Новошахтинская школа-интернат — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Новошахтинская школа-интернат

2019-08-07 142
Новошахтинская школа-интернат 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ростовской области

Новошахтинская школа-интернат

 

                                         

 

 

Программа

Трудового воспитания

«Учимся трудиться»

 

2016г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..  3

Нормативно-правовые основы трудового воспитания школьников……  4

Состояние трудового воспитания школьников…………………………... 4

Организация трудового воспитания школьников………………………… 5

Направления, содержания, формы и методы трудового воспитания…… 6

Этапы трудового воспитания……………………………………………… 8

Организационно-педагогические условия эффективного трудового воспитания школьников…………………………………………………… 11

Характерные черты взаимодействия педагогов и воспитанников
в процессе трудового воспитания………………………………………… 12

Взаимодействие детей и взрослых в реализации программы

трудового воспитания ……………………….….…………………………13

Сроки и этапы реализации программы…………………………………... 14

Введение

Социально-трудовое становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Актуальность проблемы обусловлена переоценкой ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у молодежи. Приобщение ее к основным ценностям, нормам, традициям трудовой деятельности, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно-политической и социально-экономической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути экономических и социальных преобразований.

Роль трудового воспитания, несомненно, велика, так как успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах отражена в трудах классиков педагогики - Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым, К.А. Ивановичем, В.А. Караковским, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, М.У. Пискуновым, А.А. Шибановым и др.

В работах классиков труд рассматривается как одна из ведущих общечеловеческих ценностей воспитания и развития личности.

Изменения, произошедшие в политических и социально-экономических условиях современного общества, несомненно, сказались на условиях организации трудового воспитания в образовательных учреждениях:

- произошел переход от общества с жестким политическим детерминированием к гражданскому, определяющему свободы личности, слова и др.;

- были внесены изменения конституционных и правовых основ в области образования;

- происходит дифференциация материальных и социальных условий воспитанников и их семей;

- ощущается влияние разрушительных социальных тенденций (кризис семьи, имущественное расслоение населения, криминализация, алкоголизм и наркомания, агрессивность молодых людей, детская безнадзорность, социальное сиротство, рост психических аномалий и отклонений в поведении детей, подростков и молодежи, ухудшение здоровья, рост числа необучающихся и неработающих молодых людей и т.д.).

В системе образования России в отношении трудового воспитания выделяют следующие недостатки:

- фактическое отсутствие ответственности за конечные результаты воспитательной трудовой деятельности учебных заведений;

- недостаточное развитие механизмов вовлечения общественных организаций и родителей в процесс формирования и реализации воспитательной трудовой деятельности в системе образования;

- недостаточная координация действий структур, учреждений по организации трудового воспитания;

- отсутствие преемственности между уровнями и ступенями образования по вопросам трудового воспитания;

- несоответствие заявляемых целей и задач трудового воспитания тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации.

Актуальность проблемы трудового воспитания обусловили разработку программы трудового воспитания школьников, ориентированной на создание инфраструктуры воспитательного процесса школы-интерната на основе практического участия обучающихся в общественно-полезной деятельности и совместного труда детей и взрослых в школе.

 

Этапы трудового воспитания

Трудовое воспитание школьников имеет свою возрастную специфику, задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.

I этап (1-4 кл.)

Цель трудового воспитания младших школьников - воспитание интереса к труду, дисциплинированности, потребности в оказании помощи; формирование трудолюбия, коллективизма. Реализации данной цели способствует решение конкретных задач воспитания:

- интерес к труду взрослых, разным профессиям; понимание значения трудовой деятельности;

- бережное отношение к результатам труда людей;

- положительное отношение к труду, формирование умений доводить работу до конца;

- соблюдение правил поведения в школе и вне ее, выполнение порученного дела;

- формирование умений работать в коллективе;

- бережное отношение к природе, желание участвовать в ее охране.

Учебный труд является основным для учащихся начальных классов. На занятиях, носящих преимущественно познавательный характер, учитель совершенствует и углубляет знания, полученные учащимися на уроках труда.

В педагогической практике встречаются следующие виды общественно-полезного труда учащихся начальных классов:

- ремонт книг;

- изготовление раздаточного материала, наглядных пособий, несложных дидактических игр;

- благоустройство школьных помещений (класс, игровая, столовая, коридоры, вестибюль и пр.), выращивание комнатных цветов, изготовление украшений к Новому году; работа на пришкольном участке, в школьном дворе.

В процессе самообслуживающего труда младшие школьники участвуют в уборке классе, дежурстве по школьной столовой; следят за сохранностью мебели, помещений; контролируют внешний вид.

Интерес учащихся к творческому труду стимулируется в процессе занятий объединения декоративно- прикладного творчества «Бумажная сказка»

II этап (5-9 кл.)

Цель трудового воспитания в подростковом возрасте – это создание благоприятных педагогических условий для формирования мотивов трудовой деятельности, развитие активности подростков. Реализации данной цели способствует решение конкретных задач воспитания:

- углубление познавательных интересов в процессе трудовой деятельности;

- развитие культуры труда, ответственности за свой труд;

- формирование трудового опыта в применении полученных знаний для решения задач в социальной сфере класса, семьи, общества.

В учебном труде при изучении основ наук, через организацию факультативных занятий, рассчитанных на углубленное изучение теоретических и политехнических основ трудовой подготовки формируется профессиональный интерес к трудовой деятельности определенного вида. Реализации принципов активности, творческого характера труда способствует организация работы кружков и секций по интересам. В процессе обучения формируется трудовая активность подростков, проявляющаяся в интересе к занятиям трудом, самостоятельности в выполнении трудовых заданий, стремлении к качественному их выполнению, к совершенствованию культуры труда.

Самообслуживание и общественно-полезный труд включает в себя:

- уборку помещений;

- изготовление наглядных пособий;

-оказание социально-трудовой помощи инвалидам, ветеранам, престарелым;

- организация работы на пришкольном участке;

- проведение экологических мероприятий;

- организация КТД, проведение праздников для младших школьников.

Развитию трудовых навыков способствует деятельность кружков. Производительный труд реализуется через участие подростков во временном трудоустройстве на период каникул.

III этап (10-11 кл.)

Цель трудового воспитания в старшем школьном возрасте – это формирование потребности в активном творческом труде на пользу обществу.

Задачи трудового воспитания старшеклассников:

- усвоение системы знаний о различных сферах трудовой деятельности, в том числе экономической, необходимых для выполнения трудовой роли человека;

- формирование умения анализировать и оценивать свою трудовую деятельность;

- воспитание творческого отношения к труду для решения задач в социальной сфере в классе, семье, обществе;

- вовлечение старшеклассников в многообразную трудовую практику.

Учебный труд старшеклассников характеризуется исследовательской и поисковой активностью. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В исследовательском обучении выделяют такие виды деятельности, как проектирование и исследование.

Принципиальное методическое и педагогическое значение в трудовом воспитании старшеклассников имеют межпредметные связи, которые позволяют объединить усилия учителей в получении учащимися различных учебных знаний и использование этих знаний в практической трудовой деятельности.

Для организации трудового воспитания школьников характерна интеграция общественно-полезного труда  и самообслуживания, которые реализуются через следующие формы:

- организация социально-значимых проектов в области трудового воспитания;

- трудовые десанты с целью благоустройства села;

- организация волонтерской деятельности;

- работа по восстановлению памятников и мемориалов;

- проведение экологических мероприятий.

Результатом трудового воспитания является трудовая воспитанность, которая рассматривается как устойчивая готовность к социально-мотивированному выполнению личностью своих учебных и общественно-трудовых обязанностей в совместной деятельности.

Компоненты трудовой готовности:

1. Мотивационный – система мотивов трудовой деятельности, интерес к труду, способность к выполнению деятельности определенного рода; способность к взаимодействию в труде.

2. Содержательный – совокупность базовых знаний, умений и навыков в области труда.

3. Оценочный – самоанализ, самооценка, самокоррекция.

Исходя, из компонентов трудовой готовности выделяется диагностический компонент. Основу диагностического компонента составляют уровни и критерии трудовой воспитанности.

Сроки и этапы реализации

На первом этапе реализации программы (2014-2015 годы) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей трудового воспитания по отдельным направлениям деятельности, их апробацией.

На втором этапе (2015-2017 годы) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают создание инфраструктурывоспитательного процесса на основе практического участия обучающихся в полезной деятельности и совместного труда детей и взрослых в школе и по месту жительства, направленной на решение задач развития системы образования. Второй этап нацелен на обеспечение перехода в режим стабильного эффективного функционирования трудового воспитания.

На третьем этапе (2018 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

На каждом из этапов планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам, и влияние программных мероприятий на состояние системы трудового воспитания.

 

Ростовской области

Новошахтинская школа-интернат

 

                                         

 

 

Программа

Трудового воспитания

«Учимся трудиться»

 

2016г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..  3

Нормативно-правовые основы трудового воспитания школьников……  4

Состояние трудового воспитания школьников…………………………... 4

Организация трудового воспитания школьников………………………… 5

Направления, содержания, формы и методы трудового воспитания…… 6

Этапы трудового воспитания……………………………………………… 8

Организационно-педагогические условия эффективного трудового воспитания школьников…………………………………………………… 11

Характерные черты взаимодействия педагогов и воспитанников
в процессе трудового воспитания………………………………………… 12

Взаимодействие детей и взрослых в реализации программы

трудового воспитания ……………………….….…………………………13

Сроки и этапы реализации программы…………………………………... 14

Введение

Социально-трудовое становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Актуальность проблемы обусловлена переоценкой ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у молодежи. Приобщение ее к основным ценностям, нормам, традициям трудовой деятельности, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно-политической и социально-экономической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути экономических и социальных преобразований.

Роль трудового воспитания, несомненно, велика, так как успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах отражена в трудах классиков педагогики - Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым, К.А. Ивановичем, В.А. Караковским, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, М.У. Пискуновым, А.А. Шибановым и др.

В работах классиков труд рассматривается как одна из ведущих общечеловеческих ценностей воспитания и развития личности.

Изменения, произошедшие в политических и социально-экономических условиях современного общества, несомненно, сказались на условиях организации трудового воспитания в образовательных учреждениях:

- произошел переход от общества с жестким политическим детерминированием к гражданскому, определяющему свободы личности, слова и др.;

- были внесены изменения конституционных и правовых основ в области образования;

- происходит дифференциация материальных и социальных условий воспитанников и их семей;

- ощущается влияние разрушительных социальных тенденций (кризис семьи, имущественное расслоение населения, криминализация, алкоголизм и наркомания, агрессивность молодых людей, детская безнадзорность, социальное сиротство, рост психических аномалий и отклонений в поведении детей, подростков и молодежи, ухудшение здоровья, рост числа необучающихся и неработающих молодых людей и т.д.).

В системе образования России в отношении трудового воспитания выделяют следующие недостатки:

- фактическое отсутствие ответственности за конечные результаты воспитательной трудовой деятельности учебных заведений;

- недостаточное развитие механизмов вовлечения общественных организаций и родителей в процесс формирования и реализации воспитательной трудовой деятельности в системе образования;

- недостаточная координация действий структур, учреждений по организации трудового воспитания;

- отсутствие преемственности между уровнями и ступенями образования по вопросам трудового воспитания;

- несоответствие заявляемых целей и задач трудового воспитания тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации.

Актуальность проблемы трудового воспитания обусловили разработку программы трудового воспитания школьников, ориентированной на создание инфраструктуры воспитательного процесса школы-интерната на основе практического участия обучающихся в общественно-полезной деятельности и совместного труда детей и взрослых в школе.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.