Средневековое искусство Западной Европы. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Средневековое искусство Западной Европы.

2017-05-16 771
Средневековое искусство Западной Европы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

Средневековое искусство – явление феодальной эпохи.

 

Особенности с-векового искусства Западной Европы.

1. Близость к народному творчеству

(в основе – языческая мифология; любовь к яркой узорности; художники – ремесленники из низших сословий).

2. Тесная связь с религией

(иск-во под контролем церкви, отсюда: идеал – бессмертная душа, основная тема – противоречивость человеческой жизни).

3. Незавершенность, разнородность художественных школ.

 

Этапы развития ср.-век. искусства Западной Европы.

 

I. Становление ср.-век. искусства (дороманский период)–5-10вв.

II. Зрелое ср.век. искусство - ---------------------------------10-15вв.

1. Романский стиль –--------------------------- 10-12вв.

2. Готический стиль – --------------------------13-15в.в.

Дороманское искусство.

 

Раннехристианское искусство (до 410г.)

I. Архитектура – храмы-базилики (см. Древний Рим), катакомбы.

 


баптистерий-

храм крестильня

II. Живопись – фрески религиозного содержания (условность, символы, архетип); книжная миниатюра, яркая, нарядная, графичная.

 


Меровингское искусство (5-8 в.в.)

Меровей I – вождь 1-ой королевской династии во Франкском государстве.

I. Архитектура – забвение римских традиций, упадок техники.

1. Гробницы с выдолбленными куполами.

2. Церкви по типу базилик, небольшие, грубые.

 


II. Живопись – книжная миниатюра (декоративность, яркий цвет; рукопись – драгоценность).

 


III. Художественные ремесла – «звериный стиль» (орнамент, узоры с изображением сказочных зверей) – украшения из драг. металлов, церковная утварь, оружие.

 


Каролингское искусство (8-9 в.в.)

 

Карл Великий – глава империи франков.

«Академия» монаха Алкуина – школа «свободных наук»: риторики, грамматики и прочих

 


.

I. Архитектура – монастыри, церкви-базилики, дворцы, укрепления.

II. Скульптура – изделия из слоновой кости.

 


III. Живопись – мозаики, фрески, миниатюра (свобода, динамика, орнамент, символы).

 

 


IV. Художественные ремесла – литье, чеканка, гравировка, эмаль.

 

 

9 век – смерть Карла Великого распад империи образование 3-х сильных государств: Франции, Германии, Италии.

 

Романское искусство.

 

Период феодальной раздробленности; сильнейшее влияние католической церкви; государства – отдельные враждующие поместья; стихия жизни – набеги и сражения, отсюда:

характерные черты романского стиля – воинственность + потребность самозащиты; покровители искусства – монастырские ордена, а исполнители (строители, живописцы, переписчики рукописей) – простые, суеверные люди из низших сословий.

 

I. Архитектура – основной вид искусства.

1. Романский город – укрепленное поместье – БУРГ + хаотическая городская застройка.

2. Культовые сооружения: храм – крепость Бога (суровая простота + тяжеловесная мощь); основной тип храма – 3-х нефная базилика с башнями и апсидой.

а) Вормский собор – геометризм, статичность, цельность масс, скромный декор.

 

3. Светские сооружения: замок – крепость рыцаря

 


пфальцы замки феодалов

императорские замки (башня - донжон+палас

каменн. прямоуг. здание)

а) Императорский замок-дворец в Гессене.

б) Феодальный замок в Тракае.

 

 

II. Скульптура – душа средневековья, «каменная библия» для неграмотных;

цель скульптурного декора – поучать верущих и украшать храм; художественные особенности – нарушенные пропорции, неуклюжесть, но выразительность и экспрессия; элементы «звериного стиля» (фантастические животные, резные узоры).

Застылость,

отвлеченность образов

 

наивность, экспрессия,

яркие характеры,

(рельефы дверей

ц. Св.Михаила в Гильдесхейме)

 

человечность, мягкость,

сдержанность чувств

(статуи собора в Шартре)

 

III. Живопись – книжная миниатюра: красочная, нарядная, но плоская, стилизованная, с обилием мелких деталей; нет перспективы, объема, искажены пропорции.

 

 


IV. Художественные ремесла – культовый характер (предметы церковной утвари: чаши, распятия, реликварии и т.п.)

Светское искусство: мебель, ткани, посуда.

 

 

Готическое искусство.

 

Готика (от названия германских племен готов, но неточное) – художественнный стиль, заключительный этап в развитии ср.векового искусства стран Западной Европы (сер.12-15в.в.); родина готики – Северная Франция.

 

Культовое искусство, т.к. главная идеологическая сила – церковь, отсюда – религиозная тематика, условность худож. языка, символы, аллегории.

 

Светское искусство, т.к. тесно связано с жизнью ср-век. города.

13-14в.в. рост городов, антицерковные, антифеодальные настроения, первые университеты – оплоты вольнодумия расцвет с\в культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства (мистерии и фарсы), музыки (многоголосые церковные гимны).

 

Важная черта готического искусства – единство легенды и реальности; приблизить к зрителю облик священного персонажа, осовременить его.

От стилизации, условности – к реалистическому изображению.

 

Периоды развития: ранняя (12 век)

зрелая (13-14 века)

поздняя, «пламенеющая» (15 век)

 

I. Архитектура – основной вид искусства.

1. Собор – синтез искусств (арх.+скульпт.+жив.+д.п.и.): сложное

арх. решение, целый мир скульптурных изображений (около 10.000 статуй), витражная живопись, многочисленные предметы церковной утвари;

- центр городской жизни (богослужения, диспуты, собрания, мистерии),

отсюда – длина собора около 130м., вместительность – до 9000 человек;

- символ Вселенной (сложность и противоречивость).

 

 

 


Каркасная конструкция собора (динамика, легкость, увеличенный интерьер).

Нервюры – ребра столбов или арок, принимающие на себя силу тяжести свода.

Аркбутаны – косые арки, передающие силу тяжести свода на наружные столбы.

Контрфорсы – мощные наружные столбы.

 


а) Собор Парижской Богоматери.

б) Часовня Сент-Шапель (2-х ярусная капелла и реликварий с венцом Христа).

в) Амьенский собор (h=145м.; готический Парфенон).

Найти и зарисовать изображения этих трех сооружений ниже.

 

2. Градостроительство: центр – собор или замок ратуша (здание для работы городских властей), беффруа (дозорная башня и в монастыретоже) торговые ряды жилые дома(цеховые или артельные) мощные стены+проездные башни.

 


II. Скульптура – расцвет монументальной ск-ры (статуи, горельефы).

 

Застылые, столпообразные фигуры

 

 


Подвижность, отделение от стены

 


Физическая красота, духовность, чувства

 

Новые темы: материнство, душевная стойкость, мученичество

 

III. Живопись – условность, плоскостность, графичность.

1. Монументальная живопись – росписи алтарей (Восточная Европа)

 

 

2. Станковая живопись – картины на религиозные темы («Мадонна с младенцем», «Пьета», «Воскресение Христа»); портреты, пейзажи.

а) Ван Эйк - «Гентский алтарь»

 


3. Книжная миниатюра – «голос эпохи», галерея крошечных картин, ярких, сияющих, наивных, исторически точных; светские хроники и церковные книги (библия, завет)

а) Братья Лимбурги – «Часослов герцога Беррийского»

Страница – как готический храм; одноцветный фон орнамент. пейзаж; плоскость объем перспектива.

 

 


4. Витражи (vitre, франц. – стекло) – окна-картины из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосками; интенсивный, глубокий цвет, позднее – живопись по стеклу; большие площади (до 2600 кв метров, витражи собора в Шартре), «Готическая роза» над порталом собора.

 

 

 


IV. Декоративно-прикладное искусство – «золотой век» художественной промышленности;

от церковной утвари – к светским предметам быта (мебель, зеркала, гобелены, шкатулки и прочее)

 

Общие характерные черты ДПИ: фантазия, мастерство, богатство декора.

а) Гобелены «мильфлёр»(миллион цветов – фр.)

«Дама и единорог».

 

 


ГОТИКА – предвестие РЕНЕССАНСА.

Итоги периода:

 

1. Интерес к внутреннему миру личности.

2. Интерес и желание передать детали в реалистичной манере.

3. От безымянных художников – к художнику-личности.

 

 


Угадайка «Искусство Средневековой Западной Европы».

 

 


1.Художественный стиль в искусстве Западной Европы, характерными чертами которого являются легкость, динамика, богатый декор.

 

2. Художественный стиль в искусстве Западной Европы, характерными чертами которого являются суровоя простота, тяжеловесная мощь, статичность.

 

3.В романской архитектуре: круглая или прямоугольная в плане башня.

 

4.В романской архитектуре: укрепленное поместье феодала.

 

5.В романской архитектуре: имераторский замок-крепость.

 

6.В романской архитектуре: каменное здание светского характера.

 

7.В готическом соборе: окно-картина, выполненное из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосами.

 

8.Королевская династия раннего средневековья, во времена правления которой в искусстве Западной Европы наблюдается мощный подъем.

 

9.Первая королевская династия во Франкском государстве, родоночальником которой явился франкский вождь Меровей.

 

10.В готической архитектуре: наружная косая арка, передающая тяжесть свода на опорные столбы.

 

11.В готической архитектуре: мощный наружный столб.

 

12.В готической архитектуре: ребро столба или арки, расположенное внутри здания и принимающее на себя тяжесть свода.

 

АРКБУТАНЫ

 

ВИТРАЖ

 

ГОТИКА

 

КОНТРФОРСЫ

 

ПФАЛЬЦ

 

БУРГ

 

ЗАМОК

 

ПАЛАС

 

МИНИАТЮРА

 

ДОНЖОН

 

РОМАНИКА

 

Меровинги

 

Каролинги

 

НЕРВЮРЫ


Формы живописи


МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ РОСПИСИ КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

 

1. Теддео Гадди –точность подачи От орнамента к изображению,

простр-ва, эф

фект ночного освещ., изысканное, легкое сочетание

светотеневой характер красок и листа, документальн.

2. Симоне Мартини – точность

духовность, отточенная линия,

узорно

сть

 

3. Лоренцетти Амброджо -

строгость линий,

перспектива + лири

 

ка, мягкость

 

 

IV Худ.ремёсла

 


1. Металлопластика (церковная утварь)

2. Ткачество – драгоценные шелковые ткани (парча,

3. Стеклоделие или художественное стекло

4. Резьба по дереву, кости, металлу (алтари, кафедры, сундуки)

5. Ювелирное дело

 

● Кватроченто (15 век) или Раннее Возрождение

Суть гуманистических принципов Р.В. – «подражать природе», но

 

 


достигая сходства постигая её.

с природой (14век) законы (15 век)

 

Центр искусства - Флоренция

Характерные черты: щедрость художественного творчества, высокий уровень произведений искусства; автор – личность, творец.

Скульптурные формы


Надгробия «перспективные» рельефы портреты

1. Донателло -

 

2. Лука делла Робиа

майолика (терракота покрытая глазурью)

 

 

3. Вероккьо – духовность, изысканность

 

 

 

III Живопись – графичность, пластика, влияние европ. живописи; (холст, масло); новые жанры: портрет, историческая и мифологическая картины


 



1. Мазаччо

 

 

.

2. Фра Филиппо Липпи

 


3. Фра Анжелико

 


4. Андреа дель Кастаньо

 

5. Пьеро делла Франческа

 


6. Сандро Ботичелли

 


7. Пинтуриккио

 

 

8.. Гирландайо

 

 


9. Мантенья

 

 


10. Антонелло да Мессина

 


11. Джованни Беллини

 


.


●Живопись в быту.

1. Роспись кассонов (свадебные сундуки)

2. Книжная миниатюра: готическая изысканность, тонкость+гуманист. мотивы (ант. арх-ра, фигурки детей) Иллюстрирование от руки

Гравюра

(печатная иллюстрация)

 


ксилографияофорт

Г. - книгопечатание

IV Худ.ремёсла – декоративность, богатство, разнообразие

 

 

1. Мозаика (полы собора в Сиене)

2. Шитьё (живописные эффекты, сложные сюжеты)

3. Инкрустация – узоры или рисунки, врезанные в изделия из иного материала (на одном уровне с поверхностью изделия)

 

4. Интарсия – инкрустация мебели различными породами дерева

 


Угадайка №1

1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, в основе которого – человечность в общественной деятельности, человечность в отношении к людям

2. Техника в скульптурной мелкой пластике: художественная керамика.

3. Живописец времен дученто, первый обратившийся к реализму (земное начало в религиозных сюжетах, объем, трехмерное пространство; чистые, яркие краски).

4. Основоположники искусства кватроченто в архитектуре, скульптуре, живописи.

5. Колокольня при ренессансном храме.

6. Свадебный сундук для приданого, украшенной живописью или резьбой.

7. Способ печатной иллюстрации, суть которого заключается в получении многочисленных оттисков с деревянного или металлического клише.

8. Эпоха перехода от культуры средневековья к культуре нового времени. Характерные черты эпохи: гуманистическое мировоззрение, светский характер произведений, обращение к античной культуре.

9. Дом-дворец в Италии времен Ренессанса.

10. Инкрустация мебели различными породами дерева.

 

КАМПАНИЛЛА

Джотто

Ренессанс

МАЙОЛИКА

ГУМАНИЗМ

КАССОН

ГРАВЮРА

ПАЛАЦЦО

ИНТАРСИЯ

ГРАВЮРА

 


● Чинквеченто (16 век)

Высокое Возрождение (конец 15 – нач.16вв.) – классическое искусство, вершина ренессансной культуры

 

Основа классического искусства - стремление к идеалу, совершенству

 

Художественный идеал: - прекрасный, гармоничный человек-герой.

(см. Древнюю Грецию времён Перикла)

I Арх. – господство геометрии и логики, торжество ясных,

правильных форм и пропорций.

1. Леонардо да Винчи – теория архитектуры, разработки, проекты (идея идеального города, эскизы центрического купольного храма, гидротехнические сооружения)

 

 

2. Браманте – новый стиль: гармония, чистота форм, четкая тектоника (деление здания на главные и второстепенные части, отношение между ними)

a. Проект собора св.Петра в Риме (главный католический храм мира).

b. Ватиканский дворцовый комплекс.

 

3. Рафаэль - светское зодчество (виллы и палаццо), гармония и ясность.

 

 

 


II Скульпт. - классические, идеально возвышенные образы.

 

1. Леонардо да Винчи - монументальность, обобщение

a). Конные статуи военачальников (проекты, эскизы, модели)

 


2. Микельанджело Буонаротти – героика, драматизм, сила жизни

a). «Оплакивание Христа» («Пьета»)

b). «Давид» - тип ренессансного героя, воля+сила)

c). Капелла Медичи (бессилие человека пред временем): «День», «Ночь», «Утро», «Вечер»

 

 

 


III Живопись – идеально возвышенные образы

1. Леонардо да Винчи – образ нового человека (живое чувство, эмоции); новый художественный язык (живописный прием сфумато – тончайшая свето-воздушная дымка)


a). «Джоконда» («Мона Лиза»)

b). «Тайная вечеря»

c). Образы мадонн

d). Портреты


 

 

 

 

2. Рафаэль – гармоничный, ясный образ, крепкая композиция.

a). Фрески ватиканского собора.

b). Образы мадонн

c). «Сикстинская мадонна»

d). Портреты

 

 

 

 

 

3. Микельанджело – органичное соединение арх. и живописи

a). «Сикстинская капелла» - цикл фресок площадью более 600м2 ; универсальная картина мира (вселенная + человеческое бытиё); цельность, многоликость, яркость характеров, трагизм, тревога.

 

 

 

IV Графика – эскизы, наброски; офорт; рисунок как самостоятельное художественное произведение


 

V ДПИ - тесная связь с «большим» искусством (совершенство; участие великих мастеров)


 

● Позднее Возрождение (16 век) – завершающий этап целой художественной эпохи, время противоречий, конфликтов.

 

В искусстве: влияние придворной культуры и церкви

Новый тип художника: придворный ( на службе у государя) странствующий (отдельные заказы в Италии и за границей); объединение в Академии (защита проф. интересов, педагогическая деятельность, теория искусства – Джоржо Вазари «Жизнеописания»)

Направления в искусстве Позднего Возрождения

противоречие

Идеи Ренессанса: Маньеризм (ит.)- манера, стиль Объективное начало, т.е. Субъективное начало, т.е. Человек-герой + идеальный мир + главенство творч. фантазии + знание реального мира художника над природой

(художник-творец, подобен Богу, бутафория, холодность)

I Арх. – монументальность, грандиозность замыслов + возможность их решений; создание крупных городских ансамблей.

1. Микельанджело– борьба и конфликт как основа арх.образа

a. Собор Св. Петра (компактен, един, подобен человеку)

b. Библиотека Лауренциано (лестница- поток ступеней)

c. Площадь Капитолия в Риме

2. Виньола – разнообразие арх.решений

a. Церковь Иль-Джезу в духе нового времени (барокко)

b. Вилла Джулия – в духе классики (арх.ордер, кариатиды, внутренний двор

II Скульпт. - Микельанджело маньеристы.

 

1. Микельанджело - работы «для себя», трагизм, духовность

a. «Оплакивание Христа»

2. Амманати – изящество, реализм + удлиненные пропорции -

(ренессанс) (маньеризм)

a. «Венера»

3. Челлини - от моумента к ювелирному делу, теория

a. «Персей» - нарядность, надменность, аристократизм

III Живопись – - Микельанджело маньеристы.

 

 

1. Микельанджело

a). Фреска «Страшный суд» (h-14m) – тема мировой катастрофы

b). «Тайная вечеря»

c). Образы мадонн

d). Портреты

2. Понтормо – утонченность, декоративность, изыск. колорит

a). «Встреча Марии и Елизаветы» игра масштабов, удвоение персонажей, нет пространства.

3. Пармиджанино – произвольный масштаб, бездушие, цветовые эффекты

a). «Мадонна с длинной шеей» - манерность, «бескостность» тел, удлиненные пропорции.

4. Бронзино - придворный портрет, холодный, официальный.

IV Графика – рисунок как самостоятельное худож. произведение

V ДПИ - разнообразие, декоративность.

 

Венеция (серед.16в.) – независимая республика Св.Марка.

 

I Арх. – особенности исторического и географического положения (земля+вода; Восток+Запад), отсюда – особая тектоника (принцип построения здания), сваи, легкие стены, арки, красочность. венецианская готика

1. Сансовино– арх. ансамбли; классическая ордерная система

a). Площадь Св. Марка

2. Палладио – культовые, общественные, частные сооружения.

a). Монастырский комплекс о-ва Сан-Джорджо (завершение арх.ансамбля площ. Св.Марка)

b). Вилла Ротонда – ант. Традиции, т.е. классицизм (ясно, четко, строго)

c). Театр Олимпико – богатство арх.форм.

II Скульпт. - тесная связь с архит. (декор. пластины + рельеф).

 

1. Алессандро Виттория

a). Дворец Дожей (скульптурный декор)

b). Портреты знати.

III Живопись – самобытность, праздничность, новые живописные принципы (цветовая лепка формы).

1. Джорджоне - светская станковая живопись; человеческие чувства, природа, поэтичность.

a). «Гроза» – поэтика, «загадочность».

b). «Спящая Венера»

2. Тициан –многогранность, многоэтапность(70 лет), колорист

a). Алтарные композиции

b). История и мифы (станковые картины)

c). Портрет – ведущий жанр (глубина образа, лепка объема цветом, открытый мазок)

3. Веронезе – жизнерадостность, главенство цвета

a). Монументальные холсты с изображением пиров (ширина – 13 метров).

4. Тинторетто – грандиозный размах, реальность+фантазия, бурное движение, цветовые контрасты

a). «Тайная вечеря»

IV Графика – наброски, эскизы, офорт, композиция.

V ДПИ - эстетическое совершенство

1. Мебель – разнообразие, арх.декор, инкрустация.

2. Художественные ткани: парча, бархат, кружево.

3. Стекло: цветное, бесцветное, матовое; филигрань (непрозрачные нити, вплавленные в тонкий слой стекла)

 


Угадайка №1

1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, в основе которого – человечность в общественной деятельности, человечность в отношении к людям

2. Архитектор, создатель нового городского дома – палаццо.

3. Скульптор времен кватроченто, учитель Леонардо, автор коннной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони.

4. Техника в скульптурной мелкой пластике: художественная керамика.

5. Живописец времен дученто, первый обратившийся к реализму (земное начало в религиозных сюжетах, объем, трехмерное пространство; чистые, яркие краски).

6. Основоположники искусства кватроченто в архитектуре, скульптуре, живописи.

7. Колокольня при ренессансном храме.

8. Свадебный сундук для приданого, украшенной живописью или резьбой.

9. Способ печатной иллюстрации, суть которого заключается в получении многочисленных оттисков с деревянного или металлического клише.

10. Эпоха перехода от культуры средневековья к культуре нового времени. Характерные черты эпохи: гуманистическое мировоззрение, светский характер произведений, обращение к античной культуре.

11. Дом-дворец в Италии времен Ренессанса.

12. Инкрустация мебели различными породами дерева.

 

Урбино

КАМПАНИЛЛА

Джотто

Ренессанс

МАЙОЛИКА

ГУМАНИЗМ

КЕССОН

 

 


 

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

Средневековое искусство – явление феодальной эпохи.

 

Особенности с-векового искусства Западной Европы.

1. Близость к народному творчеству

(в основе – языческая мифология; любовь к яркой узорности; художники – ремесленники из низших сословий).

2. Тесная связь с религией

(иск-во под контролем церкви, отсюда: идеал – бессмертная душа, основная тема – противоречивость человеческой жизни).

3. Незавершенность, разнородность художественных школ.

 

Этапы развития ср.-век. искусства Западной Европы.

 

I. Становление ср.-век. искусства (дороманский период)–5-10вв.

II. Зрелое ср.век. искусство - ---------------------------------10-15вв.

1. Романский стиль –--------------------------- 10-12вв.

2. Готический стиль – --------------------------13-15в.в.

Дороманское искусство.

 

Раннехристианское искусство (до 410г.)

I. Архитектура – храмы-базилики (см. Древний Рим), катакомбы.

 


баптистерий-

храм крестильня

II. Живопись – фрески религиозного содержания (условность, символы, архетип); книжная миниатюра, яркая, нарядная, графичная.

 


Меровингское искусство (5-8 в.в.)

Меровей I – вождь 1-ой королевской династии во Франкском государстве.

I. Архитектура – забвение римских традиций, упадок техники.

1. Гробницы с выдолбленными куполами.

2. Церкви по типу базилик, небольшие, грубые.

 


II. Живопись – книжная миниатюра (декоративность, яркий цвет; рукопись – драгоценность).

 


III. Художественные ремесла – «звериный стиль» (орнамент, узоры с изображением сказочных зверей) – украшения из драг. металлов, церковная утварь, оружие.

 


Каролингское искусство (8-9 в.в.)

 

Карл Великий – глава империи франков.

«Академия» монаха Алкуина – школа «свободных наук»: р


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.