Социальная проблематика в СМИ: отражение социальных проблем в различных типах СМИ. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Социальная проблематика в СМИ: отражение социальных проблем в различных типах СМИ.

2019-08-07 314
Социальная проблематика в СМИ: отражение социальных проблем в различных типах СМИ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи социальной журналистики:

1. Давать полную информацию о состоянии социальной сферы, открывать новые темы и проблемы для обсуждения;

2. Помогать человеку в конкретной проблемной ситуации;

3. Подвергать общественной экспертизе все законопроекты и решения, реально участовать в формировании и осуществлении социальной политики;

4. Снимать социальную напряженность и предотвращать потрясения, стремиться к разговору на равных между разными группами общества;

5. Морально поддерживать людей и помогать преодолевать чувство одиночества и безысходности, рассказывать об опыте других людей.

Исторические типы социальной журналистики

Русская журналистика 18-19 вв.

В этот исторический период наиболее значительные события связаны с такими изданиями – «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело» - их можно рассматривать в качестве исторических предшественников социальной журналистики.

Особенно интенсивно это направление развивалось во 2-ой половине 19 в. Происходило бурное развитие специальных благотворительных изданий.

Основные типы изданий благотворительной направленности:

1. Светские издания универсального характера, в которых проблемы благотворительности занимали ведущее место;

2. Специализированные благотворительные журналы, издававшиеся благотворительными обществ и частными лицами на постоянной основе;

3. Издания, сопровождавшие специальные акции (газеты, листки);

4. Духовные издания: проповеднические и нравственно религиозные журналы, церковные издания;

5. Издания благотворительных обществ и учреждений призрения, специальные издания для беженцев, военнопленных, раненых воинов и т.д.

Основными разделами всех изданий была хроника пожертвований, заявления о помощи, статистические данные, отчеты о работе благотворительных обществ.

Главная задача – вовлечение в ряды благотворителей люде        й всех сословий, любого достатка.

Пресса советского периода

Было заметно снижение социальной проблематики до социально-бытовой.

Идеологический контроль не позволял выявлять и обсуждать действительно серьезные темы. Складывалось ощущение, что их не существовало в действительности или они не являются важными.

Запретные темы» и морализаторство можно считать визитной карточкой того времени.

В советский период в освещении социальных проблем был и позитивный опыт: уделялось много внимания работе простого человека. Были свои герои, были общие ценности и социальная сплоченность – эти важные для любого общества качества во многом были сформированы прессой.

Журналистика постсоветского периода

Политика гласности кардинально меняет облик и содержание основных каналов массовой коммуникации. Открытие новых тем и целых областей жизни чрезвычайно повысило социальный градус СМИ. Высказано наболевшее, поставлены острые социальные проблемы. Журналисты становятся героями и кумирами.

Снятие информационных барьеров и публичное обсуждение острых тем довольно быстро привели общество к ломке политической и экономической системы. Однако затем качество отражения социальных проблем резко снижается. В 90-е годы освещение проблем человека и его связей в социуме переживает упадок.

Политизация медиа, борьба за власть вытеснили социальные отношения на периферию общественного внимания. Обычному человеку в них нередко не находилось места.

Неудовлетворенность тем, что и как пишут газеты, что предлагают электронные медиа оказалась так велика, что некоторые исследователи выдвинули тезис «асоциальности прессы». Уровень доверия к СМИ резко упал.

С середины 90-х годов набирает силу процесс коммерциализации и развитие массовой прессы, ориентация на большие тиражи и привлечение массовой аудитории. С одной стороны, скандылы, сенсации, бытовой криминал, частная жизнь, светские сплетни. С другой – «полезная информация» и оринетация потребителя: домашнее хозяйство, медицина и т.д.

Но ни «польза», ни «попса» не дают возможности человека для его нормального социального развития. Суррогатная журналистика обращена к человеку, однако не решает проблем социальности, гражданского воспитания.

Настоящая социальная журналистика не только противостоит суррогатам массовой прессы, спекулирующим на человеческом интересе, но и выходит за рамки социальной темы: это не просто отражение социальных проблем, это принципиально новая концепция взаимоотношения прессы и общества.

Опыт мировой журналистики

В развитых обществах также ощущается потребность в том, чтобы обслуживать не элиты, а простых граждан и вернуть журналистике ее главную миссию – способствовать улучшению жизни общества, предоставляя людям информацию, необходимую им как гражданам.

В практике СМИ США получило распространение понятие гражданская журналистика ( общество не должно напоминать «зрителей, наблюдающих ежедневное шоу», а быть нацией граждан, соучаствующих решении проблем). В Великобритании есть опыт газеты «Гардиан», где учреждена должность омбудсмена, или независимого читательского редактора, на которого возлагаются функции контроля за соблюдением прав и интересов читателей газеты.

В обществах развитой демократии влиятельна также местная муниципальная пресса, которая контролирует действия местной власти и поддерживает коммуникацию в сообществе.

Также популярной становится «нарративная журналистика» - нравописательная журналистика, которая является не «жесткая новость», а рассказ, история.

Отражение социальных проблем в различных типах СМИ

Качественная деловая пресса ориентирована на образованного, активного, включенного в политический процесс человека с высоким социальным статусом, декларирует принцип отделения новости от комментария.

Ее характеризует жесткая структура основных разделов, современный дизайн, приоритетной считается политическая и экономическая проблематика, социальная – на вторых ролях.

Региональные и некоторые республиканские общественно-политические издания. Первополосные тексты в них – почти всегда динамика социальной жизни. Отслеживаются все решения властей важные для большинства. Региональные СМИ чаще всего остаются информационным ресурсом власти. Страницы местных изданий заполнены социально-бытовой информации, всевозможными отчетами различных местных ведомств. Но обществу нужна школа гражданской свободы, общая привычка контролировать гос-во и его расходы. Умение не быть наблюдателем жизни, а ее активным участником.

В белорусских СМИ существует тенденция, отражая социальные проблемы, постоянно подчеркивать роль власти в решимости «навести порядок» в социальной сфере.

Ситуация на ТВ-экране: эфир заполонили в свободное от сериалов и игр время разнообразные ток-шоу, репортерские открытия, криминальная хроника «квартирные вопросы» и «частная жизнь». И национальные новости в информационно-пропагандистском освещении.

Интернет для журналиста это источник информационных ресурсов; возможность получения обратной связи с аудиторией (форумы); альтернативные социальные сети, блоги – как источник тем и сведений о реальном состоянии массового сознания.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.