При обучении русскому языку следует также учитывать психологические особенности речи. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

При обучении русскому языку следует также учитывать психологические особенности речи.



Любое высказывание требует от человека выполнения особого речевого действия, которое, в свою очередь, всегда начинается с мотива, желания и намерения что-то сказать. При этом мотивы, побуждающие человека к высказыва­нию, лежат вне речи, в других видах человеческой деятель­ности — общении, труде, игре. В том случае, если речь оказывается психологически включенной в другую дея­тельность, возникают мотивы речевых действий, высказы­ваний.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Естественным источником мотивов, побуждающих детей к речи на русском языке, следует считать специально организованную игровую си­туацию. Поэтому игровая ситуация является основным ме­тодическим приемом, служащим для реализации предла­гаемой программы.

Следует учитывать также возможности усвоения рус­ского языка на основе использования всех режимных мо­ментов. Необходимо способствовать тому, чтобы дети обща­лись на русском языке вне занятий, стимулировать речевую активность детей, организуя для этого в течение дня развивающую речевую среду.

Логопед, обучающий иноязычных детей, должен обла­дать большим педагогическим тактом, корректно исправ­лять ошибки, связанные с интерференцией родного языка, предъявлять нормативный образец русской речи.

В логопедической работе по преодолению речевых нару­шений у детей, овладевающих русским (неродным) язы­ком, реализуются четыре группы задач.

I. В области формирования звуковой стороны речи:

• сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;

• добиться овладения основными фонетическими про­тивопоставлениями русского языка — твердостью-мягкостью и глухостью-звонкостью согласных, пока­зать их смыслоразличительную роль;

• особое внимание обратить на формирование четкой и правильной артикуляции звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка;

• развивать навык различения на слух усвоенных в про­изношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу рус­ских слов;

• обучить интонационным навыкам русской речи в раз­личных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.).

П. В области лексики русского языка:

• обеспечить постепенное овладение детьми с неродным русским языком лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи, предусмотренным в програм­мах для детей с ФФН или ОНР;



• активизировать употребление новых слов в различ­ных синтаксических конструкциях, организуя соот­ветствующие игровые ситуации.

III.В области грамматики:

• учить понимать речевые высказывания разной грам­матической структуры;

• воспитывать у детей чуткость к грамматической пра­вильности своей речи на русском языке (в пределах грамматических норм, предусмотренных програм­мой);

• формировать практическое представление о грамма­тическом роде существительных;

• учить обозначать множественность предметов, ис­пользуя окончания существительных;

• научить согласовывать прилагательные с существи­тельными в роде и числе;

• учить детей выполнять просьбу, поручение, исполь­зуя формы повелительного наклонения глагола;

• учить изменять глагол в настоящем времени по ли­цам;

• формировать способы выражения отрицания во фра­зовых конструкциях;

• учить употреблять предлоги для обозначения местона­хождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;

• активизировать навыки правильного грамматическо­го оформления высказываний на русском языке речи в играх и игровых ситуациях;

• закреплять грамматические навыки, предоставляя де­тям возможность использовать их на новом лексиче­ском материале;

• добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно отражает ситуацию;

• проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации.

IV. В области связной речи:

• учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций;

• формировать способы построения высказываний, слу­жащих решению коммуникативных задач определен­ного типа (просьба, описание, отрицание и т. д.);



• развивать диалогическую речь детей на русском языке;

• создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи де­тей на русском языке;

• создавать положительную мотивацию речи детей в иг­ровых ситуациях.

В беседах с родителями логопед должен объяснить им цель логопедических занятий. Необходимо, чтобы они про­являли заинтересованность в успехах ребенка: просили его прочитать по-русски стихотворение, рассказать о событиях дня и т. п. Целесообразно показывать родителям игровые приемы, которые применялись на логопедических заняти­ях. Полезно организовывать совместные с родителями про­слушивания аудиосказок, просмотры фильмов и мульт­фильмов на русском языке.

Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми является занятие.

Занятия проводит логопед 2 раза в неделю, желательно в первой половине дня. В первом периоде обучения прово­дятся индивидуальные занятия; во втором периоде обуче­ния — в подгруппе из 3—5 человек.

В третьем периоде становится возможным включение детей в групповые занятия совместно с русскоязычными детьми (до 12 человек в группе).

Продолжительность занятий: в старшей группе — 20— 25 мин, в подготовительной к школе группе — 30—35 мин.

Воспитатель способствует развитию русской разговор­ной речи и вне специальных занятий, т. е. в повседневной жизни.

Задачи развития речи в этих условиях заключаются в следующем:

1) закреплять те умения и навыки русской речи, кото­рые дети уже усвоили на занятиях (в соответствии с плана­ми логопедических занятий);

2) упражнять детей в правильном произношении от­дельных звуков, слов, фраз;

3) проводить индивидуальную работу с детьми по зада­нию логопеда.

Эти задачи могут в той или иной степени решаться в различных видах детской деятельности — бытовой, игро­вой, трудовой.

Целесообразно особое внимание уделять тем видам дея­тельности, где дети могут свободно двигаться и говорить. Непосредственно на прогулках, в совместной со взрослыми деятельности создаются благоприятные условия для акти­визации навыков употребления новых слов в самостоятель­ной речи детей, в разных формах диалогического взаимо­действия.

Закрепление навыков русской речи можно осуществ­лять и во время умывания, одевания, приема пищи. В про­цессе труда (дежурства по столовой, уход за животными и растениями и т. п.) также предоставляются широкие воз­можности для закрепления и активизации словаря, грам­матических конструкций, интонации.

 

ПРОГРАММА

 






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...


Комму­ника- тивные ситуа­ции Понимание и употребление лексико-грамматических конструкций в диалогической речи Содержание работы по форми­рованию коммуни­кативных навыков Виды заданий, рекомендуемый словарь    
вопрос логопеда ответ ребенка        
I. «Зна­комство» (Взрос­лый — ребенок) Как тебя зовут? А как его зовут? А как меня зовут? Как твое имя? Как его (ее) имя? Как мое имя? Меня зовут ... Его зовут ... Вас зовут ... Мое имя ... Его (ее) имя ... Ваше имя ... Активизировать коммуникативные умения в ситуации знакомства: — навык использо­вания форм вежли­вости при привет­ствии и прощании; — учить детей от­вечать на вопросы и задавать вопросы в ходе диалога; — учить детей на­зывать свое имя (как настоящее, так и имя в соответствии с игровой ролью). Активизировать но­вые слова в диалоге при приеме детей в группу и в ситуации ухода домой. Прове­дение ролевых игр по теме «Знакомст­во». Знать и упот­реблять слова: ты, твой, твое, мой, мое, имя, здравст­вуйте, привет, доб­рое утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.    
  Приветствие: Здравствуй(те)! Привет! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!            
  Сколько тебе лет? Сколько мне лет? Сколько ему лет? Сколько ей лет? Мне ... лет Вам (тебе) ... лет Ему ... лет Ей ... лет            
П. «Семья» Беседа о семье   Вова живет с мамой, папой и сестрой. Это его семья. А с кем живешь ты? Я живу с ... Он (Марат) живет с ... Она (Лола) живет с ... Активизировать коммуникативные умения в ситуации общения с членами Уточнить знание и понимание словаря по теме «Семья»:      
  (Взрос­лый — ребенок) Беседа о семье по фото­графии У тебя есть сестра (брат)? Он (она) тебя млад­ше (старше)? Как зовут твою маму (сестру, бабушку)? Как зовут твоего па­пу (брата, дедушку)? Сколько у тебя братьев (сестер)? У тебя есть старший (младший) брат? У тебя есть стар­шая (младшая) сестра? Где работает твоя мама? Где работает твой папа? Кем работает твой папа? Кем работает твоя мама? Это кто? Это чья мама (сест­ра, бабушка)? Это чей папа (брат, дедушка)? Это чья куртка? Это чей пиджак? Это чье пальто?   У меня есть сестра (брат). У меня нет братьев (сес­тер). Она (он) младше (стар­ше) меня. Мою маму (сестру, ба­бушку) зовут ... Моего папу (дедушку, брата) зовут ... У меня один брат (сест­ра). У меня два брата (сестры). У меня пять братьев (сестер). У меня нет (есть) стар­ший (младший) брат. У меня есть старшая (младшая) сестра (брат). Моя мама работает в (магазине, поликлинике и т. д.). Мой папа работает в (гараже, магазине, на стройке и т. д.). Мой папа работает (строителем, продав­цом, врачом и т. д.). Моя мама работает (медицинской сестрой, продавщицей, парик­махером, поваром, шве­ей и т. д.). Это мама (папа, брат, се­стра, бабушка, дедушка). Это моя мама (сестра, бабушка). Это мой папа (брат, де­душка). Это папина куртка. Это мамин пиджак. Это дедушкино пальто. У меня есть мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. Это моя се­мья. Я очень люблю свою семью. семьи, используя игровые ситуа­ции «Я мама», «Я папа». Учить детей опи­сывать собствен­ные действия и действия членов семьи. Учить детей отвечать на вопро­сы и задавать во­просы в ходе пар­ного диалога. Учить детей гово­рить в нормальном темпе (делить высказывание на смысловые отрез­ки, имеющие логи­ческое ударение). Учить детей гово­рить выразительно на русском языке. • существительные: брат, сестра, внуч­ка, внук, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сын, дочь; • словарь призна­ков: старший, младший, старый; • глагольный сло­варь: убирать квартиру, гото­вить обед, поку­пать продукты, вытирать пыль, подметать пол, наводить порядок, чистить обувь, ухаживать за ма­ленькими детьми, за стариками, прибивать и т. д. Уточнить: — знание ребенком имени, отчества и фа­милии мамы и папы; — умение ответить на вопрос: Кто ты для мамы, кто ты для папы? (сын, дочь); — умение рассказать о своей семье (сколь­ко человек, кто са­мый старший, кто са­мый младший); — знание обязанно­стей каждого члена семьи. Развивать чувство языка (согласование глагола с существи­тельным в роде), на­пример: игровое уп­ражнение «Угадай, о ком я рассказываю. О маме или о папе?» Купила красивую куклу дочери ... Гулял с сыном в парке ... «О бабушке или о дедушке?» Привел внука в те­атр ... Прочитала интерес­ную книгу внучке ... Игра «Исправь ошибку»: Бабушка играл с внучкой. Брат кормила млад­шую сестренку. Тетя пригласил в гости. Сестра одевал брата. Папа чинила полку. Проведение ролевых игр по теме «Семья».    
  Рассказ-описа­ние Звонок по теле­фону     Мама, это я, Ахмет! Позови брата (сестру, брата, папу, Марата, Лолу и т. д.). Здравствуй, сынок (дочка). Здравст­вуй, бабушка! Как твое здоровье? Что делает папа (мама, брат)? Здравствуй, сынок. Сейчас я его (ее) позову. Здравствуй, внук (внуч­ка, дочка, сынок)! Я хо­рошо себя чувствую. Папа работает, мама го­товит обед, младший брат играет.        
III. «Наш дом» Беседа со взрос­лым Где ты живешь? Назови свой адрес. Расскажи о своем доме. Сколько подъездов в твоем доме? В каком подъезде ты живешь? Сколько этажей в твоем доме? На каком этаже ты живешь? У тебя большая квартира? Сколько комнат в твоей квартире? У тебя есть своя комната? Какая мебель в тво­ей комнате? Кто еще живет в твоем доме? У тебя есть домаш­ние животные? Я живу в Москве. Мой адрес: улица Почтовая, дом 9, квартира 25. У меня в доме 1 подъезд. 2 подъезда. 5 подъездов. Я живу в первом подъ­езде. В моем доме 1 этаж. 2 этажа. •* 5 этажей. Я живу на первом этаже. У меня большая (ма­ленькая) квартира. В моей квартире 2 ком­наты (1 комната, 5 ком­нат). У меня есть своя комна­та (Я живу в комнате с братом (сестрой)). У меня есть своя кро­вать, свой диван, свое одеяло, своя подушка. Мы живем вместе с ма­мой, папой, бабушкой, дедушкой. У меня есть собака (кошка, черепаха). Ее (его) зовут Альма. Активизировать коммуникативные умения в ситуации совместного строи­тельства домика, обустройства ком­наты для куклы. Научить детей связ­но рассказывать о своем доме по опор­ным вопросам. ....... Учить детей веж­ливой форме при­глашения гостя в дом. Закреплять умение детей отвечать на вопросы, умение задавать вопросы в ходе диалога. Учить детей свое­временно вступать в диалог и завер­шать разговор. Продолжать учить детей говорить в нормальном темпе (делить высказыва­ние на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое уда­рение). Уточнить знание и понимание словаря по теме диалога: • предметный сло­варь: дом, лестни­ца, подъезд, этаж, квартира, дверь, окно, балкон, ком­ната, потолок, лифт, шкаф, крес­ло, диван, стол, стул, вешалка, та­буретка; • глагольный сло­варь: в доме жи­вут, по лестнице поднимаются, на стуле сидят, на кровати лежат (спят), в шкафу хранят белье и пла­тья, передвигать, отодвигать, поста­вить, поднять, си­деть, залезать; •словарь призна­ков: деревянная, металлическая, мягкая, красивая, новая, старая, чистая, большой, маленький, высо­кий, низкий, круг­лый, длинный, гладкий, удобный.    
«При­гласи в свой дом» (Ребе­нок — ребенок) Расскажи о своей со­баке (кошке, черепа­хе, хомячке и т. д.). Ты помогал(а) вче­ра маме (папе, сест­ре, брату, бабушке, дедушке)? А что ты делал(а)? Руслан, приходи ко мне в гости. Я по­знакомлю тебя с моей мамой (сест­рой, бабушкой). Я познакомлю тебя с моим папой (бра­том, дедушкой). Когда ты придешь? Да, можно утром. Мы будем играть, пить чай, слушать сказки, смотреть мультфильмы. Она веселая и добрая. Я хожу с ней гулять, я ее кормлю, я с ней играю. Вчера я помогал(а) маме. Я мыл(а) посуду. Я под­метал(а). Я стирал(а). Спасибо, я приду. Я приду завтра. Можно утром? Что мы будем делать? Продолжать учить детей выразитель­но говорить на рус­ском языке. Уточнить знание и понимание названий основных предметов мебели, их частей и назначения (ножки, сиденье, крышка, дверца, спинка и т. д.). Учить детей отве­чать на вопрос: «Для чего нужен стул, шкаф, стол и т. п.?» Упражнять детей в практическом образо­вании существитель­ных с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами: стул — стульчик стол — столик шкаф — шкафчик и т. д. Уточнить правиль­ное употребление предлога на: Где ты сидишь? На стуле. Где стоит тарелка? На столе. Где стоит машинка? На полу. Учить детей отгады­вать загадки о пред­метах мебели: «Под крышей четы­ре ножки — на кры­ше суп да ложки. Чтобы ноги отдох­нули, посиди-ка ты на...» Проведение игр: «Мебельный мага­зин», «Строительст­во дома», «Наведи порядок в доме у Карлсона».    
IV. «В гос­тях» «Я иду в гости» Беседа со взрос­лым. «Я при­глашаю в гости» Диалог с ребен­ком. «Встре­ча» «Проща­ние» «Как ве­село при­нимать гостей» Беседа со взрос­лым. Тебя пригласили в гости? Кто тебя пригласил? Когда ты пойдешь в гости? Как ты оденешься? С чем ты придешь в гости? Какой подарок ты приготовишь? Здравствуйте, по­здравляю с празд­ником (днем рожде­ния, Новым годом). Это подарок для тебя. Спасибо, было очень весело. Я тоже приглашаю тебя в гости. А у тебя были гости? Когда твои гости пришли? Что тебе подарили? С чем пришел(а) к тебе Давид (Зоя, Абрам, Вика)? Чем ты угощал(а) гостей? Ты готовил(а) угощенье? Ты сам накрывал(а) на стол? Чем был покрыт стол? Какие столовые принадлежности те­бе были нужны? Сколько вилок ты взял(а)? Сколько тарелок ты взял(а)? На столе было мно­го яблок (конфет, ватрушек, пастилы, зефира, мармелада, пирожков)? С чем были пи­рожки? Как ты развле­кал^) гостей? Тебе понравилось принимать гостей? Когда твои гости ушли? Твоим гостям по­нравилось? Как ты думаешь, твои гости остались довольны? Как ты догадал-ся(ась)? Кто тебя пригла­сил)? Что ты сказал(а) гостям, когда они уходили? Да, меня пригласил Марат. Я пойду завтра утром. Я надену красивое (ый, ую) (новое, чистое, праздничное, выходное, нарядное) платье (кос­тюм, рубашку и т. д.). Я приду в гости с по­дарком. Я приготовлю (куплю, сделаю, подарю) пода­рок (альбом, игрушку, цветы, конфеты, торт). Здравствуй, проходи, мы очень рады. Спасибо. Очень краси­вый подарок. До свидания, приходи ко мне еще. Да, у меня были Давид, Зоя, Абрам и Вика. Мои гости пришли ут­ром (днем, вечером). Мне подарили много подарков много конфет много цветов много книг много альбомов много карандашей много красок Зоя пришла с куклой. Давид пришел с куби­ками. Зоя пришла с красками. Я приготовил(а) салат, пирог, фрукты, чай. Я угощал(а) гостей са­латом, фруктами, пе­ченьем, тортом. Мы с мамой пошли в магазин и купили фрукты. Я с мамой (бабушкой, папой, сестрой) готовил(а) салат. Я помогал(а) маме печь пирог. Я помогал(а) маме мыть фрукты. Я помогал(а) маме наре­зать овощи. Я накрывал(а) на стол вместе с мамой (сест­рой, бабушкой, братом). Стол был покрыт ска­тертью. Я достал(а) вилки, лож­ки, чашки, блюдца, та­релки. Я взял(а) одну вилку, две вилки, пять вилок. Я взял(а) одну тарелку, две тарелки, пять тарелок. На столе было много яблок, конфет, пирож­ков. Пирожки с капустой, с картошкой, с варень­ем, с повидлом, с гриба­ми, с яблоками. Мы пели песни, слуша­ли сказки, смотрели мультфильмы, играли в прятки, догонялки. Да, принимать гостей весело. Мои гости ушли после обеда (вечером). Да, им понравилось. Да, мои гости остались довольны. Они сказали: «Спасибо, нам было хорошо». Они пригласили меня в гости. Зоя пригласила меня на свой день рождения, Давид пригласил меня на свой день рождения. Спасибо за подарки, я очень рад(а), приходите еще. Активизировать речевые навыки в беседе со взрос­лым в игровых ситуациях, предполагающих диалог: «В гос­тях», «Приглаша­ем гостей», «В гос­тях у зверей». Учить выражать: формы вежливости при высказывании, просьбы и благо­дарности. Учить детей в про- цессе диалога воз­ражать, соглашать­ся, отрицать или одобрять мнение своего собеседника. Учить детей уме­нию участвовать в общем разговоре (группа из 3—5 че­ловек), обсужде­нии при рассмат­ривании наглядного мате­риала по теме. Продолжать учить детей вовремя вступать в разго­вор, не перебивая собеседников, переспрашивать со­беседника. Продолжать учить детей говорить в нормальном темпе (делить высказыва­ние на речевые от­резки, имеющие свой смысл и логи­ческое ударение). Учить детей гово­рить выразительно на русском языке. Уточнить знание и понимание словаря: • предметный сло­варь: глубокая тарелка, ложка, вилка, нож, мелкая тарелка, чайная ложка, чашка, блюдце, стакан, куртка, пальто, платье, брюки, сви­тер, фартук, юбка, блузка, рубашка; • глагольный словарь: мыть, ставить, резать, разбить, подать, принести, по­ставить, держать, беречь, уронить, су­шить, вытирать, надевать, снимать, вешать, завязы­вать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить; • словарь признаков: стеклянная, пластмассовая, деревянная, метал­лическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хруп­кая, мелкая, глубо­кая, красивая, рас­писная, прозрачная, красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чис­тая, старая, наряд­ная, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстя­ная, меховая. Учить детей описы­вать предметы посу­ды, ее цвет, форму и назначение. Уточнить знание обобщающего поня­тия «посуда». Учить детей запоми­нать и называть предметы одежды, их назначение. Учить называть детали одежды, опи­сывать назначение одежды, учить обоб­щать одним словом «одежда». Во время одевания и раздевания уточнять у детей: что они сни­мают, что надевают? Практическое усвое­ние В. п. без пред­лога. Учить отвечать на вопросы: «Что ты надеваешь?» (Я надеваю курт­ку.) «Что ты снима­ешь?» (Я снимаю рубашку.) «Что на­дела мама?» (Мама надела шапку и т. д.). Учить сравнивать одежду мальчика и девочки: «Какая одежда для мальчи­ка, какая — для де­вочки?» и рассказы­вать об этом. Продолжать учить употреблять в речи уменьшительно- ласкательные формы существительных: ложка — ложечка; тарелка — тарелоч­ка; платье — платьице, майка — маечка, трусы — трусики, куртка — курточка и т. д. Учить употреблять в речи существитель­ные в ед. и мн. чис­ле: ложка — ложки; вилка — вилки; ка­стрюля — кастрю­ли и т. д. Уточнить правиль­ность употребления в речи предлога под. Куда спрятали ста­кан? (Под стол). Где стоит блюдце? (Под чашкой).    
     
         
        Учить отгадывать предметы посуды по короткому описанию: Что купил Незнайка? 1. Эта посуда круг­лая, глубокая. 2. Сделана она из глины — она гли­няная. 3. У этой посуды есть ручка, донышко. 4. Эту посуду мож­но мыть, сушить, вытирать. 5. В нее можно на­лить чай, компот, сок. 6. Теперь Незнайка пьет чай из краси­вой ... Игра «Доскажи сло­вечко»: «К Незнайке в гости пришли куклы. Он стал резать хлеб и взял ... Потом Незнайка стал наливать кук­лам чай из ... Чай Незнайка нали­вал в большие ...» Проведение сюжетно-ролевой игры «У куклы Кати гос­ти»; «День рождения мамы», «Мы встре­чаем Новый год».    
V. «Мое здо­ровье» Беседа со взрос­лым «У вра­ча» Как ты себя чувст­вуешь? Как чувствует себя Марат? Что с Леной? Поче­му ее нет? Что с Сашей? Поче­му его нет? Я чувствую себя хоро­шо. Я здоров. Я болен. Марат тоже чувствует себя хорошо. Марат здоров. Марат болен. Лена заболела. У нее бо­лит горло (голова, жи­вот, ухо, рука, нога...). У Саши насморк (анги­на, ветрянка). Активизировать новую лексику и грамматические конструкции в бе­седе со взрослым на тему «Мое здо­ровье», в играх-диалогах «Вызов врача», «На прие­ме у врача» и т. д. Учить детей давать распоряжение, ко­манду одному или нескольким лицам в форме полного высказывания. Уточнить знание и понимание словаря: • предметный сло­варь: туловище, голова, руки, ноги, пальцы, подборо­док, лоб, затылок, веки, локти, коле­ни, пятки, ступ­ня, кисти, нёбо, ресницы, шприц, градусник, при­мочка, настойка, бинт, марля, таб­летки, мазь, зеленка, йод;    
    Врач: Что у тебя болит? Открой рот. Покажи язык. Дыши глубоко. Повернись спиной. Я буду тебя лечить. Ты болен. Я назна­чу лечение. Мама купит в аптеке ле­карство (таблетки, микстуру). Ты бу­дешь их принимать (ее пить). Мама купит в апте­ке капли, будет за­капывать их в нос. Мама купит в апте­ке настойку, ты бу­дешь полоскать горло. Ребенок: Мне трудно дышать. У меня болит голова (ухо, глаз, живот, нога, коленка, локоть, рука, палец на ноге (руке)). Я упал (ушиб колено, руку). У меня царапина. Я порезался, у меня идет кровь. Да, я буду лечиться. Я буду принимать таб­летки, пить микстуру, полоскать горло, зака­пывать в нос капли.   Учить детей опи­сывать собствен­ные действия и действия других лиц. Учить детей не только отдельным речевым операци­ям, но также ком­плексному их при­менению в изменяющейся си­туации общения. Учить детей само­стоятельно выби­рать соответствую­щее слово и грамматические средства в новой ситуации. Закреплять полу­ченные навыки в группе из 3—5 че­ловек. Закреплять умение детей гово­рить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логиче­ское ударение). Продолжать учить детей говорить вы­разительно на рус­ском языке.   • глагольный сло­варь: мыть, выти­рать, чистить зу­бы, полоскать рот, умываться, намыливать, смы­вать, причесы­ваться, запле­тать, завязывать, лечить, прини­мать лекарство, болеть, выздорав­ливать, полос­кать, бинтовать, прикладывать лед, перевязывать. Закреплять назва­ния частей тела че­ловека, лечебных действий врача, ме­дицинской сестры. Учить употреблять в речи слова-антонимы: грязный — чистый; сухой — мокрый; большой — малень­кий; высокий — низ­кий; толстый — тонкий; больной — здоровый и т. д.    
     
«У мед­сестры » Медицинская сестра Здравствуй, что случилось? Сначала я возьму градусник и изме­рю температуру. У тебя высокая (нормальная) тем­пература. Темпера­тура 38 градусов. Надо посмотреть горло. Да, горло красное. Ты забо­лел, простудился. А сейчас я тебе сде­лаю укол. Я буду лечить твою руку (ногу). Я возьму вату и зе­ленку (йод). Я смажу царапину зеленкой (йодом). Я возьму бинт. Я наложу повязку. Я забинтую тебе ру­ку (колено, голову). Ребенок Я плохо себя чувствую. Я умею измерять темпе­ратуру сам. Какая у меня темпера­тура? Я не боюсь уколов.   Уточнять правиль­ное использование в речи суффиксов с уменьшительно-лас­кательным значени­ем: рука —ручка, нога — ножка и т. д. Уточнять правиль­ное использование в речи детей сущест­вительных в единст­венном и множест­венном числе: рука — руки, па­лец — пальцы, таб­летка — таблетки и т. д. Учить образовывать глагол мужского и женского рода: Ма­ша вымыла руки. Коля вымыл руки. Учить детей пра­вильному употребле­нию предлогов в, из. Рустам пошел в ап­теку. Наташа вер­нулась из аптеки. Развивать языковое чутье: «Угадай, о ком я говорю: о Рустаме или Лоле?» Заболела, порезался, упала, по­царапалась и т. д. «Найди ошибку»: Ва­ля заболел, а Руслан уже поправилась. Карим упала, мама забинтовал ему ко­ленку. Роман поре­залась, медицинская сестра смазал ранку йодом. Проведение сюжет­ных игр «Кукла забо­лела», «Больница», игры с игрушка­ми-животными «Лес­ная больница», «Ай­болит»; организация экскурсии в меди­цинский кабинет. Чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит».    
«В апте­ке» Здравствуйте, мне нужна марля (на­стойка, крем, мазь, таблетка, микстура, сироп, примочки, бинт, йод, шприц). У вас есть бинт (настойка, крем, мазь, таблетка, микстура, сироп, йод, шприц)? Спасибо, я зайду в следующий раз. Вот деньги. Спасибо, до свида­ния. Спасибо. Да, у нас есть марля. Вот вам марля. Нет, у нас нет марли. Приходите завтра (вече­ром, позже). Да, у нас есть бинт. Будете забинтовывать рану. Нет, у нас нет бинта. Приходите позже, может, будет завтра ве­чером. Да, у нас есть таблетки. Вот вам таблетки. Буде­те принимать по одной таблетке в день (две таблетки в день, пять таблеток в день). Будете принимать таблетки ут­ром (днем, на ночь). Будете принимать таб­летки перед едой (после еды, во время еды). Нет, у нас нет таблеток. Да, у нас есть крем. Вот вам крем. Будете смазывать руку (ногу, локоть, колено, палец). Нет, у нас нет крема. Да, у нас есть настойка. Вот вам настойка. Будете полоскать горло и рот. Нет, у нас нет настойки.            
   
VI. «В мага­зине». Поку­паем в продук­товом отделе. Покупатель Здравствуйте, я хо­чу купить (белый, черный) хлеб, бул­ку, сахар, масло, конфеты, мармелад» соль, молоко и т. д. Здравствуйте, у вас есть (белый, чер­ный) хлеб, булка, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д. Скажите, пожалуй­ста, у вас свежий хлеб (колбаса, сыр, сметана)? Здравствуйте,у вас есть пирожки с джемом (с мясом, с картошкой, с капустой, с гри­бами)? Они свежие? Спасибо, я куплю одну пачку (две пачки, пять пачек). Спасибо, я куплю одну коробку (две коробки, пять коробок). Спасибо, я куплю один пакет (два па­кета, пять пакетов). Спасибо, я куплю один килограмм (два килограмма, пять килограммов). Сколько это стоит? Вот деньги, спасибо. Продавец Да, у нас есть (белый, черный) хлеб, булка, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д. Да, у нас свежий хлеб. Нет, сегодня черствый хлеб, приходите позже. Да, у нас есть пирожки с джемом (с мясом, с картошкой, с капустой, с грибами). Да, они свежие, вкус­ные, горячие. Пожалуйста. С вас пять рублей. Спасибо, до свидания. Активизировать сформированные коммуникатив­но-речевые навыки в новых для детей игровых ситуациях, предполагающих диалог: «Я покупа­тель», «Я прода­вец». Закреплять умение детей ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации. Учить творческому ис­пользованию изу­чаемого языкового материала, органи­зуя на занятиях воображаемые си­туации. Учить детей рас­сказывать о наблю­даемой ситуации, собственных впе­чатлениях. Закреплять умение детей говорить в нормальном тем­пе (делить выска­зывание на рече­вые отрезки, имеющие свой смысл и логиче­ское ударение). Развивать вырази­тельность речи на русском языке. Уточнять знание на­званий блюд и про­дуктов, из которых они приготовлены, и название отдела магазина, в котором их можно купить. Уточнить знание и понимание словаря: • предметный сло­варь: сосиски,  
сардельки, колбаса, паштет, мясо, ку­рица, фарш, котле­ты — продаются в мясном отделе. Сыр, масло, кефир, творог, сырки, ря­женка, простокваша, молоко, йогурт — продаются в молоч­ном отделе. Хлеб, печенье, баран­ки, сушки, бублики, пряники, торты, пи­рожные, мармелад, конфеты — прода­ются в кондитерском отделе. Фруктово-ягодный и овощной отдел — апельсины, яблоки, лимоны, мандарины, груша, гранат, сли­ва, вишня, смороди­на, алыча, помидо­ры, огурцы, перец, лук, картофель, свекла, морковь. Канцелярские това­ры — книги, альбомы, карандаши, краски, тетради, пласти­лин, кисточки, клей. Отдел одежды — платье, куртка, свитер, пиджак, брюки, юбка. Отдел игрушек — машина, мишка, зайка, кукла, мяч, совок, лопатка, ку­бики, собачка, юла, матрешка, флажок; • словарь признаков: свежие, вкусные, сладкие, соленые, жареный, вареный, мягкий, жидкий, густой, яркие, проч­ные, цветные, кра­сивые, деревянные, меховые, надувные,    
Поку­паем в универ­маге. Скажите, пожалуй­ста, у вас есть цвет­ные карандаши? Можно мне посмот­реть? Хорошие каранда­ши, я куплю одну коробку (две короб­ки, пять коробок). Нет, это не те карандаши, я зайду в другой раз. Покажите, пожа­луйста, мне это красное (зеленое, синее, желтое) пла­тье. Покажите, пожа­луйста, мне этот красный (зеленый, синий, желтый) свитер. Да, у нас есть каранда­ши. Пожалуйста! Заходите в следующий раз. Пожалуйста, смотрите.      
  Из чего сшито (сшита, сшит) это (этот, эта) платье (рубашка, пиджак)? Хорошее платье, я его куплю. Нет, это платье мне велико (мало), я не буду его покупать. Нет, этот пиджак мне велик (мал), я не буду его поку­пать. Нет, эта рубашка мне велика (мала), я не буду ее поку­пать. Это платье шерстяное (ситцевое). Пожалуйста. Заходите в следующий раз.   пластмассовые, ре­зиновые, металли­ческие, разноцвет­ные (синие, желтые, белые и т. д.), чистые, грязные, мягкие, любимые; • глагольный сло­варь: покупать, продавать, взве­шивать, отвеши­вать, перевеши­вать, предлагать, показать, выби­рать, купить, от­дать. Учить детей образовывать относитель­ные прилагательные: Сок — свекольный, морковный, томат­ный, яблочный, ман­дариновый, сливо­вый, вишневый. Консервы — мяс­ные, рыбные, овощ­ные, куриные. Десерт — фрукто­вый, шоколадный, кофейный. Учить детей согласо­вывать порядковые числительные «один», «два», «пять» с существи­тельными: Один пакет молока. Два пакета молока. Пять пакетов молока. В магазине была од­на касса. В магазине было две кассы. В магазине было пять касс. Мы купили один мяч. Мы купили два мяча. Мы купили пять мячей. Учить детей состав­лять короткий рас­сказ — описание товара, который он покупает, например: «Я хочу купить юлу. Юлу можно за­водить, она кружит­ся, пляшет, падает на бочок». «Я хочу купить помидор. Он красный, круглый, сочный и вкусный. Помидор можно по­резать кусочками и положить в суп или салат». «Я хочу ку­пить праздничное платье. Оно белое (розовое, голубое...). У него длинные ру­кава и широкий по­яс. Это красивое платье». Учить ребенка составлять рассказ-впечатление о по­следней покупке в магазине игрушек, о том, как он играет со своей любимой игрушкой. Учить согласовы­вать притяжатель­ные местоимения (мой, моя, мое, мои) с существительным: Я купил куклу (ма­шинку, собачку...). Это моя кукла (ма­шинка, собачка...). Я купил зайчика (кубик, совок). Это мой зайчик (кубик, совок...). Я купил молоко (масло, пла­тье). Это мое молоко (масло, платье). Я купил краски (бо­тинки, брюки). Это мои краски (ботин­ки, брюки). Развивать чувство языка. Игра «Исправь ошибку». Бабушка купил платье. Это краси­вый платье. У пла­тья длинное рукав. Это платье шерстя­ной. Бабушка старенькое. Она любит носить теп­лый платье.    
Выбира­ем иг­рушку в подарок   Беседа со взрос­лым   Здравствуйте (доб­рый день, доброе утро)! Я хочу купить в по­дарок игрушку. Мне нравится вот этот слон. Он боль­шой, мягкий. Его можно кормить, укладывать спать, катать в коляске. Сколько стоит эта игрушка? Вот деньги, спасибо.   Ты помогаешь маме делать покупки в магазине? Тебе нравится хо­дить в магазин? Что вы покупали последний раз? Расскажи, как вы обычно ходите в магазин. Здравствуйте (добрый день, доброе утро)! Что вы хотите у нас ку­пить? У нас продается много игрушек. Вот мягкие игрушки, вот мячи, скакалки, куклы. Какая вам нужна иг­рушка? С вас шесть рублей. Спасибо, до свидания.     Да, я помогаю маме делать покупки в мага­зине. Да, я люблю ходить в магазин. Мы купили продукты (хлеб, молоко, мясо и т. д.).    
VII. «в транс­порте» Беседа со взрос­лым и сверст­никами Таня в детский сад едет на автобусе, а ты? У Руслана папа (мама, дедушка, бабушка) на работу едет на машине, а твой папа (мама, бабушка, дедушка)? Я иду в детский сад пешком. Я еду в детский сад на автобусе (трамвае, трол­лейбусе, машине, мар­шрутном такси). Мой папа (моя мама) едет на работу на маши­не (автобусе, трамвае, метро, маршрутном такси). Закреплять полу­ченные на преды­дущих занятиях коммуникативные умения и навыки в коллективе до 12 человек. Учить детей выра­жать свои мысли в виде экспромта, без специальной предварительной подготовки и обду­мывания. Уточнить знание и понимание сло­варя: • предметный сло­варь: грузовая ма­шина, легковой автомобиль, по­езд, пароход, авто­бус, трамвай, са­молет; • глагольный словарь: едет, мчится, везет, ломается, оста­навливается, сто­ит, летит, плы­вет и т. д.    
Поездка в зоо­парк Ты ездил(а) ко­гда-нибудь в метро (автобусе, троллей­бусе, на машине)? Ты летал когда-ни­будь на самолете? Ты летел один или со взрослым? Что нужно купить для проезда в авто­бусе (трамвае, трол­лейбусе, метро, мар­шрутном такси)? Кто продает билеты в автобусе? На ка­ком транспорте ты любишь ездить? Где останавливает­ся автобус? Давайте поедем в зоопарк. Да, я ездил(а) в метро с папой (мамой, бабушкой). Да, я летал на само­лете. Мы с мамой летели на самолете к бабушке. Нужно купить билет. Билеты продает кондук­тор. Я люблю ездить в метро. Автобус останавливает­ся на остановке. Учить детей обра­щать внимание на изменения ситуа­ции общения (по­явление нового со­беседника, неожиданная реп­лика партнера по диалогу и др.). • словарь признаков: грузовой, легковой, удобный, скорый, теплый, красивый, же

© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.013 с.