Сертификация отдельных видов деятельности и продукции — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Сертификация отдельных видов деятельности и продукции

2017-05-18 696
Сертификация отдельных видов деятельности и продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наряду с лицензированием в регулировании рыночной экономики и предпринимательской деятельности определенную роль играют и такие методы, как государственная регистрация, сертификация, стандартизация, аккредитация и другие. Положения комментируемой статьи определяют, что сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. носит бланкетный характер.
Согласно гл. 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, сертификация представляет собой подтверждение соответствия, которое осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Как уже отмечалось, подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить:
добровольный характер и осуществляется в форме добровольной сертификации;
обязательный характер - в двух формах: принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

В целях безопасности потребителя проводится обязательная сертификация как отечественной, так и импортной продукции. Сертификация продукции, импортируемой в Россию, проводится не только с целью обеспечения безопасности потребителя, но и в связи с увеличением поступления импортной продукции на внутренний рынок Российской Федерации.

Продукция, поступающая на рынок России и подлежащая обязательной сертификации согласно Закону РФ, должна отвечать необходимым требованиям систем сертификации России.

На основании Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» в контрактах или договорах на поставку продукции в РФ, предусмотренной сертификации, должны быть в наличии сертификат и знак соответствия, удостоверяющие ее соответствие необходимым нормативным требованиям.

Товары, ввозимые на территорию России владельцем, не подлежат сертификации в случае их личного использования.

Товары, на которые необходимо подтверждение безопасности, при ввозе на российскую территорию кодируются по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). При ввозе в Россию автотранспортного средства оформляется сертификат соответствия «Одобрение типа транспортного средства».

Сертификат или свидетельство о его признании предоставляют в таможенный орган вместе с грузовыми таможенными декларациями и составляют пакет документов, необходимых для оформления и получения на ввоз товаров на территорию России.

Госстандарт совместно с Государственным таможенным комитетом (ГТК) установил перечень товаров, для которых необходимо подтверждение безопасности при ввозе в РФ Наряду с этим ГТК России предусмотрен вариант ввоза в Россию образцов и проб в целях осуществления их испытаний и сертификации.

Отдельные виды импортной продукции должны иметь подтверждение о соответствии специфическим нормам и требованиям безопасности (гигиенические, ветеринарные и т. д.)

При ввозе товара на территорию России, подлежащего обязательной сертификации, вместе с документами, необходимыми для таможенного оформления, предоставляется таможенная декларация и копия сертификата.

Скоропортящиеся товары проходят таможенное оформление и сертификацию вне очереди.

Товары, поступающие на внутренний рынок России, проходят таможенный контроль и подтверждение их безопасности с помощь:

1) подтверждения иностранного сертификата;

2) проведения сертификационного испытания. Подтверждение иностранных сертификатов осуществляет территориальный орган Госстандарта.

Достигнутое соглашение о взаимных признаниях результата сертификации позволяет не сертифицировать импортные товары, ввозимые в Россию.

Признанные органы по сертификации:

1) Дин ГОСТ ТЮФ – общество по сертификации в Европе;

2) венгерская фирма «Метрконтроль»;

3) швейцарская фирма SGS (или СЖС) и т. д.

Эти органы классифицируются по видам аккредитаций и месторасположением:

1) располагаются на территории Российской Федерации и аккредитованы Системой сертификации ГОСТ Р;

2) располагаются за рубежом и аккредитованы Госстандартом России или представительствами Госстандарта за пределами России в Системе сертификации ГОСТ Р;

3) располагаются за рубежом и аккредитованы в зарубежных национальных системах сертификации и проверены Госстандартом России;

4) располагаются в России или за рубежом и аккредитованы системой сертификации;

5) аккредитованы в соответствии с процедурами и правилами, утвержденными в восьми странах – членах Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.

Товары, ввозимые на территорию России, проходят сертификацию до их поставки в Российскую Федерацию. Протоколы испытаний, проводимых в зарубежных лабораториях, являются основанием для оформления и получения сертификата при условии, что испытательная лаборатория аккредитована Госстандартом и занесена в Реестр системы по проведению процедуры сертификации ГОСТ Р.

Товары, подлежащие сертификации для ввоза на территорию России, должны иметь сведения о нем (этикетки, инструкции и т. д.), написанные на русском языке.

Импортные товары, не подтвержденные сертификатом на безопасность, через таможню не пропускается.

14. Номенклатура сертифицированных услуг (работ) и порядок их сертификации

Оказание услуг – это широко распространенная деятельность, которая осуществляет удовлетворение потребностей клиентов путем выполнения определенных услуг, необходимых людям, организациям или социальным группам.

Простейшие услуги – оказание помощи в повседневных вопросах не требующие специальной подготовки и знаний.

Сложные услуги – оказание дорогостоящей помощи квалифицированными специалистами, обладающими специальными знаниями и навыками с использованием необходимого оборудования.

Сертификация услуг включает в себя такие понятия, как услуга, потребность, деятельность.

В области услуг состоят крупные секторы экономики:

1) транспорт;

2) финансы;

3) здравоохранение;

4) торговля;

5) наука;

6) спорт;

7) образование и т. д. Классификация услуг включает в себя:

1) бытовые услуги;

2) жилищно—коммунальные услуги;

3) правовые услуги;

4) услуги грузового и пассажирского транспорта, связи;

5) услуги системы образования, культуры, туристическо—экскурсионные услуги;

6) услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно—оздоровительные услуги.

Номенклатура сертифицируемых услуг (работ). Постановлением Правительства РФ в перечень работ и услуг включены бытовые услуги, подлежащие обязательной сертификации:

1) услуги торговли и общественного питания;

2) химическая чистка и хранение;

3) услуги парикмахерских;

4) жилищно—коммунальные услуги (услуги гостиниц и других мест проживания);

5) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых приборов и бытовых машин;

6) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

7) транспортные услуги (услуги по перевозки пассажиров автомобильным транспортом);

8) туристические и экскурсионные услуги. Помимо существующих нормативных документов (ГОСТ, ГОСТР, СНиП, СанПиН), при выполнении процедуры сертификации услуг, состоящих в Перечне, применяют правила выполнения отдельного вида работ и оказания отдельного вида услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ. К ним относится:

1) правила продажи отдельных видов товаров;

2) правила оказания услуг общественного питания;

3) основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и др. Работа по проведению сертификации услуг производится в той же последовательности, что и при сертификации продукции, и состоит из шести этапов.

1. Оформление и подача заявки на проведение сертификации услуг.

2. Рассмотрение заявки и принятие решения о проведении сертификации услуги.

3. Оценка необходимого соответствия услуг и работ установленному требованию.

4. Принятие окончательного решения о выдачи сертификата.

5. Оформление и выдача сертификата и лицензии, дающей право на использование знака соответствия.

6. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услугой или работой.

При проведении сертификации услуг и работ используют семь схем.

. Качество и безопасность услуг зависят от исполнителя (экскурсовод, парикмахер, педагог и т. д.).

Схема 2. Оценка процесса оказания услуг:

1) наличие нормативной документации;

2) методическое, метрологическое, информационное, организационное и другое обеспечение процесса оказания услуг;

3) стабильность и безопасность процесса;

4) квалификация и профессионализм рабочего и обслуживающего персонала;

5) безопасность реализованных товаров.

Перечень – документ, обеспечивающий всех участников работ по проведению процедуры сертификации требуемыми сведениями о товарах и услугах, определенных для обязательной сертификации. Правительство Российской Федерации. Для продукции, импортируемой на территорию России и подлежащей проведению обязательной сертификации, Госстандартом и Государственным таможенным комитетом разработан и введен в действие Перечень товаров, требующих их подтверждение при ввозе на территорию РФ.

На основании перечней, разработанных и утвержденных Правительством РФ, Госстандартом России совместно с Минздравом РФ и Госстроем, составляется номенклатура объектов. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих процедуре обязательной сертификации, предоставляет всем участвующим в сертификации сторонам сведения о нормативной документации и развернутой номенклатуре товаров и услуг, на базе которых проводится процедура сертификации.

Правительством Российской Федерации установлены Перечни продукции (товаров и услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

В работе по проведению процедуры сертификации товаров и услуг используют:

1) Общероссийский классификатор продукции (ОКП) – обозначает и идентифицирует товар помощью 6–разрядного кода;

2) Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) – обозначает и идентифицирует работу и услугу с помощью 6–разрядного кода;

3) Товарная номенклатура внешней экономической деятельности – международный классификатор, обозначающий и идентифицирующий импортную и экспортную продукции с помощью 9–разрядного кода.

6. Рекомендательные документы

Определяют и развивают вопросы, относящиеся к организации процедуры сертификации, выбора методов и форм, повышающих эффективность работы всех специалистов участвующих в процессе.

7. Справочные информационные материалы

Эта группа документов содержит полную информацию о зарегистрированных в Госстрое:

1) продукциях;

2) системах сертификации;

3) органах по сертификации;

4) испытательных лабораториях;

5) экспертах.

16. Правовое регулирование маркированной продукции

Маркировка какой—либо продукции регламентируется Госстандартом или техническими условиями (ТУ). Маркировка продукции может быть: торговой, производственной, транспортной, специальной и пр. Общие требования к маркировке продукции: доступность, достоверность, достаточность.

Маркировка продукции производится при помощи знака соответствия Госстандартом, представляющего собой зарегистрированный в определенном порядке знак, подтверждающий соответствие продукции основным нормативным требованиям.

Знак маркировки продукции устанавливается организациями, лицензированными Госстандартом Российской Федерации. Организации, имеющие лицензии, а также услуги и продукция, получившие маркировку, заносятся в специальный Государственный реестр.

Неправильная маркировка или ее отсутствие может обернуться для руководителей организаций уголовной или административной ответственностью.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Целый ряд систем добровольной сертификации имеет своим объектом услуги, никогда не входившие в сферу обязательной сертификации. К этим услугам относятся: банковские технологии; топливозаправочные услуги; рекламные услуги; охранные и детективные услуги; услуги по оценке стоимости объектов гражданских прав — земли, недвижимости, автотранспортных средств; услуги центров отдыха и санаторно-оздоровительные услуги; стоматологические услуги; услуги почтовой связи; услуги товарного склада.

Выше уже указывалось на то, что исключение потенциально опасных услуг из сферы обязательной сертификации оказался непродуманным шагом законодателей. В результате российский потребитель оказался незащищенным от некачественно выполненных услуг. Подавляющее большинство организаций сферы услуг не перешло от обязательной сертификации к добровольной.

Примерами признаваемых документов о соответствии могут служить сертификаты соответствия государств-участников СНГ, документы о соответствии транспортных средств требованиям правил ЕЭК ООН в рамках Женевского соглашения 1958 г.

В основу систем добровольной сертификации положены ранее функционировавшие системы обязательной сертификации.

Система сертификации услуг общественного питания базируется на Порядке сертификации услуг общественного питания и пяти государственных стандартах (ГОСТ Р), регламентирующих: терминологию; классификацию предприятий; общие требования к услуге; требования к кулинарной продукции, реализуемой населению; требования к обслуживающему персоналу.

Законодательной базой данной Системы являются: Закон о защите прав потребителей, Правила оказания услуг общественного питания (утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036).

Система сертификации услуг розничной торговли.

Ее законодательную базу составляют: Закон о защите прав потребителей и Правила продажи отдельных видов товаров (Главными требованиями к услугам розничной торговли являются безопасность и функциональная пригодность услуги.

Требования безопасностипредусматривают безопасность предприятия (здания, помещения, торгово-технологического оборудования), условий обслуживания и состояния окружающей среды, реализуемых товаров. Соблюдение указанных требований обеспечивается выполнением строительных норм и правил (СНиПов на проектирование зданий, освещение, отопление и вентиляцию, водопровод);

государственных стандартов по системе безопасности труда — стандартов с шифром "12" (на требования к воздуху рабочей зоны, электробезопасности, взрывобезопасности); национальных стандартов на отдельные товары.

Требования функциональной пригодностивключают: точность и своевременность оказания услуги (ГОСТ 51304 на требования к услуге); соответствие обслуживающего персонала квалификационным требованиям (ГОСТ 51305 на требования к обслуживающему персоналу); наличие достоверной и необходимой информации о реализуемых товарах (стандарты на требования к информации для потребителей) и некоторые другие требования. Требования к информационному обеспечению особенно актуальны в свете ст. 6 ФЗ о техническом регулировании, которая указывает на необходимость предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

 

 

Ответсвенность за нарушение требований сертификации

 

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны. Изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации. Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя. Лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора). При получении такой информации орган государственного контроля (надзора) в течение пяти дней обязан известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о ее поступлении. В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).

В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился. При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией. Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции. Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет. В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции. В случае невыполнения предписаний или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом. В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок.

Госстандарт помимо выполнения роли национального органа по сертификации осуществляет организацию и проведение работ по обязательной сертификации.

В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» нормативные документы на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законами РФ, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Соответствие продукции и услуг указанными требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг.

Обязательная сертификация осуществляется для утвержденного Правительством РФ перечня продукции.

Изготовители и продавцы продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории РФ, обязаны:

Реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата соответствия, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке.

Обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке.

Указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукцию, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя.

Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, по истечение срока действия сертификата или срока годности продукции, а также в случае, если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации.

 

В ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за реализацию (продажу) населению товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. При этом представляется, что здесь имеются в виду два случая: реализация (продажа) населению товаров, не соответствующая требованиям стандартов, и реализация (продажа) населению товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. Как следует из смысла ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, реализация (продажа) товаров населению, не соответствующая требованиям стандартов, является специальным составом правонарушения по отношению к нарушению обязательных требований государственных стандартов при реализации товаров. В этом случае квалифицирующим признаком является реализация продукции в сфере розничной торговли конкретному потребителю (населению) с нарушениями обязательных требований стандартов.

Из ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ не представляется возможным однозначно установить соотношение состава правонарушения в виде реализации населению товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, с составом правонарушения, состоящим в реализации сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована.

При сравнении конструкций объективной стороны указанных составов административных правонарушений общими признаками являются: реализация товара в форме предложения к продаже или продажи; несоответствие товара (продукции) требованиям нормативных документов. Между тем данные составы различаются квалифицирующими признаками. В ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ законодатель предусмотрел, что ответственность за реализацию сертифицированной продукции наступает только в том случае, когда реализуемая продукция не соответствует требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована. Ответственность по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ наступает за реализацию потребителю товара как сертифицированного, так и несертифицированного. При этом деяние образует данный состав правонарушения только в том случае, если товар не соответствует нормативным документам по качеству, комплектности или упаковке.

Кроме того, анализируемые составы правонарушений различаются по объекту посягательства. Закрепленный в ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ состав правонарушения охраняет установленный государством порядок обязательной сертификации. Между тем состав правонарушения, предусмотренный в ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, направлен на защиту прав потребителя при приобретении им товара, не соответствующего по качеству, комплектности и упаковке требованиям нормативных документов. Безусловно, часть таких требований установлена в технических регламентах. Вполне возможна ситуация, когда проверяющие должностные лица устанавливают факт продажи потребителю сертифицированного товара, но не соответствующего по качеству требованиям нормативного документа, на соответствие которым данный товар сертифицировался.

При разрешении указанного вопроса в практике арбитражных судов сложились два противоположных подхода.

Если в качестве квалифицирующего признака, позволяющего разграничить обозначенные составы правонарушений, взять только реализацию сертифицированной продукции, то в случае, когда будет осуществляться продажа потребителю сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, лицо, реализующее указанную продукцию, следует привлекать к ответственности по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

При квалификации административного правонарушения необходимо исходить из субъектного состава возникших правоотношений, существа правонарушения, объективной стороны состава правонарушения и характера применяемого законодательства.

Объектом посягательства по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ являются правила обязательной сертификации продукции и услуг, а субъектами — не только органы государственного контроля, но и все участники правоотношений, указанные в Федеральном законе N 184-ФЗ, включая предпринимателей, реализующих продукцию, требующую обязательной сертификации. В данном случае правонарушение осуществляется в отношении сертифицированной продукции.

Если ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу населению товаров, не соответствующих требованиям стандартов, то ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов.

Таким образом, правонарушение, совершенное предпринимателем при реализации потребителям товара, не соответствующего требованиям стандартов, но с сертификатом соответствия, удостоверяющим безопасность этого товара, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ, поскольку диспозиция данной нормы предусматривает ответственность за реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей нормативным требованиям.

Следует отметить, что некоторые суды, поддерживая в целом приведенный подход, отказывают в удовлетворении требований контролирующего органа о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ в связи с отсутствием вины лица в совершенном правонарушении. При этом, по мнению суда, об отсутствии вины лица в данном правонарушении свидетельствует то обстоятельство, что у предпринимателя отсутствуют специальные знания, без которых у него нет возможности определить соответствие реализуемой им сертифицированной продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована. Так, признается, что нарушения требований ГОСТов не являлись результатом деятельности предпринимателя, их выявление стало возможным только в результате специальных исследований в условиях специализированного экспертно-испытательного учреждения. Указывается также на наличие у предпринимателя всех необходимых документов, подтверждающих качество реализуемого им товара и его соответствие обязательным требованиям, и отсутствие технической и иной возможности выявления несоответствия продаваемого товара ГОСТам

Кроме этих законов, существуют специальные законы органов сертификации – Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госторгинспекция и т.д. Госстандарт имеет правомочия прекратить выпуск и продажу товаров, снять с производства продукцию и изымать из оборота все изделия. Госстандарт также имеет право налагать штрафы за разные виды нарушений: причинение вреда потребителю (штраф в размере причиненного ущерба), за уклонение от выплат и т.д.

Госстандарт причинением ущерба потребителю считает следующие действия:

продажа товаров с истекшим сроком годности;

продажа товаров, при производстве которых не были соблюдены необходимые правила, в результате чего продукция не удовлетворяет требованиям безопасности;

продажа несертифицированных товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действия, предусмотренные частью 1, повлекшие за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или подлежащим применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям,

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Нарушение органом по сертификации установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия, не повлекшее за собой необоснованной выдачи органом по сертификации сертификата соответствия, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

 


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.