Работорговля на Черноморском побережье Кавказа в первой половине XIX в. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Работорговля на Черноморском побережье Кавказа в первой половине XIX в.

2017-05-16 1038
Работорговля на Черноморском побережье Кавказа в первой половине XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вывоз рабов из Северного и Восточного Причерноморья был довольно распространенным явлением уже в античное время. В ХIII–XV вв. итальянские купцы поставляли невольников с черноморских берегов в Египет и страны Западной Европы. Однако наибольший размах работорговля на Черном море получила со времени утверждения в XVI в. господства Османской империи и продолжалась в течение всей первой пол. XIX в.

На Черноморском побережье Черкесии, до 1829 г. входившем в состав Османской империи, находились крепости Анапа и Суджук-Кале (Новороссийск). Это создавало Порте благоприятные условия для торговли с адыгами и убыхами. Современник и очевидец описываемых событий генерал Н.Н.Раевский писал, что "...торговля с восточными берегами (Черного моря - А.Ч.) снабжала рабами всю Турецкую империю, работниками трапезонтские рудники, рекрутами мамелюкское войско и женами восточные гаремы".

Рабы являлись главной статьей османского вывоза с СЗ Кавказа. Купцы поставляли их в Стамбул, а также в Анатолию, Румелию и др. области империи. Большой спрос был на детей 6–12 лет, а также на способных к службе в армии мужчин. С наибольшей охотой покупали у горцев адыгейских девушек и женщин. В Османской империи рабов эксплуатировали в сельском хозяйстве, труд их применялся при добыче меди, железа и мрамора, а также на строительных работах. Лишь отдельным юношам, привезенным работорговцами с Кавказа, удавалось достичь важных должностей при дворе.

Главным складочным местом османских торговцев на СВ побережье Черного моря являлась крепость Анапа. Пунктами работорговли были также небольшие бухты побережья и устья рек Пшады, Джубга, Ту, Вулан. Значительная торговля велась в Суджук-Кале, Геленджике, Сочи. До 1834 г. в Суджук-Кале находилось 150 турецких и черкесских лавок.

Некоторые турецкие работорговцы, не довольствуясь торговлей на побережье, проникали вгубь территории Закубанья. Однако торговля в горах СЗ Каваказа в первой пол. XIX в. была далеко не безопасным делом. Появившийся в Закубанье путешественник, или любой чужой человек рисковал быть обращенным в раба, если он не имел здесь кунака, знакомого. Впрочем, не прочь были поживиться путем обмана или вероломных нападений на партнеров османские работорговцы, которые не были мирными купцами и часто пускали в ход оружие. Для обеспечения безопасности торговли иностранные купцы использовали бытовавший среди адыгов обычай куначества.

Порта всячески поощряла работорговлю на СВ побережье Черного моря: То было время, "... когда в гаремном обиходе турецкой аристократии установился модный "черкесский стиль" (Покровский, 1957).

Россия вела борьбу против торговли рабами. Так, в 1804 г. было издано распоряжение о запрещении торговли невольниками, вывозившимися из-за р. Кубань, а в 1808 г. указ о том, чтобы всех "ясырей" считать свободными от рабства.

Борьба России против работорговли приняла более решительный характер после окончания русско-турецкой войны 1828–1829 гг. и подписания Адрианопольского


договора. По условиям его четвертой статьи, восточный берег Черного моря от устья р.Кубани до пристани св. Николая входил в состав России. Торговля рабами на Черноморском побережье была запрещена. Вопреки запрещению правительства России, османские купцы продолжали вести торговлю на Кавказском побережье, поскольку она приносит большие доходы, но деятельность их принимает контрабандный характер. Некоторым из них удавалось провозить невольников, несмотря на крейсирование русских судов. Крупный работорговец Хатавжука-Необате отвез в марте 1839 г. в Стамбул на продажу 27 черкешенок. В мае 1843 г. было захвачено контрабандное судно с аналогичным грузом.

В Туапсе АФонвилль побывал в хижинах на берегу Черного моря, где обычно содержались купленные рабыни в ожидании судна. Он так описывал их: "Внутренность хижин была очень оригинальна; невольницы сидели в них на корточках, вокруг огней, и когда посетитель приближался к ним, они поспешно вставали, кланялись и, потупив глаза в землю, оставались неподвижными, в ожидании обращения к ним с речью".

Трудно определить общее количество невольников, ежегодно вывозившихся в Османскую империю в первой пол. ХIХ в. Данные подобного рода никем систематически не фиксировались. С.М. Броневский (1823) считал, что с Черноморского побережья ежегодно вывозилось от 2 до 3 тыс. невольников. По данным, приводимым С.К.Бушуевым, до усиления действий Русского флота ежегодно в Константинополь вывозилось до 200 судов с черкесскими рабами.

Л.Я.Люлье писал, что в Анапу в среднем ежегодно прибывало от 40 до 50 судов, причем, каждое судно увозило до 40 рабов. Можно подсчитать, что из Анапы, являвшейся до 1829 г. главным транзитным пунктом импорта и экспорта Адыгеи, ежегодно вывозилось от 1600 до 2000 невольников. Прибавив к этому числу вывезенных через другие пункты адыгейского побережья, можно приблизительно принять цифру ежегодного вывоза ок. 3 тыс. человек. В дальнейшем количество вывозимых невольников снизилось из-за усиления борьбы России против работорговли.

Цены на рабов определялись в зависимости от целей, для которых они предназначались, а также от пола, возраста, красоты, стройности, физической силы и состояния здоровья.

Как сообщает Н.Каменев, женщина на месте, внутри Закубанья, продавалась за 200–500 руб. серебром, а девушки – за 500–800 руб. Когда же их привозили на берег Черного моря, стоимость их повышалась до 500–800 руб. за женщину, а за девушку до 800–1500 руб. При покупке рабынь присутствовали свидетели, и муллами за вознаграждение составлялась "дефтер" – купчая. Цена красавиц, покупавшихся для гарема какого-либо высокопоставленного сановника или самого султана, могла колебаться, как считает Т.Лапинский, от 50 до 100 тыс. пиастров, цена на мальчиков – от 200 до 500 руб. серебром. Унауты внутри Закубанья продавались за 100–300 руб., а у карачаевцев и ногайцев за 400–500 руб.

Контрабандный вывоз невольников из Закубанья и с СВ побережья Черного моря в Османскую империю продолжался до нач. 60-х гг. ХIХ в.

 


СОДЕРЖАНИЕ

А.И. Мартынов

О возникновении и этапах развития связей между первичными цивилизациями и степным евразийским миром.....................................................................................................................................................................3

В.Р. Эрлих

Импорты и проблема абсолютного датирования комплексов предскифского и раннескифского времени (на примере памятников Закубанья).................................................................................................................4

Е.А. Беглова

К проблеме импорта технологии.................................................................................................................6


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.