В чём суть факторных моделей темперамента и почему факторный подход называют психологическим? — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

В чём суть факторных моделей темперамента и почему факторный подход называют психологическим?

2019-08-07 441
В чём суть факторных моделей темперамента и почему факторный подход называют психологическим? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАДАНИЕ 1. ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ (ОТ 0,5 ДО 1,5 СТРАНИЦЫ) ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ?

В чём суть факторных моделей темперамента и почему факторный подход называют психологическим?

Факторные теории темперамента получили свое название благодаря инструменту, который лежит в основе выделения определенных свойств личности, позволяющих более или менее удачно описать темперамент, – благодаря факторному анализу. Знать темперамент индивида – значит определить присущее ему значение каждого из факторов, входящих в структуру темперамента. Факторный же анализ, примененный Ч. Спирменом, представляет собой статистико-математический метод, с помощью которого большое количество наблюдаемых явлений (свойств) сводится к небольшому числу наиболее важных (первичных) свойств. Он позволяет приблизительно установить общие факторы, лежащие в основе корреляции измеряемых показателей, иначе говоря, степень насыщенности каждого из этих показателей данным фактором.

Несмотря на то, что факторы имеют чисто математический характер (поскольку вычисляются по так называемым матрицам интеркорреляций), факторную теорию часто называют психологической, поскольку выделение координат (т.е. определенных факторов, «первичных» свойств темперамента) происходит на основе анализа взаимосвязи показателей, измеряемых в опытах. Поэтому и названия факторов часто следуют из гипотез исследователя о явлении (механизме), определяющем полученный результат.

Суть факторных моделей темперамента заключается в том, что постепенно изучение темперамента перешло от определения типов к выявлению степени выраженности тех или иных его свойств. Люди стали делиться не по типам темперамента, а по его отдельным свойствам. Например, у швейцарского психолога К. Юнга и американского психолога Г. Айзенка – это экстраверсия-интроверсия; у другого американского психолога С. Диамонда – уровень активности и преобладающий эмоциональный тон; у Н. Д. Левитова – эмоциональная возбудимость; у В. Д. Небылицына – общая активность и эмоциональность; Дж. Гилфорд пришел к выводу, что все многообразие свойств, составляющих в совокупности понятие темперамента, можно свести к 13 факторам: общая активность, доминантность, мужество, уверенность в себе, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, сдержанность, беспристрастность, доброжелательность, терпимость; К. Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка выделяла 4 супер фактора: вспыльчивость – сдержанность, реализм, эмоциональность, социальная адаптируемость; английский психолог С. Берт выделял такие факторы, как: общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость), стенические (экспрессивные) эмоции – астенические (заторможенные) эмоции, положительные – отрицательные эмоции.

В качестве критики данных моделей можно отметить следующее:

1 нельзя согласиться с тем, что выделяемые факторы не подвержены внешним влияниям;

2 в отличие от динамических концепций личности в факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии и формировании свойств темперамента, о влиянии одного из них на формирование других или о их роли в поведении и действиях людей;

3 в них также ничего не говорится об основных механизмах, лежащих в основе выделенных факторов.

Таким образом, не выясняя причинно-следственных отношений, эти теории не раскрывают сущности темперамента.

Концепцией, дающей описание принципиальных физиологических механизмов темперамента, является функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым [1].

ЗАДАНИЕ 3. ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Осуществите самопсиходиагностику темперамента, применив опросник В.М.Русалова (ОФДСИ), дополнив его ещё двумя методиками психодиагностики темперамента отечественных авторов.

Подсчитайте показатели, полученные в результате применения каждой методики, проанализируйте, насколько результат по одной методике подтверждается результатами по другим. Обобщите результаты, сделайте вывод о типе темперамента, к которому Вы ближе всего, наличие каких свойств позволяет сделать вывод о близости к этому типу темперамента?

Сделайте вывод о том, какие аспекты темперамента лучше диагностирует каждая методика. При оформлении работы бланки своих ответов с указанием пола и возраста помещаются в прозрачный файл в конце работы и сдаются вместе с ней.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Таблица 1. Результаты по шкалам опросника (ОФДСИ) В. М. РУСАЛОВА

Название шкалы Номер вопроса Полученный балл
Эргичность психомоторная (ЭРМ) 1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132 35 (высокий уровень)
Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) 3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*, 139, 143 29 (средний уровень)
Эргичность коммуникативная (ЭРК) 7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129*. 30 (средний уровень)
Пластичность психомоторная (ПМ) 11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131 35 (высокий уровень)
Пластичность интеллектуальная (ПИ) 2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149 29 (средний уровень)
Пластичность коммуникативная (ПК) 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135 30 (средний уровень)
Скорость психомоторная (СМ) 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136*. 38 (высокий уровень)
Скорость интеллектуальная (СИ) 5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145 28 (средний уровень)
Скорость коммуникативная (СК) 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135 37 (высокий уровень)
Эмоциональность психомоторная (ЭМ) 22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144. 34 (средний уровень)
Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ) 6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147. 42 (высокий уровень)
Эмоциональность коммуникативная (ЭК 26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148 35 (высокий уровень)
Контрольная шкала (КШ) 29, 34, 42*, 86*, 121*, 150* 14 (норма)

Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования: (1 = 4), (2 = 3), (3 = 2), (4 = 1).

 

ЗАДАНИЕ 1. ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ (ОТ 0,5 ДО 1,5 СТРАНИЦЫ) ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ?

В чём суть факторных моделей темперамента и почему факторный подход называют психологическим?

Факторные теории темперамента получили свое название благодаря инструменту, который лежит в основе выделения определенных свойств личности, позволяющих более или менее удачно описать темперамент, – благодаря факторному анализу. Знать темперамент индивида – значит определить присущее ему значение каждого из факторов, входящих в структуру темперамента. Факторный же анализ, примененный Ч. Спирменом, представляет собой статистико-математический метод, с помощью которого большое количество наблюдаемых явлений (свойств) сводится к небольшому числу наиболее важных (первичных) свойств. Он позволяет приблизительно установить общие факторы, лежащие в основе корреляции измеряемых показателей, иначе говоря, степень насыщенности каждого из этих показателей данным фактором.

Несмотря на то, что факторы имеют чисто математический характер (поскольку вычисляются по так называемым матрицам интеркорреляций), факторную теорию часто называют психологической, поскольку выделение координат (т.е. определенных факторов, «первичных» свойств темперамента) происходит на основе анализа взаимосвязи показателей, измеряемых в опытах. Поэтому и названия факторов часто следуют из гипотез исследователя о явлении (механизме), определяющем полученный результат.

Суть факторных моделей темперамента заключается в том, что постепенно изучение темперамента перешло от определения типов к выявлению степени выраженности тех или иных его свойств. Люди стали делиться не по типам темперамента, а по его отдельным свойствам. Например, у швейцарского психолога К. Юнга и американского психолога Г. Айзенка – это экстраверсия-интроверсия; у другого американского психолога С. Диамонда – уровень активности и преобладающий эмоциональный тон; у Н. Д. Левитова – эмоциональная возбудимость; у В. Д. Небылицына – общая активность и эмоциональность; Дж. Гилфорд пришел к выводу, что все многообразие свойств, составляющих в совокупности понятие темперамента, можно свести к 13 факторам: общая активность, доминантность, мужество, уверенность в себе, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, сдержанность, беспристрастность, доброжелательность, терпимость; К. Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка выделяла 4 супер фактора: вспыльчивость – сдержанность, реализм, эмоциональность, социальная адаптируемость; английский психолог С. Берт выделял такие факторы, как: общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость), стенические (экспрессивные) эмоции – астенические (заторможенные) эмоции, положительные – отрицательные эмоции.

В качестве критики данных моделей можно отметить следующее:

1 нельзя согласиться с тем, что выделяемые факторы не подвержены внешним влияниям;

2 в отличие от динамических концепций личности в факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии и формировании свойств темперамента, о влиянии одного из них на формирование других или о их роли в поведении и действиях людей;

3 в них также ничего не говорится об основных механизмах, лежащих в основе выделенных факторов.

Таким образом, не выясняя причинно-следственных отношений, эти теории не раскрывают сущности темперамента.

Концепцией, дающей описание принципиальных физиологических механизмов темперамента, является функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым [1].


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.