История развития специальной психологии. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития специальной психологии.

2017-05-16 862
История развития специальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1.Вклад дефектологии. На первом этапе мало активное накопление знаний о аномалиях развития. Первая попытки классификации аномального развития предложены в 18 веке. В качестве дефекта рассматривались нарушения сенсорного развития – зрение, слух. Следующая классификация предложена Эскиролем, и касалась отклонением в умственном развитии. Эскироль в 1838 году впервые отделил умственную отсталость от других психических заболеваний. Стал рассматривать умственную отсталость как стойкое состояние, следствие нарушенного развития, обязательно сопровождающееся интеллектуальным дефектом. Обратил внимание на недостатки развития речи у умственно отсталых детей. На основе критерия разграничения речи предложил первую классификацию умственной отсталости. При этом учитывается в основном экспрессивная сторона речи, богатство словаря, грамматический строй речи. На основе этого критерия выделено три степени тяжести умственной отсталости. Тяжелая форма умственной отсталости – идиотия, в этом случае речь отсутствует, ребенок способен издавать только нечленораздельные звуки. Средняя степень –имбицильность – характеризуется наличием отдельных слов, даже коротких фраз. Легкая степень умственной отсталости – дебильность, характеризуется обеднённостью речи.

Позже к этому критерию были добавленны другие критерии, такие как сформированность навыков. До сих пор эта классификация используется в медицине, добавлены градации: Легкая, средняя, сильная в каждой степени.

2. В середине 19 века предпринимались попытки систематического организованного обучения умственно отсталых детей. основоположником направления был Эдуард Сеген. Особое внимание уделяли психологическим особенностям умственно отсталых детей. Дефекты в развитии рассматривались как диагностический критерий. Сеген – ведущий дефект при умственной отсталости это недоразвитие волевой сферы. недоразвитем воли определяются все другие нарушения сопровождающие умственную отсталость. Создана система обучения, сенсорного воспитания детей. Эти методики можно использовать как диагностические и как коррекционные. Доски Сегена позволяют диагностировать развитие наглядно- действенного мышления и использовать при развитии зрительного восприятия, тонкой моторики, зрительно-двигательной координации. Однако в этот период объектом изучения и воздействия являлись дети с явными, сильными отклонениями, сопровождаемые изменениями внешнего вида. В таком случае вопрос дифференциальной диагностики не стоял.

3. вопрос дифференциальной диагностики встал вначале 20 века. Во многих странах Европы и Америки встал вопрос об всеобщем начальном образовании. Принятие этого решения подняло проблему, так как часть детей попавших в школы оказалась неспособными обучаться по программе массового обучения. Возникла необходимость создания специальных вспомогательных школ. Французское министерство образования сделало запрос на образование народного просвещения,комиссий разрабатывающих принципы отбора детей во вспомогательные школы. Членами комиссий были Альфред Бине и Томос Симон. В рамках деятельности этой комиссии в 1905 году создали первый в мире интеллектуальный тест, названный именем Бине- Симона.С этого момента начинает свое развитие детская патопсихология. Шкалла Бине-Симона включает несколько заданий, из нескольких областей знаний. по результатам выполнения теста можно получить общее представление об уровне психического развития ребенка. далее это методика модифицировалась, добавлялись исследуемые параметры. В 1911 году вышла книга Бине- Симона на русском языке «Ненормальные дети». Методика имеет ряд существенных недостатков.

1) Не позволяет судить о развитии отдельных психических функций. Можно вывести некий коэффициент интеллекта. не понятно за счет какой функции изменяется этот показатель

2) Не позволяет сравнивать особенности развития этих функций у разных людей, разных возрастных групп. Диапазон охваченных психических функций в исследовании крайне узок. Использовались задания на запас знаний об окружающем мире и вербально-логический интеллект.

3) Не позволяет дифференцировать разные нарушения развития, с каким вариантом развития связано интеллектуальное отставание.

4) Не позволяет дифференцировать педагогическую запущенность и нарушения развития. Просто констатация факта отставания.

В результате применения этой методики дети из низших слоев населения попали в школы для умственно отстающих. Так как запас сведений ребенка зависит от финансовых возможностей родителей.

Эта акция сопровождалась бумом попыток создать методики изучающие интеллектуальное развитие. В 20-30х годах 20 века, в период активного развития психометрического подхода в психологии. В психологии доминировало убеждение, что любую психическую функцию можно измерить. Попытки создать методики характерны для зарубежных и для отечественных школ. Активное адаптирование зарубежных методик, создание собственных методик, тестов определяющих учебные способности.

Затем наступили годы гонений и репрессий. Педологические исследования в этой сфере были свернуты как преступные. Направление педологии было забыто на 20-30 лет. Отбор детей вернулся в сферу деятельности психиатров.

 

 

ВКЛАД ПСИХИАТРИИ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

Долго психиатры считали, что в детстве возможно только одно психическое заболевание- умственная отсталость. Такой подход вытекал из позиции, что детская психика еще не сформирована, то есть не может быть и заболевания. В начале 20 века систематическое изучение психически больных детей, показало, что у детей возможны и галлюцинации и бред. Ранее это отвергалось. Специфические особенности детской психиатрии: в детской клинике можно столкнуться со всеми психическими заболеваниями, имеют возрастные особенности. Интерес в психиатрии смещается от сильно выраженных отклонений к менее выраженным – психозам и неврозам.

В 50х годах создание новых психотропных препаратов снимающих психотическое состояние (аминазин). Это изменило отношение к душевно больным. До этого к ним относились как к преступникам, заковывали в цепи и ограждали от общества. В середине 50х годов стали появляться стационары. Общество перестало рассматривать этих больных как угрозу для себя, изменилось отношение близких людей к психически не здоровым родственникам, отношение персонала в клиниках. В нашей стране в психиатрических клиниках и в обществе до сих пор предвзятое отношение. Отношение к психически больным детям различно на западе и в отечественной действительности.

Собственное развитие психологии аномального развития началась в 20 веке с появлением диагностических методик для оценки развития. Наиболее продуктивный этап начался после второй мировой войны. Систематическое целенаправленное изучение различных аномалий развития. Встал вопрос о разработке качественных диагностических методик,необходимых для установления структуры дефекта и формулировки клинического диагноза. Этого так же недостаточно. так как необходимо изучение динамики процесса, а не только уровня на котором находится ребенок на определенный момент. Стоит задача формулирования функционального диагноза.

Термин дисонтогения в 1927 году был предложен немецким психиатром- Швальбе. Термин обозначал отклонение во внутриутробном формировании плода. Позже приобрело более широкое значение обозначающее период с начало зачатия до достижения зрелого развития.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.