Ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета

2017-05-16 358
Ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:

а. теплая гамма: желтый, оранжевый красный и их промежуточные состояния

б. холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния

в. дополнительные цвета: синий - оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. Дополнительные цвета располагаются в круге спектральных цветов диаметрально, друг против друга

3. Ряды, идущие от хроматических (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого к черному.

Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное его разнообразие.

Цвет может быть использован в качестве активного композиционного средства.

Вообще рельеф предмета и его трехмерная форма воспринимаются, прежде всего, благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее освещенным. Наиболее богаты нюансами переходы света и тени на мягко освещенных предметах.

Форма изделия воспринимается отчетливо, если освещенные места и тени на ее поверхности соответствуют реальной композиционной взаимосвязи элементов, частей предмета. При неблагоприятном направлении света форма зрительно разрушается: наблюдатель видит только набор светлых и темных пятен.

Отсутствие теней (бестеневое освещение) лишает округлую форму объемности, поэтому, если условия освещения предмета будут только такие, следует изменять форму или исправлять се, привлекая для этого такие средства, как цвет, фактура поверхности и т. п.

На хорошо обработанной поверхности часто возникают светлые блики, которые в совокупности образуют так называемый световой каркас поверхности. Форма светового каркаса должна быть согласована с формой предмета. При проектировании изделий с полированной поверхностью сложной формы следует обязательно испытывать получающийся световой каркас в условиях различного освещения. Беспорядочный световой каркас может зрительно разрушить в целом хорошую форму. Форма, освещенная под прямым углом к ее картинной плоскости, обычно воспринимается как светлый силуэт на относительно темном фоне окружающей среды. В этом случае собственные тени криволинейной поверхности почти пропадают.

Свет, направленный под углом 45', хорошо выявляет объемные и фактурные качества трехмерной формы. На ней появляются все светотеневые градации: свет, полутон, тень, рефлекс, падающая тень. Фактурная поверхность исключает блики - характерную особенность гладких поверхностей. Приближая источник света к предмету вплотную, можно добиться более контрастных световых отношений с сильными рефлексами и густой (плотной) тенью. На собственной и падающей тенях появятся сложные тональные градации. На криволинейной поверхности, в тех местах, где падает скользящий свет, фактура выделяется яснее.

С удалением источника света светотеневые градации исчезают, "материальность" формы уменьшается, и с определенного момента предмет воспринимается как силуэт, лишенный объема и деталей. Свободно стоящая вертикальная плоскость все время сохраняет свою плоскостность независимо от направления и силы источника света. Объемная же форма претерпевает значительные изменения, а особенно при боковом освещении. Криволинейная поверхность обладает светотенью и рефлексами при любом направлении лучей, но при рассеянном свете особенности ее рельефа могут пропадать.

Если две грани объемной формы освещены равномерно, то угол, образуемый этими гранями, читается слабо и вся форма приобретает плоскостной характер. Если же одна из граней освещена сильнее других, строение формы становится более очевидным, но при чрезмерном контрасте между освещенной и затененной гранями зрительная связь между ними нарушается, а, следовательно, нарушается целостность формы. Особенности светотени были рассмотрены выше без учета влияния окружающей среды - близости других предметов, отражающих свет.

Свойства формы не изолированы друг от друга. Форма характеризуется их совокупностью и единством.

Анализируя взаимосвязи между элементарными свойствами, мы изучаем более сложные закономерности объемно-пространственных форм, а именно композиционные, или художественные. Важнейшая предпосылка высокого художественного качества изделий - единство всех элементов их формы, т. е. их соразмерность и соподчиненность. Средствами приведения первичных свойств формы к композиционному единству являются пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс. Применение этих средств композиции должно подчиняться функциональным и конструктивным требованиям, предъявляемым к изделиям, а также требованию оптимальной взаимосвязи изделия со средой и человеком. Нужно помнить, что любые композиционные приемы не самоцель, а только средство для выражения в форме существенных, содержательных свойств изделия - его назначения, особенностей устройства, конструкции.

1.5. Учебный кабинет и его роль в повышении качества образовательного процесса

Учебный кабинет является основой в организации учебно-воспитательного процесса в школе. В условиях каби­нетной системы преподавание предмета ведется более целенаправленно и эффективно: учителю легче организовать учебную деятельность школьников, удобнее использовать различные средства обучения. Одновременно кабинет является и лабораторией учителя, помогает ему в подготовке к урокам, стимулирует поиски новых эффективных приемов обучения, облегчает накопление и систематизацию методических материалов.

Работа в условиях кабинета во многом зависит от его оборудования, от рационального решения организационно-технических вопросов. Оформление кабинета должно отражать специфику учебного предмета, вводить учащихся в его мир. Аппаратура и приспособления, обеспечивающие использование экранно-звуковых пособий (экран, под­ставка для проекционной аппаратуры, магнитофон, телевизор, DVD-плеер, проектор, лингафонные устройства и т. д.), должны быть установлены в каждом учебном кабинете.

Главная дидактическая функция лингафонных устройств — расширение возможностей для организации речевой практики каждого ученика, что очень важно в условиях классно-урочного группового обучения на уроках белорус­ского, русского и иностранного языков.

Эффективность групповой и индивидуальной работы учащегося с книгой во многом зависит от того, насколько оперативно появятся книги на партах в нужное время и в необходимом количестве. Речь идет не только о словарях и хрестоматиях, но и о раздаточном материале. Не менее важна возможность дать индивидуальное задание.

Необходимо сформировать в каждом учебном кабинете книжный фонд, приобрести звуковые и экранные посо­бия, создать учебные пособия.

Книжный фонд кабинета позволит учителю показать приемы работы со справочными и библиографическими изданиями, энциклопедией, словарями, печатным дидактическим материалом, литературой для внеклассного чте­ния, а также периодическими изданиями, предложить учащимся задания, закрепляющие навыки такой работы. Допол­нительные возможности создаются и для формирования навыков конспектирования, для организации самостоятельной работы школьников как на уроке, так и во внеурочное время (например, для работы над сообщением, рефератом).

Каталог всех имеющихся в кабинете книг (к его составлению можно привлечь школьников) облегчит их поиск и рациональное использование. Необходимо предусмотреть распределение литературы по рубрикам: разделители с названиями, постоянное место хранения книги в соответствии с шифром. Научно-методическая литература для учителя хранится в специальном шкафу.

Фонд аудиовизуальных средств обучения комплектуется в соответствии с «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий по учебным предметам». В кабинете целесообразно иметь:

— средства обучения для национальной школы, изданные в Республике Беларусь (наглядные пособия, учебно-методические комплексы, программно-методические комплексы и др.);

— средства обучения, изданные для школ с русским языком обучения (видео- и аудиокассеты, раздаточный материал, программно-методические комплексы и др.);

— экранные пособия (видеофильмы, кинофильмы);

— методические рекомендации к учебным пособиям и учебникам.

Размещение и хранение печатных, экранных, звуковых пособий должно быть удобным для работы и соответство­вать требованиям НОТ. Так, таблицы и демонстрационные карточки должны быть наклеены на картон или плотную бумагу, пронумерованы и расставлены в определенной последовательности; демонстрационные карточки распреде­лены по классам и темам (хранить их следует в специальных коробках или папках). Грампластинки хранятся в специ­альных коробках в вертикальном положении, распределены по классам и темам, пронумерованы. Материалы на электронных носителях также хранятся в специальных коробках, каждая ячейка пронумерована в соответствии с номе­ром хранения пособия, аудио- и видеозаписи хранятся в пронумерованных коробках.

Создание учебных материалов в кабинете обусловлено, во-первых, тем, что многие предметы учебного оборудо­вания, предусмотренные «Типовым перечнем…», находятся еще в стадии разработки; во-вторых, необходимостью учитывать уровень подготовки конкретного класса.

Задачу учебно-познавательной деятельности школьников помогут решить картотеки индивидуальных заданий, составленные с учетом разного уровня подготовленности учащихся и наиболее характерных для них ошибок. Ежегод­ное пополнение ранее составленных картотек индивидуальных заданий — одно из главных направлений работы учителя в кабинете независимо от количества изданных и приобретенных школой дидактических материалов.

В-третьих, выпущенные пособия не могут предусмотреть ту информацию, которая появляется уже после их издания. Поэтому сбор, систематизация, оформление материалов из периодической печати, методическое осмысле­ние их также требуют постоянного внимания учителя-предметника. Газетные и журнальные статьи целесообразно группировать по темам. К сбору материалов учитель, конечно же, должен привлекать школьников.

Дидактический раздаточный материал для работы в парах представляет собой комплект карточек с упражнениями для двух учеников. В каждой карточке предусмотрен ключ, по которому ученик может проконтролировать правиль­ность ответа товарища. В ходе работы каждый выступает в роли ученика, контролирующего задание. Обеспечение взаимного контроля — одно из главных; требований к дидактическому материалу. Другое требование — ситуативная обусловленность задания. С этой целью в задание можно включать краткое описание ситуации, составление характери­стики, вопросы-ответы.

В технически оснащенном кабинете можно использовать не только печатные, но и звуковые материалы периодики, пополнять фонотеку кабинета. Основным источником ее пополнения являются радиопередачи: научно-популярные, учебные, художественные.

Цветные репродукции картин русских и белорусских художников и иллюстрации, периодически печатающиеся в иллюстрированных журналах и различного рода календарях, — богатый источник изобразительного материала, который может быть успешно использован в учебных целях (к его сбору можно привлекать школьников). Здесь важны и отбор, и систематизация материала. Но главное — система заданий для учащихся, когда иллюстрация ис­пользуется в качестве зрительной опоры (как раздаточный материал). Для работы с иллюстрациями к изученному материалу учитель может составить несколько карточек с заданиями, причем это могут быть два-три задания к одной иллюстрации или задание на сопоставление нескольких иллюстраций.

Постепенно разрабатывая новые задания, создавая различные варианты сочетаний карточек-иллюстраций и тек­стовых заданий, учитель сможет накопить наборы раздаточного материала по основным темам курса любого учеб­ного предмета.

Иллюстративный раздаточный материал разного формата может быть использован учителем также в качестве демонстрационного для работы со всем классом (к его изготовлению можно привлекать школьников).

Наиболее удобной организационной формой использования пособий является экспозиционный стенд. Целенап­равленное оформление экспозиции является важнейшим показателем методической работы в кабинете. Именно для экспозиции многих кабинетов характерны такие распространенные недостатки, как украшательство, перегружен­ность экспонатами.

Необходимо предусмотреть на стендах информацию о новых книгах, пособиях, статьях в периодических изданиях, приобретенных для кабинета. Причем аннотацию надо составлять таким образом, чтобы она вызывала интерес, жела­ние познакомиться с материалами. Не следует забывать и об обучающем характере экспозиции. В известной мере стенд можно рассматривать и как средство управления познавательной деятельностью школьников. Прежде всего эту фун­кцию выполняют рабочие стенды, тесно связанные с программными темами, облегчающие их изучение, а также юбилейные, посвященные важнейшим общественно-политическим, литературным и научным событиям.

Ориентироваться в учебном фонде, имеющемся в кабинете (в том числе и в экспозиционных материалах), учителю поможет систематический каталог, в котором все средства обучения распределены по видам. На каждое приобретен­ное или изготовленное пособие составляется аннотированная карточка.

При подготовке к работе над темой, в отборе средств обучения для конкретного урока наиболее удобно обраще­ние к тематической карточке. В ней указаны все имеющиеся в кабинете книги по данной теме программы, методичес­кий материал учителя, экранные и звуковые средства обучения. Аннотированные карточки на каждое учебное пособие могут дублировать содержание карточки систематического каталога (простейший вариант), но в практических целях значительно полезнее включить в них дополнительные сведения о материале, конкретизировать их.

Подобные сведения не только ускоряют подготовку к уроку, но и помогают шире использовать различного рода сопоставления.

Составление поурочных карточек (наиболее трудоемких и вместе с тем наиболее ценных в методическом отно­шении), осуществляемое коллективом учителей, работающих над оснащением кабинета по единому перспективному плану и плану развития кабинета, предполагает тщательный анализ содержания изучаемого вопроса, возможных методов и приемов обучения, мотивированный отбор тех средств, которые в наибольшей степени обеспечат реше­ние образовательных, развивающих и воспитательных целей урока. Для научной организации труда учителя это дело очень перспективное и нужное.

В решении актуальных задач совершенствования учебно-воспитательной работы школы немаловажную роль сыграл переход на кабинетную систему обучения. Кабинеты оснащают в основном учителя-предметники. Им активно помогает администрация школы, шефы школы, а также сами учащиеся и их родители. Задания распределя­ются по интересам: одни оборудуют кабинет, другие изготовляют или реставрируют учебные пособия, третьи ведут учет и каталогизацию кабинетного имущества и т. д. Вся деятельность по оборудованию кабинета проводится в соответствии с современными научно-педагогическими, эстетическими и другими требованиями.

Работа организуется в пяти направлениях:

I. Оборудование и художественное оформление кабинета

Речь фактически идет о приспособлении обычного класса под кабинет. С этой целью одна часть классной доски отводится под магнитную доску, другая — под наборный щит для словарных карточек, таблиц, наглядных пособий, центр доски в случае необходимости используется в качестве экрана, вторая доска—для выполнения заданий. Доски могут быть: аудиторная (многофункциональная, мобильная, текстильная, интерактивная), доска-мольберт. На доску прикрепляются приспособления для подвешивания наглядных пособий. Согласно санитарным нормам и правилам оборудуются рабочие места учителя и учащихся. Расставляется необходимая мебель для хранения, демонстрации и экспонирования учебных пособий: секции, полки, книжные шкафы, столики-подставки и т. п. На передней демон­страционной стене кабинета вывешиваются портреты классиков, ученых, писателей и т. п. Рядом помещается стенд со словами выдающихся деятелей науки и культуры. На боковых, экспозиционных стенах вывешиваются темати­ческие стенды и стенды для выставочных материалов. На передней стене вывешивается стенд для поурочного оформления учебного материала.

В отборе экспозиционного материала учителя стремятся придерживаться правила: стен наглядностью не пере­гружать, чтобы не отвлекать внимания учащихся на уроке. Для настенной экспозиции используются стенды («Изу­чайте русский язык», «О чем не успел рассказать учебник?», «В мире интересного», «Читай — думай — спорь», «Знаешь ли ты?», «Сегодня на уроке», «Литературный календарь»), предметная газета и т. п., а также специальный материал по развитию речи: программно-тематический набор картинок или иллюстраций с определенными заданиями.

Экспонируемый материал можно подбирать из специальной научно-популярной литературы, методических жур­налов, он носит не столько теоретический, сколько практический характер. Кроме того, в кабинетах экспонируются лучшие тетради учеников, творческие работы школьников, материалы клубов, кружков, книжные новинки и др.

П. Оснащение кабинета техническими средствами обучения (ТСО)

В современных условиях обеспечить каждый учебный кабинет полным комплектом звукозаписывающей, звуко­воспроизводящей и оптико-проекционной аппаратуры, лингафонным устройством, компьютерами еще не представ­ляется возможным. В школах практикуется сосредоточение ТСО в отдельном кабинете или размещение их в смежных кабинетах определенного цикла предметов. Обеспечение школ ТСО производится централизованно за счет бюджетных средств и внебюджетных (спонсорской помощи). При наличии денежных средств учреждения пользуются услугами специализированных магазинов, в которых по наложенному платежу приобретают демонстрационную аппаратуру, наборы пособий, видео- и аудиозаписи, программно-методические комплекты и др.

Многое из экранных и звуковых пособий изготовляют сами ребята (в частности, производят записи радио-и телепередач, разрабатывают проекты, готовят альбомы, кинофрагменты и т. д.).

III. Комплектование книжных фондов кабинета

Во избежание перегруженности в кабинете сосредотачивается лишь самая необходимая учителю в повседневной работе литература. Это научно-популярная литература по отдельным программным темам, новейшие справочные издания, художественная, учебная, критическая и др.

Значительное место в кабинете занимает методическая литература как общетеоретического характера, так и по вопросам частных методик: указания к учебникам, методические разработки, предметно-методические журналы, учебно-методические пособия, пособия для внеклассной работы, сборники задач и др.

Большую часть книжных фондов кабинетов составляют комплекты учебников, печатный дидактический матери­ал, сборники диктантов и изложений, упражнения, словари и справочные пособия, литература для внеклассного чтения, а также газеты. Здесь же в шкафах находятся учебные программы, нормативные документы и инструктивно-методические письма по вопросам преподавания учебных предметов.

IV. Накопление учебно-наглядных пособий

Большое внимание учителя уделяют обеспечению наглядности в процессе обучения. Фонды учебно-наглядных пособий кабинета составляют: крупноформатные демонстрационные таблицы, раздаточный дидактический материал, комплекты изобразительного материала с рисунками и заданиями к ним, программированный материал, схемы, карточки, портреты писателей, исторических деятелей, деятелей культуры и науки, иллюстративные и хронологические таблицы, репродукции картин-иллюстраций к программным произведениям, карты, альбомы, самодельные альбомы, наборы открыток по программным темам, комплекты раздаточных картинок, игровой материал, средства предметной наглядности, тематические коллекции и др.

Значительное количество пособий изготовляется силами учителей и учащихся с учетом новейших программных требований и специфики преподавания учебных предметов.

V. Учет и каталогизация имущества кабинета

Учителя понимают, что задача кабинета заключается не только и не столько в накоплении разного рода пособий, сколько в умелом и своевременном их использовании на практике. Важнейшим условием успешного применения наглядности в обучении является рациональное размещение, бережное хранение, четкая классификация и каталоги­зация всех ТСО и учебно-наглядных пособий. Единообразия в этом вопросе нет. Однако школьная практика подсказы­вает ряд наиболее целесообразных вариантов упорядочения кабинетного материала. Совершенно очевидно, что наличие в кабинете систематизированного каталога (литературы, технических средств, наглядных и учебных пособий) по каждой программной теме во многом облегчит работу учителя по подготовке к уроку и его проведению.

Существенную помощь учителю оказывают и отдельные картотеки аудиовизуальных средств с указанием назва­ния пособия, класса и программной темы, продолжительности использования (в минутах) звуковых пособий.

В некоторых школах имеются картотеки дидактического материала, письменных упражнений, творческих работ, тематических бесед, занимательных заданий и т. д.

Несомненную помощь учителям оказывают тематические каталоги аннотированных карточек с выпиской из книг и журналов, необходимых для работы цитат и изречений. Разделы таких каталогов составляют темы учебных программ.

Большую ценность в практике работы учителей представляют материалы, собранные в тематические папки. В них даются: библиография по теме, список имеющихся учебно-наглядных пособий, календарно-тематическое планирование, поурочные планы-конспекты, обобщающие уроки, материал для внеклассной работы и т. д.

Так, благодаря планомерной, целенаправленной и систематизированной работе учителей по оборудованию ка­бинетов, их постоянному совершенствованию и модернизации, в школах района создаются благоприятные условия для успешного использования материалов кабинета в организации учебно-воспитательного процесса.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.