Т.П. Гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Т.П. Гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ

2017-05-18 899
Т.П. Гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Т.П. Гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ

Т.Я. Шихова, канд. пед. наук, доцент

кафедры педагогики ПГПУ

 

Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом.

Пребывание ребенка в детских летних объединениях, в частности в детском оздоровительном лагере, может и должно быть организовано как этап его жизнедеятельности, на котором будут созданы условия не только для физического оздоровления подростка, но и для раскрытия и реализации его духовного потенциала, его возможностей, становления самосознания, для осуществления его самоопределения и самоутверждения. Создать такие условия может только тот педагог, который владеет различными методиками изучения личности ребенка и коллектива, имеет постоянную текущую информацию о психическом состоянии и нравственных ценностях воспитанника, о динамике его личностного роста.

Представленные в пособии диагностические методики распределены по трем разделам. В первом разделе содержатся материалы, которые помогут педагогу собрать информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка, узнать его желания, познакомиться с его ожиданиями. Эту диагностику рекомендуется провести в течение первых трех-четырех дней пребывания ребенка в лагере, то есть в организационный период.

Во второй раздел включены методики для изучения текущего эмоционально-психического состояния воспитанников, их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В третьем разделе даны методики, позволяющие узнать, насколько ребенок удовлетворен пребыванием в лагере, насколько реализовались его ожидания.

При подборе диагностических методик мы соблюдали следующие условия:

¨ методики должны быть просты и процедурно доступны каждому педагогу-практику, независимо от его опыта работы;

¨ методики должны быть краткими по времени, не утомительны для детей;

¨ методики должны быть занимательны и интересны, по возможности с игровыми элементами.

В данный раздел включены лучшие (с позиции авторов-составителей) методики, разработанные современными учеными и методистами, а также модифицированы и авторские методики. Разнообразие представленных методик позволит педагогам выбирать их для диагностики личности детей и подростков, детских объединений в соответствии с конкретными условиями и учетом особенностей развития коллектива.

Изучение нравственных ценностей и

Познай себя

Методика "Самый-самый"

Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять), вертикальные линии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На каждой линии найди себя, обозначь точкой, а затем соедини точки одной линией.

 

Самый Умный Самый добрый Самый красивый Самый трудолюбивый  
                                 
Самый Глупый Самый жестокий Самый некрасивый Самый ленивый  
                                         

 

Обработка результатов: линия посередине или выше середины говорит о нормальной самооценке, слишком высокая линия – завышенная самооценка, слитком низкая – заниженная.

 

Анкета "Самооценка"

1. За что тебя хвалят воспитатели?

2. За что тебя любят родители?

3. Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?

4. Какие положительные качества присущи тебе?

5. Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?

6. На какие недостатки указывают воспитатели?

7. На какие недостатки обращают внимание родители?

8. Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?

 

Анкета "Кто ты?"

Инструкция:

Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.

1. Уважаешь ли ты дружбу?

2. Привлекает ли тебя что-то новое?

3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?

4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?

5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?

6. Коллекционируешь ли что-нибудь?

7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?

8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?

Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6.

Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8.

Теперь подсчитай набранные очки и смотри результаты теста.

Свыше 6 очков:

Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.

От 3 до 6 очков:

Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в делах тебе бы не помешала.

Менее 3 очков:

Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.

 

Рисуночный тест "Какой я?"

Инструкция: Из этих фигур выберите ту, которая вам больше понравилась.

 
 


Интерпретация результатов:

· квадрат - трудолюбивый, упорный, педантичный;

· прямоугольник - любознательный, интересующийся всем новым;

· треугольник - целеустремленная сильная личность, лидер;

· круг - доброжелательный, сочувствующий другим людям;

· зигзаг - творческий.

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (основной период)

Мониторинг – карта

Заполни карту:

Корабль ______________________ дата 2002 год

1. Что случилось? (положительное). 2. Что не получилось? (негатив).

3. Предложение. 4. Настроение.

 

5. Выводы.

Выносим благодарность:

Условная оценка степени развития коллектива на сегодня по мониторингу: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел".

Мишень настроения

 
 


Зона неудовлетворенности, тревожности   Зона "мажора", бодрости, приподнятости
 
             
             
НЕПРИЯТНОЕ ПРИЯТНОЕ
             
Зона упадка, уныния   Зона умиротворения, благодушия
 

Заполняется членами отряда ежедневно после отрядных "Огоньков".

 

Методика "Эмоциональная цветопись"

Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в различных зонах жизнедеятельности в лагере предлагаем модификацию методики цветописи (по А.Н. Лутошкину). Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некоторые устойчивые аналогии между чувством, настроением и определенным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет - невербальное (неязыковое) выражение эмоционального состояния. Его использование опирается во многом на интуитивное, неосознаваемое личностью обобщение своего внутреннего состояния, поэтому цвет может стать наиболее доступной, посильной и во многом эмоционально приятной формой выражения настроения.

При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенком таких зон, как отряд, отрядные дела, режим дня, отношения с вожатым, я один, занят своим делом, купание, посещение столовой, кружок и так далее. Вожатый может сам составить список этих зон. Оформление бланка опроса зависит от фантазии и выдумки самого вожатого. Мы предлагаем использовать бланк в виде "ромашки" (рис. 2).

Инструкция: вожатый предлагает детям игру-задание "Какое у меня настроение". Сначала вместе с детьми обсуждается, какое у человека может быть настроение, записываются оттенки настроения. Затем предлагается обозначить настроение цветом, например:

радостное - красный;

безразличное - белый;

спокойное - зеленый;

скучное - серый.

Схема кодировки настроения цветом также записывается. Далее детям предлагается вставить в прорези ромашки цветные полоски, причем для отражения богатства эмоциональных переживаний, возможно, вставлять в одну прорезь-зону две полоски разного цвета.

Обработка результатов. Для анализа эмоционального состояния ребенка достаточно записать цвета, выбранные им для каждой зоны. Для составления обобщенной картины эмоционального поля отряда возможны два варианта обработки.

Количественный: каждой цветополоске присваивается один балл, подсчитывается, сколько баллов набрал отряд по каждому оттенку настроения в каждой зоне.

 

 

 
 

 


Качественный: каждая зона представлена в виде поля, на которое наклеиваются цветополоски, определенные отрядом для данной зоны. В итоге получается эмоциональный ковер - образ лагерной жизни. Очень важно не эпизодически, а ежедневно иметь представление о настроении ребенка, о том, что влияло на его самочувствие.

Предлагаем еще один вариант цветописи. У каждого ребенка есть личная карточка. В ней он перед сном фиксирует преобладающее сегодня настроение через цвет. Красный - восторженное, оранжевый - радостное, желтый - спокойное, зеленый - уравновешенное, синий - грустное, фиолетовый - тревожное, черный - унылое. Но главное не цвет настроения, а что повлияло на него, насколько оно стабильно.

Что же может повлиять?


1. Состояние здоровья.

2. Очень личное.

3. Погода.

4. Жизнь дома.

5. Жизнь группы (семьи).

6. Мастерская.

7. Общеколлективное дело.

8. Отношения с детьми.

9. Отношения с взрослыми.

10. Успехи (неуспехи).


11. Не было ничего нового.

12. Не было свободы и раскованности.

13. Просто устал.

14. Скучаю по дому.

15. Недовольство собой.

16. Мне здесь интересно.

17. Чему-то научился, узнал новое.

18. Походы, спорт.

19. Хорошо (плохо) кормят.

20. Что еще?


Технология проста. День обозначается в цвете (некоторые дети модифицировали наш вариант и заполняли его в несколько цветов), на цвете ставится цифра (одна или несколько) - обозначение причин, повлиявших на настроение. Вожатый переносит данные в сводную карточку отряда, и утром на планерке уже имеет картину по всему отряду.

Следует обращать внимание как на детей, обозначающих день черным или фиолетовым цветом, так и на тех, у кого преобладает красный цвет.

Цветопись - это материал к размышлению, это своеобразная рефлексия дня.

 

 

Методика "Градусник"

С помощью "градусника" состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).

 

 

Ребенку предъявляется данная шкала, он должен сделать на ней отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:

1) самочувствие, 2) настроение, 3) отношения с товарищами, 4) отношения с вожатыми, 5) желание участвовать в отрядных делах.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любое состояние ребенка.

Рисунок - образ

Какой образ возникает у тебя, когда ты думаешь о своем коллективе.

Нарисуй (или опишисловами), что представляет собой ваш коллектив.

 

Рисунок - символ

"Когда я думаю о моем отряде, выражение моего лица становится ________ __________________________ таким ________________________________" (нарисовать).

 

Методика "Аналогия"

Для определения характеристики детского коллектива много может дать игра в аналогии. Группа сравнивает себя с каким-либо предметом (корабль, школьный звонок, дерево и т. д.)

Например: "Это красивый корабль, он идет верным курсом";

"Это ненадежный звонок. Он звонит то тихо, то громко и чаще всего не вовремя".

Организаторы игры заранее подбирают небольшое количество "подсказок" - составляют список предметов и их описание в распространенном "художественном", образном варианте.

Для успеха и результативности этой игры важно учитывать поведение, настрой, скорость реакции, творческое воображение организаторов и ведущего.

РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (заключительный период)

Рейтинг личностного роста

Форма индивидуального соревнования, где каждый не столько сравнивается с другими участниками, сколько работает на развитие собственной личности. Рейтинг определяется ежедневно на вечернем круге, где каждому члену группы выставляется не более трех и не менее одного знака - символа (кружок или квадрат) по итогам работы дня.

Цветовая гамма знаков - символов рейтинга:

· желтый – лидерство;

· красный – активность;

· зеленый – творчество;

· оранжевый – инициатор идей;

· синий – трудолюбие, дисциплинированность;

· черный – нарушение законов жизни в лагере.

Рейтинг определяет ступени роста участников группы.

I ступень - "Искатель"

II ступень - "Исследователь"

III ступень - "Первооткрыватель"

Каждая ступень роста предполагает определенную степень поощрения участников группы.

 

Методика "Согласен – не согласен"

Задание: подчеркни те варианты ответов, которые совпадают с твоим мнением.

Мне понравилось в моем отряде, потому что:

· здесь мои друзья;

· мы организовывали различные полезные дела;

· у нас был хороший руководитель;

· в отряде каждого уважали и ценили;

· у нас была красивая форма и интересные значки;

· мы помогали младшим и старшим;

· в отряде никого не обижали;

· здесь я многое узнал(а), многому научился(ась).

Обработка: качественный анализ ответов поможет определить степень удовлетворенности каждого ребенка пребыванием в лагере в составе данного отряда.

 

Методика "Поляна цветов"

(разработана в ДОЛ "Дружба")

В отрядном уголке крепятся кружки с именами и фамилиями детей. За каждое участие в жизни лагеря или отряда ребенок награждается одним лепестком, который крепится к кружочку. Таким образом, к концу смены в уголке вырастает поляна цветов.

Ребенок, у которого в цветке окажется больше всего лепестков, выдвигается на торжественное награждение на лагерной линейке в конце смены.

Дети, имеющие меньшее количество заработанных лепестков, награждаются поощрительными грамотами и подарками внутри отряда.

 

Методика "Строим дом"

(разработана в ДОЛ "Дружба")

В течение 1 й смены за определенные дела (уборка корпуса и территории, дежурство отряда, помощь младшим отрядам, участие в оформлении лагерных мероприятий, оформление отряда и другие) отряд получает баллы. В конце первой смены на "Аукционе желаний" каждый отряд на заработанные баллы может выкупить какое-либо желание (дискотеку допоздна, купание в тихий час и так далее).

Во 2 ю смену отряды с помощью этих баллов "строят свои дома" (1 кирпич = 5 баллам). Нарисованные макеты домов вывешиваются в начале смены на видном месте, а затем постепенно закрашиваются каждый день на сумму заработанных баллов. Количество закрашенных "кирпичей" показывает активность участия детского коллектива в отрядных и лагерных мероприятиях. Отряду, первому "построившему" свой дом, вручается приз.

В 3 ю смену баллы переводятся в "деньги", которые используются в ходе экономической игры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Американская программа "Большие Братья / Большие Сестры" в России. Сборник документов и материалов / Под ред. Л.У. Звонаревой. – М.: "ACADEMIA" – "Рандеву-АМ", 1999. – 48 с.

2. Бедерханова В.П. Летний дом: Концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. – Краснодар, 1993. – 64 с.

  1. Волохов А.В., Ершова Л.В., Журавлев М.И. Фантазия + творчество = каникулы. – М.: Научно- практический центр СПО-ФДО, 1994.- 192 с.
  2. Диагностика развития психики школьников / Под ред. И.А. Чурикова. – Чебоксары - Й-Ола, 1998. – 69 с.
  3. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере: Метод. рекоменд. – Екатеринбург, 1996. – 42 с.
  4. Косолапова Л.А. Экспериментально-аналитическое изучение педагогики. Программа и метод. рекомендации. – Пермь, 1996.- 112 с.
  5. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 "Физ. воспитание" / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
  6. Познай себя. / Под руководством М.И. Рожкова, А.В. Волохова. – М., 1993.
  7. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. – М.: НПЦ Совета СПО//ФДО, 1996. – 111 с.
  8. Сборник в помощь вожатому / Сост. М.В. Телеусова, А.А. Харин. – Ижевск: Госкомитет по делам молодежи, 1998. – 95 с.
  9. Сергеев В.М. Методики социально-психологической диагностики подростковой группы. – Н.Новгород: ППМЦ, 1994. – 27 с.
  10. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999. – 160 с.

Т.П. Гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ

Т.Я. Шихова, канд. пед. наук, доцент

кафедры педагогики ПГПУ

 

Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом.

Пребывание ребенка в детских летних объединениях, в частности в детском оздоровительном лагере, может и должно быть организовано как этап его жизнедеятельности, на котором будут созданы условия не только для физического оздоровления подростка, но и для раскрытия и реализации его духовного потенциала, его возможностей, становления самосознания, для осуществления его самоопределения и самоутверждения. Создать такие условия может только тот педагог, который владеет различными методиками изучения личности ребенка и коллектива, имеет постоянную текущую информацию о психическом состоянии и нравственных ценностях воспитанника, о динамике его личностного роста.

Представленные в пособии диагностические методики распределены по трем разделам. В первом разделе содержатся материалы, которые помогут педагогу собрать информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка, узнать его желания, познакомиться с его ожиданиями. Эту диагностику рекомендуется провести в течение первых трех-четырех дней пребывания ребенка в лагере, то есть в организационный период.

Во второй раздел включены методики для изучения текущего эмоционально-психического состояния воспитанников, их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В третьем разделе даны методики, позволяющие узнать, насколько ребенок удовлетворен пребыванием в лагере, насколько реализовались его ожидания.

При подборе диагностических методик мы соблюдали следующие условия:

¨ методики должны быть просты и процедурно доступны каждому педагогу-практику, независимо от его опыта работы;

¨ методики должны быть краткими по времени, не утомительны для детей;

¨ методики должны быть занимательны и интересны, по возможности с игровыми элементами.

В данный раздел включены лучшие (с позиции авторов-составителей) методики, разработанные современными учеными и методистами, а также модифицированы и авторские методики. Разнообразие представленных методик позволит педагогам выбирать их для диагностики личности детей и подростков, детских объединений в соответствии с конкретными условиями и учетом особенностей развития коллектива.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.