Принципы построения программы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Принципы построения программы

2017-05-16 207
Принципы построения программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………….  
2. Особенности построения образовательного процесса……………….  
3. Содержание объектов поисково-познавательной деятельности……..  
4. Тематическое планирование поисково-познавательной деятельности деятельности с детьми младшей и средней группы дошкольного возраста…………………………………………………………………..    
5. Тематическое планирование поисково-познавательной деятельности с детьми старшей и подготовительной к школе групп……………......  
6. Организационно - педагогические условия реализации образовательной программы…………………………………………….  
7. Планируемые результаты освоения образовательной программы…...  
   
   

Пояснительная записка

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).

Дети старшего дошкольного возраста способны к освоению элементарных представлений о пространстве и времени, движении и покои, изменении и развитии, живом и неживом, строении, назначении, материалах предметов, знаний о себе и других людях и т.д. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Рабочая программа «Ребенок в мире познания» муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 17 «Сказка» комбинированного вида г. Новая Ладога разработана на основе программы по организации поисковой деятельности дошкольников О.В. Дыбиной «Ребёнок в мире поиска».

Для реализации данной программы в воспитательно-образовательном процессе целесообразно использовать материал, представленный в следующих методических пособиях:

Ø Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов.;

Ø Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников.

Ø Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

Ø Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками.;

Ø Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни: Сценарии игр-занятий.;

Ø Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников.

Ø Кроме того, для более успешной работы можно использовать рабочие тетради «Ребенок в мире поиска» для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет.

В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развернутая характеристика содержания основных тем и блоков деятельности:

темы Блоки деятельности
· «Живая природа», · «Неживая природа», · «Физические явления», · «Человек», · «Рукотворный мир»; · Информационный · Действенно- мыслительный · Преобразования.  

 

Цель программы: создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи программы:

1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей и проявлению творческих способностей.

2. Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4. Развитие мыслительных способностей: анализа, классификации, сравнения, обобщения.

5. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, наблюдательности,

Особенности программы:

1. Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).

2. Освоение дошкольниками операций, действий, движений познавательно- исследовательской деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.

3. Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир» с направлениями развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

4. Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства (по концепции Л.С. Выготского), которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно ставить проблемы, выдвигать предположения, анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.

5. Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе).

Содержание объектов поисково-познавательной деятельности

Живая природа. 1. Растения и животные как живые организмы, которые растут, дышат, размножаются, питаются, развиваются, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве). 2. Строение, функции и значение частей растений. Видоизменение частей растения, его связь с выполняемыми функциями. 3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных. 4. Многообразие живых организмов, их приспособление (в строении, дыхании, размножении, способе питания, повадках): к среде обитания; сезону; экологической системе; природной (климатической) зоне. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и пр.). 5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода). 6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу. 7. Характерные особенности сезонов (времен года): в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков и др.; в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни; в разных климатических зонах. 8. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы на примере конкретных объектов: пруд, лес, луг, город. 9. Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой природы: тундра, смешанный лес (тайга), пустыня, джунгли, Арктика и Антарктика. 10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы: живая и неживая природа, животные и растения, растения и растения, животные и животные, человек и природа.
Неживая природа. 1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы). 2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое): свойства и качества жидких, твердых, газообразных веществ, особенности их взаимодействия друг с другом (например, в воде растворяются некоторые твердые вещества); переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды (пар, вода, лед), условия, необходимые для этого перехода (температура); круговорот воды в природе, водная система планеты Земля. 3. Планета Земля: рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток; природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы). 4. Космос, Солнечная система, планеты, спутники (искусственные и естественный – Луна), небесные тела (метеориты, кометы), солнечное и лунное затмение.  
Физические явления 1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование. 2. Магнетизм, процесс намагничивания – размагничивания, компас. 3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса. 4. Электричество, условия его возникновения, свойства электричества, материалы - проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи). 5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо, особенности восприятия звуков человеком и некоторыми животными. 6. Тепло, тепловые явления, влияние тепла на свойства веществ, теплопроводность и теплоизоляция (условия потери и сохранения тепла), измерение температуры тел и веществ. 7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому. 8. Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.
Человек 1. Человек – живой организм: особенности строения человеческого тела; особенности строения и функционирования органов и систем; человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных. 2. Человек – пользователь природы: экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.); роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф; выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития; использование растений и животных, искусственный отбор.
Рукотворный мир. 1. Предмет как таковой: строение, функции, форма, размер, цвет, назначение; свойства материала; качество материала; связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением. Предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека. 2. Предмет – творение человеческой мысли: многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования; ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее); возможность сделать предмет удобным и красивым; связи, отношения в системе человек – предмет – природа – человек.

4. Тематическое планирование поисково-познавательной деятельности с детьми младшей и средней группы дошкольного возраста

Программные задачи и их поэтапная реализация

I блок. Информационный

Живая природа

Объект и его особенности Задачи
младшая группа средняя группа
Растения и животные как живые организмы Начать формировать понятие растения и животные – живые организмы, Дать представление о разнообразии растений и животных в природе, об их ценности для людей; продолжать формировать навыки наблюдательности в природе
Строение, функции и значение частей растений Развивать у детей познавательный интереса к миру растений. Расширять, уточнять и систематизировать представления детей о растениях ближайшего окружения. Расширять представления детей о строении растений, и их отдельных частях (корень, стебель, ствол, ветви, листья, цветы, плоды). Понимать значение растений в природе: улучшают воздуха, грунт, воду; обеспечивают пищей животных, людей
Многообра­зие живых организмов, их приспо­собление к окружающе­му миру Формировать представления детей о животных. В 1-й младшей группе детей познакомит с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенками и т.д.). Знакомить детей с характерными особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги). Во 2-й младшей группе познакомить детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища) Учить узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), показать особенности среды обитания животных в природе (звери – на земле, червяки – в земле и т.д.), закрепить представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формировать желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними.
Характерные особенности сезонов Способствовать выделению характерных особенностей сезонов в мире животных и растений. Учить понимать некоторые связи между явлениями природы (дует ветер - качаются деревья). Формировать представление о характерных особенностях сезонов в средней полосе, мире растений и животных. Подвести к осознанию многообразия растений и животных в зависимости от приспособления к сезонам (временам года).  
Характерные особенности экологиче­ских систем и природно-климатиче­ских зон Дать представление об основных средах обитания:почве, воде, воздухе. Сформировать представление об основных компонентах сред обитания: вода, земля, воздух.

Неживая природа

Объект и его особенности Задачи
младшая группа средняя группа
Свойства и признаки веществ   Вода Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой. Познакомить с процессом превращения ее в лед, льда и снега в воду. Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега, и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает). Раскрыть значение воды в жизни растений, животных и человека (среда обитания, без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для чистоты тела и жилья для приготовления пищи). Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман).
Воздух Создать условия для понимания того, что воздух есть внутри себя и вокруг, выявления его свойств (прозрачный, легкий, без запаха) Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Расширить представления о свойствах и качествах воздуха. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым из трубы, душное помещение, пары ядовитых веществ и т.д.)
Песок, глина, камень, плодородный слой почвы Научить узнавать и называть песок, глину, камень, создать условия для выявления их свойств и качеств: твердости, сыпучести, способности сохранять форму, намокаемости, особенности взаимодействия с водой и т.д. Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины, камня. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представление о том, как образуется перегной
Земля, космос - Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоемов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселений (деревня, город, страна)

Физические явления

Объект и его особенности Задачи
младшая группа средняя группа
Свет, цветообразование Дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, лампы) излучают свет. Научить определять их принадлежность: природный или рукотворный мир. Способствовать овладению сенсорными эталонами (семь цветов). Создать условия для получения цветом путем смешивания красок: оранжевый (красный и желтый), зеленый (синий и желтый), фиолетовый (синий и красный) Подвести к пониманию того, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света. Расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света (солнце, луна, светлячок, костер, свеча, лампа, фонарик). Объяснить значение света для жизни растений и животных. Познакомить с тем, как образуется тень. Побуждать к получению новых цветов и оттенков одного цвета разной насыщенности путем смешивания двух красок. Дать представление о радуге, ее цветах и их последовательности. Познакомить с тем, как цвет может отражать эмоциональное состояние человека
Магнетизм - Дать представление о магните и магнетизме. Познакомить с тем, что некоторые предметы притягиваются к магниту
Звук Объяснить, что звуки могут быть шумовыми и музыкальными, что у каждого предмета свой звук Объяснить, что такое эхо. Дать представление о звукоизвлечении (условиях возникновения звука). Расширять представление о разнообразии звуков
Тепло, температура Дать представление о том, что предметы, воздух, вода могут быть холодными, теплыми, горячими, что они могут нагреваться и остывать Способствовать выявлению условий, при которых предметы и вещества могут нагреваться и остывать, а вода замерзать и таять
Движение, трение, инерция - Дать представление о состояниях покоя и движения, о том, что для возникновения движения должна быть приложена сила, что чем больше сила, тем сильнее движение
Время Дать представление о дне и ночи, временах года Способствовать выявлению особенностей разных времен года. Подвести к пониманию того, что существуют день, ночь, вечер, утро и они зависят от солнца (освещения)

Человек

Объект и его особенности Задачи
младшая группа средняя группа
Человек – живой организм Познакомить с телом человека, его строением (туловище, руки, пальцы, ноги, голова; лицо, глаза, рот, нос, уши). Дать представление об органах чувств, их охране и назначении. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств (восприятие цвета, звуков, вкусовых и тактильных ощущений) Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности (дышу, питаюсь, пью, расту, передвигаюсь). Формировать представление о некоторых органах и системах строения человека (нос, язык, костно-мышечная, сердечно-сосудистая системы, кожный покров), о положительных и отрицательных влияниях на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Раскрыть признаки неблагополучия в функционировании своего организма и возможности самостоятельного их устранения (чувство голода – поесть, устали глаза – сделать гимнастику для глаз или закрыть их и т.п.). Побуждать к определению особенностей своей внешности (комплекция, цвет и размер глаз, форма и размер носа, ушей, рта и пр.). Подготовить к пониманию своего сходства с родителями

Рукотворный мир

Объект и его особенности Задачи
младшая группа средняя группа
Предмет как таковой Побуждать к выявлению и называнию характеристик предметов (цвет, форма, размер, материал, вес, назначение). Способствовать определению и называнию материалов (бумага, дерево, ткань). Учить выявлять признаки и свойства материалов (структура поверхности, прочность, мягкость, твердость) Создавать условия для формирования умения характеризовать предмет на основе определения цвета, формы, размера, веса, материала, назначения. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, резина, пластмасса). Развивать умение определять признаки и свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твердость, хрупкость, прочность)
Предмет -результат деятельности человека Способствовать формированию представления о предметах ближайшего окружения (домашнего обихода), игрушках. Дать представление о связи назначения предмета с его строением и материалом, из которого он сделан Развивать представления о предметах, удовлетворяющих потребности ребенка в труде, игре, продуктивной деятельности. Подвести к пониманию зависимости назначения предмета от его строения и материала, из которого он сделан
Предмет -творение человеческой мысли Способствовать пониманию принадлежности предметов к природному и рукотворному миру. Дать представление о настоящем и прошлом некоторых предметов Развивать умение вычленять существенные признаки предметов в системе «человек – предмет». Побуждать к определению прошлого предметов (предмет изменяется на протяжении времени, например, огонь – костер – каменный очаг – печь)

 

II блок. Действенно-мыслительный блок

Вторая младшая Средняя группа
Учить обобщенным способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий Продолжать учить обобщенным способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, учить совершать перцептивные действия
Стимулировать использование обследовательских действий в поисковой деятельности Способствовать использованию обследовательских действий в поисковой деятельности
Создавать условия для сопоставления вновь воспринимаемых качеств предметов с соответствующими элементами системы сенсорных эталонов Учить устанавливать функциональные связи и отношения между объектами и явлениями, применяя различные средства
Учить практическим действиям, при использовании которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта Создавать под руководством взрослого условия для использования практических действий, при которых выявляются ранее скрытые свойства изучаемого объекта
  Формировать умение получать исходные сведения о новом объекте в процессе его практического преобразования
Побуждать к выполнению действий в соответствии с задачей и содержанием поисково-познавательной деятельности Способствовать формированию умения выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности (в речевой форме или в виде модели)
С помощью взрослого «читать» (понимать) усл. символы и выполнять соотв-е действия Понимать и использовать в деятельности модели, предложенные взрослым

III блок. Блок преобразования

Вторая младшая Средняя группа
Побуждать к эстетическому преобразованию предметов: изменению цвета, формы, величины. Создавать условия, способствующие применению знаний, полученных в ходе поисковой деятельности, для практического преобразования Создавать условия для самостоятельного эстетического преобразования предметов: изменения цвета, формы, величины (например, коробочки для духов). Учить отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности
Учить работать с различными материалами (бумагой, глиной, пластилином, коробочками, разным природным материалом) и инструментами (ножницами, стеками) Продолжать учить пользоваться различными инструментами (ножницами, стеками, лопатками) и материалами (бумагой, глиной, пластилином, коробочками, разным природным материалом, мягкой проволокой, нитками, песком, бумажным «тестом», тканями, соломкой, пробками, крышками, оболочками «киндер- сюрприза»)
Побуждать к участию в преобразовании предметов. Изменять с помощью взрослого признаки предмета (цвет, форму, функцию) для получения нового предмета Поощрять стремление преобразовывать предметы. Учить преобразовывать известные предметы, конструкции в новые, используя знакомые детали, изменяя цвет, форму, величину, функцию и назначение. Поощрять коллективные преобразования предметов и конструкций

Живая природа

  Средняя
Условные обозначения: * наблюдение; ** — длительное наблюдение; • —совместная деятельность взрослого и детей; + — часть занятия; ++ — занятие; ~ — развлечение. ** Где прячутся детки? • У кого какие детки? ** Как развивается растение? ** Что любят растения? • + Зачем зайчику другая шубка? • + Как звери меняют шубку? ** Из чего птицы строят гнезда? ** Тепло — холодно • Нужен ли зимой растениям снег? • Почему тает снег? • Где быстрее наступит весна? * Где снег не тает? * Где будут первые проталины? • Кто улетит, кто останется? • + Зачем утке и лягушке такие лапки? • Почему птицы могут летать? • Кто живет в воде? • Как спрятаться бабочкам?

Неживая природа

Объект Занятия по группам
Вторая младшая Средняя
     
Вода ++ Узнаем, какая вода ++ Изготовление цветных льдинок • Окрашивание воды • Изготовление цветных льдинок • Взаимодействие воды и снега
Воздух ++ Что в пакете? ++ Игры с воздушным шаром и соломинкой • Надувание мыльных пузырей • Ветер по морю гуляет • Надувание мыльных пузырей • Пузырьки-спасатели • Морской бой • Надувание напальчника • Поиск воздуха • Загадочные пузырьки • Неприятно дышать
Песок, глина   •Почему песок хорошо сыплется? • Посадим дерево • Ветер • Где вода?

Физические явления

Объект Занятия по группам
Вторая младшая Средняя
     
Светообразование ++ Что в коробке? ++ Волшебная кисточка   • Когда это бывает? • Свет вокруг нас • Волшебные лучи • Волшебная кисточка • Волшебный круг • Теневой театр • Раскрасим радугу
Магнетизм   ~ Волшебная рукавичка ~ Волшебный театр ~ Мы — фокусники
Вес, притяжение ++ Легкий — тяжелый • Угадай-ка (2 варианта)
Звук ++ Что звучит? • Почему все звучит? • Откуда берется голос?
Температура • + Горячо — холод­но • ++ Чудесный ме­шочек • Где быстрее? (2 варианта) * Как согреть руки? * Зачем Деду Морозу и Снегурочке шуба?

Человек

Занятия по группам
Младшая Средняя
~ Веселые человечки играют ~ Нарисуем свой портрет ++ Починим игрушку ++ Наши помощники ++ Носария ++ Умный нос ++ Язычок-помощник ++ Вкусовые зоны языка

Рукотворный мир

Занятия по группам
Младшая Средняя
++ Бумага, ее качества и свойства ++ Древесина, ее качества и свойства ++ Ткань, ее качества и свойства ++ Глина, ее качества и свойства • Стекло, его качества и свойства • Металл, его качества и свойства • Резина, ее качества и свойства • Пластмасса, ее качества и свойства

Блок преобразования

Занятия по группам
Средняя
Украсим улочку (Вода) Строим снежный город (Вода) Бумажные кораблики (Вода, Воздух) Вертушка (Воздух) Глиняные игрушки (Рукотворный мир) Игрушки из бумаги (Рукотворный мир) Игрушки из ниток (Рукотворный мир) Мебель для куклы (Рукотворный мир) Поезд (Рукотворныймир)  

5. Тематическое планирование поисково-познавательной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы дошкольного возраста

Программные задачи и их поэтапная реализация

I блок. Информационный

Живая природа

Объект и его особенности Задачи
Старшая группа Подготовительная группа
Растения и животные как живые организмы Создать условия для выяв­ления основных признаков живых организмов: дыха­ние, питание, рост, разви­тие, размножение у расте­ний. Дать представление о хищных, травоядных и все­ядных животных, особенно­стях дыхания некоторых видов животных Научить устанавливать зависимость строения и внешнего вида живот­ных от условий жизни (окружающей среды)
Строение, функции и значение частей растений Способствовать выявлению основных функций частей растения. Подвести к пони­манию зависимости видо­изменения растения от фак­торов неживой природы (света, влаги, тепла) Сформировать умения определять видоизмене­ния строения растений как приспособление к природно-климатиче­ским зонам Земли
Многообра­зие живых организмов, их приспо­собление к окружающе­му миру Побуждать устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистемах: между живой и неживой природой, расте­ниями и животными. Спо­собствовать выделению особенностей приспособле­ния растений к разным при­родно-климатическимзонам в процессе ухода за комнатными растениями Побуждать к выделению взаимной обусловлен­ности живой природы и факторов неживой при­роды (света,влаги, тем­пературы, почвы) в раз­ных природно-клима­тических зонах
Характерные особенности сезонов Расширить представление о сезонных изменениях в природе (ночные заморозки летом, оттепели зимой, ранний приход лета, позд­няя весна и т.д.) Дать понятие о разнооб­разии проявлений се­зонных признаков в разных климатических зонах (Арктика, тундра, саванна, пустыня, джунгли)
Характерные особенности экологиче­ских систем и природно-климатиче­ских зон Предоставить условия для выявления характерных особенностей экосистем: пруда, леса, луга, города Способствовать выяв­лению характерных особенностей природно-климатических зон Зем­ли: Арктики, тундры, тайги (смешанных ле­сов), пустыни, саванны, джунглей
Представле­ние об эво­люции жи­вотных и растений   Способствовать форми­рованию представления о возникновении и эво­люционном развитии жизни на Земле от про­стейших организмов до человека

Неживая природа

Объект и его особенности Задачи
Старшая группа Подготовительная группа
Свойства и признаки веществ   Вода Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных со­стояниях. Дать представ­ление о процессе перехо­да воды из одного агре­гатного состояния в дру­гое, о процессе конденса­ции. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных со­стояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни Подвести к пониманию круговорота воды в природе. Дать представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости. Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрица­тельной и положительной роли человека. Дать представление о при­родных катаклизмах (навод­нение, засуха). Научить раз­ным способам очистки воды. Рассказать о некоторых осо­бенностях водной среды оби­тания: рек, озер, морей, океа­нов. Рассмотреть воду как источник энергии, показать ее народно­хозяйственное значение (водопровод и канализация, сис­тема орошения полей, рыбо­водческие хозяйства и т.д.). Способствовать формирова­нию представления о приспо­соблении человека к пребы­ванию в водной среде (дыха­ние, передвижение, погруже­ние на глубину и т.д.)
Воздух Показать на примерах, что такое атмосферное давление, свойства воздуха при изменении температуры, сжатии (теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, при сжатии воздух занимает меньше места). Расширить представление о значении температуры воздуха для жизни растений и животных. Дать представление о том, как образуется ветер (потоки воздуха). Способствовать сравнению воздуха с некоторыми веществами (воздух легче воды, поэтому вы ходит из нее) и предметами. Развивать представления о воздухе как среде обитания живых организмов, о значении воздуха для жизни Познакомить с понятиями упругости воздуха, его силы(давления), с использованием воздуха человеком (ветряная мельница, флюгер и пр.)- Развивать представление о значении и влиянии воздуха на жизнь растений, животных, на объекты и явления окружающего мира. Дать представление об атмосфере как защитной оболочке Земли, ее значении для человека. Рассказать о некоторых связанных с атмосферными явлениями природных катаклизмах (смерче, урагане, цунами) и об отрицательном и положительном влиянии человека на атмосферу. Способствовать формированию представлений о приспособлении человека к пребыванию в воздушной среде (дыхание при недостатке кислорода или некачественным воздухом, передвижение и т.д.)
Песок, глина, камень, плодородный слой почвы Объяснить, что песок, глина и камни — состав­ные части почвы. Познакомить с процессом образования перегноя, его значением для растений. Раскрыть составные ком­поненты почвы (камень, песок, глина, плодород­ный слой). Подвести к пониманию того, что от количества песка, глины, камня в почве зависит ее плодородие, что это влия­ет на рост и развитие рас­тений. Познакомить с разными видами почвы. Способствовать формиро­ванию представления о почве как среде обитания растений и животных Научить удобрять почву, оп­ределять благоприятность почвы для развития некото­рых растений (влажность, плотность, зараженность микроорганизмами) и выпол­нять необходимые трудовые операции. Расширять пред­ставление о природных бо­гатствах недр Земли (уголь, нефть, минералы и др.). Расширять представление о зна­чении почвы для растений, животных, человека. Дать представление о воздействии человека на почву, ее значе­нии для людей
Земля, космос Расширить представление о земном шаре, используя глобус (полюсы, экватор, материки, океаны, моря, реки, горы, равнины и т.д.). Познакомить с тем, что рельеф Земли может изменяться (озера высы­хают, образуются овраги, горы и пр.). Дать пред­ставление о Солнце, Земле как его спутнике, Луне как сп<

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.