Общая характеристика и особенности рыночной системы экономики. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общая характеристика и особенности рыночной системы экономики.



Введение.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Она является наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Рыночная экономика формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. Но в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны общие закономерности реализуются по-разному. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Развитие рыночных отношений и самого рынка в России происходило на фоне множества острых проблем (безработица, нехватка товарного производства). Всё это приводит к необходимости глубоко изучить сущность, структуру, достоинства и недостатки рыночной системы.

Цель настоящей работы – исследовать общую характеристику и особенности рыночной системы экономики.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

1. Дать сравнительную характеристику плановой и рыночной систем. Чем лучше или хуже рыночная система в сравнении с командно-административной.

2. Выявить структуру рыночной системы по различным критериям.

3. Выявить особенности и направления развития рыночной экономики в России.

Основу данной работы составляют сборники научных трудов ученых и практиков.

Основными источниками написания данной работы послужили такие книги как «Экономическая теория» Базылевой М. Н. и Базылева Н.И, «Основы маркетинга» Котлера Ф., «Экономикс: принципы, проблемы и политика» Макконнелла К. Р., Брю С. Л., «Курс экономики» под редакцией Райзберга Б. А., «Экономическая теория» Николаевой И. П., «Экономические науки» Самуэльсона П.,«Экономикс» Самуэльсона П. и Нордхауса В., «Современная экономика» Мамедова О.Ю., работа А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов», а так же интернет – источники.



На основании рассматриваемых авторами статей, учебников, научной литературы, можно сделать вывод, что данная тема широко и многогранно освящена в экономической литературе. Рыночную систему экономики изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений. Учитывая большой интерес к данному вопросу в экономике, можно сделать вывод о актуальности выбранной мной темы.

 

 

Рыночная система экономики.

 

Рыночная система экономики – это одна из экономических систем, которая функционирует в соответствии с принципами предпринимательства. При чем предпринимательство должно осуществляться в свободной форме на демократических началах.

Существуют разные современные системы рыночной экономики и несколько определений рыночной экономики. Наиболее распространенные из них гласят о том, что рыночная экономика, это так же:

1) Экономика, основанная на добровольных договорных принципах между субъектами хозяйствования, которая действует в пределах правового поля и регламентируется государственной политикой.

2) Система социально – экономических отношений, фундаментом развития которой является частная собственность и финансово – товарный оборот.

3) Система рыночной саморегуляции, в пределах которой государственная политика строго регламентирует особенности жизнедеятельности субъектов рыночных отношений, что выражается в системе налогообложений, социальных выплат и т. д. в данном виде экономики алгоритм распределения финансовых потоков избирается самими субъектами рыночных отношений, то есть юридическими лицами (фирмами, акционерными обществами, холдингами, отдельными юридическими лицами).



Если рассматривать данный термин с точки зрения историзма, то в истории правовых отношений в сфере бизнеса под понятием рыночной экономики подразумевалась экономическая система, созданная для регулирования и управления рядом стихийных рыночных явлений, а так же юридической правовой сфере.

Принято, что понятие рынка рассматривается как механизм, основанный на добровольной договоренности субъектов хозяйствования, способный удовлетворять их коммерческие интересы. Такого определения придерживается ряд ведущих экономистов.

Необходимо иметь в виду, что сам мо себе рынок предполагает тесные взаимосвязи между предлагаемой продукцией и потребительскими запросами и является конкурентной категорией. Система рыночных отношений сложилась исторически, развитие её этапов исторически обусловлено и подчиняется логическим принципам и определяет роль экономики в рыночной системе.

Черты рыночной экономики.

· Конкуренция субъектов рынка.

· Наявность широкого спектра форм собственности.

· Право свободно распоряжаться собственными доходами.

· Свободный выбор круга субъектов, с которыми предприниматель намерен работать.

· Ориентация на потребительский спрос.

· Свободное распоряжение результатами собственного труда.

1.1.3 Свойства рыночной экономической системы:

1) Сама определяет ценовые границы, без вмешательства государства.

2) Вмешательство руководящих государственных структур в систему рыночной экономики сведено к минимуму.

3) Принцип равенства субъектов хозяйствования.

Плановая экономическая система.

Суть данной системы – в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой. Характеризуя ее выделим следующие главные черты:

Основные черты - Господство государственной собственности - Диктатура государственного плана в экономике - Административные методы управления экономикой - Финансовая диктатура государства
Основные плюсы - Более стабильная экономика - Больше уверенности людей в будущем - Меньше неравенства в обществе - Гарантия минимального жизнеобеспечения всем - Нет проблемы трудоустройства - Удобный для многих государственный патернализм
Основные минусы - Неудовлетворительная работа госсобственности - Нет стимулов к усердному труду - Безынициативность и безответственность работников - Неэффективность экономики и всеобщие дефициты - Диктат производителей над потребителями - Низкий уровень жизни людей

 

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – все заранее «расписано» и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: «самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

Все тут естественно, ибо «человеческая природа ленива (русская природа в особенности)», напоминает Пушкин. Значит, людей должен подстегивать интерес. «Ничейность» же собственности убивает стимулы к усердному труду и рачительному ведению хозяйства. Вот почему командную экономику сопровождают застойность, всеобщие дефициты, диктат производителей и бесправие потребителей. А закономерный социальный итог всего – нищета народа на фоне роскоши и паразитизма власть имущих.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условии умелого, несвоекорыстного и неантинародного руководства могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно «накормить народ».

Вот почему подобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной «распорядительностью» никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах.

Рынок.

Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а так же определяет спрос на неё. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который распределяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.

3.1 Условия возникновения рынка:

1) Разделение труда, которое ведёт к специализации и обмену.

В любом многочисленном сообществе людей, никто из участников хозяйства не может жить за счёт полного самообеспечения. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию. Затем они обмениваются результатами своего труда. В начале обмен был натуральным, но с развитием обмена появились деньги, и это расширило стимулы к производству товаров, специально для продажи.

2) Самостоятельность экономических агентов.

Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Это объясняется обособленностью экономических интересов. Самостоятельность экономических агентов исторически возникает на базе частной собственности.

3) Свобода предпринимательства.

Рынок является сложным механизмом, на нём совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение сделки транзакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя или продавца и ведение с ним переговоров, на заключение контракта, а так же на контроль за его соблюдением.

Структура рынка.

Структуру рынка можно рассматривать по различным критериям:

1) по экономическому назначению: рынок товаров и услуг, рынок промышленных товаров, сырьевой рынок, рынок труда, ценных бумаг.

2) по географическому местоположению: местный, национальный, мировой рынки.

3) по степени ограниченности конкуренции: монополия, олигополия, монопсония, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция.

4) по отраслям: автомобильный, нефтяной, машиностроительный рынки.

5) по характеру продаж: оптовый и розничный рынки.

Рыночная структура — сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.
Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.

Конкуренция.

Конкуренция – соперничество между участниками рынка. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая благо более высокого качества, либо по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определённого порядка, гарантирующего производство достаточного количества, качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Различают несколько видов конкуренции:

· Совершенная.

Существует множества мелких фирм, производящих однородную продукцию. Доля каждой фирмы в общем объёме предложения продукции настолько мала, что она не может влиять на цену. Вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Нет ограничений на доступ любой фирмы и информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы и т.д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной:

· Монополия.

Одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль других фирм, практически непреодолимы.

· Олигополия.

На рынке существует несколько крупных фирм, контролирующих весь рынок. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Производимая продукция может быть как однородной, так и разнородной. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на продукцию.

· Монополистическая конкуренция.

Большое количество мелких фирм на рынке, предполагающих разнородную продукцию. Вход на рынок не затруднён. Товары являются разными, но взаимозаменяемыми.

· Монопсония.

Вид рынка, на котором существует множество продавцов и только один покупатель, который определяет цену товара.

3.5 Функции рынка:

1) Ценообразующая функция.

В результате взаимодействия продавцов и покупателей на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

2) Информационная функция.

Цена содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребляемом количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынок. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены об избытке благ по сравнению с платёжеспособным спросом.

3) Регулирующая функция.

Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии рынка, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растёт цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

4) Посредническая функция.

Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли – продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец, со своих позиций, стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающими его покупателями.

5) Санирующая функция.

Рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников экономической деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий и наоборот стимулирует более предприимчивые и активные.

Структура рыночной системы.

Структура рыночной системы - это совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему и выделять систему рынков по различным признакам.

По территориальному признаку можно выделить следующие системы рынков:

· местный (локальный);

· региональный:

· национальный;

· мировой.

По специфике функционирования рыночного механизма и полноте его регулирующих функций выделяют рынок:

· неразвитый, который характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами - товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов;

· свободный (совершенный), предполагающий: неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов. Поэтому свободный рынок - это абстракция. Свободного рынка никогда не было, нет сейчас ни в одной стране и не будет в ближайшем будущем;

· регулируемый, в котором наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок - это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации;

· деформированный - существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения в сторону спроса; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики; попытка усиления региональных рынков и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.

По степени ограничения конкуренции выделяют:

 

· рынок свободной (совершенной) конкуренции, в котором покупатели и продавцы не имеют рыночной власти;

· рынок монополистической конкуренции, где фирмы имеют незначительную рыночную власть, основанную на дифференциации товара или услуги;

· олигополистический рынок, в котором фирмы имеют значительную власть, но конкуренция сохраняется и порой бывает весьма разрушительной;

· рынок чистой монополии, где фирма контролирует всю отрасль и выступает единственным продавцом;

· рынок монопсонии с множеством продавцов и лишь одним покупателем;

· смешанный рынок.

Монополия и монопсония в чистом виде - редкое явление, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Поэтому целесообразно говорить о рынках, приближенных к монополии и монопсонии.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы. Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов - на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы - на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.

Вся рыночная система формирует свою инфраструктуру, т.е. совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Процесс регулирования.

Основными инструментами воздействия государства на экономику являются методы и формы государственного регулирования:

Прямые (административные) -- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации, основаны на авторитете государства, включают меры запрещения, принуждения, разрешения. Так, к прямому воздействию относятся меры, связанные с целевым кредитованием (кредитование по льготным ставкам), а также с установлением Центральным Банком ставки рефинансирования.

Косвенные (экономические) -- базируются на инструментах экономического прогнозирования, программирования, бюджетной и налоговой систем, денежно-кредитной, валютной, таможенной политики и др.

По мере развития рыночной экономики сфера применения косвенного регулирования значительно расширяется, сужая при этом возможности прямого вмешательства государства в экономические процессы. Так, мощным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика, которая формируется Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бесспорно, одну из самых значимых ролей в государственном регулировании играет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

В России в 2014 году началось ухудшение экономической обстановки, вызванное резким спадом мировых цен на энергоресурсы, продажа которых составляет значительную часть в доходах бюджета России, а также введением экономических санкций в отношении России в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины.

Эти факторы вызвали значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, увеличение инфляции, уменьшение реальных доходов населения и значительное ухудшение ситуации в ряде отраслей российской экономики.

Мировые компании, ведущие бизнес в России, зафиксировали падение прибыли из-за сокращения потребительской активности населения, а часть из них сообщила о выводе своего капитала из России.

Как показывает мировой опыт, функционирование рыночной экономики невозможно без государственного регулирования. Рыночная экономика имеет ряд недостатков в связи со своей нерегулируемостью. В частности, существуют отрасли общенационального значения, затраты на которые берет на себя государство (оборонная промышленность, здравоохранение, образование и т.д.); также требуется обеспечение основ успешного функционирования рыночной экономики. Эти и другие факторы обусловливают объективную необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Невозможно отрицать его необходимость и по отношению к современной России. Потребность в поддержании нормального функционирования рынка особенно велика в связи с тем, что переход к рыночной системе в России произошел не естественно историческим путем, и многие отрасли промышленного производства, не приспособленные к рыночным условиям, нуждаются в поддержке со стороны государства.

Сегодня мир вновь вспоминает об обновленной роли государства, о стратегической программе развития, которая позволила бы вывести страну в новое качественное положение, обеспечила достойную жизнь народу. Необходимо вернуться, восстановить утраченное доверие к государственному регулированию. Без выработки долгосрочной стратегии, опирающейся на институциональную основу, не выбраться из трясины кризиса.

Инновационная политика.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

В Стратегии определены 3 ключевых приоритета инновационного развития.

Приоритет 1 - развитие человеческого капитала. Сегодня в рамках глобальной конкуренции одним из основных факторов успеха становится наличие высококвалифицированных кадров, в то время как наметилась тенденция снижения значимости некоторых традиционных факторов, таких, как, например, доступ к природным ресурсам. Исходя из этого, один из центральных направлений в Стратегии - развитие кадрового потенциала инновационной экономики в широком смысле.

Приоритет 2 - значительное повышение инновационной активности бизнеса, в первую очередь посредством модернизации технологических процессов и вывода на рынок принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Приоритет 3 - продвижение инноваций в государственном секторе. Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений.

В октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

К работе над проектом Внешнеэкономической стратегии, которая фактически началась в сентябре 2004 года, на предварительном этапе были привлечены крупные научные институты и аналитические центры, эксперты ведомств в области внешнеэкономических связей и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

Необходимость разработки этого документа обусловлена как вышеперечисленными проблемами внешнеэкономического комплекса России, так и тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов.

Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития.

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уровень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэкономическую деятельность.

В условиях постоянного развития научно-технических процессов и в целом глобализации мировой экономики эффективное управление народным хозяйством без инвестиционных вливаний становится практически возможным. Россия, находясь на стадии вступления в ВТО, ставит цель окончательно интегрироваться в международное экономическое сообщество, имея при этом довольно скудные собственные, производственно-технические и финансовые возможности. Как следствие этого, в настоящее время нашей стране необходима разработка "прозрачной" инвестиционной стратегии, позволяющей решить проблемы преодоления дезинтеграции экономики, чтобы предотвратить дальнейшее бегство капитала из производственной сферы, и в целом развития народного хозяйства.

В связи с тем, что в настоящее время инвестиционная активность, несмотря на некоторые положительные тенденции, является самым слабым местом в российской экономике, инвестиционная стратегия России должна вбирать в себя абсолютное большинство предложений и пожеланий потенциальных иностранных инвесторов, которые базируются на многолетней практике.

Использование иностранных инвестиций - это объективная необходимость, которая обусловлена участием нашей страны в мировой экономике и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

 

 

Заключение

 

Сравнив между собой результаты, достигнутые рыночной и плановой экономикой, приходим к выводу о преимуществах первой системы не только по показателям общей эффективности производства, но и по степени удовлетворения социальных потребностей общества и обеспечению достойного уровня жизни населения.

Теперь обратимся к сравнению основных институциональных характеристик двух систем, что позволит нам ответить на вопрос: возможно ли, путем каких-то усовершенствований и корректировок, приблизить плановый механизм к рыночному или же необходимы кардинальные, принципиальные изменения, предполагающие отказ от исходных постулатов командной экономики.

Рыночная экономика находится в постоянном движении: происходят непрерывные перемены в производстве, спросе, технологиях. Те предприятия, которые наиболее адекватно реагируют на происходящие изменения, продолжают получать прибыль. Те, которые не подстраиваются под новые условия, рискуют обанкротиться. Эту характеристику рыночной экономики И. Шумпетер назвал «созидательным разрушением», имея в виду постоянное обновление производствен- характеристик общества. Изменения носят созидательный характер, так как приводят к возникновению новых продуктов, сфер экономической деятельности, способов использования ресурсов и т.д., однако они являются разрушительными по отношению к существующим структурам. Процесс экономического роста и развития рыночной системы в этом смысле предстает как процесс динамический.

Механизм плановой экономики составляет полную противоположность «Созидательному разрушению». Цель плановых организаций - сохранение стационарных характеристик существующих экономических структур. Предприятия не закрывались, люди не боялись потерять работу, уровень доходов был гарантирован государством, процесс создания новых производств был довольно длительным и требовал решений на самых высоких уровнях государственного управления. Принятие таких решений связывалось с «высшими, государственными» интересами. Реальных каналов, по которым бы могли поступать сигналы о предпочтениях и изменениях потребностей общества, не было и не могло быть. Они просто не были предусмотрены конструкцией плановой системы. Вместо ориентации на потребности «работала» ориентация на объемы.

Каналом, по которому проходят импульсы, или сигналы, о предпочтениях, отдаваемых рынком той или иной продукции, служат цены. Это правомерно как в отношении продукции, используемой в производственных процессах, так и в отношении потребительских товаров. Цены определяют поведение покупателя на рынке и являются главным ориентиром при принятии всех решений, связанных с производственной деятельностью предприятия.

В командной экономике цены являются расчетными величинами и устанавливаются в административном порядке. Положение предприятия совершенно не зависит от того, какую цену установит государство на его продукцию. Если затраты предприятия превышают его доходы, то оно получает субсидии из государственного бюджета. При обратной ситуации основная часть превышения доходов над затратами изымается в бюджет.

Относительно низкие цены, которые государство устанавливало на предметы первой необходимости, часто означали для покупателя отсутствие этих товаров в магазинах. Было необходимо либо долго ждать (иногда и годами), либо давать взятку, либо обращаться к услугам черного рынка. В результате этот номинально дешевый товар становился отнюдь не дешевым для покупателя.

Для того чтобы цены могли полностью выполнять роль рыночного сигнала, необходимо соблюдение нескольких условий: цены должны быть гибкими (свободно колебаться в зависимости от соотношения спроса и предложения) ; компания должна принадлежать частным владельцам (интерес в получении прибыли становится самым сильным -- частным -- интересом, одновременно с тем персонализируется субъект-носитель риска и экономических последствий в случае рыночного неуспеха предприятия); должна существовать конкуренция между производителями (при монополизации рынка существует целый ряд возможностей для искажения рыночного сигнала, регулирования величины спроса со стороны производителя и неадекватной реакции на происходящие изменения. В реальных рыночных системах часто монополизм внутреннего рынка компенсируется открытостью экономики и доступом на домашний рынок иностранных производителей, которые и создают конкурентную среду).

Ни одно из перечисленных выше условий в плановой экономике не соблюдается. Вместо преобладания частной собственности доминирует так называемая общественная или общенародная, а по сути государственная, собственность на средства производства. Существует явная дискриминация, а чаще всего и прямой запрет частной инициативы. Конкуренция между производителями - понятие, неизвестное государственным социалистическим предприятиям. Сама система построена по принципу концентрации всей власти в руках одного центра и подчинения «периферийных» управляемых субъектов решениям центра. Фактически единственным предпринимателем выступает государство. Именно оно, а не независимые производители принимает р






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.027 с.