Золя – журналист. Дело Дрейфуса. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Золя – журналист. Дело Дрейфуса.

2017-05-18 1370
Золя – журналист. Дело Дрейфуса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возросшее влияние прессы на общественно мнение проявилось в деле Дрейфуса (1859-1935), грандиозном политическом скандале, разразившемся в 1894 году. 29 октября 1894 года антисемитскя газета «Свободное слово» печатает статью под заголовком «Государственная измена. Арест офицера-еврея Альфреда Дрейфуса», сообщавшей об аресте капитана Альфреда Дрейфуса, офицера французского генерального штаб, который был обвинен в передаче военных секретов Германии. По приговору военного суда Дрейфус был разжалован и сослан пожизненно в укрепленный форт на Чертовом острове около Французской Гвианы. Дрейфус не признал себя виновным. Почти все газеты (республиканские, социалистические, леворадикальные) поддержали приговор.

В 1896 году новый начальник французской контрразведки полковник Пикар представил доказательство того, что истинным виновником был другой офицер генштаба – Эстергази, имевший связи в аристократической среде и военной верхушке. В конце 1897 году началась кампания за пересмотр дела Дрейфуса. Газеты «Утро» и «Фигаро» публикуют документы, бросавшие тень на Эстергази. После загадочного самоубийства начальника секретного отдела генштаба полковника Анри, признавшегося начальству в том, что он подделал некий документ, послуживший уликой против Дрейфуса, в обществе стала активнее звучать мысль о пересмотре дела.

Дело Дрейфуса разделило Францию на два враждующих лагеря и поставило на грань гражданской войны. Спор шел не только о судьбе конкретного человека, но о будущем демократии во Франции. Сторонники пересмотра дела – дрейфусары считали, что личность не может быть принесане в жертву государственным интересам, что армия не должна быть выше закона, а генеральный штаб должен признать свою ошибку. Антидрейфусанты полагали, что государственные интересы, честь армии в лице ее генерального штаба выше прав и свобод отдельной личности, поэтому, даже если Дрейфус невиновен, это ничего не меняет и пересмотр его дела нецелесообразен.

Однако именно стараниями прессы удалось добиться пересмотра дела. Особую роль в этом сыграл Эмиль Золя (1840-1902). 13 января 1989 года в парижской газете «Аврора» (в некоторых переводах «Заря») он напечатал свое знаменитое письмо президенту республики «Я обвиняю. Письмо президенту Французской республики Феликсу Фору». Это письмо, несмотря на законодательно подтвержденную свободу печати и всемирную славу Золя, не решилось опубликовать ни одно парижское периодическое издание. Только небольшая малоизвестная газета «Аврора», которую тогда редактировал будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо. В письме известный писатель встал на защиту несправедливо осужденного. Он решительно утверждал, что обвинения против Дрейфуса сфабрикованы, а французский генштаб сознательно свалил вину в шпионаже на Дрейфуса, чтобы тем самым выгородить по-настоящему виновного Эстерхази.

Обращаясь к президенту, Золя писал: «Я вновь повторяю то, во что верую пламенно: истина шествует и никакие препоны не в силах остановить ее. Когда правду хоронят во мраке подземелья, она набирает там такую неодолимую силу, что в один прекрасный день происходит взрыв, разрушающий все и вся».

Он подробно изложил обстоятельства дела Дрейфуса, разоблачил неприглядную роль, которую сыграл в нем генеральный штаб. Золя увидел в деле Дрейфуса проявление тревожных ксенофобских, антисемитских и антидемократических тенденций в общественной жизни Франции. Писатель заканчивает свое письмо словами: «Что же касается людей, против которых направлены мои обвинения, я не знаком с ними, никогда их не видел и не питаю лично к ним никакого недоброго чувства либо ненависти. Для меня они всего лишь обобщенные понятия, воплощения общественного зла. И шаг, который я предпринял, поместив в газете это письмо, есть просто крайняя мера, долженствующая ускорить торжество истины и правосудия». Письмо Золя внесло замешательство в лагерь антидрейфусаров.

Это письмо произвело неизгладимое впечатление на читателей – как во Франции, так и за ее пределами. С этого момента дело Дрейфуса привлекло внимание всего мира.

Сразу же после публикации «Я обвиняю» тираж «Авроры» резко увеличился, и она превратилась в одну из популярнейших столичных газет.

Золя посвятил делу Дрейфуса еще 13 статей. Так, в статье «Письмо Франции» писатель обрушился, в частности, с гневной критикой на периодические издания, шельмовавшие Дрейфуса и тем самым дезориентировавшие французское общество.

«Общественное мнение в значительной мере основывается на ложных сведениях, на невероятных и глупейших выдумках, каждое утро распространяемых газетами. Нет ничего удивительного в том, что блудливые газетенки, выходящие в количестве нескольких тысяч экземпляров, вопят и лгут для того, чтобы взвинтить свой тираж, - да и вреда от них особого нет. Но когда Le Petit Journal, чей тираж превышает миллион экземпляров, который обращается к бедному люду и проникает всюду и везде, способствует распространению ошибки и сбивает с толку общественное мнение, это чревато крайне опасными последствиями».

7 февраля 1898 года начался судебный процесс по делу Золя, обвиненного в клевете на генеральный штаб. Огромная толпа собралась на площади перед Дворцом правосудия. В эти дни руководство агентства «Гавас» телеграфировало своим корреспондентам: «Сократите свои материалы. Ничто в мире не интересует больше французов, кроме дела Дрейфуса-Эстергази-Золя. Бесполезно и невозможно сообщать им о чем-либо другом». Золя был приговорен к году тюрьмы и к штрафу в 3000 франков. Он был предупрежден об аресте и уехал в Англию, где продолжал борьбу за освобождение своего подопечного. Эта борьба привела к политическому кризису во Франции.

Но пересмотр дела Дрейфуса начался, и 19 сентября 1899 года был подписан указ президента о помиловании Дрейфуса. Дрейфус был освобожден. Но Золя не прекратил борьбу: он настаивал на полной реабилитации Дрейфуса. В 1902 году писатель неожиданно умер при загадочных обстоятельствах. Многие были уверены, что эта смерть подстроена противниками Дрейфуса.

В 1906 году (уже после смерти Золя) Дрейфуса полностью реабилитировали, восстановили на службе и наградили орденом Почетного легиона – высшей наградой Франции.

Дело Дрейфуса стало важным этапом становления гражданского общества во Франции, продемонстрировало важную роль прессы в отстаивании демократических ценностей.

Французская культура, общественная жизнь породила в конце XIX века, породила специфический феномен интеллектуала, и журналистика сыграла в этом немалую роль. Первым французским интеллектуалом можно считать Эмиля Золя. Слово «интеллектуал» появилось во французском языке во времена дела Дрейфуса. Интеллектуал – это одновременно известный философ, писатель, ученый, деятель культуры и журналист. Обладая солидным авторитетом в своей области, интеллектуал одновременно проявляет себя в публичном пространстве, откликается на актуальные вопросы общественной жизни. Реализовать эту социальную функцию первым французским интеллектуалам помогли периодические издания.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.