Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-08-07 | 441 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЗАДАНИЕ 1. ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ (ОТ 0,5 ДО 1,5 СТРАНИЦЫ) ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ?
В чём суть факторных моделей темперамента и почему факторный подход называют психологическим?
Факторные теории темперамента получили свое название благодаря инструменту, который лежит в основе выделения определенных свойств личности, позволяющих более или менее удачно описать темперамент, – благодаря факторному анализу. Знать темперамент индивида – значит определить присущее ему значение каждого из факторов, входящих в структуру темперамента. Факторный же анализ, примененный Ч. Спирменом, представляет собой статистико-математический метод, с помощью которого большое количество наблюдаемых явлений (свойств) сводится к небольшому числу наиболее важных (первичных) свойств. Он позволяет приблизительно установить общие факторы, лежащие в основе корреляции измеряемых показателей, иначе говоря, степень насыщенности каждого из этих показателей данным фактором.
Несмотря на то, что факторы имеют чисто математический характер (поскольку вычисляются по так называемым матрицам интеркорреляций), факторную теорию часто называют психологической, поскольку выделение координат (т.е. определенных факторов, «первичных» свойств темперамента) происходит на основе анализа взаимосвязи показателей, измеряемых в опытах. Поэтому и названия факторов часто следуют из гипотез исследователя о явлении (механизме), определяющем полученный результат.
Суть факторных моделей темперамента заключается в том, что постепенно изучение темперамента перешло от определения типов к выявлению степени выраженности тех или иных его свойств. Люди стали делиться не по типам темперамента, а по его отдельным свойствам. Например, у швейцарского психолога К. Юнга и американского психолога Г. Айзенка – это экстраверсия-интроверсия; у другого американского психолога С. Диамонда – уровень активности и преобладающий эмоциональный тон; у Н. Д. Левитова – эмоциональная возбудимость; у В. Д. Небылицына – общая активность и эмоциональность; Дж. Гилфорд пришел к выводу, что все многообразие свойств, составляющих в совокупности понятие темперамента, можно свести к 13 факторам: общая активность, доминантность, мужество, уверенность в себе, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, сдержанность, беспристрастность, доброжелательность, терпимость; К. Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка выделяла 4 супер фактора: вспыльчивость – сдержанность, реализм, эмоциональность, социальная адаптируемость; английский психолог С. Берт выделял такие факторы, как: общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость), стенические (экспрессивные) эмоции – астенические (заторможенные) эмоции, положительные – отрицательные эмоции.
|
В качестве критики данных моделей можно отметить следующее:
1 нельзя согласиться с тем, что выделяемые факторы не подвержены внешним влияниям;
2 в отличие от динамических концепций личности в факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии и формировании свойств темперамента, о влиянии одного из них на формирование других или о их роли в поведении и действиях людей;
3 в них также ничего не говорится об основных механизмах, лежащих в основе выделенных факторов.
Таким образом, не выясняя причинно-следственных отношений, эти теории не раскрывают сущности темперамента.
Концепцией, дающей описание принципиальных физиологических механизмов темперамента, является функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым [1].
ЗАДАНИЕ 3. ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Осуществите самопсиходиагностику темперамента, применив опросник В.М.Русалова (ОФДСИ), дополнив его ещё двумя методиками психодиагностики темперамента отечественных авторов.
|
Подсчитайте показатели, полученные в результате применения каждой методики, проанализируйте, насколько результат по одной методике подтверждается результатами по другим. Обобщите результаты, сделайте вывод о типе темперамента, к которому Вы ближе всего, наличие каких свойств позволяет сделать вывод о близости к этому типу темперамента?
Сделайте вывод о том, какие аспекты темперамента лучше диагностирует каждая методика. При оформлении работы бланки своих ответов с указанием пола и возраста помещаются в прозрачный файл в конце работы и сдаются вместе с ней.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Таблица 1. Результаты по шкалам опросника (ОФДСИ) В. М. РУСАЛОВА
Название шкалы | Номер вопроса | Полученный балл |
Эргичность психомоторная (ЭРМ) | 1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132 | 35 (высокий уровень) |
Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) | 3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*, 139, 143 | 29 (средний уровень) |
Эргичность коммуникативная (ЭРК) | 7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129*. | 30 (средний уровень) |
Пластичность психомоторная (ПМ) | 11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131 | 35 (высокий уровень) |
Пластичность интеллектуальная (ПИ) | 2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149 | 29 (средний уровень) |
Пластичность коммуникативная (ПК) | 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135 | 30 (средний уровень) |
Скорость психомоторная (СМ) | 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136*. | 38 (высокий уровень) |
Скорость интеллектуальная (СИ) | 5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145 | 28 (средний уровень) |
Скорость коммуникативная (СК) | 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135 | 37 (высокий уровень) |
Эмоциональность психомоторная (ЭМ) | 22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144. | 34 (средний уровень) |
Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ) | 6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147. | 42 (высокий уровень) |
Эмоциональность коммуникативная (ЭК | 26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148 | 35 (высокий уровень) |
Контрольная шкала (КШ) | 29, 34, 42*, 86*, 121*, 150* | 14 (норма) |
Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования: (1 = 4), (2 = 3), (3 = 2), (4 = 1).
ЗАДАНИЕ 1. ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ (ОТ 0,5 ДО 1,5 СТРАНИЦЫ) ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ?
В чём суть факторных моделей темперамента и почему факторный подход называют психологическим?
Факторные теории темперамента получили свое название благодаря инструменту, который лежит в основе выделения определенных свойств личности, позволяющих более или менее удачно описать темперамент, – благодаря факторному анализу. Знать темперамент индивида – значит определить присущее ему значение каждого из факторов, входящих в структуру темперамента. Факторный же анализ, примененный Ч. Спирменом, представляет собой статистико-математический метод, с помощью которого большое количество наблюдаемых явлений (свойств) сводится к небольшому числу наиболее важных (первичных) свойств. Он позволяет приблизительно установить общие факторы, лежащие в основе корреляции измеряемых показателей, иначе говоря, степень насыщенности каждого из этих показателей данным фактором.
|
Несмотря на то, что факторы имеют чисто математический характер (поскольку вычисляются по так называемым матрицам интеркорреляций), факторную теорию часто называют психологической, поскольку выделение координат (т.е. определенных факторов, «первичных» свойств темперамента) происходит на основе анализа взаимосвязи показателей, измеряемых в опытах. Поэтому и названия факторов часто следуют из гипотез исследователя о явлении (механизме), определяющем полученный результат.
Суть факторных моделей темперамента заключается в том, что постепенно изучение темперамента перешло от определения типов к выявлению степени выраженности тех или иных его свойств. Люди стали делиться не по типам темперамента, а по его отдельным свойствам. Например, у швейцарского психолога К. Юнга и американского психолога Г. Айзенка – это экстраверсия-интроверсия; у другого американского психолога С. Диамонда – уровень активности и преобладающий эмоциональный тон; у Н. Д. Левитова – эмоциональная возбудимость; у В. Д. Небылицына – общая активность и эмоциональность; Дж. Гилфорд пришел к выводу, что все многообразие свойств, составляющих в совокупности понятие темперамента, можно свести к 13 факторам: общая активность, доминантность, мужество, уверенность в себе, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, сдержанность, беспристрастность, доброжелательность, терпимость; К. Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка выделяла 4 супер фактора: вспыльчивость – сдержанность, реализм, эмоциональность, социальная адаптируемость; английский психолог С. Берт выделял такие факторы, как: общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость), стенические (экспрессивные) эмоции – астенические (заторможенные) эмоции, положительные – отрицательные эмоции.
|
В качестве критики данных моделей можно отметить следующее:
1 нельзя согласиться с тем, что выделяемые факторы не подвержены внешним влияниям;
2 в отличие от динамических концепций личности в факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии и формировании свойств темперамента, о влиянии одного из них на формирование других или о их роли в поведении и действиях людей;
3 в них также ничего не говорится об основных механизмах, лежащих в основе выделенных факторов.
Таким образом, не выясняя причинно-следственных отношений, эти теории не раскрывают сущности темперамента.
Концепцией, дающей описание принципиальных физиологических механизмов темперамента, является функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым [1].
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!