Почему ездить на велосипеде так трудно? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Почему ездить на велосипеде так трудно?

2017-05-18 698
Почему ездить на велосипеде так трудно? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В езде на велосипеде замечательно то, что это занятие чрезвычайно эффективно с точки зрения физики. Автомобиль весит где-то в 20 раз больше, чем вы, а вес велосипеда составляет от одной пятой до четверти вашего веса. То есть обычная машина весит в 100 раз больше обычного велосипеда, даже если вы единственный пассажир[45]. Когда вы движетесь вверх по склону холма, то поднимаете несколько металлических или алюминиевых трубок, два круга резины, немного пластика и несколько десятков тонких спиц. Когда же вы едете вверх по тому же склону на автомашине, то преодолеваете силу земного тяготения для массы в одну или две тонны. Попробуйте подтолкнуть вверх заглохшую машину (я однажды так делал), и вы быстро ощутите разницу.

По сравнению с ездой на машине прогулка на велосипеде кажется чем-то почти невесомым. Но если вы понаблюдаете за профессиональными велогонщиками-шоссейниками или любителями езды по горам, то отметите, что они трудятся изо всех сил. Почему? Их тяжелая работа подразумевает, что, помимо перемещения собственного веса и веса велосипеда, они на что-то еще затрачивают много энергии. Куда она девается? Может показаться, что, поднимаясь вверх по склону на велосипеде, мы теряем энергию. Но это не так. Вы сопротивляетесь силе земного притяжения, но приобретаете энергию потенциальную. Это значит, что вы можете со свистом спуститься по противоположному склону холма, не затрачивая почти никаких усилий. В это время потенциальная энергия перейдет в кинетическую. Так что в целом потери энергии в процессе путешествия будут незначительными. И все же ясно, что при езде по любой местности велосипедисты безвозвратно теряют часть энергии. Куда же она уходит? При езде на велосипеде есть три пути потери энергии: трение, сопротивление ветра и сопротивление качению.

 

Трение

 

Как вы уже знаете из предыдущей главы, принцип работы колеса состоит в том, что трение передвигаемого тела о землю переносится на трение вокруг осей транспортного средства. При езде на велосипеде энергия теряется на сопротивление трению в каретке, когда вы крутите педали; в осях самих колес, в оси руля при поворотах и т. д. Когда вы нажимаете на рукоятку тормоза, то сдавливаете обод колеса твердыми резиновыми пластинами, и велосипед останавливается. Кинетическая энергия при этом превращается в тепловую, которая нагревает и тормозные колодки, и сами колеса. Это тоже потери энергии. И они могут считаться безвозвратными: вы никак не можете с пользой применить ту же тепловую энергию, образующуюся при езде.

 

Сопротивление воздуха

 

Одно из высших удовольствий при езде на велосипеде – ощущение упругого давления встречного воздуха на лице и теле. Но тут тоже тратится энергия. Когда вы идете пешком, воздух кажется вам невидимым, «ничем», которое служит одной цели: дать вам возможность дышать. Но это не вакуум: воздух полон молекул, которые находятся на вашем пути. Идти в воде гораздо труднее: вы должны проталкивать тело сквозь вязкую жидкость. Езда на велосипеде сродни движению в воде. Всё дело в степени различия. Разумеется, она не требует стольких же усилий и таких же потерь энергии. Но какое-то ее количество все равно теряется. Чем быстрее вы едете, тем больше сопротивление воздуха и тем больше энергии вы теряете. Спортсмен, мчащийся на гоночном велосипеде на высокой скорости, около 80 % энергии, которую он затрачивает на вращение педалей, использует для того, чтобы «пробить» путь сквозь воздух. На горном велосипеде на это уходит около 20 % вашей энергии: его скорость относительно невелика из-за ям и рытвин на горных дорогах[46].

 

Сопротивление качению

 

Куда же уходит 80 % энергии (в случае горного велосипеда) или 20 % ее же (в случае велосипеда гоночного)? Вам доводилось месить тесто для хлеба? Пробовали ли вы в течение нескольких минут подряд переминать слои теста? Это на удивление тяжелая работа, ведь вам приходится все время менять порядок молекул в массе, сближая одни и отдаляя другие. При этом тесто приобретает вид, очень далекий от изначального. Меняется и его структура: ведь вы проделали большую работу и вложили в нее много энергии. Езда на велосипеде очень напоминает этот процесс. Вы заставляете колеса вращаться, и шины и находящийся в них воздух постоянно подвергаются растяжению (вверху) и сжатию (внизу). Вращение шин требует энергии. Она затрачивается на преодоление сопротивления качению. Если тесто после разминания становится более упругим, то езда на велосипеде никак не меняет шины. При этом затрачиваемая энергия переводится в тепло (и звук) при растяжении и сжатии шин. Толстые и плотные шины горного велосипеда имеют более высокое сопротивление качению, чем тонкие и эластичные шины велосипеда гоночного. Оставшаяся часть вашей энергии, затрачиваемой на езду на велосипеде, расходуется на преодоление сопротивления качению. На горном велосипеде на это уйдет 80 %, а на гоночном – 20 % энергии.

 

Энергетический кризис?

 

Можно ли что-то сделать, чтобы уменьшить потери энергии при езде на велосипеде? Если энергия у нас теряется тремя способами, то и сохранять ее мы можем тоже по трем направлениям.

 

Борьба с трением

 

На первый взгляд борьба с трением должна быть самой легкой задачей: вам всего лишь нужно как следует смазывать втулки, передачи и цепь. Но те потери, которые связаны с работой подшипников, шестеренок и т. п., – самые легкие заботы. Гораздо большие потери от трения происходят, когда вы тормозите и растрачиваете впустую весь импульс, который приобрели. При этом вы безвозвратно переводите его в тепло. Опытные велосипедисты стараются избежать этой проблемы, минимизируя необходимость торможения. Обычно вы заранее можете предвидеть, когда нужно будет остановиться (например, на светофоре), и заблаговременно снижаете усилия, прилагаемые к педалям. Тормоза-то вы используете реже, но это не спасает вас от потери кинетической энергии при остановке. Здесь вы ничего не можете поделать. Гибридные автомашины и электропоезда используют так называемое регенеративное (рекуперативное) торможение: энергия торможения преобразуется в электрическую и накапливается в специальных аккумуляторах для повторного использования. Как мы увидим в следующей главе, эта техника очень эффективна для больших и тяжелых транспортных средств, перемещающихся с высокой скоростью (там доля регенерируемой энергии велика). Но она не очень хорошо работает в случае легких транспортных средств, двигающихся на относительно малых скоростях с небольшой энергией (велосипедов в том числе).

 

«Приглаживаем» наш путь

 

Наверняка вам доводилось видеть велосипедистов-любителей, которые путешествуют, затянутые в тонкие трико из лайкры и в каплевидных шлемах на голове. Эти люди стараются снизить те 80 % расхода энергии, которая теряется на преодоление сопротивления воздуха. Обращали внимание, как они выстраиваются в линию друг за другом? Если вы попадаете в разреженный воздух за следующим перед вами гонщиком, то можете сэкономить от четверти до трети усилий, которые вы затрачиваете, когда едете в одиночку[47]. И это только начало. Профессиональные гоночные велосипеды имеют различные приспособления для улучшения аэродинамики. Это и специальный руль, на который вы можете опираться локтями, снижая сопротивление воздуха; и спицы в виде пластин, которые служат той же цели. Группирование спортсмена в форме «черепахи» позволяет ему нестись вперед со скоростью зайца, а обтягивающая одежда предназначена для того, чтобы двигаться быстрее. Хотя для среднего велосипедиста, наслаждающегося поездками по воскресеньям, все это куда менее важно, чем для среднего олимпийца.

А как вы смотрите на бритье ног для того, чтобы мчаться на велосипеде быстрее? Я внимательно просматривал научно-технические журналы в поисках доказательств того, что бритье ног может улучшить результаты велосипедиста, но не нашел их. Неудивительно. Как провести такие исследования? Вряд ли вы можете выступить на соревнованиях, побрить ноги и выступить снова. Не можете вы побрить и одну ногу, чтобы сравнить с другой. Чтобы установить истину, нужно организовать хитрый эксперимент в продувочном тоннеле. Можно в нем установить манекен велосипедиста и «продуть» его сначала с приклеенными к ногам «волосами», а затем без них. Наверное, от бритья ног спортсмены могут получать дополнительную уверенность. Для вас же, как простого любителя, все преимущества могут состоять в облегчении массажа ног после тренировки или обработки ран, которые вы можете получить при падении. Олимпийские чемпионы борются за каждую долю секунды, но для остальных такие ухищрения по преодолению сопротивления воздуха имеют минимальный эффект[48].

 

Представьте себя рыбой

 

Лосось может выпрыгивать высоко из воды, потому что его тело похоже на очень гладкую трубу, которая движется навстречу и параллельно потоку воды. Профессиональные велосипедисты достигают высоких скоростей тогда, когда пытаются использовать такое природное явление в своих интересах. Лучший способ резко снизить сопротивление воздуха – использовать лежачие велосипеды (лигерады) вместо обычных машин. В таких велосипедах, которые расположены низко к земле, вы лежите или полулежите на спине, словно в гамаке на колесах. Лежачие велосипеды передвигаются быстрее других двухколесных машин. Поскольку вы находитесь в отклоненном положении, вы прорезаете воздух так же, как лосось воду, вместо того чтобы ударяться о воздушный поток всем телом с ловкостью грузовика.

 

Принцип работы лежачих велосипедов. На таких велосипедах спортсмены движутся, подобно рыбам. Поскольку человек находится в лежачем положении, на манер трубы, сопротивление воздуха значительно снижается. В сравнении с обычным гоночным велосипедом на лежачем вы тратите примерно на 15 % меньше энергии на преодоление сопротивления на скорости [49].

 

Если вы относитесь к езде на велосипеде серьезно, то можете легко «заболеть» всеми этими идеями. Группы велосипедистов, носящихся по дорогам с бритыми ногами и затянутых в лайкру, – хорошее тому доказательство. Но нужно помнить и о главном. Велосипеды – хитроумные машины, которые доставляют нас из одной точки в другую с поразительной эффективностью. Используя научные принципы, они значительно превосходят по эффективности электромобили, мотоциклы, дизельные автомобили, паровозы и даже человеческое тело. Езда на велосипеде гораздо удобнее и продуктивнее ходьбы, ведь вам не нужно приноравливаться к дороге. Вы затрачиваете меньше мышечной энергии на тот же путь. Вы теряете так мало энергии при передвижении на велосипеде, что глупо (и чудовищно неблагодарно) страдать из-за скрипящих тормозов, комковатых шин или даже волосатых ног.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.