Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-05-16 | 298 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Общая характеристика мусульманской конфессии в Волго-Уральском регионе на современном этапе. Конституционно-правовые основы новой религиозной политики российского государства. Изменения общественно-политического и правового статуса религиозных объединений.
2. Религиозные объединения в Республике Татарстан, их общая характеристика и особенности. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций. Специфика самосознания кряшен. Уменьшение ценностной дистанции между русскими и татарами и увеличение религиозной дистанции между практикующими мусульманами и православными. Разница между восприятием ислама русскими из Татарстана и русскими России в целом.
3. Современная система религиозного образования в Татарстане и России: специфика и перспективы. Данные соц. исследований в Татарстане по вопросу о преподавании в школах курса «Православная культура». Противоречия введения данного предмета с Конституцией РФ и закону «Об образовании». Соблюдение политики баланса конфессий и культур – как основа стабильности полиэтнического региона.
Литература
1. Балтанова Г.Р. Ислам в современном Татарстане // Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000.
2. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М., 2000
3. Набиев Р.А., Гафаров А.А., Ибрагимов Р.Р. Государственно-конфессиональные отношения в России: Учебное пособие. Серия: «Культура, религия и общество» вып. 22 под общ. ред. проф. Р.А. Набиева. – Казань, 2013.
4. Набиев Р.А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке.- М., 2002.
5. Особенности современной межнациональной и этнокультурной ситуации в республике Татарстан. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2008. 236 с.
|
6. Этносоциологические исследования в Республике Татарстан: Сб. науч. Статей / Сост. иред. Р.Н.Мусина, Л.В. Сагитова. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2008. 335 с.
7. Макарова Г.И. Этнокультурная политика федерального Центра и Республики Татарстан: стратегии интеграции. Казань, Институт истории АН РТ, 2009.- 242 с.
Тема 17. Этничность и религиозное возрождение в Башкортостане.
1. Влияние суфийских братств Ясавийя и Накшбандийяна распространение ислама среди башкир.
2. Образование Уфимской епархии. Умеренная христианизация.
3. Повстанческие движения башкир.
4. Учреждение Уфимского духовного магометанского собрания.
5. Деградация суфизма в «Ишанизм»
6. Первый мусульманский съезд (май 1917 Москва) переименование Магометанского духовного собрания в Центральное Духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири.
7. Всероссийские съезды мусульманского духовенства (1920, 1923, 1926). 1927 г.- борьба советского государства с мусульманской религией.
8. «Исламское возрождение» постсоветского периода
Источники
1. Хрестоматия по истории и культуре Башкортостане 1917 – 2000. Отв. Ред. З. Г. Ураксин. – Уфа: Гилем, 2005
Литература
Ахмедов Р.М. Государство и церковь в российском обществе ХХ столетия: историко-правовое исследование: моногр. Уфа, 2002.
Вильданов О. В., Латыпова В. В. и др. Дорога к храму: история религиозных учреждений Уфы. – Уфа, 1993.
Валеева М.Г. Из истории Центрального духовного управления мусульман Башкирской АССР //Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. Уфа, 1994.
Васильева О.В., Латыпова В.В. и др. Дорога к храму: история религиозных учреждений г. Уфы. Уфа, 1993.
Ирназаров Р.И. История развития социологической мысли Башкортостана. Уфа «Гилем» 2010.-304 с.
Хисаметдинова Ф. Г., Ураксин З. Г. История и культура Башкортостана: учебное пособие.- Уфа, Гилем, 2003
|
Социологический ответ на «национальный вопрос»: пример республики Башкортостан. Институт социологии РАН, Башкирсий филиал ИС РАН.– М., Уфа: Восточная печать, 2012.- 124 с.
Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения»
7.1. Методические рекомендации для преподавателей
Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое поликультурное образование способно ускорить этот процесс.
Поликультурное образование выполняет ряд конструктивных функций. Прежде всего, помогает выработать рационалистический и демократический менталитет, усваивать ценности и нормы демократической политической культуры, формировать такие качества, как политическая толерантность, готовность к компромиссу и партнерству, стремление к консенсусу, умение цивилизованно выражать и защищать свои интересы, предотвращать или же относительно безболезненно разрешать социальные конфликты, укреплять российскую общенациональную идентичность, патриотизм и государственность.
Особенно необходимы политические знания по государственно-конфессиональным отношениям молодым мусульманам, отличающихся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных презентаций, деловых и ролевых игр, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, дискуссий и иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой таких, как посещения музеев, в частности «Музея ислама» в мечети «Кул-Шариф» г. Казани. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
7.2Методические рекомендации студентам по освоению дисциплиной.
Перед началом изучения курса «Государственно-конфессиональные отношения», как учебной дисциплиной, студентам необходимо внимательно разобраться в содержании учебной программы курса и пользоваться ею в ходе самостоятельной работы. Изучая программу, обратите внимание на следующие элементы:
|
А) какие знания имеют особое значение для освоения содержания предлагаемых тем;
Б) какая литература рекомендуется для изучения в качестве основной.
В) изучить соответствующий раздел программы по учебному пособию и предлагаемой литературе;
Г) найти в данных рекомендациях вопросы для самоконтроля и попытаться на них ответить;
Д) заканчивая изучение курса, следует обратиться к перечню опорных вопросов и, в случае необходимости, повторить или найти ответ на данный вопрос в лекционном материале или учебном пособии.
Важной составной частью работы студентов по усвоению курса «Государственно-конфессиональные отношения»является проработка терминов. В процессе подготовки к семинарским занятиям и к зачёту студенты должны выписывать и заучивать определения терминов. Если на дом задаётся вопрос, дискуссионного характера, то необходимо дома тщательно проработать аргументацию своей точки зрения. Для этого, необходимо хорошо изучить рекомендуемую литературу и учебное пособие.
После прослушанной лекции необходимо закрепить материал по учебным пособиям и зафиксировать его в форме опорного конспекта в тетради.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо ознакомится с рекомендуемыми источниками и учебной литературой. В тетрадях по семинарским занятиям следует зафиксировать развёрнутый план конспект с ответами на поставленные вопросы.
7.3. Методические указания студентам по организации самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов по освоению курса проверяется конспектами к семинарским занятиям, рефератом, контрольной работой.
Реферат должен быть представлен в срок к 9 неделе учебного процесса.
Объём реферата должен быть не менее 25 страниц формата А-4. Он должен быть набран на компьютере 14 шрифтом в полтора интервала или написан от руки. В реферате должно быть использовано не менее 3 источников. Содержание реферата должно быть логичным, соответствовать поставленной проблематике. Студент должен уметь выбирать материал по существу и излагать понятной и доступной форме. При оценке реферата, учитывается самостоятельность выводов и собственные оценки по изученной проблематике, умение сравнивать мнения различных авторов по изучаемой проблематике.
|
Реферат должен состоять из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. Во введении необходимо обосновать актуальность, поставить цель и задачи исследования и дать краткий обзор использованной литературы.
Под обоснованием актуальности исследования понимается степень её важности в данный момент для решения данной проблемы. При этом следует различать актуальность научную и социально-политическую. Научная актуальность определяется степенью изученности проблемы, она зависит от того, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешённым.
С обоснованием актуальности связана постановка проблемы. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что пока неизвестно о предмете исследования.
В реферате должен быть грамотно составлен научный аппарат, т.е. ссылки на литературу и документы в основной части реферата и список использованной литературы, который завершает студенческую работу. Наиболее удобными для реферата являются подстрочные ссылки. Например:
1. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. – Казань: Иман, 1998,-41 с.
2.Абдулатипов Р.Г. Этнополитология – СПб, 2004. С.38.
Статьи из периодических изданий оформляются так:
Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма // Вопросы истории 1995, №9, с.77.
Список использованных в работе источников и литературы является обязательной составной частью реферата. В список включаются все цитированные, рассматриваемые и упоминаемые в тексте произведения печати в алфавитном порядке.
7.4.Информационное обеспечение дисциплины
А) Основная литература:
Источники по истории Татарстана (XVI-XVIII вв.) под ред.С.Х.Алишева. - Казань,1993.
Источники по истории Татарстана (XVI-XVIII вв.) под ред. С. Х. Алишева. - Казань,1994.
Ногманов А.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины ХVI-XVIII вв. –Казань: Фэн, 2002.-231с.
Сабирова, Дания Киямовна. История Татарстана. С древнейших времен до наших дней: учебник для студентов высших учебных заведений / Д. К. Сабирова, Я. Ш. Шарапов.— Москва: Кнорус, 2009.—348 с.
Дополнительная литература:
Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. – Казань: Иман, 1998,-41 с.
|
Азаматов Д. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание. - Уфа, 1999.
Александров Г.А Чувашская интеллигенция: истоки.- Чебоксары, 1997. Алишев С.Х. Социальная эволюция служилых татар во второй половине XVI-XVIII вв.// Исследование по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода. - Казань, 1984
Алишев С.Х Тернистый путь борьбы за свободу. – Казань, 1999
Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. - Новосибирск, 1996
Валиуллин И.Р. Деятельность татарских депутатов в Уложенной комиссии 1767-69 // Тарих, мэдэният hэм теллэрнен усеш мэсьэлэлэре.- Казан, ТГГИ, 2003.
Веселовский С.В. Исследование по истории класса служилых землевладельцев. - М., 1969.
Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч.1 - 4. - СПБ, 1863-1887.
Вишленкова Е.А. Религиозная политика в России (первая четверть Х1Х в.) Автореферат. - Казань, 1999.
Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение «России Александровской эпохи. Казань. 1997.
Вишленкова Е.А. Духовная школа в России в первой четверти 19 века. – Казань,1998.
Водарский Я.Е. Дворянское землевладение в России в XVII - первой половине XIX вв. - М., 1988
Гарипова Ф.Г. Указатель именной и географический к книге "Акты исторические и юридические и древние царские грамоты Казанской и других соседних губерний". - Казань, 1992.
Головатенко А. История России: Спорные проблемы. М., 1994.
Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. - Казань, 1941.
Гришин Я. Польско-литовские татары (Наследники Золотой Орды). - Казань, 1995.
Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма // Вопросы истории 1995, №9.
Ермолаев И.B. Среднее Поволжье во второй половине XVI-XVII вв. (Управление Казанским краем). - Казань,1982.
Журавский А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох 1884 по 1921 год) Дисс. Канд. Ист. наук. - М, 1999.
Загидуллин И.К. Христианизация татар Среднего Поволжья во второй половине XVI- XVII вв.// Учёные записки ТГГИ. 1997.№1
Загидуллин И.К. Перепись 1897 г. и татары Казанской губернии. - Казань: Татарское книжное из-во, 2000.-223с.
Загидуллин И.К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи: (Европейская часть России и Сибирь) -Казань, Институт истории им.Ш. Марджани АНРТ, 2006. - 459 с.
Загидуллин И.К. О грамоте царя Фёдора Ивановича казанским воеводам и дьякам от 18.07. 1593 // гуманитарные науки: проблемы и аспекты изучения.
Загоскин Н.А. Очерки организации и происхождения служилого сословия в допетровской Руси. - Казань,1883
Измайлов И.Л. Ислам в Золотой Орде// Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. - Казань, 2001.
Измайлов И. Казанское взятие и имперские притязания Москвы. (Очерк истории становления имперской идеологии) // Мирас №10, 1992.
Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье.- Казань; Татарское книжное из-во, 1999. -127 с.
Исхакова Р.Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине Х1Хв - начале ХХв. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2001.-279с.
Ильминский Н.И. Обучение церковно-славянской грамоте в начальных народных училищах. Учебное руководство. - СПб., 1884.
Имамов В. Запрятанная история татар. - Челны, 1994.
Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. - Казань, 2002.
История родов русского дворянства: В 2-х кн. // Сост. Петров П.Н.-M.,1991.
Исхаков Д.М. Феномен татарского джадизма: Введение к социокультурному осмыслению. - Казань, 1997.
Казанский учительский институт (1876-1918) // УЗ КГПИ. – Казань. 1974, вып. 132.
Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. – Казань, 1983
Каппелер А. Россия – многонациональная империя: Возникновение. История. Распад. - М., 1997.
Ключевский В.О. История сословий в России. Курс, читанный в Московском университете в 1886 г.-M.,1918.
Кобищанов Ю.М. Империя Джучидов // Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т.2 – М., 2002
Литвинов П.П. Антитатарская политика царизма в Средней Азии и Казахстане.// Материалы по истории татарского народа.1995.
Макаров Д.М. Самодержавие и христианизация народов Поволжья во второй половине XVI-XVII вв. Учебное пособие. - Чебоксары,1981.
Мухамедова Р.Г. Татары-мишаре.-М.,1972.
Ногманов А.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины XVI-XVIII вв. – Казань: Фэн, 2002.-231с
Нурулла Г. Освободительная война татарского народа. – Казань, 2007.
Политическая жизнь русских мусульман до Февральской революции. Оксфорд, 1987.
Рахимов С. Социально-правовой статус татарских учебных заведений последней четверти Х1Х в. – начала ХХ в.// Ислам в татарском мире: история и современность. - Казань, 1997.
Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. - Казань, 2000
Фахрутдинов Р.Р. Татарский либерализм в конце Х1Х – начале ХХ века (очерки политической истории). - Казань, 1998.
Фирсов Н.Н. Колонизация Волжско-Камского края и связанная с ней политика: общий обзор. - Казань,1930.
Фирсов Н.Н. Положение инородцев Северо-Восточной России в Московском государстве. Инородческие населения прежнего Казанского царства в новой России до 1762 г. и колонизация Закамских земель в это время. - Казань, 1869.
Усманова Д.М. Депутаты от Казанской губернии в Государственной Думе России. Казань, 2006.
Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении: краткая история города Казани. - Казань,1991.
Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце ХVIII вв. – Казань, 2001.
Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. - Казань,1992.
Халикова Е. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии Х- начала Х111 в. Казань, 1986.
Чичерина С.В. Положение просвещения у поволжских инородцев. - СПб., 1906
Яковлев И.Я. Моя жизнь. Воспоминания. - М., 1997
Справочники
Ислам: Энциклопедический словарь. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.
Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования / Авторы-составители: Набиев Р.А. и др. - Казань: Мастер-Лайн, 2002.
Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. – Казань: Магариф, 2004.
Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. - М., 1998
Электронные ресурсы:
90-летие ТАССР http://tassr90.ru/
Журнал «Панорама-Форум» http://www.kcn.ru/tat_ru/politics/pan/index.php
История Татарстана http://historytat.ru/
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Наименование технического средства | Количество |
Ноутбук | |
Нетбук Asus | |
Проектор TOSHIBA | |
Планшетные сканеры EPSON | |
Принтер MFU Xerox 5655 |
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Текущая аттестация:
Вид работы | Максимальное количество баллов |
Контрольная работа по теме: «Политика Российского государства по отношению к мусульманской конфессии в конце XVIII – начале ХХ вв.» | |
Защита реферата | |
Устное выступление на семинарском занятии | |
Итого | |
Премиальные баллы: | |
1. Участие в студенческой научной конференции | |
2. Подготовка статьи совместно с научным руководителем для публикации в научном издании | |
Итого |
Вопросы к экзамену
1. Истоки формирования мусульманской конфессии в Волго-Уральском регионе.
2. Социальная и религиозная политика царского правительства в Казанском крае (вторая половина XVI - XVII в.)
3. Участие народов края в антифеодальной и национально- колониальной борьбе вторая половина XVI- XVII в.
4. Особенности национально - колониальной и конфессиональной политики по отношению к народам Поволжья и Приуралья в XVIII в.
5. Конфессиональная политика по отношению к мусульманам в период правления Екатерины II. Создание государственной системы управления мусульманской конфессией.
6. Оренбурское магометанское духовное собрание и его функции.
7. Конфессиональная политика российского правительства в первой половине XIX в.
8. Особенности политики правительства по отношению к мусульманской конфессии во второй половине XIX в.
9. Татарское национально-демократическое движение середины Х1Х – начала ХХ в. Джадидизм.
10. Правительство и церковь в условиях подъема татарского национального движения в начале ХХ в.
11. Политика Советского государства по отношению к мусульманам Поволжья в 1920 – 30 гг.
12. Конфессиональная политика по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья в 40-80 годы ХХ в.
13. Этно - конфессиональные отношения в Республике Татарстан на современном этапе.
14. Этничность и религиозное возрождение в Башкортостане
Итоговая аттестация на экзамене:
Рейтинговая оценка | Традиционная оценка | Определение |
86-100 | Отлично | Глубоки познания; либо глубокие познания с незначительными погрешностями |
71-85 | Хорошо | Выше среднего уровня, но с некоторыми ошибками; либо средний (общий) уровень знаний с заметными ошибками. |
55-70 | удовлетворительно | Верно, но со значительными изъянами; либо знания, удовлетворяющие минимальному критерию. |
0-54 | неудовлетворительно | Для успешного завершения кура необходимо некоторое количество работы; либо совсем недостаточно – для успешного завершения курса необходим значительный объем работ. |
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________.
Автор Муфтахутдинова Д.Ш.
Рецензент (ы) доктор исторических наук, профессор Гилязов И.А.
доктор исторических наук, профессор Ислаев Ф.Г.
Программа одобрена на заседании ____________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!