См.: Определение Верховного суда Республики Коми от 24.02.2011 N 33-1018/2011. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

См.: Определение Верховного суда Республики Коми от 24.02.2011 N 33-1018/2011.

2017-05-18 370
См.: Определение Верховного суда Республики Коми от 24.02.2011 N 33-1018/2011. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нормативными правовыми актами установлена продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха для отдельных категорий работников.

Так, согласно п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Член экипажа воздушного судна может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены (п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139).

Согласно п. 27 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену). Минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Порядок определения ежедневного (междусменного) отдыха для работников железнодорожного транспорта предусмотрен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта.

Согласно его п. 6 время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия (снежных и песчаных заносов, обвалов, оползней, последствий ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений и землетрясений), с письменного согласия работника.

Пункт 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта предусматривает, что на непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Работодатель должен принять все зависящие от него меры для смены работника. При этом междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов.

В соответствии с п. 42 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой поездки в оба конца в основном пункте работы (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады) предоставляется междусменный отдых. Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в основном пункте работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчету, с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для бригад пригородных поездов - 12 часов) не допускается.

Продолжительность междусменного отдыха определяется следующим образом.

Время работы локомотивной бригады за поездку составляет 20 часов, отдых в пункте подмены бригады - 10 часов. Включаемое в рабочее время число часов за поездку в оба конца умножается на коэффициент 2,6 и из полученного произведения вычитаются часы отдыха в пункте подмены локомотивных бригад за время поездки (коэффициент 2,6 образуется путем деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени (104: 40 = 2,6)). Расчетный междусменный отдых составляет 20 x 2,6 - 10 = 42 часа. Минимально допустимый отдых, уменьшенный на четверть, составляет 42 x 3: 4 = 31,5 часа.

Время работы локомотивной бригады за поездку составляет восемь часов, отдых в пункте подмены локомотивных бригад - четыре часа. Расчетный междусменный отдых составляет 8 x 2,6 - 4 = 16,8 часа. Уменьшенный на четверть междусменный отдых составит 16,8 x 3: 4 = 12,6 часа. Предоставляемый в этом случае междусменный отдых должен быть не менее 16 часов.

С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в основном пункте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов.

Пункт 43 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта устанавливает, что при обслуживании пригородных поездов с продолжительностью работы работников локомотивных бригад до конечного пункта следования до четырех часов предоставляется междусменный отдых в основном пункте работы в соответствии с графиком сменности продолжительностью, определенной в порядке, предусмотренном п. 42 данного Положения.

Пункт 46 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта предусматривает, что общее время полагающегося междусменного отдыха в основном пункте для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад в порядке, предусмотренном п. 42 названного Положения, за вычетом отдыха в пути следования с прибавлением приходящихся по календарю воскресений и нерабочих праздничных дней за поездку (тур). При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Междусменный отдых работнику должен быть предоставлен после каждой поездки полностью. В отдельных случаях, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслуживания состава в течение двух - пяти поездок общей продолжительностью не более 15 суток, рассматриваемых в данном случае как одна поездка.

В исключительных случаях, когда междусменный отдых после данной поездки не может быть предоставлен полностью, неиспользованное количество часов междусменного отдыха за эту поездку присоединяется к причитающемуся количеству часов междусменного отдыха за следующие одну - две поездки (тура). Междусменный отдых может быть уменьшен не более чем на четверть от полагающегося по расчету.

Если в течение одной-двух последующих поездок (туров) неиспользованная часть междусменного отдыха за предыдущую поездку (тур) не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов считается сверхурочной работой.

Если продолжительность междусменного отдыха локомотивных бригад и других работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, превысила нормальную продолжительность, то допускается соответствующее уменьшение времени междусменного отдыха после следующих поездок в данном учетном периоде, но не более чем на четверть нормальной продолжительности (п. 47 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта).

Поездным электромеханикам, начальникам, механикам-бригадирам пассажирских поездов в основном пункте работы предоставляется междусменный отдых такой же продолжительности, как проводникам пассажирских вагонов того же поезда (п. 49 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта).

В период массовых пассажирских перевозок (июнь - сентябрь) работодателем, с учетом мнения представительного органа работников, может устанавливаться особый режим времени отдыха работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств, при котором междусменный отдых по месту постоянной работы, с их письменного согласия, предоставляется в размере не менее половины времени отдыха, определяемого в порядке, предусмотренном п. 46 названного Положения. Указанное сокращенное время междусменного отдыха не может составлять менее: у работников бригад пассажирских поездов - двух суток, кассиров билетных - 12 часов (п. 50 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта).

В период летних путевых работ для работников путевых машинных станций и машинистов железнодорожно-строительных машин дистанций пути в отдельных случаях, с их письменного согласия и с учетом мнения представительного органа работников, допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха, но не более чем на четверть от полагающегося по графику сменности и не более чем на 24 часа в месяц (п. 51 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта).

4. В целях реализации права на отдых за работниками закреплено право на еженедельный непрерывный отдых (выходные дни), продолжительность которого должна быть не менее 42 часов подряд (ст. 110 ТК РФ).

Количество, продолжительность и время предоставления выходных дней зависят от установленного режима работы.

Порядок предоставления выходных дней регулируется ст. 111 ТК РФ.

При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

5. К нерабочим праздничным дням относятся установленные ТК РФ дни, в которые работа по общему правилу не производится в связи с выдающимися событиями в жизни общества и (или) государства. Перечень нерабочих праздничных дней содержится в ст. 112 ТК РФ.

6. Наиболее продолжительным видом отдыха, указанным в ст. 107 ТК РФ, является отпуск. Следует отметить, что термин "отпуск", который законодатель использует в комментируемой статье без дополнительной конкретизации, представляется несколько неудачным. В понятие отпуска ТК РФ включает не только отпуск, предоставляемый собственно для отдыха, но и освобождение от работы в связи с беременностью и родами, для ухода за ребенком, учебные отпуска. Таким образом, отпуска предоставляются не только для отдыха, но и с определенной целью - уход за ребенком, сдача сессии, похороны близких и т.п.

К видам отпуска, предоставляемым для отдыха, ТК РФ относит ежегодные оплачиваемые отпуска (основной и дополнительные), а также отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые работникам по их заявлению в связи с семейными обстоятельствами и по другим уважительным причинам, а также отдельным категориям работников по их заявлению (см. комментарий к ст. 128 ТК РФ):

- участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;

- работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;

- родителям и женам (мужьям) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), - до 14 календарных дней в году;

- работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;

- работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней.

Порядок предоставления отпусков регламентирован в гл. 19 ТК РФ.

 

Глава 18. ПЕРЕРЫВЫ В РАБОТЕ.

ВЫХОДНЫЕ И НЕРАБОЧИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

 

Статья 108. Перерывы для отдыха и питания

 

Комментарий к статье 108

 

1. Комментируемая статья регламентирует условия и порядок обеспечения работникам возможности отдыха и приема пищи в течение рабочего дня. С этой целью работникам предоставляется в течение рабочего дня перерыв, не включаемый в рабочее время. Соответственно, время указанного перерыва работник вправе использовать по своему усмотрению, в том числе покинуть рабочее место, время подобного перерыва оплате не подлежит.

Вместе с тем отдельными авторами высказывается точка зрения о том, что подобные перерывы должны были бы включаться в рабочее время. Так, Н. Бриллиантова, Е. Феоктистова полагают, что "непонятным остается вопрос о том, почему перерыв для отдыха и питания (в отличие от всех видов специальных перерывов) законодатель не включил в рабочее время. Ведь Конституция РФ (ст. 37) провозглашает право каждого работника на отдых, а ТК РФ, в свою очередь, в ст. 2 в качестве одного из принципов трудового права закрепил "обеспечение работникам права на справедливые и безопасные условия труда, включая и право на отдых", к одному из видов которого относятся перерывы для отдыха и питания. Поэтому перерыв для отдыха и питания также необходимо относить к рабочему времени" <1>.

--------------------------------

<1> Бриллиантова Н., Феоктистова Е. К вопросу о понятии рабочего времени // Вопросы трудового права. 2013. N 1. С. 22 - 25.

 

Установление в Кодексе минимальной и максимальной продолжительности перерыва для отдыха и питания является гарантией обеспечения трудовых прав работников. Так, слишком короткий перерыв для отдыха и питания не позволит работнику полноценно отдохнуть и принять пищу, в то время как излишне продолжительный перерыв может иметь целью маскировку реального разделения рабочего дня на части, что допускается исключительно в определенных условиях и при соблюдении установленных ст. 105 ТК РФ правил. При определении продолжительности перерывов для отдыха и питания и порядка их предоставления работодатели могут руководствоваться Методическими рекомендациями "МР 2.2.9.2311-07. 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ от 18.12.2007).

Подпунктом 3 п. 5 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных директором ООО, предусмотрено, что сотруднику, начало рабочего дня которого наступает в 08:00, а окончание - в 08:00 следующего дня, "предоставляются два перерыва для отдыха по два часа по своему усмотрению, после заступления на дежурство второго сотрудника, которые не входят в рабочее время". Таким образом, в нарушение ст. 108 ТК РФ из суточного 24-часового дежурства четыре часа были исключены работодателем из рабочего времени для отдыха и приема пищи.

В ходе рассмотрения дела ответчиком произведен перерасчет с оплатой дополнительно двух часов из суточного дежурства, в связи с чем предоставление в суточное дежурство двухчасового перерыва для отдыха и приема пищи соответствует требованиям трудового законодательства.

В связи с тем что в соответствии с требованиями ст. 108 ТК РФ подлежит исключению из рабочего времени время перерывов для отдыха и приема пищи не более двух часов за смену, решение суда, согласившегося с указанным условием расчета рабочего времени и заработной платы, судебная коллегия признает законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы об обязанности работодателя учитывать в суточном дежурстве все 24 часа работы - несостоятельными.

При этом доводы истца о необходимости полной оплаты 24-часовой смены ввиду того, что ему было запрещено использовать время отдыха по своему усмотрению, являются голословными, они не подтверждены какими-либо конкретными доказательствами того, что работодатель препятствовал работнику использовать обеденное время по своему усмотрению.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.