Межбюджетные отношения РФ: проблемы и пути их решения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Межбюджетные отношения РФ: проблемы и пути их решения

2017-05-16 594
Межбюджетные отношения РФ: проблемы и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Баландина Т.,

бакалавриат факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Научный руководитель – Гревцова Т.В.

 

Ключевые слова: межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты.

 

Рассуждая на тему межбюджетных отношений в Российской Федерации, об их проблемах и путях решения этих проблем, стоит для начала заострить внимание на том, что представляют собой сами межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Это общее определение, поэтому для большей ясности данного вопроса рассмотрим более подробно всю систему межбюджетных отношений.

Важнейшей составной частью бюджетной политики страны является как раз таки концепция межбюджетных отношений. На ее основе разрабатываются подходы к разделению доходных и расходных полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной системы. Иными словами, совершенствуются финансово-бюджетные отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, что является одним из главных факторов политико-экономического развития страны и, следовательно, достижения успехов в реализации бюджетной политики.

Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы;

• разграничения на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

• равенства бюджетных прав субъектов РФ и равенства бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

• равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Цели организации системы межбюджетных отношений могут быть следующими:

· выравнивание бюджетной обеспеченности,

· финансовое управление территориальным развитием,

· снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Обоснованное разграничение доходных полномочий - это обязательное условие эффективного сбора налогов и оптимизации налоговой нагрузки на различные сегменты экономики, включая ее частный сектор.

Точное разграничение расходных полномочий показывает эффективность общественного сектора и степень его воздействия на экономику.

Одним из важнейших событий 2000-х годов стало проведение реформы межбюджетных отношений, по итогу которой были выявлены и утверждены:

· расходные обязательства всех уровней бюджетной системы РФ;

· источники доходов всех уровней бюджетной системы РФ;

· полномочия по регулированию системы межбюджетных отношений.

Главным результатом проводимой реформы должно было стать законодательное расширение бюджетного права субнациональных властей [1]. Основа этой реформы заключалась в установлении принципа косвенной ответственности, которая предполагает процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства, а конкретно, бюджетных полномочий, что обеспечило бы его наиболее эффективное применение на региональном уровне. Но всё же, в нынешних условиях, прослеживается ряд нетактичных, и даже можно сказать негативных тенденций в отношениях между федеральным центром и субъектами Федерации, ограниченных сокращением финансово-экономического обеспечения регионов, при росте возложенных на них обязательств. Одно из важнейших проблем российского бюджетного федерализма явилась чрезмерная централизация налоговых полномочий федеральной властью, т.е. на федеральном уровне устанавливается:

· порядок определения налоговой базы и порядок исчисления

региональных и местных налогов;

· размеры налоговых ставок для региональных налогов.

Так же, не лучшим следствием действующей системы межбюджетного взаимодействия является увеличение числа закрепленных собственных полномочий регионов и полномочий, передаваемых с федерального уровня на региональный. Так если в 2004 г., за субъектами РФ было закреплено порядка 40 собственных полномочий по предметам совместного ведения, то в настоящее время в статье 26.3 ФЗ № 184-ФЗ уже закреплено 87 [1]. Кроме того, субъекты наделялись отдельными государственными полномочиями и, если в 2004 г. Их было 11, то в 2015 г. уже 103. Таким образом, если в 2004 г. за субъектами РФ было закреплено 52 полномочия, то в 2015 г. их стало уже 190 [1]. Еще одним фактором является то, что происходит уменьшение объема межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Федерации – по данным Минфина, данное сокращение в 2015 г. составило почти 35 % [2]. В целом можно сказать, что в России произошло значительное увеличение объема полномочий субъектов Федерации, но данный рост не обеспечен ростом доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. В результате можно сказать следующее: существующие формы и методы перераспределения финансовых ресурсов внутри бюджетной системы РФ не дают на региональном уровне стимулов к расширению собственных налоговых источников и ведут, прежде всего, к финансовому иждивенчеству и снижению ответственности региональной власти за принимаемые ими решения. Таким образом, нынешнее состояние системы межбюджетных отношений можно охарактеризовать как удовлетворительное. Имеется ряд проблем, которые необходимо решить в рамках продолжающейся бюджетной реформы. Плохое развитие межбюджетных отношений сегодня создают предпосылки для выработки принципиально новых методов и подходов к решению проблем межбюджетного взаимодействия. Либерализация межбюджетных отношений, совершенствование налогового и бюджетного законодательства, увеличение налоговой базы регионов и выстраивание системы эффективных межбюджетных трансфертов – это будущий фундамент для создания качественно новой системы межбюджетных отношений в рамках российского бюджетного федерализма. Решение задач регионального развития в перспективе требует стратегической активности, как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов Федерации, которая должна опираться на модель равноправного бюджетного федерализма. В целом, для преодоления негативного воздействия тенденций развития межбюджетных отношений, в России сегодня необходимо выработать качественно новую систему бюджетных ограничений, основанную на значении уровня дотационности субъекта Федерации. В рамках экономического совершенствования межбюджетных отношений создание новой системы бюджетных ограничений позволит получить положительный экономический эффект, который будет проявляться как:

· экономия средств федерального бюджета при бюджетном перераспределении финансовых ресурсов;

· адресность бюджетных трансфертов, основанная на принципе экономической объективности.

Подойдя к последней составляющей совершенствования системы межбюджетных отношений, стоит обратить внимание, что создание необходимых условий для качественно новой организации системы межбюджетных отношений – это наиважнейшая составляющая развития, которая позволяет создать, использовать и контролировать механизм межбюджетного взаимодействия внутри страны, организовать совместимость нормативно-правовой и экономической составляющих развития, выработать дальнейшие пути действий, способные приспособить действующую систему межбюджетных отношений к более новым условиям, где интересы государства по поводу социально-экономического развития не заканчиваются интересами федерального центра, а простираются в каждый регион Российской Федерации. Прежде всего, в рамках организационного моделирования межбюджетных отношений должны быть приняты следующие меры:

· препятствующие принятию законодательных актов РФ, предусматривающих сокращение налогооблагаемой базы субъектов Федерации, а также увеличение их расходных обязательств без надлежащей компенсации из федерального бюджета [1];

· создание, точнее корректирование методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Отход от принципов единого федерализма и переход на объединенную модель федерализма позволит включить дополнительные рычаги экономической активности в регионах. При осуществлении такого комплекса мер совершенствования межбюджетных отношений, есть основания думать о том, что он несомненно положительно влияет на бюджетную систему России в целом, что предугадает улучшение социально-экономической ситуации как в регионах, так в стране в целом.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруков Л.А., Бухарова Е.Б., Вчерашний П.М. «Россия: Восточный вектор. Предложения к стратегии развития Сибири и Дальнего востока» [Текст].,2014. – Стр. 72-94.

2. Зубов В., Иноземцев В. Сибирское благословение. [Текст]. – М.: АРГАМАК МЕДИА, 2013. – 192 с.

3. Ассекритов С., Широкобокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению. [Текст] // Экономист, 2015, №1.

4. Марченко Г.В., Мачульская О.В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания[Текст]. // Финансы и кредит, 2014, №1.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.