Возраст 1 Г. 3 мес. — 2г. Особенности развития детей — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Возраст 1 Г. 3 мес. — 2г. Особенности развития детей

2017-05-16 371
Возраст 1 Г. 3 мес. — 2г. Особенности развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пришвина А. В. и др.

Г85 Игры-занятия с детьми раннего возраста с наруше­
ниями умственного и речевого развития: Кн. для лого­
педа. Из опыта работы/А. В. Гришвина, Е. А. Пузырев-
ская, Е. В. Сочеванова. М.: Просвещение, 1988.—
93с. ••••>:}

ISBN 5-09-000393-9

В книге раскрываются содержание я методы квррекнионно-логопедической работы с детьми раннего возраста с н*руш?НИЯМИ умственного и речевого развития. Приводятся примерные планы проведения игр-занятий с данной категорией детей.

ББК 74.3
инф. письмо 88
, 1988

4310010000—628 103(03)—88

Издательство

ISBN 5-09-000393-9


предисловие

Подготовка детей к успешному обучению, создание бла­гоприятных условий для укрепления здоровья маленьких граждан, их интеллектуального развития требует от лого­педов целенаправленной, вдумчивой, творческой работы. Мобилизация усилий для достижения высоких конечных ре­зультатов требуется и от воспитателей и логопедов специа­лизированных дошкольных учреждений, которые посещают дети с органическим поражением центральной нервной си­стемы (олигофрения в степени дебильности и легкой степе­ни имбецильности) и выраженной темповой задержкой психо-речевого развития.

Логопедическая работа является важным звеном ком­плексного медико-педагогического воздействия на ребенка. Она стимулирует речевую функцию, расширяет коммуника­тивно-познавательную деятельность малыша, способствует развитию его мышления.

Для более четкой организации логопедической работы в условиях специализированных дошкольных учреждений, весь процесс обучения, описанный в пособии, разделен на 3 этапа с указанием поэтапных задач речевого и интеллек­туального развития малышей. Основополагающим момен­том такого деления является возраст ребенка (от 1 г. 3 мес. до 4 лет включительно). Каждый этап соответствует при­мерно одному учебному году.

Период пребывания ребенка на том или ином этапе обу­чения может быть различным в зависимости от тяжести на­рушений в интеллектуальной и речевой сферах. Соответст­венно одни дети могут усваивать материал быстрее, дру­гие — медленнее. Желательно, чтобы малыш находился на каждом этапе обучения до полного усвоения им материала.

В пособии приведены образцы игр-занятий, способствую­щие осуществлению основной задачи каждого этапа обуче­ния. Так, на нервом этапе это развитие активной речи детей до уровня звукоподражаний, лепетных и нескольких обще­употребительных слов: на, дай, тетя и т. п., на втором эта­пе—-формирование речи, состоящей из простых нераспрост­раненных предложений, содержащих подлежащее и сказуемое, и, наконец, на третьем этапе предполагается формирование речи, основу которой составляют простые распространенные предложения, содержащие кроме подле­жащего и сказуемого второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельства).: Все тематические разделы, представленные в пособии, и


 


 

 


соответствующие им игры-занятия направлены на стимули­рование речевой функции, речевого общения, а следователь­но, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

Особое место в логопедической работе должно занимать развитие у детей сенсорного восприятия, так как в раннем возрасте оно является основой познания окружающей дей­ствительности, а успех работы логопеда по развитию речи и интеллекта ребенка находится в прямой зависимости от уров­ня его сенсорного восприятия. Дети раннего возраста в про­цессе своей деятельности, в частности игры, знакомятся со свойствами и качествами окружающих предметов (формой, цветом, величиной). Это положение в значительной мере определяет содержание и цель работы логопеда на всех эта­пах обучения.

При планировании занятий необходимо уделять долж­ное внимание развитию зрительного и слухового восприя­тия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки. Занятия по этим разделам должны проводиться на протя­жении всех трех лет обучения со всеми детьми. Занятия по формированию правильного речевого дыхания, артикуля­ционной моторики организуются только с теми детьми, ко­торые имеют соответствующие нарушения.

Учитывая особенности нервно-психических нарушений и возраст данного контингента детей, специальные занятия над фонетической стороной речи, ее грамматическим строем и структурой слов не проводятся. По этим разделам работа ограничивается обучением подражанию речи логопеда, ко­торый в процессе занятий направляет внимание малыша на правильное произнесение слов и построение предложе­ний. Речь взрослого должна быть неторопливой, четкой, но нескандированной; тон обращения к ребенку — спокойным, доброжелательным.

На всех этапах обучения логопедические занятия долж­ны быть преимущественно индивидуальными, так как в этом случае логопед имеет возможность выявить, учесть особенности психо-речевого развития каждого ребенка и соответственно им планировать обучение^ Необходимо пом­нить, что индивидуальные занятия всегда продуктивнее групповых, однако и групповые могут иметь место на всех этапах обучения. Они проводятся с детьми примерно одного возраста и уровня речевого и интеллектуального развития при повторении и закреплении пройденного материала, а также в тех случаях, когда сам характер занятия требует участия нескольких детей. Количество одновременно зани-


мающихся не должно превышать 3—4 человек. Продолжи­тельность индивидуальных занятий составляет 10—15 мин, групповых — до 25 мин.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания малышей, необходимо в течение занятия менять виды их деятельности. Игровой, дидактический материал дается в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми. Во время логопедических занятий используются яр­кие и озвученные игрушки, красочные дидактические посо­бия, способные привлечь внимание детей, заинтересовать их. Занятия проводятся в игровой форме на положительно-эмо­циональной основе.

Работа логопеда проводится в тесном контакте с педаго­гом-дефектологом и воспитателем группы. Так, если в дан­ный период логопед работает над расширением словаря де­тей, то задача воспитателя — закрепить данный словарь в процессе повседневной деятельности. С этой целью логопед предварительно знакомит воспитателя группы с особенно­стями речи и состоянием интеллекта каждого малыша, дает рекомендации по проведению занятий и подбору дидактиче­ского материала. Контроль за выполнением рекомендаций логопед осуществляет в плановом порядке.

По общепедагогическому плану дети знакомятся с окру­жающей действительностью, для чего используются диа­фильмы, детские передачи по телевидению, целевые про­гулки за территорию учреждения, живые уголки в груп­пах и т. п.

Для занимающихся с логопедом детей желательно иметь картотеку. В карточку (или в индивидуальную тетрадь) вносятся краткие анамнестические данные каждого малы­ша, диагноз врача-психоневролога, логопедическая харак­теристика. Здесь же логопед периодически отмечает дина­мику развития речи и интеллекта ребенка.

В помощь логопеду помимо поэтапных характеристик особенностей развития детей в пособии даны примерные образцы игр-занятий, которые можно варьировать и ис­пользовать в зависимости от целей и задач каждого за­нятия.

При разработке игр-занятий авторы частично исполь­зовали дидактический материал, разработанный Н. М. Ак-сариной, Е. И. Тихеевой для умственно-речевого развития здоровых детей, адаптировав его с учетом данного контин­гента детей.


ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗЦЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ

К РЕЧИ ЛОГОПЕДА

Где звучит игрушка?

Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие де­тей в процессе игровых действий. Развивать понимание эле­ментарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить вы­полнять их по подражанию.

Пособие. Бубен.

Ход занятия. В манеже сидят 2—3 ребенка. Логопед показывает им бубен, затем стучит по нему рукой и напе­вает: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждает-его посту­чать по бубну, продолжая четко нараспев произносить: ля-ля-ля, т. е. взрослый привлекает внимание детей к звуко­подражанию.

Игра повторяется с каждым ребенком 3—4 раза. Пере­двигаясь вокруг манежа и продолжая играть на бубве, ло­гопед добивается, чтобы малыши следили за движущимся источником звука.

Аналогично игра проводится с другими звучащими иг­рушками: погремушкой (тук-тук-тук}, колокольчиком (динь-динь-динь), барабаном {та-та-та),

Где ляля?

Цель. Та же.

Пособие. Кукла.

Ход занятия. В манеже сидят 2—3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называя ее ляля. Рукой ребенка гла­дит куклу по голове и приговаривает: ляля, ляля. Дает воз­можность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней вни­мание. Затем ведет куклу по барьеру манежа, поясняя: «Ляля топ-топ-топ». Дети должны* следить за ее передви­жением. Логопед внезапно прячет куклу за наружную стен­ку манежа так, чтобы она была видна детям, и спрашивает: «Где ляля?» Дети должны поискать куклу глазами. Взрос­лый сажает куклу на перила манежа и радостно воскли­цает: «Вот ляля!»

Игра повторяется 2—3 раза. При этом кукла прячется и появляется только в определенном месте. Аналогично про­водятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, миш­кой и т. д.


Прятки

Цель. Та же.

Пособия. Индивидуальные цветные платки.

Ход занятия. Дети (2—3) сидят в манеже. Логопед накрывает платочком голову одного из детей, пряча и его лицо. Обращается к детям: «Где Вова?» — «Нет Вовы». Снимает платок и радостно восклицает: «Вот Вова!» Игра проводится с каждым малышом по 2—3 раза, но при повто­рении взрослый побуждает ребенка самого снимать платок с головы.

Делай, как я

Цель. Учить детей в определенной ситуации понимать и выполнять простые инструкции (на, дай, возьми), сопро­вождаемые указательным жестом. Формировать действия с игрушками по подражанию, по речевой инструкции. По­буждать ребят к повторению звукоподражаний: тук-тук, пи-пи, динь-динь. Учить соотносить игрушки.

Пособия. Звучащие игрушки (по 2 шт.): погремушки, колокольчики, резиновые птички.

Ход занятия.. Логопед показывает ребенку погре­мушку, которую держит в руке, и говорит: «Вот какая кра­сивая погремушка. Погремушка гремит: тук-тук-тук». Встряхивает погремушку. Протягивает ее ребенку и произ­носит: «.На погремушку», — побуждая его взять игрушку. Если малыш сам не тянет руку к игрушке, то взрослый на­правляет руку ребенка, повторяя: «Яо погремушку, возьми погремушку». Если ребенок взял игрушку, то логопед берет себе аналогичную погремушку и, потряхивая ею, пригова­ривает тук-тук-тук, побуждая к повторению действия и зву­коподражания.

В конце занятия логопед убирает свою погремушку, про­тягивает руку к игрушке ребенка и говорит: «Дай погре­мушку». Если ребенок сам не отдает ее, то логопед поти­хоньку берет игрушку из его рук, повторяя при этом прось­бу: «Дай погремушку».

Аналогичные занятия проводятся с резиновой птичкой в колокольчиком.

Вариант I. Логопед показывает погремушку, встря­хивает ее, называет полным словом и звукоподражанием тук-тук-тук, побуждая ребенка к повторению звукоподра­жания. После этого кладет погремушку на стол перед ре­бенком, Затем проводит аналогичное упражнение с птич-


кой, побуждая малыша к повторению звукоподражания пи-пи. Птичка остается на столе.

Логопед берет себе другую птичку, показывает и гово­рит: «Посмотри, какая у меня красивая птичка. Птичка по­ет: пи-пи-пи-». Подносит свою птичку к птичке, стоящей на столе, и говорит: «Возьми птичку», — побуждая ребенка взять игрушку со стола. Предлагает: «Давай послушаем, как поет птичка». Сжимает свою птичку, произнося пи-пи-пи, т. е. побуждает ребенка к повторению вместе с ним дей­ствия и звукоподражания. После этого взрослый убирает свою игрушку, протягивает руку к птичке ребенка, настой­чиво произносит: «Дай мне птичку». Ребенок дает ему игрушку. Логопед кладет птичку на стол рядом с погремуш­кой. Подносит свою погремушку к игрушке, лежащей перед ребенком, побуждая его взять погремушку, поиграть ею и повторить звукоподражание тук-тук-тук.

Вариант II. Логопед берет колокольчик, обыгрывает его, побуждая ребенка к повторению звукоподражания динь-динь. Затем кладет колокольчик на стол. Дает ребен­ку птичку, которая обыгрывается так же, как в занятиях I и II, и ставит на стол.

Логопед показывает ребенку аналогичную птичку и го­ворит: «Где такая птичка? Покажи такую птичку», — ука­зывая на игрушки, находящиеся на столе. Когда малыш с помощью взрослого или самостоятельно покажет птичку, логопед восклицает: «Вот птичка nu-nuh

Потом логопед показывает колокольчик. «Где колоколь­чик динь-динь"?» — спрашивает он, указывая на игрушки, лежащие на столе. Ребенок с помощью логопеда, а потом самостоятельно показывает колокольчик. Логопед эмоцио­нально восклицает: «Вот колокольчик динь-диньЬ Таким образом ребенок обучается соотносить свою игрушку с ана­логичной.

На каждом занятии логопед использует только 2 игруш­ки из 3 в различных сочетаниях.

Ладушки

Цель. Расширять пассивный словарь в процессе выпол­нения игровых действий.

Ход занятия. В манеже или за столом сидят 2—3 ре­бенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ла­душки», — старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Сереженька, сделай ладушки», Берет руки ребенка и хло-


пает ими, продолжая напевать: «Ладушки» ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2—3 раза с каждым ре­бенком. Затем логопед учит детей выполнять ладушки по подражанию.

Большой — маленький

Ц qji ъ. Та же.

Ход з а я яти я. Занятие проводится в манеже или на полу. Ребенок стоит. Логопед поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какой Саша большой!» Повторяет это дви­жение несколько раз с приговариванием.

Затем взрослый присаживается и помогает присесть ре­бенку, при этом говорит: «А теперь Саша маленький». Дви­жение также повторяется несколько раз с прйговариванием.

Вариант. Ребенок стоит. Логопед поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какие мы большие», — побуждая ре­бенка самостоятельно повторить движение. Затем логопед приседает и говорит: «А теперь мы маленькие». Ребенок должен повторить движение по подражанию или с по­мощью логопеда.

Цель. Та же.

Ход занятия. Дети (2—3) оидят в манеже или за столом. Логопед протягивает руку по направлению одного из детей и говорит: «Сашенька, дай ручку\» Если ребенок не отвечает на жест, логопед берет его руку, тянет ее к своей р^ке, похлопывает ладошкой ребенка по своей ладони, за­тем вкладывает руку ребенка в свою, легонько потряхивает ею и произносит: «Здравствуй, здравствуй, Сашенька!» Иг­ра повторяется-ш) 2—3 раза с каждым ребенком,

Поздоровайся с лялей

Цель. Та же.

Пособия. Небольшие игрушки: кукла, мишка.

Ход занятия. Как и на предыдущих занятиях, дети располагаются в манеже или за столом. Логопед показыва­ет им куклу, называя:ее ляля. Правая рука куклы вытянута вперед, левая — опущена. Взрослый дает возможность де­тям рассмотреть куклу, подносит ее к каждому ребенку, го­ворит: «Это ляля, поздоровайся с лялей, дай ляле ручку».


Помогая ребенку выполнить действие, повторяет инструк­цию несколько раз.

Аналогичная игра проводится с мишкой,

Сделай «до свидания»

Цель. Та же.

Пособие. Кукла.

Ход занятия. Ребенок сидит в манеже или за сто­лом. Логопед показывает ребенку куклу, говорит: «Это ля-ля к тебе пришла, "красивая ляля, хорошая ляля. Поздоро­вайся с лялей, дай ляле ручку». Ребенок выполняет это дей­ствие самостоятельно или с помощью взрослого. Затем ло­гопед уводит куклу и говорит: «Уходит ляля, сделай ляле ручкой до свидания». При этом он машет своей рукой и по­буждает ребенка к повторению движения. Если малыш не повторяет это движение, логопед помогает ему.

Поиграем на барабане

Цель. Учить детей понимать и выполнять элементар­ные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточне­ние пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдель­ные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать ко­ординацию движений рук при зрительном контроле.

Пособие. Барабан и палочки.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого­пед ставит перед ребенком барабан, называет его: «Это ба­рабан та-та~таъ. Дает малышу возможность рассмотреть барабан. Берет палочку и говорит: «Вот палочка. Я постучу палочкой по барабану». Несколько раз не сильно ударяет палочкой по барабану и четко, немного нараспев, произно­сит звукоподражание, побуждая ребенка к повторению. За­тем говорит: «Саша, попроси у меня палочку, скажи: дай, дай». Сопровождая слова жестами, побуждает малыша повторить за ним. Взрослый стучит палочкой по барабану, затем дает палочку ребенку, говорит: «//а палочку. Вот ба­рабан, постучи». Если ребенок затрудняется выполнить ин­струкцию, логопед берет его руку, в которой он держит па-

II


лочку, и показывает, как надо стучать. Когда же малыш выполнит действие, взрослый просит его: «Дай палочку»,— сопровождая просьбу соответствующим жестом и добиваясь ее выполнения. Затем задает ребенку вопрос: «Где бара­бан га-га-ra?» Указывает рукой ребенка на игрушку и вос­клицает: «Вот барабан га-га ral Дай барабан». Слова со­провождает жестом. Ребенок дает барабан, логопед его убирает.

Для закрепления речевые инструкции повторяются 2-^ 3 раза. Это облегчает ребенку их выполнение.

Цель. Та же.

Пособие. Бубен.

Ход занятия. Аналогичен предыдущему. Однако по бубну ребенок стучит не палочкой, а рукой; вместо звуко­подражания га-га-га логопед произносит напевно и четко ля-ля-ля.

Покатай мячик

Цель. Та же.

Пособие. Небольшой мяч.

Ход занятия. Логопед и ребенок сидят за столом на­против друг друга. Взрослый показывает малышу мячик, называет его полным словом и звукоподражанием: «Мяч— оп-па». Несколько раз бросает мячик на стол, ловит его и повторяет оп-па, привлекая внимание ребенка одновремен­но к мячу, игре с ним и звукоподражанию. Катит мячик ре­бенку по столу и говорит: «Лови мячик — оп-паЬ Помогает ребенку поймать мяч. Учит малыша катать мячик по столу, каждый раз побуждая его к повторению звукоподражания.

Игра повторяется 3—4 раза, после чего логопед кладет мячик на стол и спрашивает у ребенка: «Коля, где мячик оп-па?» Малыш показывает самостоятельно или с помощью взрослого. Логопед просит: «Коля, дай мне мячик оп-па», — сопровождая просьбу жестом и добиваясь ее выполнения,

Брось мяч в корзинку

Цель. Та же.

Пособие. Мяч среднего размера, небольшая корзина.

Ход занятия. Логопед ставит на пол корзину, берет

мяч, подходит к ней с ребенком и говорит: «Вот корзинка».


Логопед бросает мяч в корзину и говорит: «Упал мяч оп-па». Дает другой мяч малышу: «На, Коля, мяч оп-па, брось мяч в корэинку\-» Ребенок б.росает мяч в корзину самостоя­тельно, или взрослый помогает ему. Действие сопровожда­ется звукоподражанием оп-па, оп-па.

Оттолкни мяч

Цель. Та же.

Пособие. Мяч, подвешенный в сетке.

Ход занятия. Логопед учит ребенка отталкивать под­вешенный в сетке мяч двумя руками от себя, сопровождая действие звукоподражанием оп-па.

Машина поехала

Цель. Та же., Пособие. Небольшая машина.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого­пед показывает ребенку машину, называет ее полным сло­вом и звукоподражанием: «Машина би-би-би». Дает маши­ну ребенку после того, как он ее попросит. Логопед учит ре­бенка возить машину по столу, сопровождая действие речью: «Машина поехала, би-би-би». Побуждает малыша к повторению звукоподражания. Затем взрослый останавли­вает машину около ребенка и говорит: «Приехала машина. Вова, где машина би-би-би?ъ Ребенок показывает игрушку, а логопед повторяет: «Вот машина би-би-би. Дай мне ма­шину»,— сопровождая просьбу жестом. Ребенок дает ма­шину, взрослый убирает ее и говорит: «Уехала машина би-би, нет машины».

Ляля пришла к детям

Цель. Та же.

Пособие. Небольшая кукла в нарядном платье.

Ход занятия. Занятие проводится за столом с 2— 3 детьми. Логопед показывает куклу, говорит: «Это ляля». Дает возможность детям рассмотреть ее. Ведет куклу по столу, приговаривая: «Ляля идет к детям: топ-топ-топ». Останавливает куклу и говорит: «Вот какая хорошая ляля пришла к детям». Подносит куклу к каждому ребенку, гла­дит детской рукой по голове куклы и говорит: «Хорошая ляля». Побуждает детей к повторению слова ляля. Сажает куклу рядом с малышом и спрашивает: «Оля, где


Ребенок жестом указывает на куклу, а логопед восклицает: «Вот ляля!» Просит в сопровождении жеста: «Дай лялю!» Ребенок дает куклу логопеду; тот сажает ее напротив сле­дующего ребенка и повторяет игру. Когда последний^ ребе­нок отдаст куклу, логопед уводит ее, сопровождая действие звукоподражанием топ-топ-топ, и восклицает: «Яег ляли. ушла ляля\» Если дети не устали, то можно поучить их во­дить куклу по столу, повторяя звукоподражание топ-топ-топ.

Цель. Та же.

П о с о б и я. Небольшая кукла, кровать.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку куклу, называет ее: «Это ляля». Слово ляля повторяет несколько раз, побуждая ребенка произнести его. Взрослый говорит: «Ляля хочет спать. Давай покачаем лялю». Кладет куклу на руки ребенка и помогает ему качать куклу, напевая а-а-а, a-a-a... Побуждает ребенка к повторению звукоподра­жания. Затем логопед говорит: «Ляля спит, положим лялю на кроватку». Кладут куклу на кроватку.

Покорми собачку

Цель. Та же.

Пособия. Игрушечная собака, тарелка из кукольной посуды.

Ход занятия. Занятие проводится за столом с 2— 3 детьми. Логопед показывает собаку, говоря: «Собачка, вот какая хорошая собачка пришла к детям. Собачка лает: ав-ав». Спрашивает детей: «Как лает собачка?» Дети пов­торяют: «Дв-ae», Затем взрослый говорит: «Собачка хочет кушать, давайте покормим собачку. Вот тарелка, в тарелке каша (суп)». Логопед подносит тарелку с «кашей» ко рту собачки, приговаривая: «На, собачка, кашу, ешь кашу». Обращаясь к каждому ребенку, логопед дает ему тарелку и просит: «Покорми, собачку». Ребенок выполняет дейст­вия самостоятельно или с помощью взрослого. После того как ребенок покормит собачку, логопед обращается к нему с просьбой: «Дай собачку. Скажи: wa». Добивается, чтобы ребенок свое действие сопровождал словом. В конце заня­тия логопед вновь спрашивает каждого ребенка, как лает собачка. Собачка «убегает». «Убежала собачка, — говорит логопед, — нет собачки».


Аналогично обыгрывается игрушка — кошка и отраба­тывается звукоподражание мяу.

Лошадка бежит

Цель, Та же.

Пособие. Маленькая лошадка, которую ребенку удоб­но держать в руке.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого­пед показывает лошадку, называет ее: «Лошадка, но-но». Ребенок рассматривает игрушку. «Посмотри, как лошадка бежит», — взрослый перемещает лошадку по столу неболь­шими скачками, щелкает языком и приговаривает: «Бежит лошадка, но-но». Обращаясь к ребенку, говорит: «Витя, по­проси лошадку но-но, скажи: дай». Если ребенок повторит слово дай, логопед отдает лошадку: «Яа лошадку». Ребенок с помощью взрослого воспроизводит игровые действия с лошадкой, сопровождая их звукоподражанием. Затем лого­пед останавливает лошадку, говорит: «Тпру, Прибежала ло­шадка». Просит ребенка дать ему игрушку, сопровождая свое действие словом «а (самостоятельно или отраженно). Лошадка «убегает». Убирая игрушку, логопед говорит; «Убежала лошадка, нет лошадки». Игра проводится 2—3 раза.

Волчок гудит

Цель. Та же.

Пособие. Яркий озвученный волчок.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед пока­зывает волчок и говорит: «Посмотрите, какой красивый волчок». Дает возможность рассмотреть игрушку и продол­жает: «Послушайте, как гудит волчок: у-у-у...» Заводит волчок, дети слушают, как он гудит. Когда волчок прекра­щает вращение и падает, логопед говорит: «Упал волчок»,— и побуждает ребенка к повторению звукоподражания у-у-у и слова упал. Затем логопед обращается к ребенку с прось­бой; «Попроси у меня волчок. Скажи: дай». Ребенок произ­носит слово отраженно или самостоятельно. Взрослый отда­ет малышу волчок и учит его играть с игрушкой.

Игра проводится 2—3 раза.

Курочка зернышки клюет

Ц е л ь. Та же.

П о с о б и е. Заводная курочка..


Ход з а ня тия. Занятие проводится за столом. Лого­пед показывает детям курочку, называет ее: «Курочка ко-ко-ко. Посмотрите, как курочка зернышки клюет». Заводит курочку, ставит ее на стол и говорит: «Я посыплю курочке зернышек». Сыплет пальцами и приговаривает: «Яа, куроч­ка, зернышки». Учит детей сыпать курочке зернышки. После этого показывает, как она клюет, приговаривая: «Вот как курочка ко-ко-ко зернышки клюет». Побуждает малышей к повторению действия и звукоподражания. После этого спра­шивает: «Где курочка /со-/со?» — добиваясь, чтобы каждый ребенок показал курочку. В конце занятия логопед убирает игрушку и восклицает: «Убежала курочка ко-ко, нет ку­рочки*.

Аналогично обыгрывается петушок и звукоподража­ние ку-ка-ре-ку.

Птичка летает

Цель. Та же.

П особ ие. Птичка яркой окраски на тонкой резинке.

Xод занятия. Дети сидят за столом. Логопед показы­вает им птичку и говорит: «Это птичка пи-пи». Дает.воз­можность рассмотреть игрушку. Потом, медленно передви­гая ее за резинку, говорит: «Посмотрите, как она летает». Дети следят за «летающей» птичкой и повторяют за лого­педом звукоподражание пи-пи.

В процессе игры логопед учит детей просить игрушку словом дай, а отдавая ее логопеду, говорить на. Птичка «улетает», взрослый говорит: «Улетела птичка. Нет птички\»

Сними — надень

Цель. Учить детей снимать и надевать на стержень кольца одинакового размера; понимать речевые инструкции (сними, положи, возьми, надень) в сочетании с указатель­ным жестом; после выполнения действия произносить слово так. Развивать мелкую моторику рук.

Пособие. Стержень на подставке с кольцами одина­ковой величины.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит перед ребенком подставку с кольцами и говорит: «Посмот--ри, какие красивые колечки. Я сниму колечко». Снимает од­но кольцо с пирамидки, кладет его на стол и говорит: так. Обращается к ребенку: «Ира, сними колечко». Помогает ре­бенку снять кольцо и говорит: «Положи колечко на стол». «Так», — говорит логопед, когда ребенок кладет кольцо на стол, побуждая ребенка к повторению слова. Затем логопед показывает ребенку, как надо нанизывать кольца на стер­жень, сопровождая показ словами: «)7 надеваю колечко».


Затем просит: «Ира, возьми колечко, надень колечко на па­лочку». Помогает Ире,

По инструкции с помощью логопеда ребенок снимает и нанизывает кольца на стержень несколько раз.

Воткни грибочки

Цель. Учить детей выполнять простые речевые инст­рукции, сопровождаемые показом действий (вынь грибок, положи на стол, воткни грибок). Побуждать произносить слова так, дай. Развивать мелкую моторику рук.

Пособия. Столик с 6 круглыми отверстиями, 6 гриб­ков.

Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком столик с воткнутыми грибками, обращает внимание на грибки и говорит: «Я выну грибок». Логопед вынимает грибок н дер­жит его в руке. Обращается к ребенку: «Игорь, вынь гри­бок». Помогает ребенку, приговаривая: так. «А теперь я положу грибок на стол». Кладет и просит малыша: «Поло­жи грибок на стол». Помогает, приговаривая: так. Побуж­дает ребенка к повторению слова. Когда все грибки положе­ны на стол, логопед берет грибок и обращается к ребенку: «Игорь, попроси грибок, скажи: дай». Ребенок произносит слово и берет грибок. Взрослый говорит: ъВоткни грибок в дырочку». Показывает действие, помогает его выполнить, произнося так и побуждая ребенка к повторению этого сло­ва. Остальные грибки малыш втыкает самостоятельно.

Игра проводится 2—3 раза,

Башня

Цель. Учить детей строить башню из 3 кубиков, накла­дывая один на другой; выполнять речевые инструкции (возьми кубик, положи кубик на кубик, посади птичку на башню) в сочетании с показом действий. Побуждать про­износить слова (гак, упала, дай), звукоподражание (пи-пи), обозначающее птичку. Развивать мелкую моторику рук.

Пособия. 3 одноцветных кубика (для каждого ребен­ка и логопеда), 2 маленькие птички.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед кладет на стол б кубиков, обращает на них внимание ре­бенка: «Вот какие красивые кубики!» Указывая на кубик, логопед задает вопрос: «Что это?» И сам отвечает: «Это ку~


бик». Просит ребенка произнести это слово. Затем берет кубик и просит малыша взять такой же. «Сейчас мы пост­роим башню», — кладет кубик на стол. Ребенок, подражая, выполняет то же действие. Логопед ставит кубик на кубик, помогает ребенку сделать то же самое: «Положи кубик на этот кубик». Показывает. Взрослый и с его помощью ребе­нок ставит третий кубик.

Когда башня построена, логопед восклицает: «Вот ка­кая красивая башня!» Показывает ребенку птичку, назы­вает: «Это птичка. Птичка поет: пи-пи-пи». Побуждает ма­лыша к звукоподражанию. Затем логопед говорит: «Валя, попроси птичку, скажи: дай». Ребенок повторяет и получает игрушку под комментарий взрослого: «Яа птичку. Давай посадим птичку на башню». Берет другую птичку и сажает ее на свою башню, произносит: «Так!» Помогает ребенку посадить птичку на его башню. Птички сидят на башнях, за­тем «улетают», и логопед восклицает: «.Нет птичек, улетели птички!»

Затем тихонько толкает башню, кубики рассыпаются. Логопед говорит: «Упала башня», — побуждая ребенка к произнесению слова упала. В конце занятия взрослый ста­вит на стол коробку и предлагает малышу сложить кубики в коробку: «Возьми кубик, положи кубик», — сопровождая инструкцию показом.

Дом

Цель. Учить детей составлять дом из 2 деталей: кубика и треугольной призмы (крыши). Понимать и выполнять ре­чевые инструкции (возьми крышу, поставь крышу на ку­бик). Побуждать детей к произнесению слов ляля, дай, дом, так, звукоподражания топ-топ. Развивать мелкую моторику рук.

Пособия. По 1 кубику и 1 треугольной призме на ре­бенка и логопеда, 2 маленькие куклы.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого­пед показывает ребенку кубик, называет его, побуждая к повторению слова. Говорит: «Коля, попроси у меня кубик, скажи: дай». Ребенок повторяет за взрослым. Логопед дает ему предмет и произносит: «Яа кубик». Потом берет себе кубик, показывает его малышу: «У меня кубик и у тебя ку­бик. Положи кубик на стол». Оба кладут кубики на стол. Логопед показывает треугольную призму, называя ее кры­шей. Предлагает: «Построить дом». Кладет призму на ку­бик и помогает ребенку сделать то же, приговаривая: так.


Когда постройка готова, логопед восклицает: «Посмотри, какой красивый у тебя дом!» Показывает куклу, называет ее ляля. «Попроси лялю, скажи: дай». Ребенок просит, Взрослый отдает ему куклу, говоря: «Яа лялю». Берет се­бе другую куклу, ведет ее к домику, приговаривая: «Ляля идет топ-топ». Учит ребенка производить данное действие в сопровождении звукоподражания. Куклы размещаются за домиками. Затем взрослый предлагает малышу дать ту игрушку, которую он называет (лялю, крышу, кубик), и требует от ребенка сопровождения своих действий сло­вом на.

Дорожка

Цель. Учить детей простому конструированию: построй­ке дорожки из брусков (кирпичиков). Использовать до­рожку для игры: водить по ней куклы, возить машину. По­буждать детей к произнесению слов и звукоподражаний: дай, па, ляля, топ-топ, би-би. Развивать мелкую мотори­ку рук.

Пособия. Одноцветные бруски (4—5 шт.), маленькие игрушки, куклы и машины для ребенка и логопеда.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед кладет на стол бруски и обращает на них внимание: «Вот какие красивые кирпичики1 Я возьму кирпичик. Света, возьми кирпичик] Какой хороший кирпичик взяла Света! Положим кирпичики на стол, сделаем дорожку». Логопед кладет на стол свой брусок и помогает ребенку сделать то же самое, плотно придвигая кирпичик ребенка к своему кирпичику, лежащему на столе. Так же прикладываются остальные бруски. Каждый раз логопед и ребенок говорят: так. Когда все бруски положены, логопед восклицает: «Вот какую хо­рошую дорожку мы сделали! Света, покажи, где дорожка"?» Ребенок показывает дорожку. Логопед сажает на стол кук­лу и говорит: «Это ляля». Побуждает ребенка к повторению слова ляля. «Света, попроси лялю, скажи: дай». Ребенок повторяет и берет куклу. Логопед берет себе другую куклу, ведет ее по дорожке, приговаривая: «Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ». Побуждает ребенка к повторению действия и звукоподражания.

Затем взрослый ставит на стол машину: «Это машина». Ставит машину на дорожку, катает ее, приговаривая: «Ма­шина поехала, би-би». Предлагает ребенку покатать маши­ну по дорожке и повторить звукоподражание. Дает ему кук­лу: «Посади лялю на машину и покатай по дорожке». Если


ребенок затрудняется выполнить инструкцию, логопед помо­гает ему, В конце занятия логопед просит ребенка дать ему куклу и машину, а кубики сложить в коробку.

Машина

Цель. Формировать у дегей навыки простого конструи­рования: ставить кубик на брусок, лежащий широкой плос­костью на столе, соблюдая устойчивость постройки. Исполь­зовать машину для игры. Учить понимать и выполнять ин­струкции: возьми кирпичик, кубик, положи кубик на кирпич чик (сделай машину), покатай машину. Побуждать детей-i произносить слова и звукоподражания: кубик, дай, би-би. Развивать мелкую моторику рук.

Пособия. По 1 кубику и 1 бруску на ребенка и ло­гопеда.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого­пед показывает ребенку кубик, называет его, побуждая ма­лыша к повторению слова кубик. Говорит ребенку: «Попро­си кубик». Ребенок просит: «Дам». Отдавая кубик, логопед произносит: «Яя кубик». Берет себе другой кубик, показы­вает ребенку и говорит: «У меня кубик. Положи кубик на стол». Оба кладут кубики на стол.

То же самое проделывается с бруском. По просьбе ло­гопеда ребенок еще раз показывает кубик и кирпичик. Ло­гопед говорит: «Я возьму кубик. Саша, возьми кубик». Ло­гопед и ребенок берут по кубику. После этого взрослый дает следующую речевую инструкцию: «Положи кубик на кир­пичик», Сопровождает слова действием: кладет свой кубик на конец кирпичика, помогает ребенку сделать то же, гово­рит: «Саша сделал машину, и у меня машина. Саша, по­смотри, как едет машина*. Везет машину по столу и гудит: би-би-би. Ребенок повторяет действие, сопровождая его звукоподражанием.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ Ах, как сладко

Цель. Формировать у ребенка простейшие артикуля­ционные движения: высовывать и убирать язык. Учить по­нимать инструкции: высуньубери.. Пособия. Мензурка, шпатель, сладкий сироп.

Ход з а н я т и я. Логопед наливает в мензурку сироп, набирает его на шпатель, подносит ко рту ребенка. Тот об­лизывает сироп. Логопед восклицает:


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.