Тема 16. Этно - конфессиональные отношения в Республике Татарстан на современном этапе. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 16. Этно - конфессиональные отношения в Республике Татарстан на современном этапе.

2017-05-16 298
Тема 16. Этно - конфессиональные отношения в Республике Татарстан на современном этапе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Общая характеристика мусульманской конфессии в Волго-Уральском регионе на современном этапе. Конституционно-правовые основы новой религиозной политики российского государства. Изменения общественно-политического и правового статуса религиозных объединений.

2. Религиозные объединения в Республике Татарстан, их общая характеристика и особенности. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций. Специфика самосознания кряшен. Уменьшение ценностной дистанции между русскими и татарами и увеличение религиозной дистанции между практикующими мусульманами и православными. Разница между восприятием ислама русскими из Татарстана и русскими России в целом.

3. Современная система религиозного образования в Татарстане и России: специфика и перспективы. Данные соц. исследований в Татарстане по вопросу о преподавании в школах курса «Православная культура». Противоречия введения данного предмета с Конституцией РФ и закону «Об образовании». Соблюдение политики баланса конфессий и культур – как основа стабильности полиэтнического региона.

Литература

1. Балтанова Г.Р. Ислам в современном Татарстане // Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000.

2. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М., 2000

3. Набиев Р.А., Гафаров А.А., Ибрагимов Р.Р. Государственно-конфессиональные отношения в России: Учебное пособие. Серия: «Культура, религия и общество» вып. 22 под общ. ред. проф. Р.А. Набиева. – Казань, 2013.

4. Набиев Р.А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке.- М., 2002.

5. Особенности современной межнациональной и этнокультурной ситуации в республике Татарстан. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2008. 236 с.

6. Этносоциологические исследования в Республике Татарстан: Сб. науч. Статей / Сост. иред. Р.Н.Мусина, Л.В. Сагитова. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2008. 335 с.

7. Макарова Г.И. Этнокультурная политика федерального Центра и Республики Татарстан: стратегии интеграции. Казань, Институт истории АН РТ, 2009.- 242 с.

 

Тема 17. Этничность и религиозное возрождение в Башкортостане.

1. Влияние суфийских братств Ясавийя и Накшбандийяна распространение ислама среди башкир.

2. Образование Уфимской епархии. Умеренная христианизация.

3. Повстанческие движения башкир.

4. Учреждение Уфимского духовного магометанского собрания.

5. Деградация суфизма в «Ишанизм»

6. Первый мусульманский съезд (май 1917 Москва) переименование Магометанского духовного собрания в Центральное Духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири.

7. Всероссийские съезды мусульманского духовенства (1920, 1923, 1926). 1927 г.- борьба советского государства с мусульманской религией.

8. «Исламское возрождение» постсоветского периода

Источники

1. Хрестоматия по истории и культуре Башкортостане 1917 – 2000. Отв. Ред. З. Г. Ураксин. – Уфа: Гилем, 2005

Литература

Ахмедов Р.М. Государство и церковь в российском обществе ХХ столетия: историко-правовое исследование: моногр. Уфа, 2002.

Вильданов О. В., Латыпова В. В. и др. Дорога к храму: история религиозных учреждений Уфы. – Уфа, 1993.

Валеева М.Г. Из истории Центрального духовного управления мусульман Башкирской АССР //Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. Уфа, 1994.

Васильева О.В., Латыпова В.В. и др. Дорога к храму: история религиозных учреждений г. Уфы. Уфа, 1993.

Ирназаров Р.И. История развития социологической мысли Башкортостана. Уфа «Гилем» 2010.-304 с.

Хисаметдинова Ф. Г., Ураксин З. Г. История и культура Башкортостана: учебное пособие.- Уфа, Гилем, 2003

Социологический ответ на «национальный вопрос»: пример республики Башкортостан. Институт социологии РАН, Башкирсий филиал ИС РАН.– М., Уфа: Восточная печать, 2012.- 124 с.

Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения»

7.1. Методические рекомендации для преподавателей

Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое поликультурное образование способно ускорить этот процесс.

Поликультурное образование выполняет ряд конструктивных функций. Прежде всего, помогает выработать рационалистический и демократический менталитет, усваивать ценности и нормы демократической политической культуры, формировать такие качества, как политическая толерантность, готовность к компромиссу и партнерству, стремление к консенсусу, умение цивилизованно выражать и защищать свои интересы, предотвращать или же относительно безболезненно разрешать социальные конфликты, укреплять российскую общенациональную идентичность, патриотизм и государственность.

Особенно необходимы политические знания по государственно-конфессиональным отношениям молодым мусульманам, отличающихся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных презентаций, деловых и ролевых игр, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, дискуссий и иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой таких, как посещения музеев, в частности «Музея ислама» в мечети «Кул-Шариф» г. Казани. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

7.2Методические рекомендации студентам по освоению дисциплиной.

Перед началом изучения курса «Государственно-конфессиональные отношения», как учебной дисциплиной, студентам необходимо внимательно разобраться в содержании учебной программы курса и пользоваться ею в ходе самостоятельной работы. Изучая программу, обратите внимание на следующие элементы:

А) какие знания имеют особое значение для освоения содержания предлагаемых тем;

Б) какая литература рекомендуется для изучения в качестве основной.

В) изучить соответствующий раздел программы по учебному пособию и предлагаемой литературе;

Г) найти в данных рекомендациях вопросы для самоконтроля и попытаться на них ответить;

Д) заканчивая изучение курса, следует обратиться к перечню опорных вопросов и, в случае необходимости, повторить или найти ответ на данный вопрос в лекционном материале или учебном пособии.

Важной составной частью работы студентов по усвоению курса «Государственно-конфессиональные отношения»является проработка терминов. В процессе подготовки к семинарским занятиям и к зачёту студенты должны выписывать и заучивать определения терминов. Если на дом задаётся вопрос, дискуссионного характера, то необходимо дома тщательно проработать аргументацию своей точки зрения. Для этого, необходимо хорошо изучить рекомендуемую литературу и учебное пособие.

После прослушанной лекции необходимо закрепить материал по учебным пособиям и зафиксировать его в форме опорного конспекта в тетради.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо ознакомится с рекомендуемыми источниками и учебной литературой. В тетрадях по семинарским занятиям следует зафиксировать развёрнутый план конспект с ответами на поставленные вопросы.

7.3. Методические указания студентам по организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов по освоению курса проверяется конспектами к семинарским занятиям, рефератом, контрольной работой.

Реферат должен быть представлен в срок к 9 неделе учебного процесса.

Объём реферата должен быть не менее 25 страниц формата А-4. Он должен быть набран на компьютере 14 шрифтом в полтора интервала или написан от руки. В реферате должно быть использовано не менее 3 источников. Содержание реферата должно быть логичным, соответствовать поставленной проблематике. Студент должен уметь выбирать материал по существу и излагать понятной и доступной форме. При оценке реферата, учитывается самостоятельность выводов и собственные оценки по изученной проблематике, умение сравнивать мнения различных авторов по изучаемой проблематике.

Реферат должен состоять из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Во введении необходимо обосновать актуальность, поставить цель и задачи исследования и дать краткий обзор использованной литературы.

Под обоснованием актуальности исследования понимается степень её важности в данный момент для решения данной проблемы. При этом следует различать актуальность научную и социально-политическую. Научная актуальность определяется степенью изученности проблемы, она зависит от того, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешённым.

С обоснованием актуальности связана постановка проблемы. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что пока неизвестно о предмете исследования.

В реферате должен быть грамотно составлен научный аппарат, т.е. ссылки на литературу и документы в основной части реферата и список использованной литературы, который завершает студенческую работу. Наиболее удобными для реферата являются подстрочные ссылки. Например:

1. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. – Казань: Иман, 1998,-41 с.

2.Абдулатипов Р.Г. Этнополитология – СПб, 2004. С.38.

Статьи из периодических изданий оформляются так:

Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма // Вопросы истории 1995, №9, с.77.

Список использованных в работе источников и литературы является обязательной составной частью реферата. В список включаются все цитированные, рассматриваемые и упоминаемые в тексте произведения печати в алфавитном порядке.

7.4.Информационное обеспечение дисциплины

А) Основная литература:

Источники по истории Татарстана (XVI-XVIII вв.) под ред.С.Х.Алишева. - Казань,1993.

Источники по истории Татарстана (XVI-XVIII вв.) под ред. С. Х. Алишева. - Казань,1994.

Ногманов А.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины ХVI-XVIII вв. –Казань: Фэн, 2002.-231с.

Сабирова, Дания Киямовна. История Татарстана. С древнейших времен до наших дней: учебник для студентов высших учебных заведений / Д. К. Сабирова, Я. Ш. Шарапов.— Москва: Кнорус, 2009.—348 с.

Дополнительная литература:

Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. – Казань: Иман, 1998,-41 с.

Азаматов Д. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание. - Уфа, 1999.

Александров Г.А Чувашская интеллигенция: истоки.- Чебоксары, 1997. Алишев С.Х. Социальная эволюция служилых татар во второй половине XVI-XVIII вв.// Исследование по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода. - Казань, 1984

Алишев С.Х Тернистый путь борьбы за свободу. – Казань, 1999

Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. - Новосибирск, 1996

Валиуллин И.Р. Деятельность татарских депутатов в Уложенной комиссии 1767-69 // Тарих, мэдэният hэм теллэрнен усеш мэсьэлэлэре.- Казан, ТГГИ, 2003.

Веселовский С.В. Исследование по истории класса служилых землевладельцев. - М., 1969.

Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч.1 - 4. - СПБ, 1863-1887.

Вишленкова Е.А. Религиозная политика в России (первая четверть Х1Х в.) Автореферат. - Казань, 1999.

Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение «России Александровской эпохи. Казань. 1997.

Вишленкова Е.А. Духовная школа в России в первой четверти 19 века. – Казань,1998.

Водарский Я.Е. Дворянское землевладение в России в XVII - первой половине XIX вв. - М., 1988

Гарипова Ф.Г. Указатель именной и географический к книге "Акты исторические и юридические и древние царские грамоты Казанской и других соседних губерний". - Казань, 1992.

Головатенко А. История России: Спорные проблемы. М., 1994.

Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. - Казань, 1941.

Гришин Я. Польско-литовские татары (Наследники Золотой Орды). - Казань, 1995.

Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма // Вопросы истории 1995, №9.

Ермолаев И.B. Среднее Поволжье во второй половине XVI-XVII вв. (Управление Казанским краем). - Казань,1982.

Журавский А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох 1884 по 1921 год) Дисс. Канд. Ист. наук. - М, 1999.

Загидуллин И.К. Христианизация татар Среднего Поволжья во второй половине XVI- XVII вв.// Учёные записки ТГГИ. 1997.№1

Загидуллин И.К. Перепись 1897 г. и татары Казанской губернии. - Казань: Татарское книжное из-во, 2000.-223с.

Загидуллин И.К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи: (Европейская часть России и Сибирь) -Казань, Институт истории им.Ш. Марджани АНРТ, 2006. - 459 с.

Загидуллин И.К. О грамоте царя Фёдора Ивановича казанским воеводам и дьякам от 18.07. 1593 // гуманитарные науки: проблемы и аспекты изучения.

Загоскин Н.А. Очерки организации и происхождения служилого сословия в допетровской Руси. - Казань,1883

Измайлов И.Л. Ислам в Золотой Орде// Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. - Казань, 2001.

Измайлов И. Казанское взятие и имперские притязания Москвы. (Очерк истории становления имперской идеологии) // Мирас №10, 1992.

Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье.- Казань; Татарское книжное из-во, 1999. -127 с.

Исхакова Р.Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине Х1Хв - начале ХХв. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2001.-279с.

Ильминский Н.И. Обучение церковно-славянской грамоте в начальных народных училищах. Учебное руководство. - СПб., 1884.

Имамов В. Запрятанная история татар. - Челны, 1994.

Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. - Казань, 2002.

История родов русского дворянства: В 2-х кн. // Сост. Петров П.Н.-M.,1991.

Исхаков Д.М. Феномен татарского джадизма: Введение к социокультурному осмыслению. - Казань, 1997.

Казанский учительский институт (1876-1918) // УЗ КГПИ. – Казань. 1974, вып. 132.

Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. – Казань, 1983

Каппелер А. Россия – многонациональная империя: Возникновение. История. Распад. - М., 1997.

Ключевский В.О. История сословий в России. Курс, читанный в Московском университете в 1886 г.-M.,1918.

Кобищанов Ю.М. Империя Джучидов // Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т.2 – М., 2002

Литвинов П.П. Антитатарская политика царизма в Средней Азии и Казахстане.// Материалы по истории татарского народа.1995.

Макаров Д.М. Самодержавие и христианизация народов Поволжья во второй половине XVI-XVII вв. Учебное пособие. - Чебоксары,1981.

Мухамедова Р.Г. Татары-мишаре.-М.,1972.

Ногманов А.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины XVI-XVIII вв. – Казань: Фэн, 2002.-231с

Нурулла Г. Освободительная война татарского народа. – Казань, 2007.

Политическая жизнь русских мусульман до Февральской революции. Оксфорд, 1987.

Рахимов С. Социально-правовой статус татарских учебных заведений последней четверти Х1Х в. – начала ХХ в.// Ислам в татарском мире: история и современность. - Казань, 1997.

Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. - Казань, 2000

Фахрутдинов Р.Р. Татарский либерализм в конце Х1Х – начале ХХ века (очерки политической истории). - Казань, 1998.

Фирсов Н.Н. Колонизация Волжско-Камского края и связанная с ней политика: общий обзор. - Казань,1930.

Фирсов Н.Н. Положение инородцев Северо-Восточной России в Московском государстве. Инородческие населения прежнего Казанского царства в новой России до 1762 г. и колонизация Закамских земель в это время. - Казань, 1869.

Усманова Д.М. Депутаты от Казанской губернии в Государственной Думе России. Казань, 2006.

Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении: краткая история города Казани. - Казань,1991.

Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце ХVIII вв. – Казань, 2001.

Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. - Казань,1992.

Халикова Е. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии Х- начала Х111 в. Казань, 1986.

Чичерина С.В. Положение просвещения у поволжских инородцев. - СПб., 1906

Яковлев И.Я. Моя жизнь. Воспоминания. - М., 1997

Справочники

Ислам: Энциклопедический словарь. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.

Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования / Авторы-составители: Набиев Р.А. и др. - Казань: Мастер-Лайн, 2002.

Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. – Казань: Магариф, 2004.

Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. - М., 1998

 

Электронные ресурсы:

90-летие ТАССР http://tassr90.ru/

Журнал «Панорама-Форум» http://www.kcn.ru/tat_ru/politics/pan/index.php

История Татарстана http://historytat.ru/

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наименование технического средства Количество
Ноутбук  
Нетбук Asus  
Проектор TOSHIBA  
Планшетные сканеры EPSON  
Принтер MFU Xerox 5655  

 

 

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Текущая аттестация:

Вид работы Максимальное количество баллов
Контрольная работа по теме: «Политика Российского государства по отношению к мусульманской конфессии в конце XVIII – начале ХХ вв.»  
Защита реферата  
Устное выступление на семинарском занятии  
Итого  
Премиальные баллы:  
1. Участие в студенческой научной конференции  
2. Подготовка статьи совместно с научным руководителем для публикации в научном издании  
Итого  

 

Вопросы к экзамену

1. Истоки формирования мусульманской конфессии в Волго-Уральском регионе.

2. Социальная и религиозная политика царского правительства в Казанском крае (вторая половина XVI - XVII в.)

3. Участие народов края в антифеодальной и национально- колониальной борьбе вторая половина XVI- XVII в.

4. Особенности национально - колониальной и конфессиональной политики по отношению к народам Поволжья и Приуралья в XVIII в.

5. Конфессиональная политика по отношению к мусульманам в период правления Екатерины II. Создание государственной системы управления мусульманской конфессией.

6. Оренбурское магометанское духовное собрание и его функции.

7. Конфессиональная политика российского правительства в первой половине XIX в.

8. Особенности политики правительства по отношению к мусульманской конфессии во второй половине XIX в.

9. Татарское национально-демократическое движение середины Х1Х – начала ХХ в. Джадидизм.

10. Правительство и церковь в условиях подъема татарского национального движения в начале ХХ в.

11. Политика Советского государства по отношению к мусульманам Поволжья в 1920 – 30 гг.

12. Конфессиональная политика по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья в 40-80 годы ХХ в.

13. Этно - конфессиональные отношения в Республике Татарстан на современном этапе.

14. Этничность и религиозное возрождение в Башкортостане

 

 

Итоговая аттестация на экзамене:

Рейтинговая оценка Традиционная оценка Определение
86-100 Отлично Глубоки познания; либо глубокие познания с незначительными погрешностями
71-85 Хорошо Выше среднего уровня, но с некоторыми ошибками; либо средний (общий) уровень знаний с заметными ошибками.
55-70 удовлетворительно Верно, но со значительными изъянами; либо знания, удовлетворяющие минимальному критерию.
0-54 неудовлетворительно Для успешного завершения кура необходимо некоторое количество работы; либо совсем недостаточно – для успешного завершения курса необходим значительный объем работ.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________.

 

 

Автор Муфтахутдинова Д.Ш.

Рецензент (ы) доктор исторических наук, профессор Гилязов И.А.

доктор исторических наук, профессор Ислаев Ф.Г.

 

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.