Тема 2.1 Организационные аспекты осуществления вневедомственных и ведомственных проверок — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 2.1 Организационные аспекты осуществления вневедомственных и ведомственных проверок

2017-05-18 413
Тема 2.1 Организационные аспекты осуществления вневедомственных и ведомственных проверок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проверка совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства их деятельности, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

Ревизия − вид проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, в процессе которой устанавливается за­конность совершаемых финансово-хозяйственных операций, а также достоверность отражения их в бухгалтерском учете.

Объектами проверки (ревизии) являются:

- имущество;

- хозяйственные операции;

- управленческая деятельность ревизуемой организации.

Основными задачами про­верки (ревизии), являются:

1) проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;

2) проверка законности совершаемых организацией операций, соблюдения порядка распоряжения имуществом и обеспечения его сохранности;

3) своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам государства и организации, установление причин и условий, способствующих их совершению;

4) принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

5) выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности эко­номической деятельности проверяемого субъекта;

6) проверка целевого и эффективного использования имущества.

Проверки (ревизии) классифицируются по определенным признакам.

1. В зависимости от субъекта проверки (ревизии) они делят­ся на внутренние и внешние.

Внутренние (внутрихозяйственные) проводятся специалистами (ревизионными комиссиями) субъекта предпринимательской деятельности.

Внешние проводятся органами, уполномоченными осуществлять контрольную (надзорную) деятельность. Они, в свою очередь, подразделяются на ведомственные и вневедомственные.

2. По организационному признаку проверки (ревизии) могут быть плановые и внеплановые.

Плановые проверки (ревизии) предусмотрены в координационном плане контрольной (надзорной) деятельности в РБ или в области (г.Минске).

Иные проверки (ревизии) являются внеплановыми. Они могут быть назначены при:

- реорганизации, ликвидации юридических лиц;

- прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;

- наличии сведений о нарушениях законодательства либо поступлении обращений, требующих проведения проверки (ревизии).

3. По времени проведения проверки (ревизии) бывают:

- предварительные,

- текущие,

- последующие.

4. По полноте охвата проверяемых объектов различают:

- сплошные проверки (ревизии), предусматривающие контроль всех без исключения объектов за весь проверяемый период. Так проверяются кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами и другие операции;

- выборочные проверки (ревизии), преду­сматривающие контроль объектов не за весь ревизуемый период, а за определенные промежутки времени;

- комбинированные проверки (ревизии), при которых одни объекты проверяются сплошным способом, а другие − выборочным.

5. По содержанию и объему программы контроля различают:

- комплексные проверки (ревизии), при которых проверяются все стороны предпринимательской деятельности организации. Разновидностью комплексных проверок являются сквозные, при которых параллельно проверяется деятельность министерств, ведомств, трестов, концернов и т.п. и подведомственных им организаций (обособленных структурных подразделений);

- некомплексные (тематические) проверки (ревизии) проводятся, как правило, специалистами одного профилядля детального изучения отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта или группы объектов.

6. В зависимости от повторяемости контрольных функций различают первичные, дополнительные и контрольные проверки.

Первичные проводятся у конкретного субъекта предпринимательской деятельности по конкретному вопросу (тематике) впервые.

Дополнительные проверки проводятся, как правило, тем же контролирующим органом, который проводил первичную проверку, за тот же период для уточнения и детализации вопросов, по которым возникли разногласия.

Контрольная проверка – проверка устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки.

7. В зависимости от места проведения проверки различают:

- к амеральную проверку, которая проводится, как правило, специалистами контролирующих органов по месту своего нахождения на основе документов, представленных проверяемым субъектом и иной информации;

- выездную проверку, которая проводится по месту нахождения (юридического адреса) проверяемого субъекта;

- р ейдовую проверку, направленную на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения непосредственно в момент их совершения.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 510 от 16.10.2009 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь» в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь и определения единого порядка ее проведения проверки вправе проводить только государственные органы и иные организации, включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов.

Данным Указом утверждено Положение о порядке организации и проведения проверок, которым определяются права и обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов, а также порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь.

С целью обеспечения единой правовой основы для всех проверяемых субъектов в Указе приведен ряд принципов, на основе которых должны осуществляться контрольные действия. К ним относятся принципы:

1) презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;

2) законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб;

3) открытости и доступности нормативных правовых актов,выполнение которых проверяется;

4) равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;

5) открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;

6) ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).

Порядок формирования и исполнения координационных планов устанавливается Комитетом государственного контроля.

Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления сводных планов проверок, в том числе в рамках ведомственного контроля.

Для формирования сводного плана все организации, подлежащие проверке, делятся на три группы риска, что влияет на периодичность их проверки:

- организации, отнесенные к высокой группе риска, проверяются не чаще одного раза в течение календарного года;

- организации, отнесенные к средней группе риска, проверяются не чаще одного раза в три года;

- организации, отнесенные к низкой группе риска, проверяют по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Для определения необходимости назначения плановой проверки субъекта, отнесенного к средней или низкой группам риска, контролирующим (надзорным) органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту для получения информации о соблюдении им законодательства.

Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается. Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки.

Координация плановых проверок осуществляется органами Комитета государственного контроля, а координация проверок, включенных в сводные планы проверок, – представившими их государственными органами.

Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции имеют право:

· свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки;

· проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

· требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;

· направлять письменные запросы контрагентам проверяемого субъекта для получения копий документов и иной информации, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречные проверки;

· истребовать у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;

· привлекать экспертов, специалистов;

· получать доступ к базам и банкам данных проверяемого субъекта;

· вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

· использовать технические средства для сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

· на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов;

· изымать у проверяемого субъекта подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки либо требовать представления выписок из них или копий;

· проводить контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;

· изымать на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;

· требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

· получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта;

· знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;

· проводить проверки фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;

· проводить отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;

· осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:

· проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;

· предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;

· внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) (при их представлении);

· проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;

· требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

· производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации;

· соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;

· при проведении проверки соблюдать служебную этику;

· ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;

· заблаговременно путем направления уведомления вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;

· требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

· соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;

· принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;

· принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;

· передавать в установленных случаях материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;

· вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;

· осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Проверяемые субъекты имеют право:

· получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;

· требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;

· отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение;

· не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок;

· не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;

· присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

· заявить отвод эксперту, специалисту;

· просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;

· представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;

· присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

· знакомиться с заключением эксперта, специалиста;

· указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;

· требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;

· получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт – в случае его составления;

· обжаловать решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.

Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны:

· выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих;

· обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;

· обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);

· обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;

· обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний;

· изготавливать в установленных случаях за свой счет копии изымаемых документов;

· возмещать в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, затраты, связанные с проведением исследований, испытаний и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;

· содействовать проверяющим в проведении проверки;

· давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;

· являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову;

· представить проверяющему затребованные информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;

· предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;

· принять меры к устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.