История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-05-16 | 548 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, которое адресовано воспитателям и родителям детей.
При проведении опытно – экспериментальной работы нами была проведена диагностика звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика осуществлялась на базе МБДОУ №152 в старшей группе. Данную группу посещают 28 человек, 10 из них, имеют речевые нарушения, они и составили экспериментальную группу. Для изучения процесса усвоения процесса усвоения звуковой стороны речи старшими дошкольниками мы использовали диагностику предложенную О. У. Ушаковой и Е. М. Струниной. Диагностические задания предлагались детям в индивидуальной игровой форме, что позволило получить наиболее достоверные и объективные данные. При исследовании звуковой культуры речи у детей 5 – 6 лет проводится анализ по следующим позициям:
Умение дифференцировать звуки природы
Состояние артикуляционной моторики
Способность к фонетическому анализу
Способность на слух дифференцировать оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении
Состояние произношения звуков в звукосочетаниях и словах
Сформированность таких качеств, как: сила голоса, темп, дикция и интонационная выразительность речи.
Итак, в программу обследования звуковой культуры речи входят: обследование развития слухового восприятия, обследование состояния артикуляционной моторики, обследование состояния фонематического слуха, обследование состояния звукопроизношения, обследование общего звучания речи.
|
2.2. Анализ результатов диагностики.
Результаты диагностики мы заносили в специально разработанный протокол № 1 (таблицы № 1, № 2). Оценка по всем заданиям проводилась в количественном выражении (4 бальная система).
Протокол оценки состояния звуковой культуры речи у детей 5 – 6 лет на этапе констатирующего эксперимента № 1.
Таблица №1
Содержание работы | Экспериментальная группа | |||||||||
Вера С. | Полина Г. | Федя К. | Андрей П. | Влада А. | Андрей С. | Валя П. | Гриша М. | Рома Х. | Света Г. | |
1Обследование развития слухового восприятия. | ||||||||||
2Обследование состояния артикуляционной моторики | ||||||||||
3Обследование состояния фонематического слуха | ||||||||||
4Обследование состояния звукопроизношения | ||||||||||
5Обследование общего звучания речи | ||||||||||
Итоговая оценка | 2,4 | 2,6 | 3,4 | 2,8 |
На основе предложенной бальной системы оценок мы разработали схему уровней развития звуковой культуры речи (таблица № 3), которая помогает выявить уровни усвоения детьми звуковой стороны речи при условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности: I — высокий, II — средний (достаточный), III — ниже среднего, IV — низкий. В конце обследования речи детей производился подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 75 %) получило оценку 4, это высокий уровень. Если больше 50 % ответов с оценкой 3, это средний уровень, если больше 50 % ответов с оценкой 2, это уровень ниже среднего, а если больше 50 % ответов с оценкой 1 — низкий уровень.
Критерии уровней развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Таблица №3.
Уровни | Критерии уровней (баллы) | Экспериментальная группа % |
Высокий | 0 % | |
Средний | 90 % | |
Ниже среднего | 10 % | |
Низкий | 0 % |
Диаграмма звуковой культуры речи по полученным результатам диагностики.
|
Проведенный нами анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень развития звуковой культуры речи у 90% детей экспериментальной группы находится на среднем уровне, на уровне ниже среднего 10%.
У детей экспериментальной группы среднеарифметическое составляет 2,92 балла, что соответствует среднему уровню развития звуковой культуры речи. Полученные данные свидетельствуют, что звуковая культура речи у детей 5 – 6 лет сформированы недостаточно и требуется коррекционно – педагогическая работа.
2.3.Рекомендации по результатам диагностики.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии без этой особенности невозможно слушать и понимать речь. Но важно не только слышать звуки, но также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух - это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать звуки - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Игры для развития речевого слуха, можно разделить на несколько групп:
1)Игры на развитие слухового внимания:
«Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка» и тд.
2)Игры на развитие фонематического слуха:
«Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», «Эхо», «Путаница», «Какой последний звук?», «Лишнее слово».
В период дошкольного возраста происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания. При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе. Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения. Так как фонематический слух развивается постепенно, специальные упражнения на его развитие также можно разделить на несколько этапов.
|
1 этап– узнаваниенеречевыхзвуков.Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса. Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.
Этап – различение слогов
Этап – различение звуков
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!