Тема 1. Общее представление о специальной психологии. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 1. Общее представление о специальной психологии.

2017-05-16 221
Тема 1. Общее представление о специальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Общее представление о специальной психологии.

ПЛАН

1. Предмет специальной психологии.

2. Цели и задачи специальной психологии. Методология специальной психологии.

3. История развития специальной психологии.

4. Факторы, влияющие на дисгармоничное психическое развитие ребенка.

 

Предмет специальной психологии. Цели и задачи специальной психологии. Методология специальной психологии.

 

Содержание курса: специальная психология как отрасль клинической психологии.

Специальная психология – наука о закономерностях психического дисонтогенеза. Дисонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития.

Объект специальной психологии – психическое развитие ребенка.

Предмет – законы психического дисонтогенеза.

Этиоло́гия (греч. aitía, причина + lógos, слово, учение[1]) — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.

В профессиональной медицинской среде термин «этиология» употребляется также как синоним «причины»

Патогене́з (греч. πάθος — страдание, болезнь и γένεσις — происхождение, возникновение) — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. Рассматривается на различных уровнях — от молекулярных нарушений до организма в целом. Изучая патогенез, медики выявляют, как, каким образом развивается болезнь.

 

Под анозогнозией в психиатрии понимается такое состояние больного, когда тот не осознает наличия у него психического расстройства (либо дефекта), при этом он может выступать против проведения соответствующего лечения. Анозогнозия в одних случаях может указывать на тяжелое психическое расстройство с нарушением критики

 

Методологические основы специальной психологии были заложены Л,С Выготским, сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза.

1) Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.

2) Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем.

3) Механизмы направления психической деятельности при дисонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме.

4) Психический дефект формирующийся в процессе дисонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни.

 

Задачи стоящие перед специальной психологией:

Теоретические-

1) Проблема нормы и патологии. Общепсихологические задачи. Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Кроме того предполагается описание психологической структуры нормы. Изучая возможные дисциплины возможно описание психологической структуры нормы, это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача. Задача трансформации критериев, дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития.

2) Выделение специфических законов, механизмов формирования нарушений психики. Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития, но есть специфичные закономерности для аномалий развития. Общие механизмы: нарушение функций общения, нарушение процесса социализации, нарушение усвоения универсальных социальных знаний. Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза. Есть специфические закономерности, характерные для определенного вида дисонтогенеза.

3) Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих.

Практические –

4)Клинико-диагностическая - описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик.

4) Воздействие – коррекция отклонений в развитии.

5) Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик.

 

Психология аномального развития и другие отрасли психологии, науки.

Место психологии аномального развития.

 

Дисциплина наиболее связана с другими отраслями клинической психологии, нейропсихологией, психосоматикой, патопсихологией детского возраста.Связь с возрастной психологией, психологической педагогикой – то есть другие области, изучающие онтогенез. Область междисциплинарного исследования – медицина, психиатрия, невро- и психопатология детского возраста. Педагогика, социология, этнология, дефектология (сурдо и тифло- педагогика).

Психология аномального развития тесно связана с другими науками изучающими аномальное развитие, это имеет историческую обусловленность и корнями уходит в психиатрию и дефектологию.

 

Этиологические критерии ЗПР

ЗПР. Обратимое замедление темпа психического развития, замедление обнаруживается при поступлении в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью. В отличии от олигофрении отличается сообразительностью в пределах имеющихся знаний. Более продуктивно используют помощь взрослых. Экспертная оценка 60% неуспевающих в школе показала наличие ЗПР(ММД). Диагноз ЗПР ставиться ребенку до 12 лет. После диагноз снимается, при достижении возрастной нормы, или ставиться диагноз патохарактерологическое формирование личности. После 12 летнего возраста ребенок не может быть переведен в специальную школу для детей с ЗПР.

Этиология; конституцианальные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность ЦНС резидуального характера (пост, натальные, пренатальные, генетические нарушения), психогенные факторы – неблагоприятные условия воспитания. Систематизация ЗПР Власова, Певзнер выделяет два варианта ЗПР: 1. возникновение вследствие психического и психофизического инфантилизма. Недоразвитие эмоционально волевой сферы, может быть осложнено недоразвитием познавательной сферы и речи. 2.вследствии астенических и цереброастенических состояний (общемозговые дисфункции, длительные заболевания).

Этиологические критерии, выделяется 4 варианта З.П.Р. (Лебединская)

1. конституционального происхождения – гармонический психофизический и психический инфантилизм. Инфантильная психика сочетается с инфантильным телосложением. Детская пластичность мимики и моторики. Развитие эмоциональной сферы соответствует более раннему возрастному этапу. Эмоции яркие и живые, в поведении преобладают эмоциональные реакции. В деятельности доминирует игровой интерес, отмечается внушаемость и не самостоятельность. Неутомимость в игре, могут играть часами. В игре много элементов творчества и фантазии. В интеллектуальной деятельности быстро наступает пресыщение. Проблемы возникают при поступлении в школу, нет интереса к учебе, не сформированы представления о дисциплине, затрудненно формирование социальной позиции школьника. Эмоциональная незрелость затрудняет адаптацию ребенка в коллективе. Возможно патохарактерологическое формирование личности по не устойчивому типу. Эти особенности могут наследоваться, конституциональный семейный анамнез, кто то из родителей тоже медленно взрослел.

2. З.П.Р. – соматогенного происхождения, эмоциональная не зрелость обусловлена длительным хроническим заболеванием, пороками физического развития внутренних органов, после операций, при сахарном диабете, бронхиальной астме, патологии желудочно- кишечного тракта. Физическая и психическая астенизация, формируется робость, боязливость, не уверенность в себе, не способность к самостоятельному принятию решения, зависимость и беинициативность. Этому способствует режим жестких ограничений и контроля, фактор искусственной инфантилизации, гиперопека.

3. З.П.Р. – психогенного происхождения, следствие не благоприятных условий воспитания. В силу психогенной ситуации, сила зависит от времени воздействия – чем раньше и чем тяжелее интенсивность воздействия, тем тяжелее задержка, тем более вероятно характерное формирование личности. Не благоприятные условия: гиперопека, безнадзорность, в результате которой З.П.Р. может привести к патологическому развитию личности по не устойчивому типу. Проявляется в импульсивности, не способности сдерживать свои эмоции и желания, не сформировано чувство долга и ответственности. Гиперопека формирует эгоцентризм, установки тормозящие развитие воли, жестокое и грубое отношение с ребенком приводит к невротическому развитию личности. З.П.Р. проявляется в отсутствии инициативы, не самостоятельности и робости.

4. Церебрально- органического генеза: возникает вследствие патологии беременности, родов, инфекций, интоксикаций, травм в первый год жизни. Отличается от олигофрении тяжестью поражения и временным интервалом поражения. Раннее воздействие приводит к развитию олигофрении, чем позже тем чаще задержка, проявляется в незрелости в сочетании повреждением нервной системы. В структуре церебрально-органической формы почти всегда наблюдается ряд энцефалопатических расстройств – психопатоподобная и неврозоподобная симптоматика, проявления психорганического синдрома, свидетельствующие о повреждении нервной системы. 50-90 % задержки психического развития имеют неврологическую симптоматику, гипертензионный синдром, нарушение нервной иннервации и проявления вегетативной сосудистой дистонии. Эмоционально-волевая не зрелость проявляется в органическом инфантилизме, не яркости и живости эмоций, эмоции достаточно примитивны, не похожи на ребенка более младшего возраста. Грубая внушаемость связана с органическим дефектом, не способностью к критике. Преобладают игровые интересы, игра достаточно однообразна, нет творчества, фантазии. Игра по правилам распадается на отдельные фрагменты. В учебной ситуации ориентируются не на содержание учебной задачи, а на поведение и отношение учителя, получая хорошие оценки радуются, предпочитают выполнять большое количество трудных задач, чем одну. Предпочтение игровой деятельности.

Клинико-психологическая картина зависит от преобладающего фона настроения.

1. эйфорический фон. Наблюдается импульсивность, психомоторная расторможенность, внешне имитируют детскую не посредственность и жизнерадостность, отмечается не способность к волевому усилию и систематической деятельности. Непоседливы на уроке, ходят. При наказании, когда ругают обещают исправиться, учиться не хотят.

2. дисфорический, с пониженным фоном настроения. Склонность к робости, страхам, не самостоятельные, без инициативны. Преобладают игровые интересы, с трудом привыкают к обстановке и к коллективу. Ведут себя более правильно, сильно переживают из-за школьных неудач. Дети на которых преподаватель меньше всего обращает внимания и буквально тянет за уши по программе. Склонность к формированию невротических наслоений, усугубляющих течение З.П.Р.. Не зрелость познавательной деятельности характеризуется определенной иерархической структурой нарушений, при олигофрении страдают высшие психические функции, при задержке психического развития страдает не мышление, а вспомогательные функции; память, внимание, пространственные представления, гнозис, сенсорные и моторные проявления, отставание в речевом развитии, освоении навыков чтения, письма и счета, отставание в формировании вербально- логического мышления. Познавательная активность возникает вследствие энцефалопатических расстройств. Характерна астения, истощаемость нервной системы, не способность к интеллектуальной реализации, двигательная расторможенность.

Тестовые задания при З.П.Р., особенности выполнения.

1. низкая познавательная активность при предъявлении познавательных задач, ребенок старается уйти любым способом, предлагает другие темы для обсуждения, прямой отказ, явный негативизм, уход в игровую деятельность.

2. внимание – отмечается сужение поля внимания, фрагментарное выполнение отдельных заданий, не устойчивость внимания, недостаточность произвольного регулирования. Яркие внешние стимулы отвлекают от выполнения задания, полевое поведение.

3. развитие памяти – характеризуется снижением продуктивности непроизвольного и особенно произвольного внимания. Объем кратковременной и долговременной памяти не большой (из 10 слов запоминается 5), заучивание не дает успешности, а только ухудшение результата. Отсроченное воспроизведение, задание выполняется с искажениями, привнесение новых слов. Низкий уровень произвольного запоминания связан с ограниченной познавательной активностью и не умением использовать вспомогательные мнемические приемы, отмечаются трудности смысловой переработки запоминаемой информации. Недостаточность переработки сенсорной информации ведет к отсутствию целостности восприятия, системы признаков объекта, то есть ребенок может не узнавать знакомый предмет в непривычном ракурсе. Наблюдается инертность мышления, недостаточность переключения при выполнении одной деятельности и ее перехода к другой. Отставание в развитии наглядно- действенного мышления минимально, недостаточность наглядно- образного мышления, очевидна задержка формирования вербально- логического мышления, с отставанием в речевом развитии; не сформирована обобщающая функция слова. Отставание в развитии проявляется в не сформированности мыслительных операций (сравнение, обобщение, группировка, классификация). Степень выраженности и характер эмоциональных и интеллектуальных нарушений не одинаков у разных детей с задержкой психического развития.

Условно принято выделять две группы детей с задержкой психического развития:

а) церебрально-органического генеза. где преобладают явления органического инфантилизма, эмоционально-волевые нарушения. Имеют не грубую энцефалопатическую симптоматику, церебростенический синдром. Отмечаются легкие неврозоподобные явления, психомоторная возбудимость, присущ инфантильный психический облик.

б) преобладают нарушения познавательной деятельности. Черты не зрелости сочетаются с признаками повреждений, возможны психопатологические расстройства, расторможенность, дурашливость, агрессивность, повышение влечений – прожорливость, склонность к онанизму. Выраженные неврозоподобные и церебростенические расстройства; эпилептиформные и апатико- адинамические нарушения.

ПЛАН

1. Модель дефицитарного психического развития связанного с недостаточностью зрения и слуха

2. Нарушение двигательной сферы

3. Модель органической деменции.

4. Типы органической деменции

ПЛАН

1. Сфера деятельности клинического психолога

2. Динамика эмоционального развития родителей в процессе консультационного процесса

3. Этапы консультационного процесса – Семаго.

4. Родительские группы для развития имеющих детей с проблемами развития.

Темы сообщений.

1. Концепция А.Р.Лурия о 3 функциональных блоках мозга и ее значение для анализа задержек психического развития.

2. Трудности письма и их анализ с точки зрения принципа системности строения ВПФ.

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.

4. Умственная отсталость и ее отграничение от сходных состояний.

5. Особенности синтаксической организации высказывания у детей с задержкой речевого развития.

6. Особенности словаря у детей с задержкой речевого развития.

7. Состояние ВПФ у детей с сенсорной депривацией.

8. Категории детей с отклонениями в развитии и отрасли специальной (коррекционной) педагогики.

9. Принцип системного строения психических функций и его значение для специальной психологии.

10. Системное строение функции письма.

11. Принцип динамической организации и локализации ВПФ и его значение для специальной психологии.

12. Изменение системного строения функции письма в ходе обучения: первоклассник и студент.

13. Классификация задержек психического развития в свете концепции А.Р.Лурия о 3 функциональных блоках мозга.

14. Олигофрения: причины и степени нарушений.

15. Вторичные нарушения ВПФ при сенсорной депривации.

16. Подход к диагностике аномалий психического развития Л.С.Выготского.

17. Задачи психолога в психолого-медико-педагогической службе.

18. Принципы коррекционно-развивающей работы с детьми.

19. Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей.

1. Рекомендуемая литература ( основная )

Тема 1. Общее представление о специальной психологии.

ПЛАН

1. Предмет специальной психологии.

2. Цели и задачи специальной психологии. Методология специальной психологии.

3. История развития специальной психологии.

4. Факторы, влияющие на дисгармоничное психическое развитие ребенка.

 

Предмет специальной психологии. Цели и задачи специальной психологии. Методология специальной психологии.

 

Содержание курса: специальная психология как отрасль клинической психологии.

Специальная психология – наука о закономерностях психического дисонтогенеза. Дисонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития.

Объект специальной психологии – психическое развитие ребенка.

Предмет – законы психического дисонтогенеза.

Этиоло́гия (греч. aitía, причина + lógos, слово, учение[1]) — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.

В профессиональной медицинской среде термин «этиология» употребляется также как синоним «причины»

Патогене́з (греч. πάθος — страдание, болезнь и γένεσις — происхождение, возникновение) — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. Рассматривается на различных уровнях — от молекулярных нарушений до организма в целом. Изучая патогенез, медики выявляют, как, каким образом развивается болезнь.

 

Под анозогнозией в психиатрии понимается такое состояние больного, когда тот не осознает наличия у него психического расстройства (либо дефекта), при этом он может выступать против проведения соответствующего лечения. Анозогнозия в одних случаях может указывать на тяжелое психическое расстройство с нарушением критики

 

Методологические основы специальной психологии были заложены Л,С Выготским, сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза.

1) Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.

2) Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем.

3) Механизмы направления психической деятельности при дисонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме.

4) Психический дефект формирующийся в процессе дисонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни.

 

Задачи стоящие перед специальной психологией:

Теоретические-

1) Проблема нормы и патологии. Общепсихологические задачи. Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Кроме того предполагается описание психологической структуры нормы. Изучая возможные дисциплины возможно описание психологической структуры нормы, это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача. Задача трансформации критериев, дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития.

2) Выделение специфических законов, механизмов формирования нарушений психики. Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития, но есть специфичные закономерности для аномалий развития. Общие механизмы: нарушение функций общения, нарушение процесса социализации, нарушение усвоения универсальных социальных знаний. Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза. Есть специфические закономерности, характерные для определенного вида дисонтогенеза.

3) Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих.

Практические –

4)Клинико-диагностическая - описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик.

4) Воздействие – коррекция отклонений в развитии.

5) Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик.

 

Психология аномального развития и другие отрасли психологии, науки.

Место психологии аномального развития.

 

Дисциплина наиболее связана с другими отраслями клинической психологии, нейропсихологией, психосоматикой, патопсихологией детского возраста.Связь с возрастной психологией, психологической педагогикой – то есть другие области, изучающие онтогенез. Область междисциплинарного исследования – медицина, психиатрия, невро- и психопатология детского возраста. Педагогика, социология, этнология, дефектология (сурдо и тифло- педагогика).

Психология аномального развития тесно связана с другими науками изучающими аномальное развитие, это имеет историческую обусловленность и корнями уходит в психиатрию и дефектологию.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.