IV. Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

IV. Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству

2017-05-13 764
IV. Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Системообразующей составляющей ФГОС ОО стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные результаты, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

В связи с развитием ФГОС ОО внутренняя система оценки качества образования должна быть переориентирована на оценку качества образования в соответствии с требованиями стандарта. Это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню федерального государственного стандарта образования.

Итоговая оценка обучающихся по изобразительному искусству может быть различной по форме: устной, письменной, программированной, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практических заданий или проектов, исследовательских работ.

Для более эффективного усвоения материала по учебной дисциплине, итогового контроля по предмету, а также возможного в дальнейшем участия в олимпиаде педагогу рекомендуется обратить внимание учащихся на наличие рабочей тетради, в которой они могут фиксировать необходимые теоретические сведения, давать пояснения ключевым понятиям в рамках изучаемого раздела, темы, метапредметного уровня, а также факты, даты, события, разрабатывать опорные схемы и выполнять определенные домашние задания, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.

V. Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС начального общего и основного общего образования

Принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является усиление их ориентации на результаты и качество образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций системно-деятельностного подхода. Системно - деятельностный подход определенный авторами стандартов как приоритетный, предполагает четкую программу формирования универсальных учебных действий (УУД).

Изменения в преподавании предмета, связанные с ведением ФГОС второго поколения, коснулись не только содержания художественного образования, но конструирования урока, проработки его сценария. Самым непростым звеном станут познавательные действия – поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий – синтез как составление частей и целого – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Приведенные выше аспекты свидетельствуют о безусловном возрастании интеллектуальной составляющей в преподавании предмета, а так же о безусловном использовании учебников в процессе обучения.

Сегодня в начальной школе должны закладываться в качестве основы формирования учебной деятельности школьника определенная система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и сверстниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.

В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов: личностных, метапредметных, предметных.

Подробная информация о современных УМК по предмету «Изобразительное искусство» (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. http//www.prosv.ru,

2. http//www.drofa.ru,

3. http//www.vgf.ru.

4. http://netedu.ru/

5. http://www.openclass.ru/stories/210094

6. http://my-shop.ru/shop/books/126064.html?partner=00509

7. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink

8. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=11303

 

Учебно-методический комплект (УМК) обычно включает в себя: учебники, рабочие тетради, наглядные и дидактические пособия, самостоятельные и контрольные работы, мультимедийные приложения, методические рекомендации и поурочные планы. Учебники проходят Государственную экспертизу и входят в «Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». В каждом УМК прописаны авторы линий учебников по изобразительному искусству.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ учитель имеет право использовать любые учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных/рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений. (Статья 47).

Изучение изобразительного искусства в основной школе является продолжением начального этапа художественно-эстетического развития личности, важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного художественного образования и направлено наформирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира; предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что позволяет обеспечить становление целостного мышления учащихся. Навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, заложенные в учебном курсе «Изобразительное искусство» начальной школы, должны в современной школе обрести новое качество.

Для учебного курса «Изобразительное искусство» в основной школе на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор, систематизацию и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления художественно-творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность (с учетом диалога культур).

Ведущими подходами при изучении предмета в основной школе являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека и его возможностей в совершенствовании личностных качеств.

Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе отражены в книге «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» Система заданий. В 3 ч. Ч. 2/ (Л.А. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.); под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с. - (Стандарты второго поколения). Представленная система заданий ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на способность школьников решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Для оценки достижения планируемых результатов используются задания базового и повышенного уровней сложности. Причем предполагается, что задания базового уровня дополняются вопросами и заданиями повышенного уровня сложности, что дает возможность учащимся проявит творчество, нестандартно подойти к решению проблемной задачи.

Обучение обучающихся изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов: личностных, метапредметных, предметных. Один час в неделю, отведенный на урок изобразительного искусства базисным учебным планом, предусматривает ответственность учителя за высокий уровень в преподавании изобразительного искусства в школе, раскрытии основных его функций и особенностей воздействия на человека и общество.

Изучение изобразительного искусства располагает большими возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология, математика, физика, химия и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной, исследовательской деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием музейной педагогики и т.п.

Интегрированный курс «Искусство» в основной школе (8-9 классы) ориентирован на развитие потребности в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Освоение учебного предмета на данном этапе имеет преимущественно деятельностный характер, что обусловлено возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску, а также современными возможностями информационно-коммуникационных технологий в приобщении учащихся к различным видам искусства.

В процессе обучения школьники активно осваивают образовательное пространство сети-Интернет, самостоятельно осуществляют поиск информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом, овладевают разнообразными видами художественного творчества, оценивают произведения искусства с позиции эстетических идеалов человечества. Эмоционально воспринимая духовное наследие, высказывая собственное мнение о сущности различных явлений культуры и участвуя в многообразных видах художественного творчества, подростки тем самым включаются в процесс познания и творческого освоения мира.

В соответствии с ФГОС ООО основой системы оценки результатов образования её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Итоговая оценка результатов основного общего образования программы основного общего образования включает две составляющие.

1. Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных достижений обучающихся, которые отражают динамику формирования их способности к решению учебно – практических и учебно – познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляет в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

2. Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной), характеризующей уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т.е. являются внешней оценкой.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценки результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценивания достижения планируемых результатов, а также представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе метода сложения, при котором фиксируется достижения уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышения, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию [Кашекова И.Э., Изобразительное искусство. Планируемые результаты: система заданий: 5-8-й классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина; под ред.под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013 год].

В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.

VI. Рекомендации по составлению рабочих программ и тематического планирования по изобразительному искусству

В соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»:

«1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».

Также, в соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» пункта 1.1 статьи 48 «…педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой …».

Согласно «Исчерпывающему перечню отчетов и информаций, представляемых педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений области» (утвержденному приказом департамента образования Белгородской области от 28 марта 2013 года № 576) структура рабочей программы по предмету определяется ФГОС и утверждается локальным актом образовательной организации.

Рекомендации по структуре рабочей программы по предметам для образовательных организаций, реализующих ФК ГОС, даны в приказе департамента образования, культуры и молодѐжной политики Белгородской области от 23.03.2010 г. № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения», утверждается локальным актом образовательной организации.

Рекомендации по составлению рабочей программы по учебному предмету

«Изобразительное искусство» с учетом требований ФГОС НОО и ООО

Согласно 12 статье «Образовательные программы» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. Образовательные программы определяют содержание образования и самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Следует отметить, в соответствии с письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

· планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса;

· содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

· календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

· личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

· содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

· календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы также находится в компетенции образовательной организации.

Календарно – тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, так как позволяет распределять весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком работы школы.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, так как не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.

Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Следует также обратить внимание, что календарно-тематическое планирование, как правило, отличается от предложенного в авторской программе примерного планирования, так как учитель имеет свою авторскую позицию о распределении учебного материала в рамках содержательного раздела, о порядке изучения раздела, о распределении учебных часов внутри раздела и т.д. (В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко Методические рекомендации по составлению программ по предмету в составе основной образовательной программы и рабочих программ общеобразовательных организаций. – М., 2014 год)

При составлении рабочей программы по музыке необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности своего региона и конкретной образовательной организации в следующих частях: пояснительной записке, тематическом планировании, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, описание учебно – методического обеспечения.

VII. Рекомендации по работе с одарёнными детьми и профессиональной ориентации школьников

Согласно Федеральному закону « Об образовании в Российской Федерации»«в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия (далее конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие во всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускаются» (часть 2 статьи 77 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации»).

«В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний проводятся всероссийская олимпиада школьников, олимпиады школьников, перечень и уровни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [1].

Проведение всероссийской олимпиады школьников по предметам регламентируется Порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России [15]. С порядком можно ознакомиться на сайте «Российская Газета» (режим доступа: http://www.rg.ru/2014/01/29/olimpiadi-dok.html).

Для лиц, проявивших выдающиеся способности, предусматриваются специальные денежные поощрения в виде премий Губернатора Белгородской области [35].

Исходя из вышеуказанного, очевидно, что у учителей изобразительного искусства имеется возможность выявления и поддержки одаренных детей.

С началом введения в практику работы новых образовательных стандартов общего образования изменились подходы к работе с одаренными детьми, акцент сместился в сторону деятельностного аспекта. Ребенок должен быть творцом, мыслителем, уметь анализировать свою деятельность, проектировать цели, ставить задачи, выбирать способы их решения. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходимо вместо разового одномоментного отбора таких детей вести системный поиск в процессе обучения, в том числе используя возможности дополнительного образования. Также необходимо учитывать особенности конкретных проявлений одаренности, чтобы помочь ребенку раскрыть свои способности и достичь успеха, правильно выбрав для него варианты участия в конкурсах, олимпиадах или конференциях. В этом случае учителю изобразительного искусства понадобится помощь педагога-психолога, с которым должна быть построена системная совместная работа.

Следующим шагом должно служить создание индивидуальных программ и траекторий для таких учащихся.

При работе с одарёнными детьми необходимо обратить внимание на создание культурно-педагогической среды. Задача педагога: создать на занятиях такую эстетическую и эмоциональную среду общения, сопереживания, сотрудничества, которая пробудила бы в ребенке эмоции, чувства, раскрепостила бы его, активизировала эмоционально-образную и познавательную сферу, постепенно подготовила к творческому процессу.

Для создания атмосферы, сопричастности искусства целесообразно использовать разнообразные формы работы: уроки обсуждения, уроки-экскурсии, уроки-образы, поисковые занятия.

Одаренные дети - это активные участники олимпиад и конкурсов. При подготовке обучающихся к олимпиадам и конкурсам, прежде всего, следует обратить внимание на создание оптимальных психолого-педагогических, организационных условий, способствующих выявлению, развитию способностей одаренных детей: объединение усилий педагогов гуманитарного, художественно-эстетического циклов, направленных на формирование познавательных и творческих способностей учащихся, имеющих склонность к исследовательско - творческой, научно-исследовательской работе гуманитарной направленности; максимальное использование материально-технической базы образовательной организации.

Необходимо обратить внимание на преемственность в формировании углубленных знаний, терминологии по истории отечественной и зарубежной культуры, как части ее изобразительного искусства; аналитических, практико-ориентированных навыков в атрибуции памятников истории и культуры, в том числе и регионального характера. При подготовке к олимпиадам необходимо предусмотреть готовность учащихся к выполнению таких заданий, как: тестов (на выявление теоретических знаний, понятий русской, региональной культуры, видожанровой специфики искусства); частично-поискового характера (на умение сравнивать, выделять общее и частное, соотносить понятия, обобщать и делать выводы) и творческих заданий, имеющих практико-ориентированный характер (разработать содержание (эскиз) выставки, рекламных материалов и т.п.).

При подготовке обучающихся к олимпиаде и конкурсам учителям изобразительного искусства (в процессе преподавания) необходимо учитывать информацию о знаменательных событиях следующего года, в том числе, связанных с историей региональной культуры, а также формировать умения описывать региональные памятники культуры.

В Белгородской области уделяется внимание профориентации учащихся на педагогические профессии, связанные с предметной областью. Профессиональная ориентация на педагогические профессии для учащихся 5-11 классов может осуществляться через их участие: в тематических экскурсиях совместно с преподавателями среднего и высшего профессионального образования, направленных на раскрытие важности педагогической профессии в современных условиях развития общества; во вводной профориентационной диагностике (в рамках предметных элективных курсов, предметных недель, социоориентированных практик); в очно-заочной олимпиаде на базе кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства БелГУ; в днях открытых дверей, где происходит их знакомство с направлениями научной работы ведущих ВУЗов области: НИУ «Белгородский государственный университет», Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгородский университет кооперации, экономики и права.

Специальное художественное образование носит развивающий характер и требует ранней профессиональной ориентации. Это возможно при наличии в учебном заведении определенных условий, которыми обладают учреждения дополнительного образования детей и молодежи, а также общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

В гуманитарном профиле старшей школы может найти развитие художественно-педагогическое направление, связанное с подготовкой для школы учителей искусства. Подготовка учителя во все времена направлена на решение широкого спектра проблем: формирование личностных качеств; теоретическое и методическое развитие, как с общепедагогических позиций, так и в прикладной части; совершенствование путей профессионально-образовательного процесса и пр. Данное направление может быть реализовано на основе модели внутришкольной профилизации в гуманитарном профиле за счет внутрипрофильной специализации по направлению «Искусство». Для этого в профильные общеобразовательные предметы включено «Искусство» в объеме 6-ти недельных часов за два года обучения.

Внутрипрофильная (гуманитарный профиль) художественно-педагогическая специализация может реализовываться также в рамках:

- элективных курсов (обязательных для посещения по выбору других 5-6 курсов на один год, 12-ти – на два года), предлагаемых школой;

- учебных практик, проектов, исследовательской деятельности (в числе других, на что в целом отводится не менее 70 учебных часов за два года обучения).

Рекомендуется параллельная подготовка старшеклассников в специализированных учебных заведениях по узкопрофессиональной направленности. Так, например, художественно-изобразительной – для будущих учителей изобразительного искусства. Такая подготовка позволит обеспечить развитие специальных профессиональных способностей обучающихся.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.