РАЗДЕЛ I . Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

РАЗДЕЛ I . Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста

2017-05-16 616
РАЗДЕЛ I . Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Введение. Зарождение, становление и развитие теории и практики обучения младших школьников. Философские, психолого-педагогические основы теории обучения

Место курса «Теория и методика обучения детей младшего школьного возраста» в системе подготовки специалистов по начальному образованию. Задачи, структура и содержание курса. Методы изучения курса (изучение литературы, наблюдение педагогического процесса, обобщение опыта, психолого-педагогический анализ детских высказываний и пр.).

Основные источники развития дидактики как науки. Зарождение, становление и развитие теории и практики обучения младших школьников. Генезис дидактических систем в различные исторические периоды. Концептуальные основы дидактики. Основные дидактические отношения и категории. Современные дидактические концепции.

Тема 2. Обучение как специфический процесс познания.Противоречия процесса познания

Сущность понятия познания. Отличие научного познания от учебного (усвоения). Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия. Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира. Конкретное и абстрактное, чувственное и рациональное, эмпирическое и творческое в познавательной деятельности детей младшего школьного возраста. Основные противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности: между обращенностью учебной деятельности (следовательно самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное в знаковых системах «основ наук» и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности и всей культуры; двойственность учебной информации: она выступает как часть культуры и в то же время как средство ее освоения, развития личности; между целостностью культуры и способами ее овладения субъектом через множество предметных областей – учебных дисциплин как представительниц наук; между способами осуществления культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых систем; между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения обучающимся; между требованиями общества к образованности обучающихся и реальными возможностями процесса обучения; между бурным ростом объема знаний и ограниченными возможностями их передачи и усвоения; между едиными программами и требованиями дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения.

Тема 3. Двусторонний характер процесса обучения, его содержание и структура. Функции процесса обучения.

Обучение как двусторонний, управляемый учителем процесс, направленный на овладение системой знаний, человеческой культурой в целом, влияющий на становление и развитие личности. Содержание и структура деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Функции процесса обучения в начальных классах. Образовательная функция начального обучения: содержание, структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе. Воспитательная функция педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе. Развивающая функция: содержание, структурные компоненты, виды развивающих задач и методы их реализации в учебном процессе начальной школы. Чувственный образ в интеллектуальном развитии младшего школьника. Функции наглядного образа в педагогическом процессе. Управление чувственным познанием детей в учебном процессе. Абстракция в учебной деятельности младших школьников. Формирование логических суждений, операций и приемов у детей.

 

Тема 4. Основные виды и направления современного обучения в начальной школе

Сущность основных видов и направлений педагогического процесса, существующих в мировой педагогике. Характеристика видов обучения, построенных на деятельностной дидактической концепции: проблемного обучения (Махмутов, Матюшкин); поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. Теория целенаправленной учебной деятельности В.В. Давыдова (дедуктивно-синтетическая логика построения учебного процесса). Характеристика видов обучения, построенных на ассоциативно-рефлекторной основе: объяснительно-иллюстративного, опережающего обучения и комментирования (С.Н. Лысенковой), развивающего обучения Л.В. Занкова.

Авторитарное воспитание и образование личности. Гуманистические, личностно-ориентированные концепции образования. Концепция «свободного» воспитания как крайнее выражение гуманистической линии в педагогике.

Тема 5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе

Определение сущности понятий закон, закономерности, принципы и правила обучения в современной педагогической науке. Характеристика закономерностей процесса обучения: зависимость педагогического процесса от общественных процессов и условий (социальных, экономических, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования), в которых протекает процесс обучения, воспитания и развития; связь между компонентами педагогического процесса (между целями, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса). Подходы отечественных дидактов М.А. Данилова, И.П. Подласова, В.В. Краевского и М.Н. Скаткина к определению принципов обучения. Принципы обучения как исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика. Классификация и характеристика принципов педагогического процесса. Система классических дидактических принципов Я.А. Коменского. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. Научность содержания и методов педагогического процесса. Систематичность и последовательность в овладении достижениями науки и культуры, опыта деятельности. Сознательность, творческая активность, самодеятельность учащихся при руководящей роли учителя, наглядность в обучении и воспитании, единство конкретного и абстрактного. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в обучении и воспитании. Доступность. Прочность результатов обучения, воспитания и развития школьников. Связь обучения и воспитания с жизнью. Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов организации деятельности учащихся. Особенности принципов обучения в развивающей системе Л.В. Занкова. Принципы обучения в развивающей системе В.В. Давыдова. Взаимосвязь принципов обучения с компонентами процесса обучения (по Ю.К. Бабанскому). Значение и место принципов в учебном процессе. Основные правила реализации принципов обучения.

 

Тема 6. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе.

Сущность понятий «метод обучения», «прием обучения», «средство обучения». Их взаимосвязь и взаимообусловленность. Важнейшие функции методов обучения: передача ученикам содержания изучаемых предметов; управление познавательной деятельностью учащихся; интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств; его стимулирующая, коммуникативная, диагностико-корректирующая функция. Многообразие методов обучения. Особенности методов обучения начального образования; их развитие в связи с совершенствованием содержания образования, введением в учебные предметы новых идей и понятий, с расширением представлений о возрастных особенностях младших школьников; их психолого-педагогическое обоснование. Классификация методов обучения. Основные принципы классификации методов обучения, группы методов их конкретное: по источнику знаний; по характеру познавательной деятельности учащихся; по функциям (устного изложения знаний; закрепление учебного материала; самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала; по применению знаний на практике; проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. На основе структуры личности (методы: формирования познания; форм поведения; формирования чувств). Методы стимулирования и мотивации; методы организации и осуществления учебных действий и операций; методы контроля и самоконтроля. Проблема выбора методов обучения: критерии, факторы, влияющие в реальных условиях на выбор метода обучения; этапы выбора методов обучения. Оптимальное сочетание методов обучения для реализации содержания обучения, намеченных учебно-воспитательных, развивающих задач обучения. Современные методы обучения, их направленность на обеспечение взаимосвязи образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

 

Тема 7. Содержание начального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Вариативность учебных планов, программ, учебников

Сущность понятия «содержание образования». Цели и задачи современного образования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Подходы к определению структуры содержания образования. Факторы, определяющие набор структурных компонентов содержания образования. Содержание образования в начальной школе как основа формирования базовой культуры личности – собственно человеческое начало в человеке, сосредоточение общечеловеческих ценностей и средств жизнедеятельности. Сущность содержания образования в контексте личностно-ориентированного подхода. Перспективы развития содержания общего образования.

Сущность проблемы стандартизации содержания образования. Государственный стандарт начального образования (ГОС НО): его общая характеристика, цели начального образования; место образовательных областей в базисном учебном плане; основные содержательные линии государственного образовательного стандарта (язык и литература, математика, природа, человек, общество). Обязательный минимум содержания по образовательным областям. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) 1-го и 2-го поколения как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (к результатам освоения, структуре и условиям реализации ООП). Назначение, структура и основное содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Системно-деятельностный подход как основа ФГОС НОО. Особенности и нововведения, ключевые термины образовательных стандартов второго поколения: основная образовательная программа (ООП), требования к результатам освоения ООП (личностные, метапредметные, предметные результаты), универсальные учебные действия (УУД), базисный образовательный план (БОП), внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание и развитие личности и др.

Вариативность учебного плана, учебных программ, учебников и технологий образовательного процесса в начальной школе. Логика изложения учебного материала в учебных программах: линейная, концентрическая, смешанная. Виды учебных программ в начальных классах (типовая, рабочая школьная, авторская).

Тема 8. Формы организации обучения в начальной школе. Урок как основная форма организации педагогического процесса.

Понятие форма обучения как элемент целостной системы. Единство формы организации целей, содержания и технологии обучения. Функции форм обучения: обучающе-образовательные, воспитательные, организационные, психологические, развивающие, систематизирующие и структурирующие, комплексирующие и координирующие, стимулирующие. Характеристика основных форм организации обучения. Урок. Типы уроков. Урок в системе изучения учебной дисциплины, в системе формирования и развития личности обучаемого. Пути повышения эффективности урока, место и назначение групповых форм в организации урока. Значение экскурсии как формы организации обучения в непосредственном познании действительности. Виды экскурсий. Требования к их подготовке, проведению и обобщению полученных результатов. Место и роль дидактической игры в обучении младших школьников. Формы организации самостоятельной деятельности обучаемых (домашняя работа, самоподготовка, в группе продленного дня, учебная работа в малокомплектной школе, самообразование). Особенности использования различных форм организации обучения на разных этапах начального образования.

Тема 9. Контроль и оценка результатов обучения младших школьников. Современные средства оценивания образовательных достижений обучающихся.

Понятие контроль в целостной системе обучения. Соответствие контроля целям обучения. Направленность контроля и оценки на определение соответствия результатов обучения государственному стандарту. Функции, виды и методы контроля. Возможности использования технических средств обучения в целях контроля деятельности обучаемых. Психолого-педагогические требования к оценке процесса и результата обучения. Современные подходы к оценке деятельности обучаемых. Педагогический контроль и оценка как основа формирования самоконтроля и самооценки. Особенности педагогического контроля и оценки в соответствии с требованиями ФГОС НОО (комплексный подход к оценке результатов образования (предметных, метапредметных, личностных результатов, использование планируемых результатов освоения программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки, оценка успешности освоения содержания отдельных предметов на основе системно-деятельностного подхода, оценка динамики образовательных достижений учащихся, сочетание внешней и внутренней оценки, уровневый подход к разработке планируемых результатов, накопительная система оценивания (портфолио) и др.). Современные средства оценивания образовательных достижений обучающихся. Общие подходы к системе оценки достижения требований стандарта к результатам освоения программ. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.