Объекты, цели и задачи государственного мониторинга земель прибрежных зон — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Объекты, цели и задачи государственного мониторинга земель прибрежных зон

2017-05-16 853
Объекты, цели и задачи государственного мониторинга земель прибрежных зон 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Общие сведения о государственном мониторинге земель прибрежных зон

Обзор законодательной базы

Ответственность за нарушение использования земель прибрежных зон

При выявлении нарушений использования земель в ходе мониторинга прибрежных налагается ответственность в соответствии со статьей 8.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая облагает административным штрафом граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.[2]


 

Обзор литературных источников

История развития государственного мониторинга земель в России

На протяжении длительного времени государство формировало основу для осуществления мониторинга использования земель посредством внедрения системы Генерального межевания, которое успешно длилось в России почти сто лет (1765 - 1861 годы) и было связано с закреплением земельной собственности методами землеустройства.

Законодательное закрепление институт государственного мониторинга земель в нашей стране получил в период проведения крестьянской реформы 1861 года. До этого времени функция контроля за состоянием и использованием земель принадлежала самим землевладельцам, которыми был выработан целый комплекс природоохранных мер, направленных на сохранение качества земель.

Термин "мониторинг" возник в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века и впервые стал использоваться при проведении научных изысканий, связанных с изучением динамики различных процессов. Понятие мониторинг расшифровывалось как "слежение, выявление, устранение или предотвращение".

Статья 109 Земельного кодекса РСФСР, принятого 25.04.1991, закрепила термин "мониторинг земель" как систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. В дальнейшем Правительством России принято постановление от 15.07.1992 №491 "О мониторинге земель", а в 1993 году постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 №100 была утверждена Государственная программа мониторинга земель Российской Федерации на 1993-1995 годы.

Исполнителем программы были определены Роскомзем, Минприроды России и заинтересованные министерства и ведомства.

Начиная с 1996 года, в Российской Федерации создается информационная база мониторинга земель, налаживается система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.[27]

В настоящее время государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. [1]

Функции по осуществлению государственного мониторинга земель возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

Глава 1. Общие сведения о государственном мониторинге земель прибрежных зон

Обзор законодательной базы

Объекты, цели и задачи государственного мониторинга земель прибрежных зон

Согласно статье 63.1 федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» в России в целях охраны окружающей среды создана Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающая, среди прочего, государственный мониторинг земель и государственный мониторинг водных объектов[4]. В работе рассматриваются оба вида мониторинга в совокупности в виду взаимосвязанности и тесного соседства объектов мониторинга.

В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. В ходе проведения государственного мониторинга земель перед исполнителями ставятся задачи:

1) своевременного выявления изменений состояния земель, оценки и прогнозирования этих изменений, выработки предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений;

3) обеспечения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

На современном этапе государственный мониторинг земель состоит из двух основных компонентов мониторинга использования земель, представляющего собой систему наблюдений за соответствием фактического использования целевому назначению и разрешённому использованию земельных участков, а также соблюдением установленных ограничений и обременений, и мониторинга состояния земель, оценивающего изменение земель под воздействием природных и антропогенных процессов[1].

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Каждый объект описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование. К показателям мониторинга использования земель относятся общая площадь земель соответствующей категории и вида разрешенного использования, площадь неиспользуемых земель или земель, используемых не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Показателями мониторинга состояния земель являются площади земель, подверженных линейной эрозии, опустыниванию, площадь подтопленных, заболоченных, переувлажненных, нарушенных, захламленных земель, земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер[10].

В связи с интенсивной застройкой антропогенными объектами (порты, молы, пристани, набережные), прибрежная зона становится все более сложным объектом для природопользования и управления. Теория взаимодействия технических объектов и природных экосистем в прибрежной зоне разработана слабо. Для практической ее реализации выполняется мониторинг и охрана земель прибрежных зон.

Государственный мониторинг земель прибрежных зон проводится в границах водоохранных зон водных объектов. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности исследуемых процессов, тесного соседства объектов мониторинга, мониторинг береговой линии, русловых процессов водотоков и состояния и использования водоохранных зон водных объектов ведется единым блоком, чем обусловлено регулирование его одновременно земельным и водным законодательством.

Статья 30 Водного Кодекса Российской Федерации определяет государственный мониторинг водных объектов как систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, состоящую из:

1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.

ВК РФ закрепляет понятия и параметры следующих прибрежных территорий.

Береговая полоса – полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы составляет 20 м. В соответствии с п.8 ст.27 ЗК РФ приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена. Береговая полоса является территорией общего пользования.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров и совпадает с прибрежной защитной полосой;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Ширина водоохранной зоны моря составляет метров.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.[3]

Границы водных объектов (береговые линии), а также границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации Постановлениями № 17 от 10.01.2009 и № 377 от 29.04.2016. Требования к описанию местоположения береговой линии определены приказом Минэкономразвития РФ от 23.03.2016 № 164 [6, 11, 12].

Объекты, цели и задачи, а также перечень участников ведения мониторинга и их функции определяются Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов».

Объектами государственного мониторинга земель прибрежных зон являются процессы руслоформирования или изменения морфологического строения дна и берегов водных объектов, происходящие на участках активного воздействия русловых (в речных системах) или береговых (в озерах, морях и водохранилищах) процессов и инженерных сооружений.

Мониторинг земель прибрежных зон осуществляется в целях:

- получения материалов о деформациях речных русел и пойм;

- своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов,

- разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий негативных процессов;

- оценки эффективности осуществляемых мероприятий.

Достижение поставленных целей осуществляется последовательно и поэтапно путем решения следующих основных задач:

- организации и ведение наблюдений за динамикой морфологического строения берегов, а также прибрежных территорий для установления преобладающих тенденций;

- оценки динамики изменения конфигурации и положения береговой линии (особенно в части разрушения берегов);

- составления общего и детального прогноза развития русла реки на ближайшие годы;

- выявления участков разлива рек в период половодий и паводков для прогнозирования наводнений;

- определения границ зон затопления при наводнениях и предварительная оценка последствий наводнений (производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления»[7]);

- оценки степени опасности для жилых домов и условий эксплуатации сооружений в зависимости от местных речных деформаций;

- мониторинга развития эрозионных процессов в водоохранных зонах;

- идентификации, оценки интенсивности и опасности процессов подтопления и заболачивания прибрежных территорий;

- мониторинга соблюдения специальных режимов хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах.

В целях качественной организации и осуществления мониторинга прибрежных зон, функции и объекты наблюдения распределены между уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, а именно Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды во взаимодействии с другими федеральными и региональными структурными подразделениями. Представление данных мониторинга и обмен ими между участниками мониторинга осуществляется на безвозмездной основе, по форме и порядку, установленному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.05.2008 № 111[5,8].

Для обеспечения единства методов и состава собираемых данных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.10.2014 №432 разработаны методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон. Они устанавливают состав требуемой информации для ведения государственного мониторинга прибрежных зон в регионах, этапы его проведения, описывают общий процесс осуществления государственного мониторинга земель водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, дают общую характеристику методов ведения, состава и периодичности (сроков) мониторинговых наблюдений, определяют форму и состав предоставляемых по результатам ведения мониторинга данных[9].


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.