Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-08-07 | 142 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 5
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО СОЦИАПЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ………… 7
Основные понятия и принципы сопровождения………………. 9
Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях 19
Основные этапы индивидуального сопровождения………………………… 21
Основные этапы системного сопровождения.......................... 22
Качественная диагностика как фундамент сопровождения …………….. 23
Глава 2
ОРГАИИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ.................................................................................................. 27
Концепция сопровождения в ДОУ...................................................... 29
Организация деятельности службы сопровождения.......... 31
Организация диагностики в системе сопровождения...... 36
Организация психолого-медико-педагогических
консилиумов........................................................................................................ 39
Организация учета катамнеза.............................................................. 43
Глава 3
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»................... 45
Общие сведения.............................................................................................. 47
|
СОМАТИЧЕСКИ ослабленные дети и их сопровождение 52
Сопровождение агрессивного ребенка......................................... 60
Диагностика агрессивного ребенка............................................ 65
Направления сопровождения агрессивного ребенка... 68
Методы сопровождения агрессивного ребенка................ 74
Работа с родителями агрессивного ребенка в логике индивидуального сопровождения 78
Сопровождение гиперактивного ребенка.................................... 80
Характеристика гиперактивности.................................................. 80
Диагностика гиперактивного ребенка....................................... 84
Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи 87
Сопровождение замкнутого ребенка.............................................. 95
Коррекционная работ 99
Сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи 102
Характеристика детей с общим недоразвитием речи 102
Комплексное обследование детей с ОНР 106
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОН Р в логике
сопровождения.............................................................................. 109
Формирование фонетико-фонематических компонентов речи 111
Формирование фонематического восприятия.... 112
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза 113
Формирование лексико-грамматического строя речи 116
|
Развитие связной речи................................................................ 118
Коррекционно-педагогическая работа воспитателя 119
Работа с родителями.................................................................... 120
Глава 4
СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДАЮЩИХ ……………….. 121
Управленческие аспекты службы сопровождения ДОУ. 123
Работа с педагогическим коллективом ДОУ в идеологии сопровождения 128
Работа с родителями в логике сопровождения................ 135
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Типовое положение о6 образовательном учреждении для детей
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи................................................ 143
2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения 151
3. Образцы документов ДОУ по индивидуальному сопровождению
ребенка. Индивидуальная карта сопровождения 159
4. Основные характеристики развития детей......... 161
5. Протокол наблюдений.................................................................. 164
6. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка 165
7. Агрессивность. Опросник 1. Ребенок глазами взрослого 168
8. Агрессивность. Опросник 2. Виды, направленность, чувствительность
к присутствию других....................................................................... 171
9. Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми 172
10. Гиперактивность. Анкета для родителей
11. Гиперактивность. Анкета для педагога...................... 177
12. Симптоматика....................................................................................... 178
13. Анкета для родителей М. М. Безруких........................ 179
14. Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми 181
15. Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми 184
16. Логопедическое обследование детей....................... 188
17. Планирование фронтальных занятий логопеда
18. Рекомендации воспитателю по использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах.............................................. 210
|
19. Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической группе детского сада 221
20. Последовательность работы по обучению грамоте детей с ОНР
ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 227
21. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 227
ВВЕДЕНИЕ
Идея сопровождения (от англ. guideness) возникла как практическое воплощение идеи гyманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку. В России идея психолого-педагогического медико-социального сопровождения стала реализовываться в системе образования с 1994 года.!
Технология «Сопровождение в образовании» развивается в России как особая научно-практическая область на основе мультидисциплинарного подхода, обретает свою методологию и организационную форму. Служба сопровождения становится необходимой и органической структурой образовательной системы России: без служб сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, создать условия для полноценного развития детей, обеспечить их психическое и соматическое здоровье.
В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровождения. Наиболее широкое распространение получили районные ППМС-центры как устойчивая система объединения специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников, дефектологов и других специалистов), осуществляющих сопровождение в идеологии комплексной работы «команды». Проведенные исследования (Колеченко А. К., 2001) показывают, что районные ППМС-центры не могут обеспечить сопровождение всех детей, оперативно реагировать на проблемы образовательных учреждений, т. к. работают в системе «автономности, независимости» (Казакова Е. И., 1998), не включают в систему сопровождения всех участников образовательного процесса. Основной задачей сопровождения является сознание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально- спешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.
|
Наиболее эффективно задачу сопровождения могут решать педагогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения развития детей. В существующей практике выделяются разные организационные службы сопровождения:
I. Служба сопровождения или консилиум в образовательном учреждении.
ТТ. районные (независимые) ППМС-центры.
III. Городская или областная психолого-медико-педагогическая консультации.
Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом, видоизменяются в решении проблем ребенка.
Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно, что совершенно неправомерно, Т. К. основы большинства «проблем» школьников закладываются и формируются в дошкольном возрасте.
При разработке научно-методических материалов по сопровождению детей в дошкольных образовательных учреждениях мы опирались на имеющиеся публикации поданной проблеме и организацию сопровождения дошкольников в условиях детских садов Санкт-Петербурга.
Авторы-составители пособия приносят глубокую благодарность всем специалистам и руководителям учреждений за разработанные и представленные в настоящем пособии материалы
Теоретические основы
психолого‑
педагогического медико‑
Социального
Сопровождения развития
Ребенка
· Основные понятия И принципы сопровождения
· Сопровождение ребенка в обще -
образовательных учреждениях
· Основные этапы индивидуального сопровождения
· Основные этапы системного сопровождения
· Качественная диагностика как фундамент сопровождения
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
И ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только 10-15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных трупп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.
|
Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медика-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения (приложение 1). Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениями связаны с последними только договорами о сотрудничестве. Службы сопровождения - структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.
Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е. И. Казаковой (1995-2001).
Ею выделено несколько источников создания отечественной системы сопровождения:
· опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования;
· опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую медикосоциальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и Т. д.);
· многолетняя работа психолого-медико-педагогических кон‑
сультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;
· разработки координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных уч‑
реждений;
· исследования различных крупных вузовских научных центров;
· реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Ев-роде развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах);
· опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, специальных педагогов и психологов.
Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.
Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следовательно, - на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако, для осуществления права свободного
10
выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого, Е. Й. Казакова (2000) дает следующее определение сопровождению.
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающийсоздание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, таки развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
Введение термина «сопровождение» не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими - помощь, поддержка или обеспечение - не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Перед нами сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но его родители и педагоги.
Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.
Рис. 1. «Субъектный четырехугольник (по Е. И. Казаковой, 2000)
Следует различать понятия:
· процесс сопровождения;
· метод сопровождения;
· служба сопровождения.
Близкими понятиями к понятию «сопровождение» считаются «обеспечение», «помощь».
Если исходить из того, что «сопровождение» — это «обеспечение», тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Если предположить, что «сопровождение» — это помощь, то под «сопровождением» понимается процесс — совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, то под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех
функций:
О диагностика существа возникшей проблемы;
О информация о существе проблемы и путях ее решения;
О консультация на этапе принятия решения и выработка плана
решения проблемы;
первичная помощь на этапе реализации плана решения. Если «сопровождение» идентифицировать С ПОНЯТИЕМ «организа‑
ция», то служба сопровождения — это объединение специалистов
разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жиз- недеятельности в образовательном учреждении являются:
· рекомендательный характер советов сопровождающего; О приоритет интересов сопровождаемого< «на стороне ребенка»;
· непрерывность сопровождения;
· мультидисциплинарность (комплектный подход) сопровождения;
· стремление к автономизации.,
Рассмотрим эти принципы подробнее.
СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение
индивидуального развития ребенка в образовательном процессе -это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия.
Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить воспитатель ДОУ, классный руководитель, учитель, методист и т.д. Но более эффективное использование метода психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития ребенка может быть осуществлено на базе специально созданной в ОУ службы ППМС -сопровождения.
Анализ опыта служб сопровождения в школе позволяет вычленить основные направления деятельности службы на современном этапе. Это оказание помощи в решении проблем:
· формирования здорового образа жизни;
· личностных проблем развития ребенка;
· выбора образовательного маршрута;
· преодоления затруднений в обучении.
Каждое из этих направлений требует разработки с точки зрения анализа проблемы, а также программно-методического обеспечения и комплексного подхода специалистов службы. И в первую очередь специалисты рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития:
· создания условий для адекватного выбора ребенком и родителями образовательного маршрута на всех этапах образовательного процесса (выборе ДОУ, поступлении в 1-й класс, при переходе из 3-го класса в 5-й класс II из 9-го в 10-й класс);
· оказания помощи родителям и ребенку в выборе образовательного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;
· изменения образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребенка в связи с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья;
· оказания помощи ребенку, изменившему образовательный маршрут, в адаптации к новым условиям.
В области «Проблем личностного развития» основная работа в данном направлении ведется методом индивидуального сопровождения.
Большая часть работы осуществляется социальным педагогом в содружестве с психологом и классным руководителем (воспитателем)
и направлена, в первую очередь, на изучение причин, породивших проблему ребенка, и организацию комплексной психолого-педагогической медико-социальной помощи, с целью наиболее полной личностной самореализации субъекта и актуализации процесса социального самоопределения.
В деятельности ППМС -центра по оказанию помощи в «Преодолении затруднений в учебе» сотрудники имеют три основных направления:
· классы особой педагогической заботы и поддержки;
· учащиеся, имеющие затруднения в учебе, дети «группы риска»;
· дети, обучающиеся на дому, опекаемые;
· педагоги и родители (с целью повышения их педагогической компетентности).
Работа в данной области строится в двух направлениях: первое -профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе; второе - актуальное: конкретная помощь специалистов в преодолении трудностей в обучении.
Новое направление в работе службы - формирование здорового образа жизни - приобрело особую значимость в связи с такими проблемами общества, как наркомания, СПИД, БППП, суициды и т.д.
КАЧЕСТВЕННАЯ ДИАГНОСТИКА
КАК ФУНДАМЕНТ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопровождения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы. Тем не менее, констатация значимости не гарантирует
решения многочисленных проблем, остро проявивших себя в деятельности центров сопровождения.
Наиболее ясно проявила себя тенденция к обособлению диагностики от других составляющих сопровождения, к ее отрыву от главного - помощи в решении проблемы. Конкретность и привлекательность задачи постановки правильного диагноза в глазах многих, особенно начинающих специалистов-психологов, затмевает назначение диагноза как стартовой площадки сопровождения, с которой начинается, а не завершается процесс помощи в преодолении проблем развития.
Большинство специалистов центров и служб сопровождения более ориентировано на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по полученным данным программ коррекции проблемы. Мера информированности специалистов о методах диагностики также оказалась значительно выше, чем о методах коррекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими оказались программы, опирающиеся на достаточно выраженные формы воздействия, а не взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Сложным аспектом является методологическая рассогласованность диагностических исследований, проводимых специалистами различного профиля: педагогами, психологами, медицинскими работниками. Комплексность, «командный стиль» работы сталкиваются с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов.
Не менее важным аспектом в развитии системы сопровождения выступает методическая необеспеченность диагностики. Мы с достаточной степенью полноты научились исследовать проблему в развитии ребенка со стороны «недоразвитая», «негативных факторов», «отсутствия» и Т. д., но сама по себе констатация того или иного недостатка несет лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. гораздо 6агее важным вопросом является позитивная диагностика тех конструктивных факторов, которые позволят субъекту найти решение проблемы. К сожалению, диагностический инструментарий, используемый специалистами, показывает выраженность ориентации на констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск путей выхода из нее.
Следующим аспектом является необходимость согласования методов сопровождения с содержанием и методами построения образовательного процесса, являющегося базовой средой для сопровождения. Ранее уже были обозначены 5 основных сфер деятельности службы сопровождения:
1. решение проблем сохранения и восстановления здоровья;
2. решение социальных и социально-эмоциональных проблем;
3. карьерный (образование, профессиональная ориентация и образование, трудоустройство) выбор;
4. помощь в ситуациях с затруднениями в обучении;
5. выбор досуговой сферы самореализации.
Во всех этих сферах активной средой формирования и разрешения проблемы выступают образовательная и воспитательная среда. Тем не менее, при выборе диагностических методик специалисты тяготеют к специально сконструированным методам, в меньшей степени используя включенное наблюдение или содержание и продукты деятельности детей. Это кажется странным в ситуации, когда речь идет о массовой диагностике для предупреждения возникновения проблемы или о ситуациях, когда сама диагностика направлена на определение правильности педагогической стратегии.
Наблюдается стремление специалистов системы сопровождения к определенному обособлению в противовес декларируемой открытости системы. Можно согласиться с необходимостью стопроцентной гарантии сохранения информации о ребенке, распространение которой может нанести вред или оказать негативное влияние на оценку или самооценку ребенка. Но нельзя согласиться со стремлением монополизировать информацию о возможных путях решения проблемы ребенка. Это противоречие проявляет себя в ограничении усилий специалистов системы сопровождения по обеспечению педагогов и родителей простыми и действенными средствами диагностики наиболее часто встречающихся проблем. Развитие системы сопровождения не может идти за счет бесконечного расширения круга специалистов, вовлеченных в нее, специалисты сопровождения лишь отрабатывают и передают в руки педагогов эффективные программы решения наиболее часто встречающихся проблем, сосредоточивая свое внимания на все более сложных и комплексных противоречиях развития ребенка.
Смысловое назначение системы сопровождения связано с обучением ребенка методам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Отсюда возникает задача диагностической оценки результативности сопровождения. В этой области наиболее перспективным является подход, ориентирующий диагноста не столько на исследование внутреннего мира ребенка, сколько на анализ способа и внешних характеристик его взаимодействия со средой.
В практикоориентированном обучении такими критериями выступают увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отношение к действительности (ощущение комфорта).
ОРГАНИЗАЦИЯ и СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
М ЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИ И
· Концепция сопровождения в ДОУ
· Организация деятельности службы сопровождения
· Организация диагностики в системе сопровождения
· Организация психолого-медикопедагогических консилиумов
· Организация учета катамнеза
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА КАТАМНЕЗА
Эффективность сопровождения представляется целесообразным определять не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по некоторым более общим показателям:
· удовлетворенность учащегося и родителей пребыванием в учреждении;
· уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
· способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
· успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видами деятельности.
Необходимость анализа эффективности ППМС-сопровождения требует использования метода катамнеза (оценки актуальных характеристик ребенка и его успеваемости при переходе его в другое образовательное учреждение).
Представляется целесообразным сбор катамнеза организовывать через полгода после перевода ребенка (с целью оценки характера его краткосрочной адаптации), а затем раз в год (с целью оценки долгосрочной адаптации и дальнейшей динамики развития).
Задачи изучения катамнеза:
1. Оценка характера и времени адаптации ребенка к новым условиям обучения с выводом о степени его социальной адаптированности.
2. Оценка успеваемости в динамике для уточнения характера базовых знаний, данных ребенку в учреждении.
3. Оценка психического и соматического статуса ребенка с выводом о результатах уче6но-воспитательной, коррекционной и лечебной работы, проведенной с ним в учреждении, об эффективности той или иной тактики сопровождения.
4. Обеспечение преемственности и последовательности работы с ребенком (что ни в коем случае не умаляет важности подробного оформления психолого-педагогических характеристик и медицинских документов), т.к. происходит обмен дополнительной информацией между специалистами разных учреждений.
Примерная схема сбора катамнеза:
1. Фамилия, имя ребенка.
2. Возраст на момент сбора катамнеза.
3. Соматический статус.
4. Психический статус.
5. Средний балл (при переводе в школу), приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности.
6. Характер адаптации ребенка по мнению специалистов учреждения, в которое он поступил.
7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей.
8. Увлечения
Несомненно, что основная информация поступает от специалистов, работающих с ребенком, прежде всего, педагога. Функция сбора катамнеза может быть возложена на любого специалиста службы сопровождения педагогического профиля. При необходимости уточнения информации возможно привлечение представителя администрации.
Очень важным этапом является беседа с родителями. Не следует забывать об этичном отношении к ним в процессе общения. Конечно, нельзя напрямую спрашивать их, обостряется ли у ребенка основное заболевание. Необходимо использовать дипломатичные вопросы:
«Как себя чувствует ребенок?»
«Чем болел за последнее время?»
«Наблюдается ли у врачей и что они говорят?»
Анализ катамнеза выпускников учреждения целесообразно проводить с участием всех специалистов службы сопровождения, например, в ходе педагогического совета. Система сопровождения ребенка-дошкольника, опираясь на общую концепцию в практике работы каждого ДОУ, адаптируется и конкретизируется в соответствии с особенностями контингента детей и условий их воспитания.
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
«ГРУППЫ РИСКА»
· Общие сведения
· Соматически ослабленные дети и их сопровождение
· Сопровождение агрессивного ребенка
· Сопровождение гиперактивного ребенка
§ Сопровождение дошкольников
с общим недоразвитием речи
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В современной психолого-педагогической и медицинской литературе мы встретимся с разным определением и классификацией детей, которых можно отнести к «группе риска». Но во всех определениях очень четко выделяется одна принципиальная позиция: «дети риска» -это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии.
По данным обследования детей возраста от 5 мес. до 3-х лет в период с 1994 по 2000 г PMS-центром Калининского района Санкт -Петербурга (О. Ю. Кравец) выявлено, что 8З% обследованных детей относятся к «группе риска». Среди них дети, имеющие:
· проблемы речевого развития - 28%;
· проблемы психического развития - 22,3%;
· проблемы поведения - 11,2%;
· отставание в сфере моторного развития - 8%;
· проблемы внутрисемейных отношений - 7%;
· дети-инвалиды - 6,5%.
Работа с каждой из этих групп может быть представлена не в од-. ной КНИГЕ. В данном пособии из большой категории детей «группы риска» мы выделили:
· соматически ослабленных детей, т. К. проблема здоровья до- школьников в настоящее время актуальна во всех регионах России;
· детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении;
· детей с общими нарушениями речи (ОНР).
Для нас 6ьшо важно выстроить и раскрыть систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции, комплексности, мультидисциплинарности, направленности на положительную позицию по отношению к ребенку.
Раскроем общие направления работы влогике этой системы.
Прежде всего необходимо подчеркнуть, что только совместными усилиями семьи и специалистов ДОУ можно добиться существенных результатов в коррекционной работе с ребенком. Совместная работа должна быть направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития позитивных качеств ребенка. Одним из важных аспектов работы, как в семье, так и в ДОУ, является охрана физического и психического здоровья ребенка; решение его медицине- них проблем, организация охранительного режима.
Система этой работы поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим «трудным» ребенком. Не менее важная роль в сопровождении развития ребенка принадлежит ДОУ, в котором ребенок проводит большую часть своего дошкольного детства, где у него появляются первые друзья, где он учится жить в коллективе.
В ДОУ работают специалисты, но наука и практика психологии и педагогики дошкольного воспитания бурно развиваются, предлагают новые коррекционные технологии работы с «трудными» детьми, которых становится все больше, а характер их «трудностей» все разнообразнее. Педагог не может стоять на месте в своем профессиональном совершенстве.
Имеющиеся у педагогов-профессионалов знания особенностей и закономерностей детского развития необходимо пополнять знаниями по тем проблемам, с которыми воспитатель сталкивается в работе с разными группами детей. Опираясь на эти знания, педагог сможет грамотно выстроить свою работу, улучшить взаимоотношения с ребенком и, в свою очередь, оказать ему помощь в кризисных ситуациях. А поэтому одно из направлений работы ДОУ - повышение научно-методического уровня педагогов.
Самым главным в сопровождении развития ребенка является составление и реализация индивидуальной коррекционной программы. На основе комплексной диагностики и анализа его проблем целенаправленного воздействия специалистов ДОУ и родителей, т.е. определение индивидуального маршрута его воспитания и обучения.
Важной целью ППМС-сопровождения детей «группы риска» является, в первую очередь осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком. Это позволяет:
1. Изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недооформленных функций.
2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.
В 3-й главе данного пособия представлены основные направления работы (системное сопровождение) с детьми различных «групп риска» в следующей последовательности:
· описание феномена проявлений проблем ребенка;
· комплексная диагностика;
· методические рекомендации к работе ДОУ;
· рекомендации родителям в работе с «трудным» ребенком;
· прим
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!