Для детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Для детей старшего дошкольного возраста

2019-08-07 256
Для детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

«ЛОГОРИТМИКА В ВОЛШЕБНЫХ НОСОЧКАХ»

 

Программа дополнительного образования «Логоритмика в волшебных носочках» разработана для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель программы – организация коррекционного пространства в условиях ДОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий.

Задачи:

• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;

• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;

• развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений;

• учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки;

• развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;

• развивать силу голоса и выразительность речи и пения;

• развивать мелкую моторику, точность движений;

• формировать правильную артикуляцию звуков;

• развивать творчество и инициативу.

 

В программе представлены: учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности и примерное тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности кружка «Логоритмика в волшебных носочках».

Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю во вторую половину дня.

Занятия составляются с опорой на лексические темы.

Для реализации программы дополнительного образования «Логоритмика в волшебных носочках» необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в коррекционный процесс. В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:

ü игровой семинар-практикум «Речь-ритм-движение», с целью овладения родителями практическими упражнениями и способами разнообразить игровую деятельность дошкольников с ОНР средствами логоритмических упражнений;

ü стендовая информация «От движения к речи», «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождение» несёт цель педагогического просвещения;

ü буклеты, памятки «Как играть дома в логоритмические игры»;

ü привлечение родителей к созданию атрибутов для игр и упражнений;

ü информационная страничка на официальном сайте ДОУ «Советы логопеда»;

ü открытые итоговые мероприятия для родителей.


 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Приложение № 1

Результаты диагностики неречевых психических функций (в баллах)

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма

Ориентирование в пространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май 1                       2                       3                       5                       6                       7                       8                       9                       10                      

Приложение № 2

Структура дополнительной образовательной деятельности

1. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего занятия.

Предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки — подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку; ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления с перестроениями, а также со сменой видов движений.

 

2. Основная часть составляет 70-80% времени занятия.

В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.

 

3. Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15%).

Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Проводится подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире. В заключении педагог дает оценку работы детей на занятии.


Приложение № 3

Примерное тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности кружка «Весёлые носочки»

Месяц Неделя Тема недели Занятие Развитие речевых процессов Развитие неречевых функций

 

Сентябрь

1

Диагностика

2 3 Осенняя ярмарка (сад-огород). «Чиполино и его друзья» Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Развитие глубокого вдоха «Узнай фрукт, овощ» Закрепление артикуляции звука [А] Развитие мускулатуры щёк: имитационное упражнение «Толстячки-Худышки» Фонопедическая игра «Эхо» Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных Закреплять умение детей простым построениям Зрительная гимнастика «Фруктовая загадка» Усвоение понятий «сильно - слабо», как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Закрепление умения детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: вверху, внизу.   4 Ранняя осень (деревья, грибы, ягоды, цветы). «В гостях у Лесовичка» Укрепление дыхательной мускулатуры. Выработка плавного длительного выдоха, направленной воздушной струи «Осенние листочки» Закрепление артикуляции звука [У]. Игра «Эхо» АУ – тихо, громко. Отработка произношения свистящих звуков «Ветер свистит» Учить детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: влево, вправо, около, рядом. Зрительная гимнастика «По ягоды» Закреплять умение ходить с согласованными движениями рук и ног.  

Октябрь

1 «Откуда хлеб пришёл?» «Праздник каравая» Формирование правильного темпа речи «Мелит мельница зерно» Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. «Блинчик» Закрепление произношения звука [О] Развитие просодии - Инсценировка диалога «Кисонька-мурысонька» Учить правильно выполнять самомассаж лица. Координация речи и движения – упражнение «Каша» Игра «Ложкари» - учить выделять в музыке неожиданный акцент и давать ответную реакцию ударом в ложки. 2 Осень (человек, одежда, головные уборы, обувь). «Осенняя прогулка» Выработка правильной воздушной струи: игра «Сдуй пуговку». Отработка правильной артикуляции звука [Т-Д] «Молоточки» Логопедическая распевка «Ботинки» Игра на координацию речи и движения «Башмачок» Развитие фонематического слуха – договаривание чистоговорок. Развитие интонационной выразительности в диалоге «Сапожник»  Закреплять умение бегать с согласованными движениями рук и ног.  Развитие ориентировки в схеме тела: вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева Развитие мускулатуры шеи: имитационное упражнение «Кнопочка» (поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки). Продолжать учить выделять неожиданный акцент ударом кулачками «Сапожники» 3 Домашние животные, птицы. «Поездка в Простоквашино» Артикуляционные упражнения «Кошечка сердится», «Кошечка лакает», «Индюк» Фонопедическое упражнение «Петушок» Логопедическая распевка «Корова» Работать над четкостью дикции. Упражнение - игра на развитие речевого дыхания «Куры, гуси» Учить менять движение в соответствии с музыкальными фразами Зрительная гимнастика «Ослик» Игра на развитие творческих способностей и воспитания выдержки «Гусь» Упражнение на развитие пространственных отношений «Курица и цыплята» - движения 4 Поздняя осень (обобщения). Перелётные птицы, подготовка животных, растений к зиме. «Почему медведь зимой спит?» Развитие дыхания по схеме. (нос-нос, нос-рот, -рот-нос, рот-рот). Театрализация сказки «Три медведя» - воспроизведение высоты звуков, интонации Выработка силы голоса «Кто кого» -упражнение в длительном произнесении гласных звуков. Учить плавно переходить от умеренного темпа движения к быстрому, к медленному. Зрительная гимнастика «Однажды в лесу» «Упражнение на развитие кординации, общей моторики «Мы на лыжах в лес идем» Регуляция мышечног тонуса «Деревья в снегу» 5 Животные холодных и жарких стран. «Где обедал воробей?» Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом. Чистоговорка с массажем «Кенгуру» Упражнение на развитие мимики и звукоподражания - логопедическая песенка «Зоопарк» Артикуляционная гимнастика «Обезьяны» Гимнастика мозга «Слон» Логопедическая распевка «Звери» Пальчикова гимнастика «Две мартышки» Упражнение на передачу характера движения пантомимой «Кто как идет» Самомассаж тела «Черепаха»  

Ноябрь

1 Мой город, моя страна. День единства. «1,2,3,4,5 – по Ханты-Мансийску идем гулять» Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки – «На лошадке» Фонопедическое упражнение «Глобус» Коммуникативная игра «Здравствуй друг» Упражнения на развитии координации «Мы на лыжах в лес идем», Зрительная гимнастика «Северное сияние» Гимнастика мозга «Ленивые восьмёрки» Танец «Хоровод дружбы» Пальчиковая гимнастика «Мы по городу гуляли» 2 Профессии и инструменты. «Чем пахнут ремесла» Артикуляционные упражнения «Маляры» «Чей пароход гудит дольше?»- развитие длительного выдоха с произнесением гласного Ы. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом. Логопедическая песенка «Повар» Ритмическая игра «Молоточки» Игра на развитие пространственных ориентировок «Иголка с ниткой» Совершенствование оптико-пространственных ориентировок «Ругулировщики» (пререкрестные движения) 3 Неделя добрых дел. (16.11. – Международный день толерантности) «Рукодельница и Ленивица» Развивать умение поднимать боковые края языка. «Чашечка» Формирование длительного плавного выдоха «Буря в стакане», «Метелица в колодце» Закрепление артикуляции звука У Фонопедическое упражнение «Рукодельница» Развитие ритма и темпа движения «Взбиваем перину» Развитие координации и переключаемости движений «Щёлк-щёлк» Пальчиковый самомассаж «Веретено»   4 Моя семья (дом, мебель, электроприборы). «-Домовенок Кузя и фиксики» Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей. Пение из мультфильма «Фиксики» - «Телевизор, холодильник» Развитие мимической мускулатуры: имитационные упражнения - изображаем добрую маму, старого дедушку, сердитого папу, грустную дочку и т.д.; Зрительная гимнастика «Наш дом» Пальчиковая гимнастика «Семья» Развитие зрительной и слуховой памяти в дидактических играх «Кто там?», «Кто спрятался?»

Декабрь

1 Начало зимы. «Путешествие с волшебной снежинкой» Уточнение произношения гласных звуков Фонопедическое упражнение «Свистели метели» Развитие языкового чутья «Доскажи словечко» Развитие орального праксиса – имитационные игры «Замерзли» Развитие слухового внимания « Зрительная гимнастика «Падают снежинки» Развивать чувство ритма «Мосток» Пальчиковая гимнастика «Мы с тобой снежки лепили» Закрепление умения перестраиваться по зрительному сигналу. 2 День рождения ХМАО. Народы севера. Родной край. Спорт. «Вместе весело шагать» Развитие мимики «Настроение» Формирование ритмического рисунка в проговаривании звукоподражаний «Ку-ку» Имитационные игры «На лыжах» уточнение произношения шипящих звукоа. Проговаривание чистоговорок со звуком [Ш] Фонопедическое упражнение «Напугаем медведя» Зрительная гимнастика «Снег-снежок» Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» Упражнение на развитие чувства ритма и мелкой моторики «Дровосек» Развитие внимания и ориентации в пространстве «Бездомная кукушка» «Прыжки через нарты» Игра на расслабление и напряжение мышц «Замерзли-согрелись» 3 Сказки под Новый год. Зимующие птицы. «Птичья кладовая» Логопедическая распевка «Ворона», «Воробьишка» Формирование темповой организации высказывания «Дятел» -проговаривание в разном темпе. Упражнение на дыхание «Ворона»   Гимнастика мозга «Сова» Фонопедическое упражнение «Метель» Упражнение на развитие ритма «Воробьи, воробышки» Игра «Зимняя пляска» Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка» Упражнение на развитие слухового внимание «Сорока»   4 Зима, новогодняя ёлка. (Каникулярная неделя) «Письмо от Деда Мороза» Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей. Речевая игра с движением «Снеговик» Развитие мелкой моторики Су-джок «Новый год» Ритмическая игра «Мороз» Игра на развитие общей моторики «Ветер северный» Танец «Лавата» координация движений, развитие общей моторики. Упражнение на расслабление «Волшебный сон»

Январь

1

КАНИКУЛЫ

2 Рождественские сказки. Зима. Зимние забавы и развлечения. (Каникулярная неделя) «Ух, ух, - едут сани во весь дух!» Продолжать формирование речевого выдоха – произнесение междометий на выдохе. Упражнение на звукоподражание «На санках» Фонопедическое упражнение «На коньках»отработка произношения свистящих звуков, чистоговорки со звуком [С] Упражнение на развитие координации «Зима» Формирование ритмического рисунка «Снежки» Танцевальная композиция «К нам гости пришли» Хороводные игры развитие координации движений и пространственной ориентировки. 3 Зима. Как звери и птицы зимуют. «Зимовье» Развитие речевого дыхания «Кто стучится» Проговаривание звукоподражаний на выдохе. Логопедическая распевка «Кормушка» Инсценировка сказки «Теремок» Упражнение на расслабление и напряжение мышц артикуляции «Орешки»   Упражнение на развитие общей моторики «Про медведя» Пальчиковая сказка «Рукавичка» Су джок» «Медведь в берлоге» Развитие чувства ритма и воспроизведение ритмических рисунков «Лиса и зайцы» Двигательное упражнение с речью «Лесные жители» Упражнение на регуляцию мышечного тонуса «Нахохлились – расслабились»   4 Неделя науки, знаний и открытий для дошколят. «Очевидное-невероятное» Развитие речевого дыхания «Счет от 1 до 5 и обратно» на выдохе» Логопедическая игра с элементом массажа «Потягушечки» Инсценировка стихотворения «Врун» Д.Хармса. Коммуникативная игра «Ворота» Развитие моторики и координации «Намотай шнур на палочку» Совершенствование общей моторики – разные виды ходьбы и бега. «Хлопай-шлёпай» - веселая логоритмика  

Февраль

1 Строительство (архитектура в городе, строительные профессии). «Я бы в строители пошел - пусть меня научат!» Фонопедическая игра «Строим дом» Преодоление твердой атаки гласных. Пропевание гласных  с повышением и понижением голоса - упражнение «Этажи, «Лесенка». Артикуляционная гимнастика «Маляры» Зрительнач гимнастика «Наш дом» Песня «Мы в городе родились») Пальчиковая игра «Песочный дом» Ритмическая игра «Молоток» Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Теремок»   2 Сказки А.С.Пушкина (10 февраля – День памяти А.С. Пушкина) «В гостях у сказки» Упражнение на развитие речевого дыхания «Буря» Чтение строки из сказки на выдохе. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание загадки о золотой рыбке с одновременным прохлопыванием. Речевое упражнение «Петушок» Фонопедическое упражнение «Колосок» « Развитие самостоятельности, инициативности и вразительности в выборе ролей для инсценировки знакомых сказок, отрывков Развитие слухового внимания «Что не правильно» Упражнение на координацию речи и движения «У моря» Развитие слухового внимания – слушание - колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский-Корсаков 3 День Защитника Отечества. Военные профессии. «Три богатыря» Фонопедическое упражнение «Салют» Воспроизведение ударного слога – (та-ТА, ТА-та) «Барабанщик» Проговаривание чистоговорки со звуками [Т-ТЬ] Гимнастика для мышц языка «Пулемет», «Танк».   Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) Развитие мускулатуры шеи: имитационное упражнение «Сирена воет» (повороты головы). Координация движений рук и ног, работа над амплидудой движений «Марш солдатиков» 4 Лес – наше богатство. Животные наших лесов. «Маша и Медведь приглашают в гости» Развитие артикуляционного аппарата и мимики «Маша артистка» Сценка шутка «Лиса и волк» - продолжать учить передавать характер персонажа при помощи интонации. Логопедическая песенка «Волчий вой» Формирование длительног речевого выдоха – счет до пяти, добор воздуха – обратный счет» Развитие пространственной координации -закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать. Зрительная гимнастика «Однажды в лесу» Координация речи с движением «Мишка» Развитие чувства ритма «Что хочет Маша?» Игровой массаж тела «Зайка»

Март

1 Международный женский день. Женские профессии.   Воспитание интонационной выра стельности речи - Игра «Узнай по интонации». Развитие темпа речи «В гости к Федосье» Развитие высоты голоса - речевая игра «Гости» Работа над темпом и ритмом речи. Чтение стихотворения «Март» в сопровождении металлофона Упражнение на развитие творческой самостоятельности «Профессии мам» - пантомима Пальчиковая игра «Мамочка» Развитие общей моторики и координации движений «Мамины помощники»   2 Народное творчество (фольклор, русская народная игрушка, посуда). (07-13.03 – Масленичная неделя 2016) «Речевые посиделки» Фонопедическое упражнение «Чайник» Логопедическая распевка «Тарелка» Речевая игра с музыкальными инструментами «Кухонный оркестр» Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением - упражнение «Помощники». Развитие интонационной выразительности и просодии - диалог «Уж ты тётушка, Арина» Развитие речевого дыхания при проговаривании скороговорок.   Упражнение на развитие творческого воображения, общих речевых навыков «Чайник» Пальчиковая гимнастика «Посуда» Развитие пространственной координации – Упражнение на развитие слухового внимания, чувства ритма в игре на ложках «Экосез»   Неделя игры и игрушки. «Веселая карусель» Воспитание силы выдоха «Заведи вертушки» Воспитание шепотной речи при проговаривании потешек. Формирование темповой организации высказывания «Проговори скороговорку в разном темпе» Имитационная игра «Дудочка»(высоко-низко) Попевка «Качели»   Зрительное упражнение «Юла» Совершенствование способности различать замедление, ускорение музыкального темпа, параллельно выполняя упражнения на построение «круг» - игра «Карусели» Игра на развитие чувства ритма и моторику «Музыкальные кубики» Упражнения регулирующие мышечный тонус «Тряпочные куклы, заводной зайчик, солдатики» 4 Ранняя весна. Пробуждение природы. «Как мы весну искали» Логопедическая распевка «Подснежник» Упражнение на развитие направленной слабой воздушной струи «Запускаем кораблики» Уточнение произношения согласного [Л] Фонопедическое упражнение «В лесу весной» Выразительное загадывание загадок по теме Воспитание интонационной выразительности – проговаривание предложения «Весна пришла» с разной интонацией. Коммуникативная игра «Собирайся детвора» Зрительная гимнастика «Сосулька» Пальчиковая Су-джок «Чтож ты ёж такой колючий» Музыкальный этюд «Сосулька»- регуляция мышечного тонуса. «Пружинки-прыжки» - веселая логоритмика – дифференциация движений.   5 Книжкина неделя. Библиотека. (02.04. – Международный день детской книги) «Театральная мастерская» Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной окрашенностью речи в сценках-шутках, играх-диалогах. Развитие тембровой окраски и высоты тона. Чтение сказки Чуковского «Путаница» (дети произносит только звукоподражания ). Совершенствование умения выполнять разнообразные образно-игровые движения - пантомима «Где мы были мы не скажем» Упражнение на развитие слуховго внимания - Зрительная гимнастика «Театральные кулисы»  

апрель

1 Я вырасту здоровым! (07.04 – Всемирный день здоровья) «Веселая зарядка» Развитие плавного речевого выдоха – проговаривание на выдохе междометий от 1 – до 5. Логопедическая песенка «Очки для Леночки» «Наши малыши здоровы» - формирование эмоциональной окраски речевого высказывания. Зрительная гимнастика «Будь здоров!» Пальчиковая гимнастика «Вот большой смешной толстяк» Оздоровительный самомассаж лица «Превращения». Развитие мимической мускулатуры и слухового внимания «Мы умеем улыбаться, мы умеем огорчаться» Упражнение на внимание и координацию «Топаем-хлопаем» 2 Космос. Моя планета. «Собирайся детвора – в космос нам лететь пора!» Фонопедическое упражнение «Ракета» Уточнение произношения согласного [Р] имитационная игра «Заведи мотор». Проговаривание чистоговорок со звуком [Р] Упражнение на координацию речи с движением «Полет» Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» - перестроения, Подвижная игра «Звёздочки» Зрительная гимнастика «Ракета» 3 Я - житель планеты Земля. (22.04. – Международный день Земли) «Путешествие с капелькой» Логопедическая распевка «Прогулка» Фонопедическое упражнение «Глобус» Русская народная закличка «Солнышко» ритмическая организация высказывания, развитие интонационной выразительности     Игра на совершенствование у детей способности различать замедление, ускорение музыкального темпа «Капель» Музыкальный этюд «Цветок» регуляция мышечного тонуса «Хоровод дружбы» - развитие пространственных ориентировок и координации реч с движением. 4 Весна. Прилёт птиц. Сельскохозяйственные работы (труд человека весной). «Весенняя уборка» Развитие речевого дыхания - проговаривание двустишия на одном выдохе. Упражнение на развитие дикции исполнение песенки «Кап-кап» Проговаривание чистоговорок на дифференциацию звуков [Р-РЬ] Зрательная гимнастика «Жаворонок» Развитие зрительного внимания «Найди отличия» Ритмическая игра- массаж ног «Домик птичкам мастерим» Совершенствование выразительности движений К стихотворению «Ну, весна, как дела?»

Май

1 День Победы. «На параде» Фонопедическое упражнение «Салют» Артикуляционная гимнастика «Парад» Речевая игра «Барабанщик» выделение музыкальных фраз с поговариванием соответствующих слогов [та-та-та, да-да-да] соблюдая ритмический рисунок.   Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» Упражнение на развитие координации «Самолет» Исполнение песни без слов с изменением слогов – развитие слухового внимания и музыкального метра   2 Весна. Времена года (обобщение). Сезонные изменения. «День рождения Мухи-цокотухи» Проговаривание чистоговорок со всеми звуками. Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили». Инценировка отрывка из сказки «Мухо-цокотуха» – воспитание инициативности, творческой активности.   Двигательное упражнение «Муравьи» со сменой направления. Пальчиковая игра с массажем «Гусеница» Координация речи с движением «Пчелы и мишки» Игра на развитие мышечного тонуса «Мотыльки»   3-4

Диагностика

                                                                                                                                                                                                                                                       


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.