Тема 10. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Судебно-медицинская экспертиза по материалам дела. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 10. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Судебно-медицинская экспертиза по материалам дела.

2017-05-18 338
Тема 10. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. Судебно-медицинская экспертиза по материалам дела. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения:

1. Процессуальный порядок назначения и производства судебно-медицинской экспертизы живых лиц (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц).

2. Виды судебно-медицинских экспертиз живых лиц и их краткие характеристики.

3. Определение понятия «вред здоровью». Степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: тяжкий, средней тяжести и легкий. Квалифицирующие признаки тяжести вреда, причиненного здоровью человека. Порядок определения при проведении судебно-медицинской экспертизы степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

4. Примерный перечень вопросов при назначении судебно-медицинских экспертиз живых лиц.

5. Судебно-медицинская экспертизы по материалам дел: понятие, основания, виды, процессуальный порядок назначения и проведения.

 

Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

В модуле 1 предусмотрена самостоятельная проработка материала лекций и семинаров. Контроль проводится в форме письменного теста на семинаре, студенты могут подготовить рефераты, а также проводится опрос.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов

1. Устный опрос студентов по вопросам для самопроверки по теме модуля.

2. Работа с реальными судебными решениями.

3. Контроль выполнения заданий по подготовке к семинарскому занятию.

4. Выступление с докладом на семинарском занятии.

5. Тематическое тестирование.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, является низким, а главное – недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Самостоятельная работа являетсяодним из основных видов работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Судебная медицина» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом, данных в ходе установочных занятий.

Затем полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Для приобретения навыков исследовательской деятельности по дисциплине предусмотрена подготовка студентами рефератов. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем.

Студент имеет право принимать участие в обсуждении организационно-методических форм преподавания дисциплины «Судебная медицина» на вводном занятии. Студент обязан добросовестно учиться и овладевать знаниями, выполнять в установленные преподавателем сроки все виды заданий по дисциплине, предусмотренных настоящей «Программой и учебно-методическими материалами». Поскольку лекционное занятие готовится преподавателем с учетов разнообразной учебной, научной и публицистической литературы, с использованием междисциплинарных связей, полноценное знание дисциплины возможно только при посещении занятий и конспектировании основного содержания лекции. Так как лекция пишется в быстром темпе и некоторые слова сокращаются или недостаточно осмысливаются, необходимо по возвращении домой вдумчиво прочитать ее, а еще лучше – выучить. Практика показывает, что данный метод является эффективным средством крепкого запоминания пройденного накануне лекционного материала. Более основательное запоминание лекции достигается при повторном изучении материала накануне семинарского (практического) занятия, опрос на котором является обязательным элементом учебного процесса. По результатам семинарских опросов, а также по активности участия студентов в решении учебных дел (задач) ведется накопительная ведомость, по итогам которой будет выставлена семестровая оценка, оказывающая наряду с показателем посещаемости занятий серьезное влияние на итоговую оценку. В эту же ведомость будут заноситься оценки за знания, выставленные по результатам двух письменных коллоквиумов, проводимых по окончании соответственно общей и особенной частей земельного права, которые также будут учитываться при итоговой сессионной оценке знаний студента. На обращение лектора к студентам в конце занятия «Есть ли вопросы по представленной лекции?» при необходимости следует задать вопросы и получить разъяснения.

Контроль по модулям дисциплины проводится в форме письменного теста или контрольной работы, выполняемой студентами на семинаре.

Раздел 7. Образовательные технологии.

В соответствии с требованиями п. 7.3. ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, образовательных учреждений, научных, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин.

Модуль предусматривает сочетание различных образовательных технологий, направленных на лучшее усвоение материала. Классическое лекционное обучение включает в себя обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, что позволяет достигать более высоких результатов освоения и запоминания материала.

В модуле реализована личностно ориентированная технология образования, сочетающая два равноправных аспекта этого процесса: обучение и учение. С учетом этого учебные материалы модуля включают информацию нескольких типов:

· информацию, отражающую мировой, постоянно обновляющийся опыт в области уголовного права и права окружающей среды;

· информацию справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и естественно-научными и общепрофессиональными дисциплинами;

· информацию, помогающую самообразованию. Это – имеющиеся в лекционном разделе модуля текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, приложения, облегчающие самостоятельную обработку текста, его понимание.

Деятельностный подход при освоении дисциплиныреализуется через анализ и решение учебных задач, примеры которых приведены в рабочей программе.

Виды образовательных технологий, используемых при преподавании учебной дисциплины «Правоохранительные органы»:

1. Традиционные образовательные технологии ориентируются наорганизацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер, (например, информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя), семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы, практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму, лабораторная работа – организация учебной работы с реальными материальными и информационными объектами, экспериментальная работа с аналоговыми моделями реальных объектов).

2. Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов (например, проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала, лекция «вдвоем» (бинарная лекция) – изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.), практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков, практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации).

3. Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий (например, деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.).

4. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.

Основные типы осуществляемых проектов:

Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).

Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).

5. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.

Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:

Лекция «обратной связи» – лекция–провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.

Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:

Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).

Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.

При изучении модулей дисциплины предусмотрены следующие активные формы проведения занятий:

1. Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля.

2. Работа в команде при подготовке аналитических обзоров и презентаций по полученным результатам.

3. Активное обсуждение презентаций студентов по материалам рефератов на семинарских занятиях.

4. Интерактивные методы обучения: кейс-стади, метод проектов.

5. Методы проблемного обучения, решение ситуативных задач.

6. Проведение деловых игр, круглых столов на базе современных информационных технологий.

Инновационные методы основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. Они предполагают применение информационных образовательных технологий, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, в процессе преподавания дисциплины. Применяются следующие инновационные методы:

– использование медиаресурсов, энциклопедий, электронных библиотек и Интернет;

– проведение электронных презентаций рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

– решение юридических задач с применением справочных систем «Гарант», «КонсультантПлюс»;

– консультирование студентов с использованием электронной почты;

– использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний студентов и т.д.

 

Порядок проведения и оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Промежуточный контроль по дисциплине «Судебная медицина» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации, проводимых согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме зачета.

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

 

1. Понятие и задачи судебной медицины. Предмет науки судебной медицины. Возникновение и развитие судебной медицины.

2. Методы судебной медицины: понятие, их классификация.

3. Понятие и объекты судебно-медицинской экспертизы.

4. Правовые основы судебно-медицинской экспертизы. Поводы для обязательного назначения судебно-медицинской экспертизы. Виды судебно-медицинских экспертиз.

5. Организационные вопросы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации.

6. Специалист в области судебной медицины: понятие, правовой статус. Судебно-медицинский эксперт: понятие, правовой статус. Пределы компетенции судебно-медицинского эксперта. Отличие правового статуса судебно-медицинского эксперта от правового статуса специалиста в области судебной медицины.

7. Обстоятельства, исключающие возможность участия специалиста в области судебной медицины при рассмотрении и разрешении дел. Основания для отвода и порядок отвода специалиста в области судебной медицины.

8. Осмотр места происшествия, трупа и предметов. Основные задачи и обязанности специалиста в области судебной медицины при наружном осмотре трупа.

9. Заключение эксперта как источник доказательств. Показание эксперта. Предмет допроса эксперта. Структура заключения эксперта. Правовая оценка заключения эксперта.

10. Судебно-медицинская травматология. Повреждения механического происхождения. Прижизненные и посмертные повреждения.

11. Травмирующий фактор. Механизм причинения повреждений.

12. Повреждения, причиненные тупыми предметами. Виды тупых предметов.

13. Характеристика раневых повреждений, причиненных острыми предметами. Виды острых предметов.

14. Возможности установления рода, вида и экземпляра острых предметов и механизмов их действия по особенностям повреждений.

15. Повреждения, причиненные невооруженным человеком (ногой, рукой, головой и т.д.). Повреждения, причиненные животными, и его особенности.

16. Падения с высоты и высоты своего роста (на плоскости). Его виды и основные характеристики.

17. Общая характеристика транспортной травмы. Классификация.

18. Автомобильная травма.

19. Железнодорожная травма.

20. Огнестрельные повреждения. Повреждающие факторы выстрела. Следы близкого выстрела. Методы их обнаружения.

21. Отличительные признаки входных и выходных огнестрельных ран.

22. Особенности повреждений при выстреле дробью, картечью.

23. Установление расстояния и дистанции выстрела.

24. Взрывная травма.

25. Механическая асфиксия, ее классификация. Общие признаки механической асфиксии, наружные и внутренние.

26. Странгуляционная асфиксия: понятие, виды.

27. Повешение. Особенности осмотра трупа.

28. Утопление и его виды. Признаки прижизненного попадания тела в воду. Признаки пребывания трупа в воде. Определение продолжительности пребывания трупа в воде.

29. Вред здоровью, вызванный температурным воздействием. Отличительные особенности действия высоких и низких температур на организм человека.

30. Поражения током (техническим электричеством). Поражения молнией (атмосферным электричеством).

31. Танатология. Умирание и смерть. Стадии умирания. Констатация смерти в Российской Федерации.

32. Виды смерти и их особенности. Ориентирующие признаки, указывающие на наступление смерти. Достоверные признаки биологической смерти.

33. Общие признаки клинической смерти. Признаки жизни человека. Задача по оказанию первой медицинской помощи на месте происшествия.

34. Трупные изменения: понятие, виды. Ранние трупные изменения. Поздние трупные изменения.

35. Определение времени наступления смерти. Суправитальные реакции.

36. Судебно-медицинская токсикология. Яды: общее понятие, классификация. Факторы, влияющие на токсикологическую ситуацию. Классификация отравлений по причине (происхождению).

37. Отравление алкоголем.

38. Отравление наркотическими и иными веществами.

39. Процессуальный порядок назначения и производства судебно-медицинской экспертизы живых лиц.

40. Квалифицирующие признаки тяжести вреда здоровью.

41. Судебно-медицинская экспертиза определения тяжести причиненного вреда здоровью человека: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

42. Судебно-медицинская экспертиза потери трудоспособности: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

43. Судебно-медицинская экспертиза рубцов кожи: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

44. Судебно-медицинская экспертиза алкогольного состояния: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

45. Судебно-медицинская экспертиза по определению возраста и идентификации личности: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

46. Понятие идентификации (отождествления). Идентификация человека при обнаружении неопознанных и разложившихся трупов.

47. Судебно-медицинская экспертиза при спорных половых состояниях: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

48. Судебно-медицинская экспертиза определения истинного пола: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

49. Судебно-медицинская экспертиза определения половой зрелости: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

50. Судебно-медицинская экспертиза установления половой и производительной способности: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

51. Судебно-медицинская экспертиза определения половой неприкосновенности: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

52. Судебно-медицинская экспертиза по поводу установления последствий, связанных с нарушением половой неприкосновенности: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

53. Эксгумация трупа. Виды эксгумации.

54. Стадии экспертного исследования трупа.

55. Вещественные доказательства биологического происхождения, их виды.

56. Вещественные доказательства со следами крови: понятие, порядок обнаружения, фиксации и исследования.

57. Вещественные доказательства со следами спермы: понятие, порядок обнаружения, фиксации и исследования.

58. Судебно-медицинское исследование пятен слюны, мочи, пота и потожировых выделений: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

59. Судебно-медицинская экспертиза волос: основание, особенности, процессуальный порядок назначения и проведения.

60. Врачебные ошибки и несчастные случаи в медицинской практике – судебно-медицинские подходы.

Методика проведения зачета по дисциплине

На зачете проверяются знания студентов. При отборе материала для опроса на зачете, следует, прежде всего, исходить, из оценки значимости данного программного вопроса в общей системе учебной дисциплины. На зачет необходимо выносить следующее:

– материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачетного раздела, на основе которого формируются ведущие понятия курса;

– фактический материал, составляющий основу предмета;

– решение правовых задач, ситуаций, выполнение заданий, позволяющих судить об уровне умения применять знания;

– задания и вопросы, требующие от студентов навыков самостоятельной работы, умений работать с учебной, периодической литературой, нормативно-правовыми актами.

Принимая зачет, преподаватель получает информацию не только о качестве знаний отдельных студентов, но и о том, как усвоен материал группы в целом. Важно выяснить, какие вопросы усвоены студентами, над, чем следует дополнительно поработать, какими умениями студенты пока не смогли овладеть. Поэтому отбираются вопросы, которые в совокупности охватывают все основное содержание зачетного раздела, при решении которых, можно видеть, как учащиеся овладели всеми умениями, запланированными при изучении данного зачетного раздела.

Примерные темы рефератов, эссе, докладов

задания для выполнения самостоятельной работы

Формой самостоятельной работы студента является написание рефератов (10-15 страниц) или научных сообщений, подготовка докладов для участия в научных конференциях по предложенным темам.

1. Определение вероятной давности наступления смерти.

2. Жировоск, мумификация и торфяное дубление.

3. Ранние трупные явления.

4. Порядок осмотра трупа на месте его обнаружения.

5. Поиск, обнаружение, изъятие, упаковка вещественных доказательств

биологического происхождения.

6. Структура бюро судебно-медицинской экспертизы.

7. Понятие судебно-медицинской травматологии.

8. Понятие телесного повреждения (юридическое и медицинское).

9. Классификация телесных повреждений.

10. Понятие и особенности механических повреждений.

11. Классификация механических повреждений.

12. Понятие перелома, надлома, трещины, отломка, фрагмента и осколка.

13. Повреждающие факторы выстрела.

14. Факторы близкого выстрела.

15. Выстрел в упор.

16. Выстрел с дальней дистанции.

17. Признаки входной и выходной огнестрельной раны.

18. Особенности взрывной травмы.

19. Понятие и классификация механических асфиксий.

20. Утопление в воде. Типы утопления.

21. Признаки наступления смерти от механической асфиксии.

22. Общее и местное действие высокой температуры. Классификация ожогов.

23. Смерть от переохлаждения. Признаки наступления смерти от переохлаждения.

24. Поводы производства экспертиз в отделении живых лиц.

25. Основные критерии оценки степени тяжести причиненного вреда здоровью.

26. Причины насильственной смерти. Классификация насильственной смерти.

Тестовые задания

1. Кто из ниже перечисленных выделил судебную медицину как самостоятельный раздел медицинской науки?

1. Мюллер

2. Понсольд

3. Прокон

4. Бонн

5. Хансен

2. Судебно-медицинская экспертиза производится:

1. В бюро судебно-медицинской экспертизе

2. В кабинете следователя

3. В поликлинике

4. На месте происшествия

5. В суде

3. Руководство деятельностью бюро судебно-медицинской экспертизы осуществляет:

1. Главный врач поликлиники

2. Судья

3. Начальник бюро

4. Главный врач стационара

5. Начальник городского отделения милиции


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.