Уход Шри Кхолавеча Шридхары Пандита — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Уход Шри Кхолавеча Шридхары Пандита

2019-08-07 198
Уход Шри Кхолавеча Шридхары Пандита 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уход Шри Кхолавеча Шридхары Пандита

Ссылки

Аудио

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Омовение Кришны на Курукшетре и Снана-ятра — это одна и та же лила. Ахайтуки крипа. День ухода Мукунды Датты и Шрилы Шридхара Пандита»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6918-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-dzhaganatha-puri-iyun-iyul-2016-g.html

Тексты

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, фрагмент книги "Сердце и сияние", Глава "Истинный суд Любви", стр. 44-45:

http://scsmath.ru/news/shrila-shridkhar-pandit-fragment-iz-knigi-serdtse-i-siyanie.html

 

Видео

Ш. Бхактиведанта Неми Махарадж, «День ухода Шри Мукунды Датты и Шриддхара Пандита»:

https://www.youtube.com/watch?v=k-4j_rGy_DA

Ш. Бхактиведанта Неми Махарадж, «День ухода Шри Мукунды Датты и Шриддхара Пандита».

Продолжение:

https://www.youtube.com/watch?v=Tp-KkqXQ-9I

 

В день ухода или явления святых, благоприятно петь бхаджаны по вайшнава-таттве.

Бхаджаны по вайшнава-таттве

Шрила Девакинандана дас Тхакур, «Шри Вайшнава-вандана»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1328-shri-vayshnava-vandana.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Охе! Вайшнава тхакура»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1077-ohe-vayshnava-thakura.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе мора шубха-дина хоибе удая»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1289-kabe-mora-shubha-dina-hoibe-udaya.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Вимала вайшнаве»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1027-vimala-vayshnava.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе муи вайшнава чинибо»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1290-kabe-mui-vayshnava-chinibo.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Крипа коро вайшнава тхакура»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1068-kripa-koro-vayshnava-thakura.htmlШрила Нароттам дас Тхакур, «Тхакура вайшнава-пада»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1347-thakura-vayshnava-pada.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Тхакура вайшнава-гана»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1346-thakura-vayshnava-gana.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Эи-баро каруна коро»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1059-ei-baro-karuna-koro.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Ки-рупе паибо сева»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1056-ki-rupe-paibo-seva.html

Радха Мохан дас, «Сакала вайшнава госай»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1335-sakala-vayshnava-gosay.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе Шри Чайтанья море»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1070-kabe-shri-chaytanya-more.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Вишая-васана-рупа»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1028-vishaya-vasana-rupa.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Шри рупануга-махатмья»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1057-shri-rupanuga-mahatmya.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Дже анило према-дхана»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1053-dzhe-anilo-prema-dhana-razluka-s-gospodom-i-ego-sputnikami-prarthana-sa-parshada-bhagavad-viraha-dzhanita-vilapa-pesnya-41-shrila-narottama-das-thakur.html

 

 

«Чайтанья-Бхагавата». Ади-кханда

Глава 12

Комментарии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

Перевод Шри Чайтанья Сарасват Матха

Отрывок

 

Стих 178

‘бхала бхала’ бали’ прабху хасийа чалила

табе прийа-шридхарера мандире аила

Улыбнувшись, Господь согласился с просьбой астролога и направился в дом своего дорогого преданного Шридхара.

Комментарий: Шридхарера мандира, дом Шридхара, расположен на возвышении, в том конце Майяпура, что недалеко от деревни Шараданга, в миле от самадхи Чханда Кази. Недалеко от этого места есть небольшой пруд.

Стих 179

шридхарере прабху бада прасанна антаре

нана чхале аисена прабху та’на гхаре

Шридхар был очень дорог сердцу Господа. Шри Гаура искал различные предлоги, чтобы встретиться с ним.

Стих 180

ваковакйа-парихаса шридхарера санге

дуи чари данда кари’ чале прабху ранге

Во время их бесед, которые продолжались час или два, Господь в шутку дразнил Шридхара.

Комментарий: Слово ваковакйа означает «беседа» или «слушать и говорить».

Стих 181

прабху декхи’ шридхара карийа намаскара

шраддха кари’ асана дилена васивара

Господь спросил: «Шридхар, ты всегда повторяешь имя Хари, — почему же ты так беден?

Стих 184

лакшми-канте севана карийа кене туми

анна-вастре духкха пао, каха декхи, шуни?’

Господь сказал: «Хорошо. Пусть тайное сокровище пока остается с тобой. Я за беру его позже. Теперь же дай Мне без всякой платы немного бананов, банановых цветов и стеблей. Тогда Я перестану с тобой спорить».

В ответ Господь сказал: «Сегодня Я не буду просить тебя отдать Мне твои духовные богатства. Дай лишь часть материальных богатств. Позже Я приму и твое духовное служение. Теперь же удовлетвори Мои нужды, как это подобает делать садхаке. Я — духовный учитель; Я — объект поклонения для тех, кто совершает садхана-бхакти. Поэтому сегодня Я приму часть твоих обычных богатств в качестве подношения». В «Нарада-панчаратре» сказано:

сурарше вихита шастре харим уддишйа йа крийа

саива бхактир ити прокта тайа бхактих пара бхавет

«О Нарада, мудрец среди богов! Действия, предписанные в писаниях для удовлетворения Верховного Господа, Шри Хари, называются заповедями бхакти (садхана-бхакти). Следуя им, человек достигнет высшего уровня бхакти (премы)». Люди, опьяненные привязанностью к материальному существованию, рассуждают так:

«Пока у нас есть материальное тело, мы будем исполнять свой долг, обязанности, изложенные в нити-шастрах для обитателей материального мира. Нет смысла поклоняться Верховному Господу, ведь Абсолютная Истина недостижима для материальных чувств и не порождается матери ей. Скорее, Абсолют – это нечто противоположное нашему миру. Поэтому, пока живы, давайте работать во имя достижения материальных результатов, давайте наслаждаться плодами нашей кармы. Не нужно служить Верховному Господу. Мы подумаем об этом в следующем рождении или после смерти». Те, кто рассуждает подобным образом, ошибаются, не видя того, что материальные объекты несовместимы друг с другом. В каждом объекте этого мира явно или косвенно присутствуют две стороны — возможность наслаждаться им и возможность использовать его в служении. Если кто-то пытается наслаждаться объектом своего поклонения, такое служение ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с настроением чистой преданности. Глупо и низко видеть в том, кому поклоняешься, объект для своих удовольствий. Когда поклоняющийся осознает свое истинное «я», его поклонение очищается, и он воспринимает объекты и атрибуты поклонения в новом свете. С внешней точки зрения многие ритуалы поклонения могут показаться неуместными. Но если разум человека, направленный на постижение смысла шрути, пробуждается, он сможет оценить возвышенную природу чистого преданного служения, находящегося вне материального наслаждения и отречения. Люди, для которых материальное наслаждение является целью жизни, думают, что никакие объекты мира восприятия, материального мира не могут использоваться для служения Господу, а предназначены исключительно для наслаждения живых существ. Иными словами, они считают, что объекты мира непригодны для служения Богу, поскольку существуют для того, чтобы увеличивать жажду наслаждений в сердцах людей. Однако Шри Гаурасундар сказал: «Все в материальном мире нужно видеть в связи с Кришной. Если живое существо откажется от привязанности к чувственным удовольствиям, оно сможет видеть все в таком свете. Если человек отрекается от объектов, связанных с Кришной, считая их мирскими, его отречение ложно. Истинная цель отречения состоит в том, чтобы отрешиться от материи и занять свой ум в служении Верховному Господу».

Стихи 198–200

мане бхаве шридхара,—‘уддхата випра бада

кон дина амаре килайа пачхе дада

мариле о брахманере ки карите пари?

кади-вина прати-дина дибаре о нари

татхапиха бале чхале йе лайа брахмане

се амара бхагйа бате, диму прати-дине’

Шридхар подумал: «Этот брахман очень несдержан. Боюсь, однажды Он побьет меня. Если это случится, чем я смогу ответить? С другой стороны, не могу же я каждый день отдавать Ему товар бесплатно? Но по моей великой удаче Он приходит ко мне и хитростью или обманом берет все, что Ему нужно. Пожалуй, я буду продолжать давать Ему все, что бы Он ни попросил».

Комментарий: Шридхар Випра думал: «Он очень заносчив. Если я не буду делать того, что Он хочет, мне может достаться от Него, так как Он очень несдержан. Но в то же время я очень беден. Мне часто не хватает даже на пищу и на одежду. Как же я могу отдавать Ему свой товар бесплатно? С другой стороны, брахман — это представитель Верховного Господа; если я буду бескорыстно помогать Ему, моя жизнь увенчается успехом. Поэтому, что бы Он ни взял у меня, хитростью или сил ой, я не буду возражать. Я готов отдавать Ему свой товар каждый день. Если это принесет Ему благо, я буду считать себя весьма удачливым». В этой игре Господь Шри Гаурасундар и Его преданный, Шридхар, явили пример того, как живые существа могут неосознанно обрести благочестие. Представители общины смартов и люди, искушенные в мирской морали, считают такое поведение неправильным и полным противоречий. Но осознавшая себя душа видит, что такие отношения Господа и Его преданного являются источником безграничного духовного блага. Великие личности желают блага всему живому и даруют падшим душам возможность накопить незримое благочестие. Следует понимать, что сила и хитрость, к которой они прибегают, в конечном итоге несут благо другим (падшим душам).

Стих 201

чинтийа шридхара боле,—‘шунаха, госани!

кади-пати томара кичхуи дайа гаи

Мадхья-кханда

Глава 23

Ади-лила

Глава 10

Ади-лила

Глава 17

Том 1

Нимай Пандит

Глава 7

Отрывок

 

Улыбнувшись замешательству астролога, Господь Гауранга покинул его дом и больше не вернулся. Он направился к Своему дорогому другу Кхолавече Шридхаре.

Господь очень любил Шридхару и всегда находил повод зайти к нему. Он охотно помогал Шридхаре ухаживать за его банановым садом, или покупал что-нибудь у него в лавке, или выращивал тыкву на глиняной крыше домика Шридхары.

Нимай и Шридхара вели сокровенные беседы и шутили. Так они ежедневно проводили по нескольку счастливых часов. Увидя Нимая, Шридхара кланялся Ему и усаживал. Спокойная кротость Шридхары была явной противоположностью беспокойному характеру Нимая.

—Шридхара, ты всегда повторяешь имя Господа Хари, почему же ты страдаешь? Ты служишь мужу и хозяину Шри Лакшмидеви, богини удачи, почему тогда тебе всегда нечего есть и носить?

—Мне ничего не надо, — отвечал Шридхара. — Как видишь, у меня есть одежда. Конечно, она не очень красивая и не совсем в порядке, но мое тело прикрыто.

—Но, Шридхара, — возражал Господь, — она вся дырявая. Я знаю, что у тебя нет ни соломы на крыше, ни риса в доме. Посмотри вокруг! Все соседи поклоняются богине Чанди (матери Дурге), и она избавляет их от всех врагов, никто не голодает, есть кров над головой и одежда.

—Ты прав, — отвечал Шридхара, — и тем не менее все живут одинаково. Царь живет в своем дворце, окруженный богатством и яствами, а птица живет под открытым небом или в гнезде на дереве и каждый день собирает крохи пищи, но имеют дом и едят и тот, и другой. Богом устроено так, что и бедный, и богатый ведут себя почти одинаково, пытаясь удовлетворить свои желания. Что же касается меня, мне нравится, как я живу.

—Я уверен, Шридхара, у тебя где-то спрятаны огромные богатства, и тайно ты наслаждаешься изысканными блюдами. Я скоро всем расскажу об этом, и тогда посмотрим, как тебе удастся обманывать людей!

—Зайди ко мне в дом, о ученый брахман, и посмотри Сам. О чем тут спорить!

—Я не дам тебе так легко отделаться от Меня сегодня, — ответил Нимай. — Признайся, чем ты собираешься Меня угостить?

—Я живу продажей тарелок и чашек из банановых листьев, — ответил Шридхара. — Чем я могу угостить Тебя с такого дохода, о почтенный брахман?

—Я не собираюсь прикасаться к твоим скрытым богатствам, Я сделаю это позже. Но если ты дашь Мне сейчас банановых корней и стеблей и не возьмешь за это денег, Я не буду с тобой спорить.

Шридхара подумал про себя: «Какой удивительный брахман! Чего доброго, Он может и побить меня. Но даже если и так, что я могу сделать? В действительности я не могу позволить себе давать Ему каждый день все, чего бы Он ни попросил. Но я вижу Его божественный облик, и этого вполне достаточно. Нимай — необычная личность, и поэтому, если Он заберет у меня все силой или хитростью — не жалко. Думаю, это великая удача, и назло моей бедности, я всегда буду давать Ему, чего бы Он ни пожелал».

Придя к такому заключению, Шридхара ответил:

—Дорогой брахман, Ты можешь мне ничего не платить. Я дам Тебе все, что Ты захочешь, с открытым и счастливым сердцем. Забирай Свои бананы и другие овощи, забирай все мои чашки и, пожалуйста, не спорь больше со мной.

—Мы пришли к замечательному согласию, — сказал Нимай, — давай больше не будем ссориться. Но только, пожалуйста, постарайся дать Мне хороших бананов, стеблей и редиса.

Каждый день Господь ел из посуды Шридхары, наслаждаясь его бананами, стеблями и редисом. Ему очень нравилось, как готовил Шридхара. А когда у Шридхары на крыше дома поспела тыква, Господь Сам готовил особые блюда с молоком и горячими специями.

Однажды Господь спросил:

—Шридхара, что ты обо Мне думаешь? Скажи, и Я сразу оставлю тебя в покое.

—Ты брахман, частица Верховного Господа Вишну, — ответил Шридхара.

—Нет, ты не знаешь. На самом деле Я из рода пастухов. Ты видишь Меня юным мальчиком-брахманом, а Я считаю Себя простым пастухом.

Шридхара смущенно улыбнулся в ответ. Он не узнал в Нимае своего возлюбленного Господа и хозяина, который слегка приоткрыл и тут же задернул перед ним завесу иллюзии.

—Шридхара, Я хочу открыть тебе сокровенную духовную тайну. Ты видишь реку Гангу? Я — ее источник.

—О Нимай Пандит! Как Ты не боишься так непочтительно говорить о Ганге? — расстроено воскликнул Шридхара, — Обычно с возрастом люди становятся серьезней, но Ты кажешься вдвойне легкомысленным!

Побыв еще немного со Шридхарой, Нимай Пандит вернулся домой.

 

«Гауранга. Послание любви»

Том 1

Великое откровение

Глава 18

Отрывок

 

Господь Чайтанья, властелин Вайкунтхи, сидел на Своем троне. Его трансцендентное тело было умащено сандаловой пастой, украшено цветочными гирляндами. Один из близких слуг обмахивал Господа чамарой, другой укладывал Ему волосы. Кто-то готовил листья бетеля, а остальные танцевали. Никто не заметил, как кончился день и под кралась ночь. Когда стало уже совсем темно, преданные зажгли светильники и стали предлагать их Господу, поклоняясь Его лотосным стопам. Играя на караталах, гонгах, раковинах, мридангах и струнных инструментах, они пели сладостную киртану. Господь продолжал сидеть на Своем троне в самом благожелательном расположении духа и молча окидывал всех взглядом. Преданные предлагали Его лотосным Стопам цветы, а потом па да ли ниц со слова ми: «О Господь, защити меня!» Одни смиренно молились Господу, другие громко славили Его. Кругом слышались только крики ликования и плач. Преданные переживали неземную радость, которая уносила их на Вайкунтху. Так Господь являл Свое верховное могущество, желая одарить благословениями весь мир.

— А где Шридхара? Сей час же приведите его! — повелел Гауранга.

— Пусть и он узрит Мое могущество! Он всегда думает обо Мне, и Я же лаю его видеть. Однако преданные не знали, где живет Шридхара.

— О это просто, — ответил Гауранга, — идите на окраину города и подождите, пока кто-нибудь не начнет громко петь Мое имя, а потом приведите этого человека ко Мне. Исполняя волю Господа, вайшнавы бросились к Ганге.

Шридхара жил с продажи кхола — коры банановых деревьев. Он покупал кхола, вырезал из нее чашки и тарелки и продавал эту немудреную утварь. Из заработанного за день половину он тратил на поклонение мате ри Ганге, а на оставшиеся деньги жил, как и подобает истинному вайшнаву.

Шридхара, честный человек, всегда назначал точную цену своему товару и не хотел сбавлять ее. Те, кто знал его, по купали, не торгуясь. Так незаметно жил в Навадвипе этот преданный, известный больше среди людей как Кхолавече, «продавец кхола», настоящего его имени толком никто не знал. Ночи напролет Шридхара проводил в пении святого имени Кришны, забывая о сне и окружающем мире, и недовольные соседи ругались:

— Из-за его вечных ночных песнопений, мы не можем уснуть. Этому бедняге нечем набить желудок, и поэтому он по ночам кричит от голода!

— Пожалуйста, пойдем с нами, о святой человек! — обратились они.

— Ты встретишься с Гаурангой, а мы обретем благословение, послушав такую великую личность, как ты. Упоминание о Господе Чайтанье вызвало в Шридхаре экстатические чувства, и он потерял сознание. Преданные подхватили его и осторожно понесли в дом Шриваса Тхакура. Шри Чайтанья был счастлив увидеть Шридхару и позвал его звонким и нежным голосом:

— Иди, иди ко Мне! Ты много жизней провел в преданном служении. Шридхара, Ты богач! Ты обладаешь сокровищем любви и преданности Мне. Не раз Я наслаждался твоей кхолой, не раз принимал из твоих рук угощение. Думаю, ты не за был, как мы препирались? Еще подростком Гауранга чуть ли не каждый день приходил к Шридхаре под предлогом какой-нибудь покупки. Он был тогда дерзким и самонадеянным мальчишкой, гордившимся Своими познаниями в санскрите. То Он покупал бананы, то посуду или что-нибудь еще, — всегда Он торговался со Шридхарой по нескольку часов и уходил из лавки, вдвое снизив цену. Мало того, Нимаю удавалось перебрать весь товар и взять самое лучшее. Все это так возбуждало Шридхару, что он кидался к Нимаю, пытаясь вырвать у Него из рук покупки.

— Что та кое, дорогой Шридхара!— с невозмутимым видом возражал Гауранга. — Ты бережешь каждую копейку, ты должен быть богат. Что ты все вырываешь у Меня из рук? Меня удивляет, что ты до сих пор не знаешь, кто Я! Мгновенье Шридхара боролся с собой, а потом уступал, решив про себя, что всегда будет жертвовать этому не земной красоты мальчику, даже если придется оставаться без ужина, потому что так под сказывает ему сердце. Верховный Господь Гауранга, видя, что у Шридхары на лице нет и тени гнева, выхватывал у него из рук Свои по купки и убегал. Гаурасундара был так прекрасен, что пленял Купидона. Его открытый лоб украшала сияющая тилака, Он красиво завязывал дхоти, закладывая складки в трех местах. Его расписанные серьги небрежно покачивались, глаза, как и сам Его нрав, были живыми и подвижными. Ослепительно белый брахманический шнур ниспадал у Него с плеча, Он улыбался Шридхаре вишневыми от орехов бетеля губами и снова выбирал Себе что-нибудь на прилавке.

— Послушай, брахман, — говорил Шридхара Господу, — не сердись на меня за прежние времена. Я лишь твой верный пес.

— Я знаю, ты хитер, — отвечал Гауранга,— ты скопил много денег со своей торговли.

— Поблизости нет другой лавки, кроме моей. Пожалуйста, покупай у меня все, что нужно, по самой низкой цене.

— Конечно, Я не буду отказываться от такого постоянного поставщика, как ты, — говорил Гауранга. — Давай товар и возьми деньги. Шридхара не мог сопротивляться очарованию Господа и лишь улыбался в ответ.

— Каждый день ты делаешь подношения матери Ганге, — сказал как-то Гауранга, — почему бы тебе не уступить Мне в цене, ведь Я — отец Ганги, которой ты каждый день поклоняешься! Поверь, это истина, которую Я тебе открываю. Шокированный Шридхара закрыл ладонями уши и зашептал имена Господа Вишну. В сердцах называя Нимая неугомонным нахальным мальчишкой, Шридхара готов был отдать Ему все, что имел.

— Я дам Тебе все, что хочешь, за любую цену. Только, по жалуй ста, оставь меня в покое! Что я потеряю? Бери сколько хочешь банановых цветов и нарезанных банановых корней!

— Хорошо, хорошо. Этого достаточно, — отвечал Гауранга,— больше ничего не нужно. И, довольный, Он покидал лавку.

Каждый день Господь наслаждался прасадом, который Шридхара предлагал Ему. Он любил принимать подарки от Своих преданных и никогда ничего не просил у безбожников. Так Господь совершал Свои игры, покупая у Шридхары кхолу. Кто может понять трансцендентные отношения Верховного Господа и Его преданных? Без благословений Господа они кажутся мирскими.

Теперь в доме Шриваса Тхакура Господь Чайтанья до конца открыл Себя Шридхаре. Он сказал:

— О Шридхара, узри Мою красоту. Я наделю тебя высочайшим мистическим видением!

Шридхара поднял голову и увидел, что Господь Вишвамбхара стал темным, как кора дерева тамала, а в руках у Него появилась флейта. Справа от Него стоял Господь Баларама, и все вокруг сияло ярким блеском. Он увидел Господа Брахму и Господа Шиву. Они приблизились к Верховному Господу, предлагая лотосы и бетель и воспевая хвалу. Позади стоял Ананта-Шеша, развернув Свои клобуки, словно зонтик. Великие святые, Нарада и Шукадева Госвами, возносили Господу молитвы. Вокруг стояли прекрасные женщины с райских планет и, почтительно сложив руки, пели славу Господу. Это чудо из чудес так поразило Шридхару, что он без чувств упал на пол. Господь окликнул его, и этот голос заставил Шридхару очнуться от обморока и подняться.

— Скажи что-нибудь во славу Мне, Шридхара, — повелел Гауранга.

— Дорогой Господь, я не грамотен и глуп. Откуда у меня разум прославлять Тебя?

— Говори! Не бойся! Любое твое слово — это прославление Меня!

По воле Господа богиня Сарасвати явилась на языке Шридхары, и Шридхара стал прославлять Гаурангу:

— Слава, слава Шри Чайтанье Махапрабху! Слава Шри Вишвамбхаре, Господу Навадвипы! Слава Господу этого космического проявления, слава сыну матери Шачи, Шри Вишвамбхаре! Слава Господу Чайтанье, чьи удивительные деяния сокрыты да же для Вед. Сей час Он по явился как бриллиант среди брахманов. Он нисходит в каждую эпоху, чтобы восстановить религиозные законы, и ради этого принимает разные обличья. Никем не узнанный, Он ходит по городу, словно обычный человек. Но это Верховный Господь, который всем управляет и поддерживает каждого. Твоя внутренняя природа не раскрыта, и без Твоей милости никому не дано увидеть Твой истинный лик. О Господь, Ты воплощаешь в Себе все религиозные законы, предписанные обязанности, преданное служение, знание, писания, Веды. Ты — цель всякой медитации, Ты — совершенство мистики, неисчерпаемое богатство, наслаждающийся Дух, путь мистической йоги. Ты вера в человеке, его добродетель, иллюзия

и жадность. Ты — Индра, владыка рая; Ты — луна, огонь, вода. Ты — солнце, воздух, богатство и сила, преданность, освобождение. Ты — Господь Брахма и Господь Шива. О Господь, Ты не нуждаешься ни в чем, по тому что все при надлежит Тебе. Ты говорил мне прежде, что мать-Ганга, которой я поклонялся всю свою жизнь, берет начало у Твоих лотосных стоп. Но из-за Своего греховного сердца я не узнал Тебя. Я не понял Твоего верховного положения. Ты тот же Верховный Господь, который благословил Гокулу Своим явлением, и сейчас Ты снова нисшёл как нектарный Господь Навадвипы! Одарив благословениями Шридхару, Господь Чайтанья начал мягко покачивать головой, приговаривая:

— Нада! Нада! Нада! Ачарья! Проси чего хочешь!

— Ты уже ответил на все мои молитвы, Господь! — с почтительно сложенными руками ответил Адвайта Ачарья.

 

 

«Гаудия-вайшнава самадхи Вриндавана»

Отрывок из книги Ш.Маханидхи Махараджа

(Стр. 119)

Шри Кхолавеча Шридхар

 

Несмотря на свою бедность и жизнь в ветхой лачуге с протекающей крышей, Шридхар Пандит (Кхолавеча Шридхар) был очень удачлив, обретя привязанность Махапрабху. Он не спал ночи напролет, постоянно повторяя Харе Кришна. Соседи думали, что он страдает от недоедания и поэтому не может спать. Каждый день Нимай Пандит покупал у Кхолавечи Шридхара бананы – плоды, коренья, побеги, цветы, а также тыквы. Между ними постоянно происходили дружеские перепалки, поскольку Нимай платил только полцены.

«Если тебе не нравятся мои цены, – говорил Шридхара, пожалуйста, покупай банановые цветы у кого-нибудь другого». Затем, забрав с собой банановые цветы, Махапрабху уходил, не заплатив ни копейки.

Шридхар пытался схватить его и бранился: «Я лишь бедный брахман. Весь небольшой доход мы используем для поклонения Ганга-деви». Но в конце концов Шридхар соглашался отдать Нимаю Пандиту несколько банановых цветов бесплатно.

Во Враджа-дхаме Кхолавеча Шридхар служит Кришна-Балараме как Кусумсава-сакха (друг Кришны). Его самадхи расположено в районе 64 самадхи.

«Великие вайшнавы»

Радханатха Махарадж

Том 2

Кхолавеча Шридхар

Когда Господь Чайтанья являл Своим преданным в Навадвипе маха-пракаша-лилу, Он сказал им: «Приведите ко Мне Шридхара. Вы легко найдете его. Отправляйтесь в центр Навадвипы и, когда услышите, как кто-то повторяет среди ночи Святые Имена, пойдите на этот звук, и вы увидите там Шридхара».

Преданные сделали, как велел им Господь Чайтанья, и нашли маленькую хижину Шридхара. Он был очень смиренен и прост. Он не был выходцем из семьи высшей касты брахманов, и у него не было никакого образования. Он был очень беден, но постоянно наслаждался величайшим богатством любви к Кришне, день и ночь повторяя Его святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Преданные сказали ему: «Господь Гауранга зовет тебя». Услышав об этом, смиренный Шридхар в слезах упал на землю. Он спросил: «Неужели Господь хочет видеть меня?» Преданные пришлось поднять его и отнести в дом Шриваса.

Господь Шри Чайтанья Махапрабху, сказав: «Смотри на Меня!», проявил прекрасную форму Кришны-Шьямасундары во Вриндаване. Его тело было темным, подобно дереву Тамал, а голову украшало прекрасное павлинье перо. Он стоял, облаченный в прекрасное дхоти, ослепительное, как молния. На Его шее висели гирлянды из свежих цветов всех лесов Враджи. Справа от Него стоял Господь Баларама, и Кришна-Шьямасундара опирался на Его плечо. Еще Шридхар увидел Брахму, Шиву, Нараду и Шукадеву, которые собрались вокруг и со сложенными ладонями возносили молитвы этой прекрасной форме Кришны.

Господь Кришна сказал Шридхару:

— Пожалуйста, возноси Мне молитвы!

— Мой Господь, — растерялся Шридхар, — я необразован и не знаю, как возносить молитвы.

— Ты просто говори все, что придет тебе в голову, — успокоил его Господь. — Все, что ты скажешь, будет совершенным.

Шридхар пытался что-то сказать, как мог, но Шри Чайтанья Махапрабху призвал богиню Сарасвати. Она вошла в речь Шридхара, и он начал возносить прекрасные молитвы:

— Мой дорогой Господь, Ты — изначальный творец всего и поддерживаешь все сущее. Ты являешься со всеми мистическими совершенствами. Ты даешь освобождение и совершенство любви к Богу. Верховный Наслаждающийся в Гокуле, Ты явился и принес Гокулу в Ее полном проявлении на святую землю Навадвипы. Мой Господь, ты пришел, как Навадвипа-Чандра, чтобы дать всем кришна-прему. Наши сердца плавятся от экстатической любви, когда мы просто видим Твою прекрасную форму.

Мой Господин, Ты — олицетворение чистого преданного служения. Только через бхакти человек может обратиться к Тебе и достичь Тебя. И Ты даруешь эту бхакти. Бхакти настолько могущественна, что всегда побеждает Тебя. Нет большей силы, чем преданное служение, поскольку Высшую Истину можно покорить только с помощью бхакти. Силой своей преданности Яшода смогла связать Тебя, словно преступника, веревкой. Но у меня, к сожалению, нет преданности.

Силой преданности такие пастушки, как Шридхама, могли победить Тебя, и Ты носил их на Своих плечах. Хотя Ты — повелитель всех миров, гопы, благодаря силе их преданности, могли танцевать с Тобой и носить Тебя на своих плечах. Ты всегда — слуга Своих преданных. Ты — пленник в сердцах тех, кто предан Тебе, но у меня, к великой моей скорби, нет, о мой Господь, никакой преданности».

Слушая, как Шридхар Кхолавеча прославляет высший путь бхакти, Господь Чайтанья Махапрабху был очень доволен. Он сказал Кхолавече:

— О Шридхар, это ты каждый день давал Мне прекрасные свежие бананы, и Я наслаждался всем тем, что ты давал Мне с великой преданностью. Сегодня Я прошу тебя: проси у Меня любое благословение, какое ты пожелаешь.

Господь Чайтанья получал от Шридхара всего лишь бананы и тарелки из банановых листьев и в обмен на это смиренное подношение предложил любое благословение.

— Мой Господь, я не хочу торговать с Тобой. Мне не нужно ничего, ответил Кхолавеча Шридхар.

— Пожалуйста, попроси у Меня что-нибудь! Хочешь, Я дам тебе восемь мистических совершенств? — горячо просил Чайтанья Махарабху.

Кхолавеча Шридхар сказал:

— Если Ты так хочешь дать мне что-то, то дай благословение всегда помнить этого прекрасного Нимая Пандита, который каждый день берет у меня бананы. Пусть в каждом рождении я буду помнить о Тебе. Всегда приходи и бери у меня мои бананы, кради их у меня. Это все, чего я хочу.

— Шридхар, Я дам тебе великое царство, Я дам тебе великое богатство, только попроси.

— Меня не интересуют богатства этого мира! Дай мне то, что я попросил. Я хочу всегда петь Твою славу и общаться с Твоими преданными.

Услышав это, Господь Чайтанья Махапрабху сказал:

— Шридхар, ты покорил Меня! Я дарую тебе беспримесную кришна-прему.

Так Господь Чайтанья исполнил все желания Кхолавечи. И урок, который мы можем извлечь из этой истории, следующий: никакое мирское образование, никакое материальное богатство, никакое процветание и положение в мире не привлечет Кришну.

Сердце Кришны мы можем привлечь только своей преданностью.

Если нет смирения и преданности, знание всех писаний будет просто бесполезным бременем для ума. Но если у человека есть такая простая, смиренная преданность, как у Шридхара, то у него есть то богатство, на которое можно купить Кришну.

Кхолавеча Шридхар был практически нищим. У него была маленькая хижина. Он зарабатывал на жизнь продажей бананов и тарелок из банановых листьев и половину заработанного тратил на поклонение Матери Ганге. Господь Чайтанья Махапрабху каждый день принимал прасад с листьев банана, которые Кхолавеча Шридхар давал ему. Иногда на крыше его соломенной хижины вырастала тыква, и всякий раз Кхолавеча предлагал ее Господу Чайтанье. Махапрабху с благодарностью принимал ее.

Ночью накануне того дня, когда Господь Чайтанья должен был уйти из Навадвипы, чтобы принять санньясу, Кхолавеча Шридхар пришел к Нему с тыквой, которая выросла на крыше его дома. И в последний свой день в Навадвипе Господь Чайтанья попросил Шачимату приготовить эту тыкву с молоком и гхи.

После того, как Чайтанья Махапрабху устроил киртан у дома Чханда Кази, Он вместе с поющей и танцующей процессией пришел во двор Кхолавечи Шридхара. Прямо перед дверью этой незатейливой соломенной хижины Господь Чайтанья увидел его железную лоту, которую Шридхар использовал во всех случаях, когда ему нужна была вода. Это был такой старый, много раз залатанный кусок железа, что даже самый отчаявшийся вор не позарился бы на него. Господь Чайтанья взял этот кувшин и, к удивлению и счастью всех преданных, стал пить из него воду. Шридхар закричал:

— Не делай этого, не делай, мой Господь!

Но Господь продолжал пить воду из кувшина Кхолавечи. Тогда Шридхар стал плакать:

— Все, я мертв! Ты пришел в мой дом, чтобы убить меня!

Господь Чайтанья Махапрабху, выпив нектарную воду Шридхара, объяснил:

— Сегодня Мое тело освятилось, поскольку Я выпил эту освященную воду из лоты Шридхара. Наконец, Я достиг любви к Кришне. Сегодня Моя жизнь увенчалась успехом!

Он сел на землю и стал безудержно плакать. Преданные, увидев, как Господь Чайтанья выпил воду, приготовленную Шридхаром для омовения стоп, тоже стали плакать и кататься по земле в экстатической любви, видя, как Господь любит Своих преданных.

Вриндавана дас Тхакур так комментирует эту историю: «Если Господу предлагают что-либо даже в самом прекрасном, инкрустированном бриллиантами, сосуде, Он не примет это, если не увидит преданности. Но то, что предлагается в старом, мятом кувшине, но с преданностью, является для Него чистым нектаром».

Этой игрой Господь Чайтанья продемонстрировал верховную славу преданного служения и любви Своих

преданных. Шридхар не принадлежал к высшей касте, у него не было славы, не было материального богатства, но у него была бхакти. Имея лишь знание писаний, множество последователей и богатство, мы никогда не сможем удовлетворить Кришну. Кришну удовлетворяет только простое смирение и преданность. Эта самая важная из всех духовных истин была совершенным образом проиллюстрирована в в доме Кхолавечи Шридхара.

 

 

«Шридхар Пандит»

ИСККОН

 

Шридхара Пандит также известен как Кхолавеча Шридхар святой, живший в Бенгалии в конце XV — начале XVI века. Он принадлежит к группе двенадцати святых двадаша-гопал, которые были близкими сподвижниками Чайтаньи Махапрабху.

(*Все 12 двадаша-гопалов: Абхирама (Рамадаса Абхирама), Уддхарана Датта, Камалакара Пиппалай, Кала Кришнадаса, Гауридаса Пандит, Парамешвара Даса, Дхананджая Пандит, Пурушоттама Датта, Пурушоттама Даса, Махеша Пандит, Шридхара, Сундарананда Тхакур)

Согласно Кави Карнапуре, в играх Кришны во Вриндаване Кхолавеча Шридхара был пастушком по имени Кусумасава. В «Гаура-ганоддеша-дипике» (133) говорится: «Пастушок по имени Кусумасава, участвовавший в кришна-лиле, впоследствии, в лиле Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе, стал Кхолавечей Шридхарой».


Кхолавеча Шридхар

Итак, в лиле Господа Чайтаньи он инкарнировал как Шридхар Пандит. Но его прозвище было Кхолавеча – продавец бананов. Жил он на северной окраине Майяпура, в Навадвипе, и был очень бедным брахманом. Описывается, что он был настолько беден, что жил в хижине с ветхой, дырявой крышей. На посуду у него денег не было, поэтому он пил воду из старого, треснувшего железного кувшина. Когда по ночам Кхолавеча Шридхар воспевал мантру Харе Кришна, соседи думали, что он делал это потому, что не мог спать из-за мучившего его голода. У Кхолавечи Шридхары был участок земли с банановой рощей. На жизнь он зарабатывал, собирая листья, кору и сердцевину банановых пальм и ежедневно продавая всё это на рынке. Отсюда и прозвище продавца коры. Несмотря на свою бедность, половину дохода он тратил на поклонение Ганге, а половину оставлял на собственные нужды.


Дружеские перепалки

Шридхар Пандит был великим преданным Чайтаньи Махапрабху, который был очень привязан к нему. Гауранга Махапрабху любил заканчивать киртан возле его дома, так чтобы преданные могли отдохнуть. Махапрабху часто торговался с ним из-за цены на и так дешевые бананы, а, также шутя, пытался разгневать Шридхара, но ему это никогда не удавалось. Между ними постоянно происходили дружеские перепалки. «Если тебе не нравятся мои цены, – говорил Шридхара, - пожалуйста, покупай бананы у кого-нибудь другого». Затем, шутя, забрав с собой бананы, Махапрабху уходил, не заплатив вообще ни копейки. Шридхар пытался схватить его и бранился: «Я лишь бедный брахман. Весь небольшой доход я использую для поклонения Ганга-деви». Но в конце концов он соглашался отдать несколько бананов бесплатно. Шридхар Пандит осознавал величие Махапрабху.

 

Котелок Кхолавечи Шридхара

Когда Чайтанья начал движение гражданского неповиновения против мусульманского правителя Навадвипы, Шридхара вместе с тысячами других вайшнавов принял участие в уличном киртане, где танцевал от радости. Танцуя в безумном экстазе, Господь Чайтанья пришел к д<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.