Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-05-18 | 274 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исторические особенности русской культуры | - «Восток – Запад». - Мессианское сознание – представление об особом великом предназначении России в мировой истории. - Христианско-православное начало культуры: духовно-религиозная независимость от католической Европы; духовная объединяющая сила; консерватизм по отношению к новому в сочетании с противопоставлением Западу. - Особая роль государственности в объединении и сохранении русского народа. Единство народа держалось на централизованной власти, а не на единстве культуры. - Культурная изоляция и последующая за ней интеграция с европейской культурой. - Разрыв между этнической и национальной культурой. - Культурная революция в Советской России. - Унификация и изоляция советской культуры. - Крах советской культуры и ломка прежних исторически сложившихся стереотипов. |
Традиционные установки русской культуры | - Коллективизм как культурная норма, сложившаяся в условиях крестьянской общины. - Бескорыстие, возвышение духовности, осуждение склонности к накопительству. - Культ государства, вера в «царя-батюшку», власть в ответе за все. - Русский патриотизм (соединение любви к Родине, родной земле с любовью к отечеству, государству). |
Периодизация русской культурной истории
Культура Древней Руси | IX-XIII вв. | |
Московская Русь: содержание культурного феномена | XIV-XVI вв. | |
Русская культура от начала Нового времени до Просвещения | XVII-XVIII вв. | |
«Золотой» век русской культуры | XIX в. | |
«Серебряный век» русской культуры | последняя четверть XIX в. - начало XX вв. | |
Культурный поворот и культура советского периода | 1917- 1991 |
Языческая культура славян | мифология, пантеон божеств, жречество |
Архаичный культ | Культы земли, воды, Рода и Рожаниц как божества природы и плодородия, огненного бога Сварога, женского божества Мокоши, богини любви и брака Лады, бога Велеса, бога плодородия Ярилы и др. |
|
Христианство (988)
Значение принятия христианства | - русская культура через контакт с Византией преодолела локальную замкнутость, - православие стало духовной основой Руси: формируется самосознание народа (в язычестве человек не выделял себя из природы, теперь начинается осознание себя и своего места в мире), складывается единство языка, вера стала объединяющим началом славянского народа, - появляются новые ценности, новые формы жизни; православие укрепило строгий, но справедливый отеческий идеал власти, - появляется: каменное строительство, основной тип храма – крестово-купольный, иконография, книжная миниатюра, переписка книг, литературный житийный жанр, переводы древнегреческих и византийских авторов, - происходит становление системы образования при монастырях, - высокого уровня достигло ремесленное искусство (гончарное, ювелирное, металлообработки). |
Особенности христианства на Руси | - двоеверие. Христианство меняло систему ценностей, в силу этого вступило в конфликт с прежним религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народе. Полной победы над язычеством не произошло. Постепенно сложилось двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов, - оно формировало человека нового типа. Этот человек стремился к одухотворенности, а не к преобразованию внешнего мира, - Русь не восприняла четко разработанную систему римского права. Православие не вмешивалось в правовые представления общества. Правовое сознание не выделялось из морального сознания. Большое значение придавалось совести, христианской морали. - в отличие от религии и основных философских знаний, принятых из Византии и не менявшихся до XVII в., в области художественной культуры Русь выработала собственные формы. Византийское заимствование не являлось слепым: - появилась оригинальная русская литература, прежде всего летописание, - каменное зодчество обрело русские особенности: многонефность, галереи, угловые башни, многоглавие, общая пирамидальная композиция, - в живописи наметились две линии: «грекофильствующая» и собственно русская. Монументальный стиль живописи XI в. (крупные размеры фигур, целостная цветовая моделировка, крупные ясные черты ликов) был редким даже для византийского искусства; строгий византийский стиль наполняется более земными чертами. |
|
Русская культура в условиях татаро-монгольской зависимости | - Исчезновение ряда ремесел, прекращение почти на сто лет каменного строительства, - заимствование ряда слов, вошедших в русский язык, - большее проявление монгольского влияния в сфере уголовного права: усиление наказания в Судебниках 1497 и 1550 гг. Документы вводят смертную казнь, наказания кнутом, пытки, чего не было в Русской правде |
НО: | русская культура осталась европейской по своей направленности. |
Московская Русь: содержание культурного феномена
Особенности культурного процесса Рубеж XIV-XV вв. | Рост национального самосознания и становление национальной культуры: - синтез достижений местных школ в летописании, агиографии, книжной миниатюре, иконописи, архитектуре. - «Золотой век» живописи: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. - Возрождение больших монументальных форм (ансамбль Московского Кремля, в создании которого участвовали итальянские архитекторы: Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марко Фрязин, Пьетро Солари). |
XVI в.: | |
Архитектура | Шатровый стиль (впитал народную природу, романо-готические реминисценции (лат. - воспоминания), общекультурную символику шатровой формы, идущую от христианской древности: храм Покрова на Рву (Василия Блаженного), церковь Вознесения в селе Коломенском |
Живопись | утрата достижений XV в., усиление символизма, разработка аллегорических сюжетов. Регламентация искусства государством. Обсуждение вопросов живописи на церковных соборах (постановления Стоглава). |
Крупнейшие достижения | начало книгопечатания (1553), открытие типографии в Москве (1563) во главе с И. Федоровым и П. Мстиславцем; продвижение русских землепроходцев на Восток, к берегам Тихого океана. |
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!