Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-05-16 | 386 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Остановимся подробнее на внутренней подструктуре межличностного взаимодействия учителя и ребенка — педагогическом отношении.
Выделяют несколько типов отношений педагога к детям: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, открыто-отрицательный, пассивно-отрицательный. Что характерно для каждого из них? (10).
1. Устойчиво-положительный тип. Он характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Педагогам этого типа присущи преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Такой учитель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимикой он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.
2. Пассивно-положительный тип отношений проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми. Такой педагог нередко проявляет сухой, официальный тон в общении с воспитанниками.
3. Неустойчивый тип отношений характеризуется ситу-ативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности. Такие педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.
4. Открыто-отрицательный тип отношений педагога к детям характеризуется негативным отношением к детям, педагогической работе. Всем своим поведением он как бы подчеркивает, насколько он выше детей. Такой педагог создает в группе часто атмосферу постоянной напряженности, сосредоточивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и учителем (воспитателем) такого типа может возникнуть и психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования педагога, постоянно «защищаются» от него.
|
5. Пассивно-отрицательный тип отношений педагога характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, педагогической деятельности. Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.
В исследованиях было выявлено, что в классе, где работают педагоги с устойчиво-положительным типом отношений, количество детей с благоприятным положением в системе личных отношений значительно выше средних показателей. В то же время в них отмечается
наименьшее количество детей, занимающих устойчивое неблагоприятное положение (27).
Отношение учителя к детям определяет в значительной степени отношение самих детей к школе. Когда детям шестилетнего возраста, обучающимся в подготовительных классах, был задан вопрос: «Представь, что тебя переводят в соседний класс. С кем бы ты перешел? С учителем? С друзьями? Один?»,—то у учителя с активно-положительным типом отношений 74% учеников хотели бы перейти вместе с ним. «Ситуативного» педагога выбрали только 47% опрошенных, учителя с отрицательным отношением к детям—39%. Желающих уйти в одиночку у «ситуативного» учителя было 13%, у «активно-отрицательного»—19% и у «пассивно-отрицательного»—22%.
На вопрос «Хотел бы ты вернуться назад в детский сад?» все воспитанники учителя с активно-положительным типом отношения ответили «нет»; в классе учителя с пассивно-положительным отношением 29% детей ответили «да», у «ситуативного» учителя 33% детей ответили «да», у учителя с активно-отрицательным отношением 67% детей ответили «да». Учителя с положительным стилем отношений проявляют более глубокий интерес к внутреннему миру детей, в то время как учителя с отрицательным стилем отношений либо вообще не в состоянии понять значимость для ребенка его отношений с одноклассниками, либо считают, что подобные тонкости не входят в круг их служебных обязанностей.
|
Для педагогов в целом характерна тенденция «улучшать» оценку статусной структуры класса: большинство учащихся, по их мнению, находятся в благоприятном статусном положении. Эта тенденция не может ве вызывать тревогу: педагоги зачастую не замечают психологической изоляции своих воспитанников, фактически находящихся в неблагоприятном положении и нуждающихся в неотложной педагогической помощи. Одновременно нередко проявляет себя и другая тенденция: педагогами недооценивается статус детей, находящихся в наиболее благоприятном положении.
Правильному педагогическому отношению учителя к детям мешает и сгереотипизация восприятия учителем своих учеников. Учитель на основании нескольких фактов распространяет свою оценку на ученика в целом, Трудно дается ученику, к примеру, математика — и учитель навечно зачисляет его в разряд ленивых или не-
способных. Опасна и другая крайность—эффект «ореола», когда у хорошего ученика «все хорошо», у отстающего—«все плохо». И учитель общается с ним сквозь призму этого предубеждения.
Преодоление стереотипизации, всестороннее познание ребенка создают благоприятные возможности для успешного педагогического общения.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!