Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-05-16 | 502 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исходя из методологических принципов и конкретных задач изучения тех или иных особенностей психики ребенка, определяется стратегия психологического исследования. Можно выделить три основные стратегии исследований в детской и возрастной психологии: исследование путем «поперечных срезов» (трансверсаль-ная стратегия), «продольное изучение» (лонгитюдная стратегия) и изучение развития отдельных сторон детской психики в процессе их активного формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания (экспериментально-генетическая, формирующая стратегия).
Исследование путем «поперечных срезов» осуществляется следующим образом. Подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку—по возрасту, полу, времени пребывания в дошкольном учреждении или в школе и т. п. Далее они сравниваются по уровню развития той или иной психологической характеристики. Так, например, при изучении, предположим, памяти подбирается 100 испытуемых трех-четырех- и пяти-шестилетнего возраста. Посредством определенных методов у них измеряют основные показатели памяти (скорость запоминания словесного или образного материала, количество запомнившихся объектов, время сохранения и т. п.), полученные данные сравнивают между собой и на этой основе делают выводы о возрастных особенностях памяти. Положительной стороной данной стратегии можно считать то, что здесь за сравнительно короткое время можно получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или какой-либо другой из выделенных факторов на основные тенденции психического развития.
|
Есть в этой стратегии и слабые места. Когда исследуются разные дети, стоящие на различных возрастных ступенях, мы почти ничего не можем узнать о самом процессе развития, о его природе и движущих силах. Кроме того, при таких массовых обследованиях, когда полученные результаты суммируются и усредняются, совершенно невозможно учесть индивидуальные особенности в характере и темпах психического развития, которые могут быть весьма значительными. А ведь именно они-то особенно важны для учителя.
При продольном (лонгитюдном) исследовании систематически изучается развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительных отрезков их жизни. Ясно, что организовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей очень трудно. Поэтому приходится ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить их причины. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная сторона или психический процесс, и комплексным, когда исследуется психическое развитие ребенка в целом. Так, советский ученый-лингвист А. И. Гвоздев систематически изучал развитие речи у собственного сына на протяжении восьми лет. На основе этого исследования была написана исключительно ценная работа «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка», ч. I и II (М.;
Изд-во АПН РСФСР, 1949).
Основной недостаток лонгитюдных исследований заключается в том, что их результаты, основанные на изучении небольшого числа детей (а в некоторых случаях даже одного ребенка), опасно распространять на всех детей. Здесь может быть преувеличена роль индивидуальных различий и в динамике, и в содержании психического развития. Поэтому, как отмечает видный советский психолог Д. Б. Эльконин, наиболее рациональна такая организация исследования, когда сначала путем возрастных «срезов» определяется общая тенденция в развитии той или иной психической деятельности, а затем в некоторых «поворотных» пунктах, требующих дополнительного изучения, проводится продольное исследование.
|
Изучение психики детей в процессе активного фор-
^
мирования тех или иных ее сторон (экспериментально-генетическая стратегия исследования) основывается на теоретических положениях, выдвинутых выдающимся советским психологом Л. С. Выготским, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение. В процессе экспериментально-генетического исследования мы не просто описываем и измеряем то или иное психическое явление, а стремимся его активно сформировать, исходя из предположения о закономерностях его возникновения и применения в обычных условиях. Если нам это действительно удается, значит, наша гипотеза верна. Особое значение формирующей стратегии заключается в том, что на ее основе создаются эффективные методы не только изучения, но и воспитания и обучения детей. При их применении реализуется гражданская позиция советских детских психологов, которые ставят перед собой задачу не только изучить ребенка, но и разработать научно обоснованные рекомендации для практики.
При изучении психики детей учителем чаще всего осуществляется стратегия продольного исследования в сочетании с экспериментально-генетической. Для этого есть существенные объективные условия. Прежде всего, важным положительным фактором является то, что, впервые встретившись со своими питомцами, когда им минуло шесть лет, педагоги работают с ними долгих четыре года. Далее учитель и воспитатель не просто изучают ребенка, они его обучают, воспитывают, т. е. активно формируют его личность. Как показывают наблюдения за работой лучших педагогов, их успехи во многом зависят от глубокого проникновения в психологическую сущность тех изменений, которые происходят во внутреннем мире детей. А проникновение это обеспечивается исследовательской направленностью педагога, владением не только методикой преподавания, но и методами изучения ребенка и школьного класса.
Построение исследования
Психологическое исследование, как и всякая другая творческая деятельность, начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему. Проблемные ситуации, которые формируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих задач педагогической практики, стоящих перед учите-
|
лями. Например, всегда актуальными являются задачи изучения влияния тех или иных видов деятельности ребенка и его общения со взрослыми и сверстниками на развитие отдельных сторон психики и становление его личности. Задачи исследования могут быть обусловлены новыми условиями воспитания и обучения детей, которые диктуются потребностями определенного этапа развития общества. Так, в связи с необходимостью перехода к систематическому обучению в школе детей-шестилеток, возникли задачи изучения их возрастных особенностей, психологической готовности к школьному обучению с целью разработки научно обоснованных содержания, методов и форм их воспитания и обучения. На основе анализа и общих проблем опубликованных исследований в соответствующей области детской психологии и конкретных педагогических задач определяются цели конкретного исследования, его объект и предмет. Объект исследования—это тот детский контингент, который будет изучаться. Следовательно, для характеристики объекта исследования необходимо ответить на вопрос: «Кого изучают?» Определяется возраст испытуемых, их пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада или дети, воспитывающиеся дома), состояние здоровья и т. д. На вопрос «Что именно изучается?» отвечает формулирование предмета исследования. Например, если изучается влияние игры на взаимоотношения между детьми шестилетнего возраста, то здесь объект исследования—дети-шестилетки, а предмет—психологические особенности формирования взаимоотношений в группе сверстников.
После того как определены объект и предмет исследования, поставлены его задачи и цели, учитель-исследователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, т. е. формулирует гипотезу. Гипотеза— это предположение, возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Чаще всего гипотеза устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями или между психическими явлениями, с одной стороны, и теми или иными условиями жизни детей, с другой стороны. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возникающие в ходе самого исследования. Выдвигая гипотезы, необходимо учитывать результаты ранее проведенных исследований, общие законы развития психики ребенка и, конечно, собственный педагогический опыт.
|
Все это обеспечивает правдоподобность гипотезы. Другое важное качество правильной гипотезы — доступность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность.
Приведем пример. В ходе изучения взаимоотношений между детьми в дошкольной группе и школьном классе (о том, как это осуществлялось, мы расскажем дальше) выяснилось, что положение сверстников неодинаково: одних любят, всегда приглашают в игру, охотно вступают с ними в общение, делятся игрушками и лакомствами и т. д.; другие занимают не столь благоприятное положение, третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. Возникла проблема: от чего зависит положение ребенка в группе сверстников? Из данной проблемы следовала задача исследования:
выяснить, какие факторы определяют взаимоотношения сверстников. На основе предыдущих исследований была выдвинута гипотеза: положение ребенка в детском коллективе зависит от степени соответствия особенностей и поведения детей уровню их нравственных представлений, требованиям, которые они предъявляют друг к другу.
В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!