РАЗДЕЛ IV. История обучения и воспитания младших школьников — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

РАЗДЕЛ IV. История обучения и воспитания младших школьников

2017-05-16 305
РАЗДЕЛ IV. История обучения и воспитания младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 4.1. Введение. История образованиякак наука и учебный предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Объект, предмет, значение, функции и научно-теоретические задачи истории педагогики и образования.
  2. Взаимосвязь истории педагогики и образования с другими научными дисциплинами. Историко-педагогические исследования: специфика и проблематика.
  3. Методологические подходы к изучению историко-педагогического процесса.
  4. Источники исследования в истории педагогики и образования. Периодизация историко-педагогического знания.

Тема 4.2. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры.

Вопросы для обсуждения:

  1. Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности.
  2. Цели и содержание воспитания в первобытном обществе на разных стадиях его развития.
  3. Естественно биологические основы, содержание и формы реализации первобытнообщинного воспитания.

Тема 4.3. История образования и педагогических учений в античном мире.

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности античной социокультурной и образовательной среды.
  2. Античная концепция человека как микрокосма.
  3. Общественный характер воспитания в Древней Греции.
  4. Особенности систем образования и воспитания в Афинах и Спарте.

Тема 4.4. Религиозно-философские основы образования в Западной Европе эпохи христианского Средневековья и Возрождения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Педагогические идеалы Средневековья в системе христианских целей и ценностей.
  2. Церковные школы. Возникновение и развитие средневековых университетов.
  3. Структурирование средневекового общества как основа сословного определения целей и содержания образования: монашеского, рыцарского, городского.

4. Выдающиеся представители эпохи Возрождения (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, М. Монтень и др.) о воспитании и образовании

5. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве Я.А. Коменского, «Великая дидактика». Значение педагогической теории Я.А. Коменского для развития педагогической практики.

Тема 4.5. Образование в Западной Европе эпохи Просвещения и педагогическая практика к.17 – н.19 вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Движение филантропистов (И.-Б.Базедов, Х.Зельцман)

2. Педагогическая практика к.18 – н.19 вв. (Белль-ланкастерская система взаимного обучения, филантропины, вязальные школы и др.).

3. Теория воспитания «джентльмена» Дж. Локка.

4. Теория свободного и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

5. Теория элементарного образования и развивающего обучения И.-Г. Песталоцци.

Тема 4.6. Развитие ведущих педагогических идей в западноевропейской теории и практике 19-20 вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Выделение дошкольной педагогики в самостоятельную область педагогического знания (Ф.Фребель).Утопический социализм 19 в.

2. Ф.В.А. Дистервег и его дидактическое учение.

3. реформаторская педагогика западноевропейской теории и практике к.19 – н.20 вв.:

- экспериментальная педагогика,

- теория умственной одарённости и зарождение педологии,

- прагматическая педагогика,

- трудовая школа и гражданское воспитание,

- развитие теории свободного воспитания (М.Мотессори, Р.Штейнер).

Тема 4.7. Педагогические идеалы и практика Киевской Руси и Русского централизованного государства

Вопросы для обсуждения:

1. Народная педагогика дохристианской Руси.

2. Общие тенденции развития педагогических представлений в Киевской Руси – «Повесть временных лет», «Поучение детям» Вл.Мономаха, Изборники, «Пчела» и др.

3. Организация и содержание образования в братских школах Украины и Белоруссии. Киевская академия.

4. Просвещение и школа в Русском централизованном государстве. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинская академия и её роль в развитии образования и педагогической мысли. Учебная и педагогическая литература.

5. Становление русской педагогики в Московском централизованном государстве как науки о христианском жительстве в текстах Священного Писания, «Домострое», «Гражданстве обычаев детских».

Тема. 4.8. Общественно-педагогическое движение и реформы в области просвещения России в 60-е гг. 19 в.

Вопросы для обсуждения:

1. «Вопросы жизни» Н.И.Пирогова и обсуждение общественностью острых проблем воспитания и народного образования. Основные направления общественно-педагогической мысли.

2. Идея народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой).

3. Философские и психологические основы педагогической системы К.Д.Ушинского, развитие педагогики как науки и искусства.

4. Осмысление идей свободного воспитания Л.Н.Толстым, К.Н. Вентцелем и др. Педагогические идеи Л.Н.Толстого и их реализация в практике работы Яснополянской школы.

5. Развитие революционно-демократических педагогических идей Н.Г. Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Д.И.Писаревым.

Тема 4.9. Идеи начального образования, воспитания и развития детей в трудах советских педагогов.

Вопросы для обсуждения:

1. Разработка А.С. Макаренко теории и практики коммунистического воспитания детей и молодёжи.

2. Педагогическая деятельность и литературно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

3. Деятельность педагогов-новаторов 80-х гг.

Виды практических заданий

1. Постановка цели занятий, выделение методов, средств, форм, компонентов учебной деятельности студентов.

2. Выделение понятий, терминов, знаково-символической формы учебного материала.

3. Подбор дополнительных упражнений по изучению и закреплению нового материала.

4. Подбор материала для актуализации знаний.

5. Подбор материала по обобщению и систематизации знаний.

6. Подбор средств контроля за обучением и развитием школьника.

7. Разработка опорного конспекта лекции.

8. Диагностирование результатов обучения младшего школьника средствами учебных дисциплин.

9. Диагностирование результатов развития младшего школьника средствами учебных дисциплин.

10. Диагностирование результатов воспитания младшего школьника средствами учебных дисциплин.

II.5. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

При изучении данного курса студент самостоятельно выполняет пакет заданий, включающих изучение различных вопросов педагогики через ознакомление с первоисточниками, задания проблемного и аналитического характера. По каждому из самостоятельно изученных разделов и вопросов дисциплины студент обязан отчитаться в форме:

Предоставления

- пакета конспектов первоисточников;

- выполненных контрольных работ;

- выполненных заданий экспериментального характера;

Участия

- в коллоквиуме;

- в защите сообщения по проблемным вопросам методики;

Изготовления и демонстрации

- наглядного материала;

- презентаций.

Разделы и темы для самостоятельного изучения Формы контроля Виды и содержание самостоятельной работы Кол-во часов
ОФО ЗФО (5-л) ЗФО (3-л)
Раздел 1. Теория и методика обучения младших школьников
Тема 1.1.Введение. Задачи и содержание курса. Зарождение, становление и развитие теории и практики обучения младших школьников.   Проверка работ Задание 1. Чтение и реферирование монографий и статей, составление конспектов. Задание 2. Заполнение сравнительной таблицы «Зарождение, становление и развитие теории и практики обучения младших школьников.» Литература: 1. Загвязинский, В.И., Емельянова, И.Н. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под редакцией В. И. Загвязинского. – М., 2011. Сер. Бакалавриат [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru ] 2. Педагогика [Текст]: учеб. пособие: рек. УМО по спец. пед. образования по дисциплине "Педагогика и психология" для студентов вузов, обучающихся по непедагогическим специальностям / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высш. образование, 2007. - 430 с. - (Основы наук). 3. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст]: допущено УМО по специальностям пед. образования: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям (ОПД. Ф. 02 - Педагогика) / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Международная акад. наук пед. образования. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр " Академия", 2007. - 576 с. - (Высшее профессиональное образование:      
Тема 1.2. Обучение как специфический процесс познания. Противоречия процесса познания Проверка работ Задание 1. Чтение и реферирование монографий и статей, составление аннотаций. Задание 2. Подготовка к собеседованию по изученной теме учения детей младшего школьного возраста Задание 3. Подготовить опорный конспект по теме «Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира». Задание 4. Подготовьте сообщение на тему «Конкретное, чувственное, эмпирическое в познавательной деятельнос Литература: 1. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учеб. пособие для тудентов высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - 4-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр " Академия", 2007. - 352 с. - (Высшее профессиональное образование: педагогические специальности). - Экземпляры всего: 101 2. Купчигина, И.М. Теории обучения и воспитания [Текст]: учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум / И. М. Купчигина; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова". - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2012. - 112 с.      
Тема 1.3. Двусторонний характер процесса обучения, его содержание и структура. Функции процесса обучения Проверка работ Задание 1. Реферирование предложенных источников, составление развернутого плана одной из статей (на выбор студента). Примечание: статьи студентами отбираются самостоятельно с учетом темы. Задание 2. Оформление таблиц и схем, определённых содержанием темы. Задание 3. Разработка проблемных и программированных вопросов по изученным разделам темам курса. Литература: 1. Сластенин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 4-7. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 2. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2009. № 1. С. 4-11. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 3. Сластенин В.А. Педагогическая аксиология: монография / [В. А. Сластенин и др.]; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию и науке, Российская акад. образования, ГОУ ВПО "Сибирский гос. технологический ун-т". Красноярск, 2008. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru ]      
Тема 1.4. Основные виды и направления обучения младших школьников Проверка работ Задание 1. Написание аннотаций статей в журналах, посвященных вопросам современного образования. Примечание: статьи студентами отбираются самостоятельно с учетом темы. Задание 2. Подготовка практических образцов дидактических материалов и игр. Задание3. Подготовка реферата по темам (на выбор).
  1. Концепцию развивающего обучения Л.В. Занкова.
  2. Концепцию развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
  3. Концепцию формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
  4. Теорию проблемного обучения (Махмутов, Матюшкин, Лернер, Скаткин).
  5. Культурологическую концепцию образования (Библера, Курганова).
  6. Концепцию личностно-ориетированного образования (Бондаревской).
  7. Концепцию гуманно-личностного ориентированного обучения.
Подготовить сообщение по плану:
  1. Особенности целеполагания данной концепции.
  2. Принципы обучения.
  3. Содержание обучения.
  4. Методы, приемы обучения.
  5. Организационные формы обучения.
  6. Особенности контроля и оценки результатов обучения.
Литература: 1. Абдурахманов, Р.А. и др. Психология и педагогика. Углубленный курс. / Абдурахманов Р.А., Азарнов Н.Н., Веракса Н.Е. и др. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высш. уч. заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / - М., 2013. Сер. Бакалавр. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru ] 2. Колесникова И.А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 4 (8). С. 14-36. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru ] 3. Подымова Л.С. Педагогика: учебник для бакалавров / Подымова Л.С., Дубовицкая Е.А., Борисова Н.Ю., Духова Л.И.. – М., 2012. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru ] 4. Рожков М.И. Воспитание: проблемы, мифы и реальность // Воспитание школьников. 2014. № 1. С. 15-23. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru]
     
Тема 1.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе Проверка работ Задание 1. На основе изучения материалов учебников и учебных пособий выделить признаки дидактических принципов. Составить таблицу «Классификация принципов обучения». Задание 2. Заполнить терминологический словарик. Литература: 1. Сластенин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 4-7. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 2. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2009. № 1. С. 4-11. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 3. Сластенин В.А. Педагогическая аксиология: монография / [В. А. Сластенин и др.]; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию и науке, Российская акад. образования, ГОУ ВПО "Сибирский гос. технологический ун-т". Красноярск, 2008. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru]      
Тема 1.6. Методы обучения, их классификация и характеристика. Проблема выбора методов в начальной школе. Проверка работ Задание 1. Докажите, что методы обучения применяются в зависимости от целей, задач и содержания обучения. Ответ оформите в виде сочинения–рассуждения. Задание 2. Подготовьте схемы классификаций методов обучения, выделив основы классификации, авторов данной классификации, основные группы методов. Задание 3. Дайте психологическую интерпретацию методов обучения. Задание 4. Составьте логическую схему «Средства обучения».      
Тема 1.7. Содержание начального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Вариативность учебных планов, программ, учебников Проверка работ Задание 1. Подготовить опорный конспект на тему «Содержание начального образования». Задание 2. Запонить логическую таблицу:
Содержание начального образования
Принципы отбора содержания образования Факторы отбора содержания образования Носители содержания образования
1.    
2.    
3.    
4.    

Задание 3. По содержанию нормативного документа ФГОС НОО выполните следующие задания:

1. Дайте определение ключевым понятиям, используемым в ФГОС НОО:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- Основная образовательная программа начального общего образования;

- Рабочая программа по предмету;

- Внеурочная деятельность;

- Базисный учебный план.

2. Какие Вы выделили существенные отличия ГОС 2004г. от ФГОС НОО 2009г? Составьте сравнительную таблицу.

3. Проанализируйте портрет выпускника начальной школы, представленный на с.7 ФГОС НОО. Согласны ли Вы с содержанием данного портрета?

     
Тема 8. Формы организации обучения в начальной школе. Урок как основная форма организации педагогического процесса.   Проверка работ Задание 1. Составьте схему «Традиционные и нетрадиционные формы обучения». Задание 2. Проанализируйте алгоритм подготовки к уроку, разработанный Ю.Л. Львовой, выскажите свое отношение к нему. Задание 3. Начало и конец урока довольно сложные по своей организации структурные компоненты. Подберите на ваш взгляд, наиболее эффективные из них обоснуйте ваш выбор.      
Тема 9. Контроль и оценка результатов обучения младших школьников. Современные средства оценивания образовательных достижений обучающихся Проверка работ Задание 1. Составить опорную схему «Виды, формы и методы контроль» Задание 2. Составьте схему по ФГОС НОО «Критерии оценивания образовательных достижений младших школьников» Задание 3. Подготовьте сочинение – рассуждение «Безоточное обучение Ш.А. Амонашвили». Задание 4. Провести сравнительный анализ оценки знаний в традиционной, развивающей системах обучения, по ФГОС НОО. Разработать и заполнить сравнительную таблицу. Задание 5. Проведите сравнительный анализ концепций традиционной системы обучения и развивающих систем обучения Занкова Л.В. и Давыдова В.В. Заполните сравнительную таблицу по вопросам: а) задачи развития учащихся в сравниваемых концепциях б) решение задач развития в этих концепциях в) диагностика развития младших школьников в указанных концепциях. Задание 6. Подобрать методики определяющих обученность, обучаемость, воспитанность – воспитуемость, развитие – развитость младших школьников.      
Раздел II Теория и методика воспитания младших школьников
Тема 2.1. Введение. Задачи и содержание курса. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке Проверка конспектов Задание 1. Подготовить сообщения по теме (на выбор): а) Проблема цели воспитания в педагогической науке б) Функции и значение процесса воспитания. в) Философские, психологические основы воспитания. Задание 2. Подготовить словарь основных терминов по теории и методике воспитания. Задание 3. Подготовьте опорную схему по определению понятия «воспитание» в широком и узком смысле. Литература: 1. Загвязинский, В.И., Емельянова, И.Н. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под редакцией В. И. Загвязинского. – М., 2011. Сер. Бакалавриат [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 2. Педагогика [Текст]: учеб. пособие: рек. УМО по спец. пед. образования по дисциплине "Педагогика и психология" для студентов вузов, обучающихся по непедагогическим специальностям / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высш. образование, 2007. - 430 с. - (Основы наук). 3. Подымова Л.С. Педагогика: учебник для бакалавров / Подымова Л.С., Дубовицкая Е.А., Борисова Н.Ю., Духова Л.И.. – М., 2012. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 4. Рожков М.И. Воспитание: проблемы, мифы и реальность // Воспитание школьников. 2014. № 1. С. 15-23. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 5. Рожков М.И. Проблема цели воспитания в современной педагогике // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 4. С. 7-11. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru]      
Тема 2.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников Проверка конспектов Задание 1. На основании изучения предложенной литературы подобрать цитаты, раскрывающие характерные особенности гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников. Задание 2. Подготовить опорные схемы по выступлениям студентов по теме занятия. Литература: 1. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] / О. С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 6-33. 2. Дудникова, О. Г. Вопросы педагогической поддержки ребенка [Текст]: [глубокая личная заинтересованность в судьбе каждого учашегося] / О. Г. Дудникова // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 2. - С. 61-63. - Библиогр. в конце ст. 3. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога [Текст]: рек. УМО по специальностям пед. образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 (050706) - Педагогика и психология; 031300 (050711) - Социальная педагогика. / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластёнина. – М.: ACADEMIA, 2007. - 336 с. - (Профессионализм педагога). 4. Овчарова, Р.В. Влияние личностного потенциала педагога на диалог в педагогическом общении [Текст]: [монография] / Р. В. Овчарова, А. А. Костылева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Курган. гос. ун-т. - Курган: КГУ, 2012. - 128 с. - Библиогр.: с. 112-121. 5. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. С. 43. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 6. Сластенин В.А. Педагогическая аксиология: монография / [В. А. Сластенин и др.]; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию и науке, Российская акад. образования, ГОУ ВПО "Сибирский гос. технологический ун-т". Красноярск, 2008. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 7. Шилова М. Традиции и новации в исследовании проблем воспитания // Педагогика. 2003. № 6. С. 103-105. 8. Шилова М.И., Кашапова Н.В. Развитие инновационных систем воспитания // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 52-62.3      
Тема 2.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Проверка работ Задание 1. На основе изучения и анализа учебно-методической литературы и периодических изданий подготовьте сообщения: а) Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. б) Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Задание 2. Подготовить рефераты по темам (на выбор): а) Особенности развития восприятия младших школьников. б) Особенности внимания младших школьников. в) Развитие эмпирического и теоретического мышления младшего школьника. г) Становление личности младшего школьника. Литература:        
Тема 2.4. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности по ФГОС НОО Проверка работ Задание 1. На основе анализа материалов ФГОС НОО составьте опорную схему по внеурочной деятельности. Задание 2. Охарактеризуйте типы образовательных программ внеурочной деятельности по ФГОС НОО (комплексные, тематические, образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня, по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные и индивидуальные образовательные программы для учащихся) Задание 3. Разработайте аналитико-методическую таблицу «Программы организации внеурочной деятельности школьников», отразите в таблице структуру и содержание основных разделов программы и направлений внеурочной деятельности, результаты и т.п. Задание 4. Рассмотрев требования к написанию программы внеурочной деятельности, разработайте свой вариант программы по одному из направлений на первый год обучения. Литература: 1. Емельянова И.Н. Сущность воспитания в контексте федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 20-24. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 2. Сластенин В.А. Опыт философско-антропологической рефлексии / В.А. Сластёнин // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 3. С. 4-11. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru/ ]      
Тема 2.6. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах   Задание 1. Представьте, что Вас, как ведущих специалистов педагогики и психологии, пригласили на телевидение, где Вы должны провести разговор по проблеме «Психология и педагогика самовоспитания». Круг вопросов определён заранее: а) самовоспитание как движущая сила развития; б) психолого-педагогические основы организации самовоспитания; в) средство самовоспитания; г) самооценка как средство самовоспитания. 1.1. Изложите тезис, о чём нужно говорить. 1.2. Распределите роль: психолог, учитель, ведущий (диктор) и разыграйте их. Задание 2. Самовоспитание - сложный процесс, требующий глубокой подготовки педагога. С этой целью попытайтесь выполнить предложенные задания. 2.1. Объясните детям, почему важно познать себя. 2.2. Составьте программу самоизучения учащихся. 2.3. Выясните у своих однокурсников по программе самоизучения: а) мировоззрение и идеалы; б) нравственно- волевую воспитанность; в) способности и интересы; г) отношение к труду. Программа самоизучения. Мировоззрение и идеалы. Какова главная цель в твоей жизни? О чём ты мечтаешь? Нравственно-волевая воспитанность. Какие качества людей ты считаешь самым ценным? Какие - самыми непростительными? Выпиши слова, означающие положительные и отрицательные качества, в два столбика по значимости. Кто твой любимый герой и киногерой? Кому ты хотел бы подражать? Кто твои друзья? Как ты относишься к людям? Чего в них, по-твоему, больше: положительного или отрицательного? К какой группе ты отнесёшь себя: 1) всегда доволен собой, гордишься и любуешься собой, на замечания товарищей обижаешься, сверстников считаешь ниже себя по уму и подготовке; 2) восхищаешься многими товарищами по школе, а в себе: видишь только плохое; 3) недоволен собой, но и среди товарищей не видишь достойных уважения, готов признать свои ошибки, но и другим не прощаешь оплошностей; 4) недоволен отдельными своими недостатками, но уважаешь себя за верность слову, силу воли; недостатки товарищей тебя волнуют, и ты ищешь повод, чтобы дать им добрый совет? Сколько из задуманных тобой дел доведено до конца в течении года, месяца, недели? Выдержан ты или вспыльчив, решителен или нет, скромен или хвастлив, можешь ли ты противостоять дурному влиянию? Умеешь ли без обиды подчиниться товарищу, а также без гордости распорядиться общественными делами и организовывать коллективную работу? Способности и интересы. Что тебя интересует больше всего: наука, искусство или практическая деятельность? Чем ты овладеваешь наиболее легко? Какие книги ты читаешь? Отношение к труду. К какой группе ты отнесёшь себя: 1) труд считаешь неприятной обязанностью, радуешься её окончанию, оставляешь рабочее неубранным; 2) продумываешь предстоящий труд, понимаешь, необходимость труда, радуешься результатам труда, следишь за порядком на рабочем месте; 3) работаешь с интересом, заботишься о качестве работы, думаешь, как облегчить труд, работу прекращаешь неохотно?Задание 1. Литература: 1. Емельянова И.Н. Сущность воспитания в контексте федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 20-24. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 2. Рожков М.И. Классификация бинарных методов воспитания // Воспитание школьников. 2014. № 2. С. 26-29. [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 3. Шилова М. Традиции и новации в исследовании проблем воспитания // Педагогика. 2003. № 6. С. 103-105. 4. Шилова М.И., Кашапова Н.В. Развитие инновационных систем воспитания // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева      
Тема 2.7. Понятие об орг. формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания   Задание 1. Вопросы к осмыслению: •В каких случаях целесообразно проведение мероприятий? Какие бывают игры? Назовите требования к их организации. При каких условиях возможно организовать коллективную творческую деятельность детей? •Какими способами (приемами) должен овладеть педагог, чтобы организовать коллективную творческую деятельность? •Для чего необходимо изучать эффективность формы воспитательной работы? •Как изучать эффективность формы воспитательной работы? •Что необходимо учитывать при анализе формы воспитательной работы? •Чем отличаются формы коллективной творческой деятельности от других форм воспитательной работы? Задание 2. Составьте схемы (таблицы), отражающие классификацию форм воспитательной работы, коллективных творческих дел. Задание 3. Разработайте любую групповую форму работы с детьми с учетом педагогических требований, составьте рекомендации в адрес педагога по организации групповых форм работы с детьми. Задание 4. Составьте вопросы коллективного анализа мероприятия, увиденного, организованного вами или предполагаемого. Проанализируйте одно из увиденных вами мероприятий. Обоснуйте свой подход к анализу. Литература: 1. Формы и способы гуманистического воспитания школьников [Текст]: университет педагогических знаний: кафедра профессора Степанова Е. Н. // Классный руководитель. - 2013. - № 1. - С. 125-141. 2. Шилова М. Традиции и новации в исследовании проблем воспитания // Педагогика. 2003. № 6. С. 103-105. 3. Шилова М.И., Кашапова Н.В. Развитие инновационных систем воспитания // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева      
Тема 2.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива   Вопросы для коллоквиума: 1. Проблема коллектива и личности в современных условиях. 2. История становления и развития теории детского коллектива. 3. Определение коллектива. Традиционное педагогическое понятие роли коллектива в воспитании: уровни сформированности коллектива: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив. 4. Структура детского коллектива. 5. Динамика развития коллектива. 6. Типология детских коллективов. 7. Деятельность и общение как источники взаимоотношений, традиций и общественного мнения в коллективе. Литература: 1. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст]: допущено УМО по специальностям пед. образования: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Международная акад. наук пед. образования. - 7-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр " Академия", 2007. - 576 с. 2. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания [Текст]: рек. УМО вузов РФ: учебник для студентов вузов… / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2013. - 256 с. 3. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений… / И. Н. Емельянова. Москва, 2008. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru]      
Тема 2.9. Воспитательная система школы и их многообразие. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах   Задание 1. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Воспитательные системы вальдорфских школ. 2. Воспитательная система «справедливое сообщество». 3. Воспитательная система школы «Диалога культур» В.С. Библера. 4. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы (Ш.А. Амонашвили). 5. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах. Задание 2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика воспитательных систем» по разделам: название воспитательной системы, автор воспитательной системы, основная идея воспитательной системы положительные стороны системы, отрицательные стороны системы Литература: 1. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Педагогика и психология" / И. Н. Емельянова. Москва, 2008. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности [Ресурсы Интернет: Полнотекстовые научные ресурсы: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru] 2. Федотова, О. В. Единство в многообразии культурного и образовательного пространства [Текст] / О. В. Федотова // Alma mater. - 2013. - № 12. - С. 72-74      
Тема 2.10. Педагогические основы взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании детей. Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи.   Задание 1. Вопросы к осмыслению: ♦В чем состоит цель и каковы задачи семейного воспитания? ♦Задумались ли Вы над сложностью педагогической профессии "родитель"? Что необходимо знать, чему научиться, чтобы овладеть ею? ♦ Как осуществляется взаимосвязь школы, семьи, общества по воспитанию детей в период отказа от школо-центризма в формировании личности? ♦Каким должно быть взаимодействие семьи, школы и общества для полноценного развития и становления личности ребенка? ♦Вспомните, как вы себя чувствовали, будучи школьником, когда ваши родители отправлялись навстречу с педагогом? Какие коррективы вы привнесли бы сейчас, чтобы сохранить ребенку доброе самочувствие в данной ситуации? ♦Как вы понимаете слово «альянс»? Назовите случаи употребления этого понятия. Каков существенный признак альянса как союза двух субъектов? ♦ Каковы предполагаемые последствия разрыва взаимодействия школы и семьи? ♦ Предвидите ли вы осложнения работы педагога с родителями детей, если у педагога нет собственной семьи? ♦ Какие формы реализации принципов взаимодействия школы и семьи вам знакомы? ♦ Возникновение конфликта между школой и семьей знаменует пренебрежение одним из принципов. Назовите, игнорирование какого из них, немедленно порождает конфликтную ситуацию? ♦ Расцените с воспитательной точки зрения аннулирование обращения «мама» и «папа» из лексикона детей и замена их именами матери и отца. Как вы себя чувствуете, когда дети свою маму называют «Зина» или «Катя», отца «Ваня», а дедушку «Саша»? Задание 2. Составьте советы родителям по созданию благоприятной атмосферы в семье. Задание 3. Составьте перечень возможных поручений, форм участия родителей в учебно-воспитательной работе школы. Задание 4. Разработайте план подготовки и проведения первого родительского собрания, р

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.