Условия для проведения массажа и гимнастики — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Условия для проведения массажа и гимнастики

2017-05-18 180
Условия для проведения массажа и гимнастики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего выберем место для проведения занятий, это может быть любая твёрдая поверхность, лучше всего подходит стол для пеленания. Застелите его чистой пелёнкой, под которую подкладывается клеёнка и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребёнку с разных сторон. Американские специалисты по раннему развитию ребёнка рекомендуют заниматься с малышом на полу, пол- это атлетический манеж для ребёнка. Пол, который, естественно отвечает следующим требованиям: безопасный, чистый, тёплый, гладкий и ровный. В любом случае место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от отопительных приборов и сквозняков. Комнату надо хорошо проветрить, а в тёплое время года проводить массаж лучше при открытой форточке (окне) или на свежем воздухе, таким образом сочетая его с закаливанием. Массаж и гимнастику следует проводить за полчаса-час до кормления или через 40-45 минут после него. Ваши руки должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и тёплыми, с коротко остриженными ногтями, часы, кольца и всё прочее, что может причинить ребёнку неприятность, на время проведения массажа следует снять. Одежда должна быть удобной и лёгкой, не стесняющей движения и оставляющей руки открытыми до локтей. Часто возникает вопрос: стоит ли пользоваться специальными маслами, массажными кремами или тальком? Лучше всего массировать чистыми руками, так как масла и кремы усиливают скольжение и усложняют правильное выполнение приёмов, а тальк и присыпки сушат кожу ребёнка. Если ваши руки слишком сухие, нанесите на них небольшое количество специального детского масла, при повышенной влажности (потливости) рук можно пользоваться тальком, которым припудривается тело ребёнка, в обоих случаях детей необходимо выкупать в тот же день. Ввиду увеличения теплоотдачи при массаже в холодное время года тело ребёнка, кроме массируемой области, может быть укрыто тёплой пелёнкой, в тёплое время года массаж можно проводить в самые жаркие часы дня, чтобы облегчить теплоотдачу, а следовательно, и теплорегуляцию. Гимнастические же упражнения, ввиду усиленной теплопродукции, в жаркое время года следует относить на более прохладное время дня. Самое главное: массаж и гимнастика для ребёнка- не только лечебно-оздоровительная процедура, но и удовольствие. Помните, что ваше настроение мгновенно передаётся малышу, пусть ежедневные занятия будут радостью для вас обоих.

Проводить массаж и гимнастику ребенка следует в течение 6-7 минут.

 

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 1,5-3 МЕСЯЦЕВ

Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.
Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.
Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.
У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.
Последовательность выполнения процедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выкладывание на живот; 4) массаж спины (поглаживание);
5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные);
8) разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлекторное ползание.
Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.
Методические указания. Ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, нужно вызывать у него положительные эмоции во время процедуры, общения.

Вы уже знаете, что новорождённый ребёнок большую часть суток спит (до двадцати-двадцати двух часов) и ест (6-7 раз). Совсем небольшую часть дня он проводит в состоянии бодрствования, пусть это время будет временем активных движений, не пеленайте малыша, оставляйте свободными его ручки и ножки. Движения ребёнка случайные и беспорядочные, он не в состоянии поднять голову и удержать её в вертикальном положении, руки и ноги согнуты во всех суставах и прижаты к телу, кулачки сжаты. Это объясняется тем, что до трёхмесячного возраста тонус мышц-сгибателей рук и ног повышен (так называемый физиологический гипертонус). Насколько быстро на смену беспорядочным и бесцельным движениям рук и ног придут движения осмысленные, будет зависеть от того, насколько быстро и успешно разовьётся мускулатура, необходимая для таких движений. Но самое главное, это будет зависеть от того, насколько быстро разовьются сенсорный и моторный разделы мозга, которые контролируют такие движения. У ребёнка уже с момента рождения имеется ценный багаж: врождённые двигательные рефлексы, И. П. Павлов назвал их безусловными рефлексами. К числу врождённых рефлексов относятся пищевые (сосание, глотание, слюноотделение), защитно-оборонительные (поворот или поднимание головы в положении на животе у ребёнка первых недель жизни), рефлексы положения (позы) и расположения частей тела (в первом полугодии жизни в горизонтальном положении на весу ребёнок отклоняет голову в корригирующую сторону, то есть В положении на животе- назад, на спине- вперёд, на правом боку- влево, на левом- вправо, поворот таза вызывает у ребёнка движение головы и верхней части тела в ту же сторону). Всякий раз, когда ладони ребёнка раскрыты и их слегка касается какой-то предмет, срабатывает хватательный рефлекс, и младенец сжимает кулаки. Часто и сами матери провоцируют ребёнка на хватательный рефлекс, забавляясь тем, что кладут в его ладони свои пальцы. Однако вряд ли они делают это сознательно, думая при этом о развитии детского мозга. Другие домашние делают то же самое, и очевидно, что чем большей любовью пользуется новорождённый, тем большее внимание ему уделяется, следовательно, тем чаще он пользуется своим хватательным рефлексом и, благодаря этому быстрее развивается. Один из рефлексов (расположение частей тела) может быть использован для воспитания у детей свободной позы во время сна, что имеет большое значение для полноценного отдыха и развития ребёнка. Как часто дети спят, что называется, свернувшись калачиком, лёжа на боку с прижатыми к груди руками и притянутыми к животу ногами. Такая поза во время сна, который у детей занимает большую часть суток, не даёт достаточного расслабления мышцам и приводит в дальнейшем к нарушениям осанки. Наблюдения за детьми во время сна показали, что свободное расположение ног зависит от положения рук: если ребёнок, лёжа на спине, кладёт руки за голову, то ноги свободно выпрямляются, если же малыш прижимает руки к груди, то ноги при этом, как правило, притягиваются к животу. Поэтому следует перед сном предлагать детям класть руки за голову, воспитывая таким образом навык свободной развёрнутой позы во время сна. Во время бодрствования почаще выкладывайте малыша на живот, это положение позволит ему раньше начать поднимать и удерживать голову, поворачивать её в разные стороны, наблюдая за окружающим миром. Чтобы облегчить это положение, подложите ребёнку под грудь сложенную в несколько раз пелёнку. Совершенно очевидным является тот факт, что находясь в положении лицом вниз, ребёнок вынужден учиться держать голову прямо, чтобы видеть, и развивать соответствующие структуры тела. Положите его лицом вниз, и вы сами увидите, как сначала беспорядочные и бесполезные движения рук и ног постепенно станут осмысленным движением- ползком. Нам может нравиться наблюдать за ним, когда он лежит в положении лицом вверх, но он-то хочет начать двигаться по той древней дороге, которая рано или поздно приведёт его к ходьбе и эта дорога начинается прямо здесь и сейчас. У ребёнка с момента рождения имеется ряд кожных рефлексов: при раздражении кожи некоторых частей тела ребёнок совершает определённые движения. Например, рефлекс таланта- дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи вдоль позвоночника, феномен ходьбы- при прикосновении стопами к опоре ребёнок делает шаговые движения, или феномен ползания- при прикосновении руками взрослого к подошвам младенца, тот отталкивается от рук и ползёт. Эти врождённые рефлексы сохраняются недолго, до трёх месяцев. В первые месяцы жизни ребёнка, когда у него сохраняется физиологический гипертонус мышц-сгибателей конечностей, необходимо использовать только те рефлексы, которые связаны с разгибанием, на этом принципе основаны все активные (то есть Когда ребёнок совершает движения самостоятельно) упражнения. Что касается пассивных (совершаемых с помощью взрослого) движений конечностей, то в этом возрасте они не могут иметь места, так как при наличии повышенного тонуса сгибателей выполнение этих движений связано с резким сопротивлением ребёнка и опасностью насилия над ним. Уже к концу первого месяца жизни ребёнок останавливает взгляд на лице матери или ухаживающих за ним взрослых, у малыша появляется первая улыбка. В течение второго месяца ребёнок, лёжа на животе, начинает поднимать голову, поворачивать её в стороны, наблюдать за движущимися крупными предметами, улыбается, когда над ним наклоняется взрослый. Ласковый разговор взрослых с ребёнком вызывает комплекс оживления- беспорядочные движения руками и ногами, размахивание ими в разные стороны. Это очень полезная реакция, так как стимулируется развитие движений, направленных от центра тела, чаще общайтесь с малышом, разговаривайте с ним. В течение третьего месяца ребёнок уже может поворачиваться со спины на бок и иногда, во время своих беспорядочных движений, закинув одну ногу за другую, оказывается на животе, поэтому будьте осторожны и не оставляйте малыша без присмотра там, где, повернувшись, он может упасть. Таким образом, главной целью ваших ежедневных занятий с ребёнком является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног. Для этого необходимо следующее: частое общение и ласковый разговор с ребёнком, которые стимулируют комплекс оживления, отсутствие стесняющего движения тугого пеленания ребёнка, частое выкладывание ребёнка на живот, ежедневные тёплые ванны и плавание, лёгкий поглаживающий массаж всего тела, стимулирование активных движений ребёнка, связанных с работой мышц-разгибателей, для чего используется основной двигательный фонд этого возраста- врождённые рефлексы. И ещё: купите ребёнку большой яркий надувной мяч (пластиковый), эта замечательная игрушка послужит вашему малышу первым гимнастическим снарядом. Упражнение- покачивание на мяче очень нравится детям, прекрасно тренирует вестибулярный аппарат и мышцы всего тела. Свыше полувека назад русский нейропсихолог Борис Класовский продемонстрировал, что развитие мозга котят и щенят в первые десять-двадцать дней жизни резко ускоряется, если их подвергнуть мягкой вестибулярной стимуляции. Такая стимуляция, проводимая очень бережно, весьма приятна новорождённым, вы любите брать своего малыша на руки? Поносите его по кругу, но не просто носите вокруг чего-либо, а совершайте при этом плавные движения вверх-вниз, вперёд-назад и из стороны в сторону. Носите ребёнка по всему дому, рассказывая ему о том, где он находится, какие вещи его окружают. Во время занятий будьте внимательны к своему ребёнку и постоянно за ним наблюдайте, делайте упражнения бережно, начинайте медленно и спокойно, постепенно переходя к следующим стадиям. Всегда останавливайтесь прежде, чем он сам этого захочет, только в этом случае он с радостью будет ждать следующего занятия!

План занятий

1. Массаж рук: поглаживание 6-8 движений по каждой руке.
2. Приподнимание из положения на спине.
3. Массаж ног: поглаживание 6-8 движений по каждой ноге.
4. Выкладывание на живот- рефлекторное упражнение 15-20 секунд.
5. Массаж спины: поглаживание 4-5 движений.
6. Разгибание позвоночника- рефлекторное упражнение 2-3 раза на каждом боку.
7. Массаж живота: круговое поглаживание 5-6 раз, встречное поглаживание 5-6 раз, поглаживание косых мышц живота 5-6 раз, круговое поглаживание 5-6 раз.
8. Упражнение для укрепления мышц живота 2-3 раза.
9. Массаж стоп: поглаживание 5-6 раз.
10. Сгибание и разгибание стоп- рефлекторные упражнения 3-4 раза.
11. ползание- рефлекторное упражнение 2-3 раза.
12. Массаж груди: круговое поглаживание, вибрация 5-6 раз.
13. ходьба- рефлекторное упражнение 2-3 раза.
14. Встряхивание рук.
15. Покачивание в позе эмбриона по 2-3 раза в каждую сторону.
16. Покачивание на мяче.

 

Методические замечания

Теперь перейдём к подробному объяснению массажных приёмов и упражнений.

1. Массаж рук- Исходное положение: ребёнок лежит на спине ногами к взрослому. Вложите большой палец своей руки в кисть ребёнка, правую руку удерживайте левой, левую- правой. Поглаживание проводится одноимённой рукой в направлении от кисти на плечо и к подмышечной складке, этот приём повторите 6-8 раз.

2. Приподнимание из положения на спине- итак, ребёнок лежит в постели на спине, дайте ему схватить или большие пальцы своих рук, или деревянный округлый штырь, после чего приподнимите верхнюю часть его туловища на несколько сантиметров. Всегда, как только заметите, что хватка вашего ребёнка ослабла или что выражение радости на его лице сменилось озабоченностью, успевайте опустить его, каждое упражнение делается не больше минуты. Однако за минуту вы можете семь-восемь раз приподнять его. Через одну-две недели приподнимайте ребёнка всё выше и выше так, чтобы он сам начинал удерживать часть собственного веса. Самое важное- не забывайте радостно и громко хвалить малыша всякий раз, когда он хватает и отпускает ваши пальцы.

3. Массаж ног- исходное положение То же, что и при массаже рук- правую ногу ребёнка удерживайте правой рукой, левую- левой. Поглаживание проводится по задненаружной поверхности ноги по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку и не задевая передней поверхности голени, в конце движения рука направляется кпереди к паховой складке, повторите 6-8 раз.

4. Выкладывание на живот- положите ребёнка на живот, голова его приподнята, руки опираются на предплечья, бёдра разведены в стороны, это упражнение относится к активным, основано на защитно-оборонительном рефлексе: в первые недели жизни ребёнок поворачивает, а затем поднимает голову из положения на животе. Старайтесь чаще выкладывать малыша на живот (например, перед каждым кормлением), так как это хорошая тренировка для задних мышц шеи и спины. Длительность упражнения определяем индивидуально, начиная с пяти-десяти секунд, постепенно увеличивая.

5. Массаж спины- исходное положение: ребёнок лежит на животе, руки под грудью- поглаживайте спину ребёнка от ягодиц к голове тыльной стороной кисти (используя приём глажения), а в обратном направлении, от головы к ягодицам- ладонью, повторите 4-5 раз. До полутора-двух месяцев жизни, когда ребёнок ещё неустойчиво сохраняет положение на животе, лучше массировать его одной правой рукой, а левой придерживать ноги, в дальнейшем поглаживание можно делать одновременно двумя руками.

6. Разгибание позвоночника- исходное положение: ребёнок лежит на боку- одной рукой придерживайте ноги ребёнка, большим и указательным пальцами (или указательным и средним) другой руки легко проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее, в ответ на это воздействие ребёнок прогибает спину, упражнение основано на врождённом кожноспинном рефлексе (рефлексе таланта). Повторите это движение на левом боку, меняя соответственно руки, старайтесь сделать это упражнение несколько раз в день, тренируйте мышцы-разгибатели позвоночника.

7. Массаж живота- исходное положение: ребёнок лежит на спине- начинаем с кругового поглаживания, ладонью правой руки круговыми движениями, по ходу часовой стрелки поглаживайте живот ребёнка, не надавливая на область печени (правое подреберье), повторите 5-6 раз. Встречное поглаживание- положите ваши руки на живот ребёнка следующим образом: ладонь правой руки- сверху левой половины живота, тыльная сторона пальцев левой руки- внизу правой половины живота ребёнка, одновременно поглаживайте ладонью вниз, а тыльной стороной пальцев- вверх, повторите 5-6 раз, это движение совпадает с ходом перистальтики кишечника, что определяет его особую эффективность при различных нарушениях деятельности кишечника. Поглаживание по косым мышцам живота- подведите ладони обеих рук под поясницу ребёнка, затем обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг другу, сверху вниз и кпереди, пальцы соединяются над пупком, и так тоже 5-6 раз. Завершите массаж двумя-тремя круговыми поглаживаниями. Массаж живота надо делать и вне ежедневных занятий, это эффективная помощь при запорах и болезненном отхождении газов, в этом случае движения должны быть очень медленными и плавными, с лёгким усилением давления в левой нижней части живота.

8. Упражнение для укрепления мышц живота- исходное положение То же- подведите ладони обеих рук под спину ребёнка, поддерживая его голову, дайте малышу опереться стопами о ваш живот, медленно поднимите руки почти до вертикального положения, затем, так же медленно, опустите, следите, чтобы ребёнок не терял опору, это упражнение служит хорошей подготовкой к присаживанию.

9. Массаж стоп- исходное положение то же- удерживайте ногу ребёнка одной рукой в области голени, указательный и средний пальцы другой руки положите на тыльную сторону стопы, создавая опору, круговыми движениями большого пальца энергично поглаживайте подошву, можно рисовать восьмёрку, затем промассируйте другую стопу, меняя соответственно руки.

10. Сгибание и разгибание стоп (рефлекторное упражнение)- исходное положение То же- удерживайте ногу ребёнка в области голени, кончиком большого пальца быстро нажмите на подошву ребёнка у основания пальцев, в ответ на это раздражение ребёнок сгибает стопу, затем этим же пальцем проведите с нажимом по наружному краю стопы от мизинца к пятке, ребёнок рефлекторно разгибает пальцы, каждое упражнение повторите 3-4 раза.

11. ползание (рефлекторное упражнение)- исходное положение: ребёнок лежит на животе, согнув ноги- разведите его колени в стороны, стопы соедините, осторожно, не прикасаясь к подошвам, подведите четыре пальца обеих рук под тыльную поверхность стоп ребёнка, вслед за этим большими пальцами прикоснитесь одновременно к обеим его подошвам, в ответ на это ребёнок энергично отталкивается, разгибая ноги, и продвигается вперёд, важно, чтобы ваши руки были плотно прижаты к столу, создавая опору, в противном случае ребёнок оттолкнёт руки, а сам останется на месте. Это активное упражнение основано на врождённом кожно-ножном рефлексе, феномен ползания сохраняется до двух с половиной-трёх месяцев жизни, при выполнении этого движения надо соблюдать осторожность: прикасаться к подошвам ребёнка можно только тогда, когда стопы обхвачены с тыльной стороны, иначе ребёнок легко может соскользнуть со стола.

12. Массаж груди- исходное положение: ребёнок лежит на спине- начните с поглаживания, которое выполняется обеими руками (ладонными или тыльными поверхностями пальцев), одновременным движением руки направляются от середины грудины вверх и в стороны к подмышечным впадинам, поглаживание боковых поверхностей грудной клетки проводится в направлении от грудины вниз и в стороны к подмышкам, затем, обхватив грудь ребёнка, быстрыми движениями, очень нежно надавливайте на грудную клетку, этот приём вибрационного массажа рефлекторно вызывает более глубокий вдох.

13. Ходьба (рефлекторное упражнение)- исходное положение: поддерживайте ребёнка под мышками в вертикальном положении лицом или спиной к себе, дайте малышу прикоснуться к твёрдой поверхности стола, это раздражение вызывает рефлекторные шаги, ведите ребёнка, слегка наклоняя его вперёд, при выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребёнка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, чтобы ребёнок полностью ставил свои стопы на опору (не позволяйте ему ходить на цыпочках). Практика показывает, что рефлекторная ходьба- самое любимое упражнение, доставляющее удовольствие и детям, и взрослым, ходите чаще.

14. Ваш ребёнок устал- положите его на спиду и сделайте лёгкое встряхивание ручек- захватите кисть ребёнка так же, как и при массаже, и очень легко встряхните обе руки, слегка разведя их в стороны, если ребёнок сопротивляется (в силу повышенного тонуса мышц-сгибателей), значит, он ещё не готов к этому упражнению, в таком случае повторите поглаживание рук.

15. Покачивание в позе эмбриона- исходное положение: ребёнок лежит на спине- сгруппируйте ребёнка, то есть Сложите ручки на груди, подтяните согнутые ноги к животу (разведя колени и соединив стопы), наклоните голову к груди, придерживайте руки и ноги одной рукой, а другой- поддерживайте голову под затылком. В такой позе, напоминающей положение эмбриона, покачивайте ребёнка в различных направлениях: вперёд-назад, вправо-влево, по кругу по 2-3 раза в каждую сторону, это упражнение благотворно действует на нервную систему и вестибулярный аппарат, поэтому его следует делать несколько раз в день.

16. Покачивание на мяче- возьмите надувной пляжный мяч большого размера, положите ребёнка животом на мяч, разведя его колени широко в стороны, придерживайте малыша в области спины, покачивайте мяч в различных направлениях: вперёд-назад, в стороны и по кругу, размах движений должен быть небольшим, чтобы ребёнок не соскользнул, это упражнение можно делать в любое время дня, спустя полчаса после еды, оно способствует хорошему расслаблению и тренирует вестибулярный аппарат.

Примечания: занятие длится примерно 15 минут, предложенный комплекс не обязательно выполнять полностью за один раз, если ребёнок слишком мал, быстро устаёт или у него плохое настроение, ограничьтесь массажем и одним-двумя упражнениями, остальное вы можете сделать в любое удобное время в течение дня. Последовательность массажных приёмов и упражнений старайтесь сохранить, поглаживание выполняется мягко, в медленном темпе, не допускайте резких движений, они мешают расслаблению мышц. И самое главное: во время занятий активно общайтесь с малышом, ласково разговаривайте с ним, поддерживайте у него радостное настроение.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.