов знания особенностей и закономерностей детского развития необходимо пополнять знаниями по тем проблемам, с которыми воспитатель сталкивается в работе с разными группами детей. Опираясь на эти знания, педагог сможет грамотно выстроить свою работу, улучшить взаимоотношения с ре­бенком и, в свою очередь, оказать ему помощь в кризисных ситуаци­ях. А поэтому одно из направлений работы ДОУ - повышение научно-методического уровня педагогов.

Самым главным в сопровождении развития ребенка является со­ставление и реализация индивидуальной коррекционной программы. На основе комплексной диагностики и анализа его проблем це­ленаправленного воздействия специалистов ДОУ и родителей, т.е. определение индивидуального маршрута его воспитания и обучения.

Важной целью ППМС-сопровождения детей «группы риска» яв­ляется, в первую очередь осуществление воздействия на стиль взаи­моотношений взрослых с ребенком. Это позволяет:

1. Изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недооформлен­ных функций.

2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.

 

В 3-й главе данного пособия представлены основные направле­ния работы (системное сопровождение) с детьми различных «групп риска» в следующей последовательности:

· описание феномена проявлений проблем ребенка;

· комплексная диагностика;

· методические рекомендации к работе ДОУ;

· рекомендации родителям в работе с «трудным» ребенком;

· прим


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.