Передел мира и мировые войны — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Передел мира и мировые войны

2019-08-07 297
Передел мира и мировые войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наши читатели, вероятно, чувствуют, что в мире явно назревает что-то серьезное, но что именно, им не совсем понятно. Некоторые СМИ, причем не только левого, но и либерального направления, уже поговаривают о том, что грядет новый передел мира. Но что это такое – «передел мира»? Чем это грозит трудящимся?

Чтобы лучше разбираться в происходящем и понимать, что нас может ждать, придется немного вспомнить теорию.

Как известно, важнейшим признаком империализма, последней и заключительной стадии развития капитализма, — той самой, в которой находится современный нам капитализм — является закончившийся раздел мира.

Что это означает?

Продукты развития капитализма — монополистический капитал и логично вытекающая из него олигархия, т.е. сращивание государственной власти и крупного капитала, придают капитализму в стадии империализма особые черты. Законы капиталистического способа производства в условиях империализма проявляются несколько по-другому, не так, как раньше, в начальной стадии капитализма, когда капитализм рос, развивался и был прогрессивным общественно-экономическим строем, сменившим старый, одряхлевший феодализм.

Вот, например, закон конкуренции. Напряженная конкурентная борьба идет теперь не только между капиталистами одной какой-то страны капиталистического мира, а между крупным капиталом разных стран, который поглощая в ходе этой борьбы своих соперников, увеличивается при империализме в колоссальных размерах и постепенно выходит за рамки отдельных государств, становясь международным.

ТНК – известные всем транснациональные корпорации — самый наглядный тому пример. Многие из них даже формально уже не принадлежат какому-то одному государству мира, а в той или иной степени подчиняют своему влиянию сразу несколько буржуазных государств, правительства которых являются выразителями их интересов. Это явление буржуазные экономисты и называют «глобализмом», выдавая его за некий новый общественный строй, который уже не является будто бы капитализмом. Но на самом деле это все тот же капитализм в стадии империализма, просто дошедший до своего логического конца и стоящий перед самой своей исторической гибелью.

Интернационализация капитала не помогает ему решать постоянно возникающие между разными его частями проблемы. Конкурентная борьба между олигархами или ТНК только обостряется, нередко доходя до своей высшей точки – империалистической войны, когда все мирные способы разрешения противоречий внутри класса капиталистов – экономические, политические или психологические — уже не помогают – соперники слишком сильны, чтобы уступать друг другу. И тогда в ход идет последнее средство «убеждения» – оружие. Гибнут тысячи (в локальных войнах) или даже миллионы людей (в мировых войнах), но капитал с этим не считается, он упорно двигается по тому пути, который указывает ему основной закон капиталистического способа производства – закон максимума прибыли, стремясь обогатиться все больше и больше.

Почему так происходит? Почему капитал не может обойтись без войн?

Дело в том, что капитал, вне зависимости от объема накопленного им богатства, не может стоять на месте и довольствоваться тем, что у него есть – тем, что уже награбил и чем располагает. В силу действия объективных законов капиталистического способа производства ему требуется непрерывное и постоянное расширение производства, а значит, постоянно нужны новые рынки – сырья, сбыта, рабочей силы, вывоза капитала и пр. Но бесконечно захватывать новые, никому не принадлежащие, рынки капитал не может — территория нашей планеты ограничена естественными пределами и рано или поздно свободные, не охваченные капиталистическим способом производства, территории или страны, которые можно себе подчинить, просто заканчиваются. Наступает момент, когда вся земля, все ее ресурсы и все страны в мире оказываются поделенными между несколькими или крупнейшими капиталистическими странами, выражающими интересы десятков или сотен крупнейших капиталистических монополий. И речь здесь идет не только о территориальном разделе мира, т.е. прямой и непосредственной колонизации слаборазвитых экономически стран более сильными странами – странами капиталистического центра, но в первую очередь об экономическом разделе мира, который в условиях империализма приобретает особое значение.

Крупному мировому капиталу теперь не требуется прямое политическое управление зависимыми и подчиненными ему государствами и территориями (колонизация), как это было раньше на начальной стадии развития капитализма, он теперь действует скрыто через национальные с виду правительства этих стран, которые, однако, как и прежде, полностью подчинены его интересам (неоколониализм). Формально такие страны являются «независимыми» и «самостоятельными», только независимость эта — на бумаге, в реальности же эти страны — те же самые колонии крупных империалистических держав, не способные проводить никакой действительно независимой политики — ни внутри страны, ни на внешней арене.

Подмена содержания формой, свойственная всему капиталистическому мировоззрению вообще, проявляется при империализме с особой силой — она становится глобальной, охватывая все сферы человеческого бытия. Ложь и лицемерие, генетически присущие классу буржуазии в силу ее особого экономического положения – эксплуататорского по своей сути, в условиях империализма приобретают тотальный характер, проникая во все сферы общественной жизни – от экономики и политики до морали и этики.

И это вполне объяснимо с политэкономической точки зрения. Если в начальной стадии капитализма произведенное миллионами трудящихся совершенно необоснованно присваивалось десятками тысяч капиталистов, то при империализме произведенное сотнями миллионов и миллиардами людей присваивается жалкими единицами – олигархией, т.е. собственниками всех этих ТНК и крупнейших капиталистических монополий. Социальное расслоение при империализме становится колоссальным, что не может не найти своего отражения в политике и идеологии господствующего класса.

И раньше-то класс капиталистических частных собственников, чтобы обеспечить себе безбедное существование, вынужден был все время прятать свою эксплуататорскую сущность от миллионов трудящихся, прикрывая свои корыстные экономические и политические интересы интересами «всего общества», «всего народа». Вспомните хотя бы известные лозунги Великой Французской буржуазной революции – «Свобода. Равенство. Братство.»

Теперь же при империализме скрыть паразитическую суть олигархии – единиц, без всякого на то морального права присваивающих труд сотен миллионов и миллиардов людей на земле и решающих их судьбы, можно только возведя тотальную ложь в ранг государственной. Потому, к примеру, тот же самый колониализм со всей его ужасающей эксплуатацией, нищетой и голодом миллионов трудящихся подается теперь под видом «национальной независимости и суверенитета страны», а усиление бесправия и угнетения трудящихся в капиталистических странах объявляется «демократизацией общества» и т.п. Красивые словеса вводят в заблуждение не слишком развитые политически трудящиеся массы, уводя их на путь борьбы с отдельными негативными проявлениями капиталистического строя, вместо того, чтобы бороться за его полное уничтожение.

Что остается делать мировому капиталу, если мир уже весь поделен, а он не может не стремиться к дальнейшему обогащению? Только одно – действовать так, как велит закон конкуренции — делить рынок заново и отбирать у своих собратьев по классу то, что те успели себе присвоить, и за счет этого увеличивать свой капитал и расширять собственное производство, одновременно значительно ослабляя или даже уничтожая своего конкурента. Вот так передел мира (мирового рынка) становится важнейшей особенностью капитализма в стадии империализма. Идет он постоянно и непрерывно, в разных формах и всеми доступными капиталу способами — от мер политического и экономического воздействия до прямых вооруженных столкновений, т.е. войн. Мировая история наглядно показывает, что с тех пор, как капитализм достиг стадии империализма — а случилось это на рубеже XIX-XX веков — войны в той или иной их форме не прекращались на нашей планете ни на минуту. Кто-нибудь где-нибудь с кем-нибудь да воевал — или в Европе, в Африке, или на Ближнем Востоке, или в далекой Южной Америке. Война есть неотъемлимое следствие империализма, его генетическая черта.

Периодически противоречия в стане капиталистов обостряются настолько, что в войну оказываются втянутыми не одна-две страны, а целая куча крупных стран, которые в целях консолидации своих сил и координации совместных действий образуют между собой военные союзы (блоки). Тогда войны из локальных становятся мировыми, так или иначе, задевая интересы многих сотен миллионов людей на земле, которые вынуждены оплачивать своими жизнями и здоровьем примитивные экономические интересы олигархов — кучки жалких людишек, возомнивших себя повелителями мира. Как правило, происходит это тогда, когда мировая капиталистическая система в очередной раз оказывается в глубочайшем экономическом кризисе, из которого долго не может вылезти. Застой в промышленность длится годами, произведенные товары ограбленным капиталом населением не раскупаются, единственное, что может подтолкнуть производство — это новые рынки сбыта. А свободных рынков уже нет – они все поделены между крупнейшими мировыми монополиями. Вот тогда для империалистических держав (а точнее – монополий, которые в стадии империализма полностью подчиняют себе правительства капиталистических стран, фактически срастаясь с ними) не остается другого выхода, как мировая война, с помощью которой они пытаются урвать у конкурентов принадлежащие им рынки и решить за их счет свои собственные экономические проблемы, обеспечив тем самым рост своих «экономик». Т.е. целью и результатом мировых войн всегда является передел мира – захват новых рынков и новых сфер влияния, которые бы позволили победителям, крупнейшим капиталистическим монополиям, обогащаться дальше.

Л.Сокольский

Неоколониализм — система неравноправных (экономических и политических) отношений, навязываемая государствами суверенным странам мира, Азии, Африки и Латинской Америки; направлена на сохранение империалистической эксплуатации и зависимости народов этих стран. Материальной основой неоколониализма в развивающихся странах является монополистический капитал империалистических держав — иностранных компаний (или их филиалов), банков и пр.

В целях неоколониализма империалистические страны используют экономическое и научно-техническое отставание от них бывших колоний и полуколоний. Идеологическому обоснованию неоколониализма служат неоколониалистские теории.

Как система неоколониализм возник в середине XX века — в условиях, когда прямое колониальное господство в результате распада колониальной системы империализма, создания и развития мировой системы социализма почти полностью было ликвидировано. Тогда в результате ликвидации колониальной системы было в основном покончено с территориальным разделом мира между крупнейшими империалистическими державами.

Но империализм не успокоился — он развернул борьбу за экономический передел мира, за создание новых политических, экономических и военно-стратегических сфер и зон влияния. Это в свою очередь обострило отношения не только между бывшими колониями и империалистическими государствами, но и усилило межимпериалистические конфликты и противоречия.

Стремясь сохранить и по возможности расширить империалистическую эксплуатацию, империалистические державы пытались помешать движению новых суверенных государств к подлинной независимости (в частности, воспрепятствовали процессу национализации собственности империалистических монополий и становлению государственного сектора), не допускали перехода развивающихся стран на путь социалистической ориентации и развития сотрудничества с социалистическими странами. Тем самым в условиях борьбы двух мировых систем неоколониализм стремился обеспечить возможность сохранения капитализма, всячески противодействовал распространению социализма, расширению его резервов в Азии, Африке и Латинской Америке. Те из развивающихся стран, которые вставали на путь социалистической ориентации, отвергали неоколониализм, проводя глубокие и последовательные антиимпериалистические мероприятия. Другая часть стран, взявших курс на сотрудничество с империалистическими державами, вовлекались в сферу действия неоколониализма, всеми своими ресурсами служа интересам международных монополий.

Еще более обострилась борьба империалистических стран за экономический передел мира после гибели СССР и мировой системы социализма. Ни одна из бывших социалистических стран не смогла получить реальную независимость и сувернитет, а все до единой попали в число стран так называемого «третьего мира», фактически пополнив собой число экономически зависимых развивающихся стран, по сути полуколоний.

Неоколониализм проявляется в следующих формах:

— проникновение иностранного монополистического капитала в молодые суверенные государства,

— предоставление им «помощи» в виде кредитов и субсидий (обусловливающей по существу установление контроля над развитием этих государств),

— втягивание развивающихся стран в экономические и военные блоки и политические сообщества, возглавляемые империалистическими державами,

— навязывание им неравноправных соглашений,

— насаждение марионеточных режимов,

— натравливание одних стран на другие,

— вмешательство во внутренние дела,

— организация реакционных переворотов,

— разжигание национальной, племенной и религиозной розни,

— шантаж — ранее, пока существовала мировая социалистическая система, так называемой «коммунистической опасностью», а ныне, когда социалистических стран уже практически не осталось, роль пугала играют угроза международного терроризма, исламский радикализм и т.д.

Наряду с этим неоколониализм применяет и прежние методы «традиционного» колониализма по отношению к странам, пытающимся проводить относительно независимую политику — военное давление, открытую военную интервенцию.

Крайне важным фактором, оказывающим воздействие на формы и методы неоколониализм в современных условиях, является научно-техническая революция, в результате которой происходит углубление разрыва в уровнях экономического развития и в технико-экономических достижениях, используемых в развитых капиталистических странах, с одной стороны, и в развивающихся странах — с другой.

Наряду с прежней тенденцией сохранения бывших колоний и полуколоний в качестве аграрно-сырьевых придатков к экономике высокоразвитых капиталистических стран с конца XX века широкое распространение получила тенденция превращения развивающихся стран в «производственный придаток» мирового капиталистического хозяйства в целом. Империалистические монополии стремятся перевести в страны Восточной Европы и бывшего СССР, Азии, Африки, Латинской Америки менее рентабельные производства и производства, вызывающие загрязнение окружающей среды. Используя низкую стоимость рабочей силы в развивающихся странах, монополистический капитал пытается создать в этих странах целые циклы производств, дающие более высокую прибыль, чем в высокоразвитых капиталистических странах.

Прогрессивные силы развивающихся стран мира ведут активную борьбу против всех форм неоколониализма, прежде всего против проникновения и засилья иностранного монополистического капитала.

Неоколониалистские теории

Неоколониалистские теории это буржуазные и реформистские теории, которые обосновывают необходимость сохранения освободившихся от колониального господства стран в рамках мировой капиталистической системы.

Появились после распада колониальной системы империализма и охватывают сферы экономики, политики, социальных отношений и идеологии развивающихся стран. Под лозунгом так называемой модернизации развивающихся стран неоколониалистские теории проповедуют западный образец социальных систем, способствуют формированию в «третьем мире» новой социальной опоры империализма.

Появление неоколониалистские теорий определяется стратегическими целями империализма. По форме они представляют собой конгломерат идей, концепций, теорий и доктрин, содержащих апологетику империалистической «деколонизации» и современной политики империализма в отношении развивающихся стран.

Теории неоколониализма можно разделить на 2 основные группы:

— первая включает специально разработанные для развивающихся стран варианты буржуазных и реформистских теорий общего характера (теория «трансформации капитализма», теория гармонии интересов, теория смешанной экономики и др.);

— вторая группа — концепции и теории, призванные непосредственно защищать неоколониализм («взаимозависимости», «партнерства» и др.).

Неоколониалистские теории, как и неоколониализм, претерпевают постоянные изменения.

В период существования мировой социалистической системы на их эволюцию большое влияние оказывали рост могущества и авторитета социалистических стран, перерастание национально-освободительного движения в борьбу против капиталистических отношений, усиление классовых битв в центрах империализма, а также обострение межимпериалистических противоречий. Например, концепция «взаимозависимости», направленная на сохранение освободившихся стран в сфере «трансформировавшихся» колониальных империй, переросла в теорию «партнерства», ознаменовавшую переход от «замкнутого» к «коллективному» неоколониализму.

Существенное воздействие на эволюцию неоколониалистские теорий оказывал и рост числа стран социалистической ориентации. Выбор социальной ориентации был тогда основной причиной размежевания развивающихся стран. Одновременно это было и важным фактором дифференциации империалистической стратегии в отношении двух групп развивающихся стран и обслуживающих эту стратегию неоколониалистских теорий.

Среди неоколониалистские теорий, предлагаемых бывшим колониям и полуколониям рецепты экономического развития, имеются концепции «развития сельского хозяйства», «индустриализации», «борьбы с безработицей», «развития, ориентированного на внешние связи» и др. Собирательный термин для всех этих концепций — «стратегия развития «. Главные элементы этой «стратегии» — политика реформ, направленная на ослабление национально-освободительных движений, методика преодоления возникающих в развивающихся странах трудностей в рамках капиталистической системы. Создатели этих концепций, пытаясь затушевать их неоколониалистскую сущность, нередко прибегают к демагогии.

В свое время для стран социалистической ориентации в этот комплекс концепций входили еще некоторые дополнительные элементы. К примеру, попытки доказательств, что все различия в экономическом развитии молодых государств сводится только к вариантам развития капитализма, который может быть якобы «связанным» или «свободным», «государственным» или «смешанным», «централизованным» или «демократическим».

Неоколониалистские теории эволюционировали от прямого противодействия развитию бывших колоний, от стремления законсервировать их отсталость — к частичному признанию в тех или иных формах политики индустриализации, к поощрению развития местного капитализма, однако с сохранением контроля над этим процессом в руках неоколонизаторов.

Концепция «индустриализации», например, предусматривает перевод из развитых капиталистических стран в развивающиеся некоторых отраслей промышленности. При этом речь, как правило, идёт об отраслях трудоёмких, с низким органическим строением капитала, низкой производительностью труда, малой способностью к накоплению и т.п. Эта концепция создаёт лишь иллюзию индустриализации стран «третьего мира», а на деле служит интересам империалистических государств. Последние, в частности, получают возможность снизить издержки производства за счёт использования дешёвой рабочей силы, сконцентрировать усилия на развитии у себя высокопроизводительных отраслей промышленности на базе новейших научно-технических достижений, создать рынок сбыта для морально устаревшего оборудования, а главное — оказывать влияние на социальное содержание развития освободившихся стран, воспроизвести в новых формах их зависимость от империализма.

В социальной области неоколониалистские теории. проповедуют необходимость достижения в развивающихся странах «классового мира», распространения в них идеологии реформизма, создания новой социальной опоры капитализма — «среднего класса». Например, теория «урегулирования конфликтов в развивающихся странах» предусматривает учреждение «специальных институтов», призванных локализовывать внутренние конфликты и формировать «национальное единодушие», поскольку экономический рост якобы связан лишь со способностью создавать подобные институты, а трудности проистекают только из антагонизмов в обществе этих стран. Тем самым предпринимается попытка приукрасить неоколониализм и капиталистическую систему в целом.

Общая направленность неоколониалистских теорий в социальной области — создание благоприятных условий для капиталистического развития, борьба с научным социализмом.

В реформистских и либерально-реформистских вариантах теории неоколониализма пропагандируют идеи «общества всеобщего благосостояния», «этического совершенствования общества» и пр. Утверждая, что для развивающихся стран «не подходят» ни капитализм, ни коммунизм, сторонники этих идей, однако, выступают за реформы в рамках буржуазного общества и т. о. являются апологетами капиталистического пути развития, защищают неоколониализм.

Сторонники неоколониалистских теорий в политической области призывают развивающиеся страны к отказу от национального суверенитета, тем самым стремясь расчистить путь к вмешательству неоколонизаторов во внутренние дела и внешнюю политику этих стран.

Понятно, что при этом все виды неоколониалистских теорий обильно сдобрены идеями антикоммунизма, реакционного национализма и т.п.

Для неоколониалистские теорий типична замена классового подхода к анализу международных отношений антинаучной геополитикой, субъективно-идеалистической оценкой реальности.

Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных неоколониалистских теорий.

Теория гармонии интересов

Теория гармонии интересов — одна из основных догм вульгарной политической экономии. Наиболее известные ее представители: во Франции — Ф. Бастиа, в США — Г. Ч. Кэри.

Бастиа, которого К. Маркс характеризовал как «… самого пошлого, а потому и самого удачливого представителя вульгарно-экономической апологетики»[1], стремился доказать, что современное ему буржуазное общество является «самой прекрасной, совершенной, прочной, всемирной и справедливой из всех ассоциаций». Отрицая противоречия капитализма, его классовые антагонизмы, Бастиа изображал буржуазное общество как гармоническое, основанное на взаимном оказании услуг. Он отрицал объективное содержание стоимости, создаваемой в процессе производства товаров. Стоимость (или ценность, по терминологии Бастиа) « есть отношение между двумя обменными услугами «. Эти «услуги», по Бастиа, оказывают не только рабочие, но и капиталисты, и землевладельцы. Доход капиталистов, прибыль он определял как вознаграждение за отсрочку потребления капитала, а земельную ренту, которую он считал процентом на капитал, вложенный в землю, — как вознаграждение за услуги землевладельца и его предков по возделыванию и улучшению земли.

Идею экономической гармонии Бастиа распространял как на производство, так и на распределительные отношения буржуазного общества. По его мнению, доля капиталистов в созданном продукте падает, а доля рабочих растет. Единственное, что может нарушить гармонию, это вмешательство государства в экономические отношения людей. Он выступал за неограниченную свободу конкуренции, полную свободу предпринимательской деятельности, т. е. за ничем не ограниченное развитие капитализма.

Другой вариант теории гармонии интересов возник в США, её творцом был Кэри. Он не только защищал капитализм, но и оправдывал рабство, существовавшее на юге США.

Кэри пытался доказать наличие в буржуазном обществе «полнейшей гармонии всех истинных и настоящих интересов». В основу своей теории он положил «закон распределения». «Из всех законов, установленных наукой, — писал он, — это, вероятно, самый прекрасный закон, так как действие этого закона состоит в установлении полной гармонии реальных и истинных интересов различных классов человеческого общества».

Обоснование «идентичности интересов» пролетариата и буржуазии построено у Кэри на неправильном бездоказательном утверждении, будто в капиталистическом обществе зарплата растет вместе с повышением производительности труда, вследствие чего различие в экономическом положении рабочего и капиталиста постепенно стирается. Рисуя самыми радужными красками положение негров на рабовладельческих плантациях, Кэри пытался обосновать наличие гармонии интересов рабов и рабовладельцев.

На позициях гармонии интересов буржуазии и пролетариата стоял Ф. Уокер — представитель американской буржуазной политической экономии второй половины XIX в.

Уокер утверждал, будто прибыль целиком создаётся предпринимателями, причём величина её зависит от способности предпринимателя. Рабочие получают зарплату, равную продукту их труда. Таким образом, между зарплатой рабочего и прибылью капиталиста он не видел никакого противоречия. Логичным следствием концепции Уокера были его призывы к «миру в промышленности», к мирному урегулированию конфликтов между рабочими и предпринимателями.

Американский экономист Г. Джордж утверждал, что экономические кризисы, безработица и нищета масс вытекают не из самих законов капитализма, а из нарушений этих законов в результате концентрации земельной собственности в руках землевладельцев, которые присваивают в виде ренты все результаты общественного производства. Освобождение капитализма от этих искусственных нарушений, т. е. изъятие ренты в пользу буржуазного государства, якобы может обеспечить «гармонию труда и капитала», устранить кризисы перепроизводства и бедность масс.

Последователями теории гармонии интересов были также М. Вирт и Е. Дюринг — в Германии, Н. Х. Бунге — в России. Взгляды Е.Дюринга, как известно, замечательно были раскритикованы Ф.Энгельсом в его работе «Анти-Дюринг».

Идею гармонии интересов, выдвинутую вульгарной политической экономией, восприняла и продолжила буржуазная политическая экономия XX в.

Теория гармонии интересов стала составной частью апологетической концепции «предельной производительности», ставящей целью затушевать антагонистические противоречия современного капитализма. Согласно утверждениям одного из виднейших проповедников этой концепции американского экономиста Дж. Б. Кларка, никакой эксплуатации в капиталистическом обществе не существует, а имеет место сотрудничество различных классов, сообща участвующих в производстве и делящих между собой доход в соответствии с производительностью того фактора производства (труда или капитала), которым обладает каждый из них.

На идеях гармонии классовых интересов основаны современные апологетические концепции «соучастия», «социального партнерства», «народного», «коллективного» капитализма и др., направленные на то, чтобы теоретически обосновать «народный» характер современного капитализма и убедить трудящихся в необходимости поддерживать его.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.