Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа. Парадоксы единого и многого. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа. Парадоксы единого и многого.

2017-05-18 486
Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа. Парадоксы единого и многого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пифагорейская школа: числа пифагорейцы понимали как творческую мощь бытия и жизни, идущую от нерасчлененных и хаотических потенций к расчленённому, завершенному и гармонически цельному организму. Таким образом, пифагорейская школа продвигала учения о/об: 1) числах самих по себе или о богах как числах; 2) космосе как числе; 3) вещах как числах; 4) душах как числах; 5) искусстве как числе.

Гармония основана на том, что все в мире распределено в числовых отношениях;

Число делает скрытое познаваемым, властвует над божественными вещами;

2 – есть число линии, 3 – число плоскости, 4 – число тела, поэтому все есть ограниченное или безграничное

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. Пифагор утверждал «все создано из числа. Число и есть первооснова мира». Он утверждал, что сущность предмета, со всеми его качествами и особенностями можно выразить числом. Вещи и числа противоположны. Число, по отношению к вещи выступает первичным - а это и есть идеалистический взгляд на мир. Пифагор утверждал, что если и существуют в мире законы, которым подчиняется все, и человек и боги, то это законы математики. Особую роль пифагорейцы отводили 1, 2,3 и 4, из которых якобы выводятся соответственно - точка, прямая, квадрат, куб. Сумма этих чисел дает число десять, которое философы считали идеальным. Душа - существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель в жизни - освободить душу из темницы, не допустить в другое тело.

Гераклит (около 500 лет до нашей эры): размышления Гераклита похожи на изречения оракула и часто до непонятности кратки, ему казалось, что эта форма изложения соответствует значительности предмета. Гераклит исходит из размышлений о природе, и природу он также понимает как единое целое, которое, как таковое никогда не возникло и не погибнет… На Гераклита производит сильное впечатление постоянное изменение вещей, неустойчивость всего единичного, именно в этом он усматривает всеобщий мировой закон. «Все, абсолютно все, находится в состоянии непрерывного изменения», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии…Она образуется и расплывается, приближается и удаляется», «рожденная противоположность собирает вместе, из отдельных музыкальных звуков возникает совершенная гармония, все вещи происходят благодаря конфликту», «война является отцом и царем над всем», «огонь из всех веществ обладает наименьшей устойчивостью и не терпит устойчивости других веществ».

Элейская школа: основатель элейской школы – Ксенофан.

Парменид – ученик Ксенофана; продолжал традицию исследования бытия, начатую учителем (дидактическая поэма «о природе» - о божественном и человеческом пути)

Зенон – ученик Парменида, знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества.

Разрабатывали теоретическое учение о бытии, заложив фундамент классической греческой онтологии. Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. Выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться (апории Зенона, Парменид: "Сущее неделимо, ибо нет ничего, чем оно могло бы быть разделено. Оно неподвижно и неизменно, всюду равно самому себе, может быть уподоблено хорошо закругленному шару, и равномерно простирается от средоточия во все стороны"), а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет ("Сущее не может ни возникнуть, ни перестать существовать, ибо оно не может ни возникнуть из не-сущего, ни обратиться в несущее" Парменид) Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо («Бытие есть, небытия нет» Парменид). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину (Парменид: "Чувства,..,- суть источник всех заблуждений"). Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство бытия.

 

Основные принципы:

- лучшее может быть лишь единым;

- итак, существует лишь единый Бог, «несравнимый со смертными ни по образу, ни по мыслям»; «весь он есть око, весь – ухо, весь – мышление» и «без усилия властвует над своей мыслью».

- никто из богов не может находиться под властью другого. Столь же мало мыслимо, чтобы боги возникли или чтобы они переходили из одного места в другое.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.