С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)



в систему работы образовательных учреждений Белгородской области в 2016-2017 учебном году»

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное инструктивно-методическое письмо разработано для образовательных организаций Белгородской области с целью разъяснения условий внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и расстройствами аутистического спектра (РАС) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2016-2017 учебном году с учётом нормативно-правовых документов Российской Федерации. Оно имеет целью рассмотреть возможные варианты деятельности образовательных организаций в период внедренияФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В тексте инструктивно-методического письма сделаны ссылки на нормативные-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательной организации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нормативные документы, регламентирующие

деятельность образовательной организации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В 2016-2017 учебном году

Международные документы:

1. «Всеобщая Декларация прав человека» – принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

2. «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» – принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО).

3. «Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о правах умственно отсталых лиц» – принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 года.

4. «Декларация ООН о правах инвалидов» – провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года.

5. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» –принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года.

6. «Конвенция ООН о правах ребенка» – принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года.



7. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» – приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года.

8. «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» – Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года.

9. «Конвенция о правах инвалидов» – принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.

10. «Рекомендация №R(92)6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов» – принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года.

11. «Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов» – принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 18 декабря 2007 года №62/127.

Федеральные документы:

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ).

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями на 02 декабря 2013 года).

3. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» – Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 года №46-ФЗ.

4. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).

5. Федеральный закон от 2 июля 2013 года №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» (с изменениями и дополнениями).



6. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

7. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» – Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761.

8. Конституция Российской Федерации.

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

10. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 №177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода, обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

11. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 №32 «Об утверждении порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

12. «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» – приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №1082 г.

13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599.

16. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года №ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

17. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» – зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 года, рег. №19993.

18. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

19. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» – приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014.

20. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» – приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1015.

21. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 в ред. от 28.05.2014 №598.

22. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам – утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008.

23. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

24. Письмо Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 №07-1317.

25. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

26. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 №617 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

29. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии».

30. Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

31. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» – распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р.

32. Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 №1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам».

33. Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 №ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью».

Региональные документы

1. Постановление Белгородской областной думы от 23.10.2014 года №П/39-3-5 «О законе Белгородской области «Об образовании в Белгородской области» от 31.10.2014 №314.

2. Приказ департамента образования Белгородской области от 07.03.14 года №786, приказ департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 07.03.14 года №502 «О порядке проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении центральной и территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями в 2014 году».

3. Приказ департамента образования Белгородской области от 15 мая 2015 года №2255 «Об утверждении Плана действий по введению ФГОС ОВЗ в Белгородской области».

4. Приказ департамента образования Белгородской области №181 от 27 января 2016 года «Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ на территории Белгородской области в 2016 году».

5. Приказ департамента образования Белгородской области №1087 от 17 марта 2016 года «О создании рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ в Белгородской области».

6. Приказ департамента образования Белгородской области «Об утверждении порядка регламента и оформления отношений государственных и муниципальных образовательных организаций, и родителей (законных) представителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также для детей-инвалидов по основным образовательным программам».

7. Инструктивно-методическое письмо «Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях по месту жительства в 2009-2010 учебном году».

8. Инструктивно-методическое письмо «О создании условий успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду по месту жительства в 2010-2011 учебном году».

9. Инструктивно-методическое письмо «Проектирование индивидуального образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции в 2011-2012 учебном году».

10. Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году».

11. Инструктивно-методическое письмо «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2013-2014 учебном году».

12. Инструктивно-методическое письмо «О создании вариативных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области в 2014-2015 учебном году».

В Федеральном законе ««Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ» статьи 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» указано: «В целях реализации права каждого человека на образование Федеральными государственными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации посредством организации инклюзивного образования».

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ), согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ) – это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятству-ющие получению образования без создания специальных условий. Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития. В 2015-2016 учебном году в общеобразовательных организациях Белгородской области обучалось 2357 детей с ограниченными возможностями здоровья и 2107 детей-инвалидов.

Образование обучающихся с ОВЗ, согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ): «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». В Белгородской области из 565 общеобразовательных организаций универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов и детей с ОВЗ, создана в 113 организациях.

Среди важнейших прав и свобод граждан в современном обществе важное место занимает право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В связи с этим были разработаны следующие стандарты образования для детей с ОВЗ:

– ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья,

– ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Согласно этим документам, в любых ситуациях обучения дети с ОВЗ, получившие рекомендации к обучению по данным ФГОС от психолого-медико-педагогической комиссии, могут обучаться по 4 вариантам программ.

Для детей с ОВЗ, чьи особенности здоровья позволяют им учиться по одной основной образовательной программе (ООП) с детьми с сохранным потенциалом развития, рекомендован 1 вариант с особым подходом к организации только коррекционной работы.Все остальные варианты предполагают существенную переработку содержания образования и поэтому реализуются через разработку адаптированной основной образовательной программы (далее АООП).

Варианты образовательных программ 2, 3, 4 создаются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и содержат дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям реализации.

Категория детей с ОВЗ ФГОС НОО ОВЗ
Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Слабослышащие дети 2.1, 2.2, 2.3
Слепые дети 3.1, 3.2, 3.3, 3.4
Слабовидящие дети 4.1, 4.2, 4.3
Дети с речевыми нарушениями 5.1, 5.2
Дети с двигательными нарушениями 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
Дети с задержкой психического развития 7.1, 7.2
Дети с расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4
  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственно отсталые дети 1, 2

 

При любом выборе варианта обучения необходимо следовать целеуказаниям, содержащимся в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, и методическим рекомендациям по организации обучения этих групп обучающихся, изложенных на официальном сайте http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/.

Выбор формы получения ребёнком с ОВЗ основного общего образования и варианта обучения осуществляется родителями (законными представителями) с учетом рекомендаций ПМПК (пункт 1 части 3 статьи 44 Федерального закона №273-ФЗ), также родители (законные представители) могут выбрать один из вариантов образовательных программ, разработанных на основе ФГОС для детей с ОВЗ.

Обследование детей до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).

В данном инструктивно-методическом письме мы подробно остановимся на основных моментах создания условий для обучения всех категорий детей с ОВЗ, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в системах коррекционного образования, в ситуации инклюзивного обучения и в условиях домашнего образования.

Варианты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», обучающийся имеет право на:

1) «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (пункт 1);

2) «предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2);

3) «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15).

При этом дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Как отмечалось выше, согласно ФГОС НОО для детей с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, существует четыре варианта образовательных программ:

Вариант 1 – уровень развития ребенка близок к возрастной норме

Среда обучения Нормально развивающиеся сверстники
Конечный результат усвоения содержания образования Сопоставим (на момент окончания школы) с результатом образования нормально развивающихся сверстников
Сроки обучения Совпадают со сроками обучения нормально развивающихся детей
Вид программы ООП и программа коррекционной работы и/или индивидуальный план
Требования к структуре ООП устанавливает действующий ФГОС
Требования к программе коррекционной работы – ФГОС для детей с ОВЗ

 

Вариант 2 – на начало обучения ребенка очевидны задержки развития

Среда обучения Сверстники со сходными проблемами развития в условиях специальной или общеобразовательной школы
Конечный результат усвоения содержания образования Сопоставим с результатом образования нормально развивающихся сверстников
Сроки обучения Пролонгированы
Вид программы Адаптированные образовательные программы
ФГОС для детей с ОВЗ задаёт единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции

Вариант 3 – выраженные нарушения развития

Среда обучения Совместно с другими обучающимися или в отдельных классах, образовательных организациях
Конечный результат усвоения содержания образования Образование по конечному результату несопоставимо с образованием нормально развивающихся сверстников
Сроки обучения Пролонгированы
Вид программы Адаптированные образовательные программы
ФГОС для детей с ОВЗ задаёт единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции

Вариант 4 – значительные, комплексные нарушения развития

Среда обучения Совместно с другими обучающимися или в отдельных классах, образовательных организациях, в условиях семейного воспитания
Конечный результат усвоения содержания образования Уровень образования ориентирован на индивидуальные возможности обучающегося
Сроки обучения Пролонгированы
Вид программы Индивидуальные специальные образовательные программы
ФГОС для детей с ОВЗ задает структуру АООП на основе индивидуального плана, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. Программа может быть только индивидуальной.

 

Согласно закону об образовании, дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:

1) специального (коррекционного) образования (в коррекционных классах общеобразовательных организаций Белгородской области обучается 445 детей с ОВЗ и 71 ребёнок-инвалид),

2) инклюзивного образования детей с ОВЗ (в обычных классах в условиях инклюзии в Белгородской области получают образование 1538 детей-инвалидов и 615 детей с ОВЗ),

3) в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах,

4) в системе надомного обучения при массовых и специальных школах (в центре дистанционного образования 156 детей-инвалидов обучаются по программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на дому),

5) в условиях домашнего (семейного) образования.

Все перечисленные выше системы обучения ориентируются в создании кадровых, материальных и содержательных условий на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и на ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

Обеспечение кадровых условий – одно из основных направление деятельности образовательной организации по подготовке к внедрению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Решение данных вопросов прорабатывается с учётом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированного в Минюсте РФ 6 октября 2010 года № 18638, а также с учетом приказа Минтруда России №544н от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Все специалисты образовательной организации, работающие с детьми с ОВЗ, должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО и/или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, подтверждённые дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.

Отдельно охарактеризуем специфику деятельности тьютора и ассистента. Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Поэтому можно считать, что тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.

В коррекционном учреждении тьютор чаще выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Он помогает ученику заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать от сверстников в рамках общеобразовательной программы.

В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это ещё и специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учёбы и социальной адаптации.

Должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года №216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 года под №11731 и №11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ №761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 года №18638). Таким образом, штатная единица «тьютор» может быть введена в образовательную организацию и оплачена из бюджетных средств.

Обязанности ассистента (помощника) при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ФЗ №273-ФЗ в статье 79 оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015 в части III указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую помощь.

Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов учреждения, образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.

Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и специфическим образовательным потребностям каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Имея ввиду особые образовательные потребности детей с ОВЗ, отличающие их от других групп обучающихся (потребность в ранней диагностике и начале коррекционно-развивающей работы, индивидуальном и дифференцированном подходе, непрерывности коррекционного воздействия, изменении содержания образования, путей его изучения (методов, средств, форм), а также пространственно-временной организации среды обучения) и специфические потребности каждой группы обучающихся с ОВЗ, характеристика информационного и материально-технического обеспечения каждого ФГОС с позиции обеспечения наиболее комфортных условий получения образования и коррекционно-развивающей помощи той или иной группой обучающихся имеет свои особенности. Эти особенности подробно освещаются в тексте АООП образовательной организации.

Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование детей с ОВЗ, должно соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений. Все помещения образовательной организации, включая санузлы, должны позволять ребенку с ОВЗ беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребёнку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений. Учебные кабинеты образовательной организации, в которой обучаются дети с ОВЗ, должны включать рабочие, игровые зоны и зоны для индивидуальных занятий, структура которых должна обеспечивать возможность организации урочной, внеурочной учебной деятельности и отдыха.

В образовательной организации должны быть кабинеты специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда), помещения для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, медицинский кабинет, помещение библиотеки (наличие читального зала, медиатеки); помещение для питания обучающихся; помещения, предназначенные для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, техническим творчеством, естественно-научными исследованиями; актовый зал; спортивный зал; площадка на территории образовательной организации для занятий и прогулок на свежем воздухе.

Временной режим образования (учебный год, учебная неделя, день) для обучающихся с ОВЗ устанавливается в соответствии с законодательно закреплёнными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Продолжительность учебного дня для конкретного ребёнка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребёнка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ устанавливается с учётом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации основной образовательной программы и программы коррекционной работы, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности). Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня. Обучение учащихся с ОВЗ осуществляется только в первую смену.

Временной режим обучения детей с ОВЗ определяется учебным планом или индивидуальным учебным планом. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована как урочная, так и внеурочная деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована внеурочная деятельность, направленная как на реализацию программы коррекционной работы, так и на реализацию программ дополнительного образования. В ходе урока (середина) в обязательном порядке проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения. Для детей с нарушениями зрения в содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.

Реализация образовательной программы варианта 1 для детей с ОВЗ предусматривает использование базовых учебников для здоровых сверстников, к которым с учетом особых образовательных потребностей применяются специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях. Реализация адаптированной образовательной программы варианта 2 и 3 для детей с ОВЗ предусматривает использование специальных, учитывающих особенности их психофизического развития и особые образовательные потребности, учебников в комплексе со специализированными приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими адаптированную образовательную программу в двух неотъемлемых ее компонентах: «академическом» и жизненной компетенции.

Реализация адаптированной образовательной программы варианта 4 предусматривает использование специальных, учитывающих особенности психофизического развития и особые образовательные потребности этой группы детей с ограниченными возможностями здоровья, пособиям, дидактическим материалам, рабочим тетрадям и пр. Использование этих специальных материалов (текстовых и наглядных в печатном и электронном виде) должно быть обоснованным, ориентированным на максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.

Действующим законодательством предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлеченных в процесс образования, а также родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ. Для организации удалённой работы специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.

Список учебников для детей с ОВЗ, имеющих гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Министерства образования представлен в соответствующем приказе. Издание специальной литературы для данной категории детей активно ведётся такими издательствами, как ВЛАДОС, Просвещение, КАРО, Academia и др. Компьютерные учебно-развивающие программы разработаны и реализуются Институтом Коррекционной Педагогики, фирмами: «Дэльфа М», «Альма», «Игровое обучение», «Логопункт» и др.

ФГОС для обучающихся с ОВЗ предусматривает для каждого варианта программы определённую форму и долю социальной и образовательной интеграции. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьёй, включая сетевые ресурсы и технологии.

Выбор варианта обучения детей с ОВЗ

Приём ребенка с ОВЗ на обучение по тому или иному варианту ФГОС для обучающихся с ОВЗ осуществляется образовательной организацией при наличии у неё соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ №273-ФЗ статьи 44 часть 3 пункт 1).

Поступление ребёнка на обучение по АООП возможно сразу посл






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.021 с.