Структура рынка. Экономическое равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Структура рынка. Экономическое равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции

2017-05-16 770
Структура рынка. Экономическое равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рыночная структура – это совокупность признаков рыночной организации, определяющих характер взаимодействия фирм на отраслевом рынке и обуславливающих способ установления рыночного равновесия.

Важнейшие признаки рыночной структуры: 1) концентрация продавцов (долевой коэффициент, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана); 2) концентрация покупателей; 3) степень дифференциации продукта – показатель однородности (сходства) благ; 4) полнота рыночной информации; 5) барьеры входа на отраслевой рынок и выхода из него; 6) характер взаимодействия фирм; 7) степень контроля производителей над ценами - выражается в рыночной власти (коэффициент Лернера).

Типология рыночных структур базируется на рассмотренных выше признаках. При анализе моделей рынка со стороны предложения все отличительные признаки найдут свое отражение в характерных для каждого типа рынка числе фирм и их влияние на рынок, т.е. по характеру конкуренции. В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка: совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.

Для совершенной конкуренции характерно: наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей; незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену; продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции; одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка; мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

Несовершенная конкуренция – тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. То обстоятельство, что масштабы экономической власти над рынком у различных фирм всегда дифференцированы, дало основание для разработки нескольких теоретических моделей несовершенной конкуренции, получивших следующие названия: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Обратите внимание, что в условиях рынка совершенной конкуренции продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Следовательно, кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, является совершенно эластичной. Следует уточнить, что кривая рыночного спроса является типично нисходящей кривой. Одновременно кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является и кривой ее среднего дохода (AR) и предельного дохода (MR). Существует два подхода к определению уровня производства, при котором фирма будет получать максимум прибыли или минимум убытков в краткосрочном периоде.

1. Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками. Экономические прибыли, к которым стремится фирма, определяются как разность между валовым доходом и валовыми издержками: Рr = TR – TC. Для максимизации прибыли фирма выберет тот уровень производства - Q1, при котором будет достигнута максимальная разница между валовым доходом и валовыми издержками (рисунок 10а).

Рисунок 10 – а) получение фирмой – совершенным конкурентом прибыли

б) ситуация, закрытия фирмы – совершенного конкурента

 

Предприятию следует закрываться, когда рыночная цена опуститься так низко, что при всех уровнях производства убытки будут превышать стоимость постоянных издержек (рисунок 10б). Из этого следует, что фирма будет минимизировать свои убытки путем остановки производства.

2. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.

Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, следует производить, поскольку она добавит больше к доходу, чем к издержкам. Фирма получает максимальную прибыль, когда MR = MC – правило максимизации прибыли. На рисунке 11 экономическая прибыль на единицу продукции обозначена расстоянием АР1. Фирма минимизирует убытки, когда рыночная цена единицы продукции опускается ниже минимального значения АТС, но превышает AVC на каких-либо уровнях производства. При выпуске Q2, где достигается равенство Р = МС, фирма будет минимизировать убытки, которые составят Р2А на единицу продукции. Если цена опустится ниже минимума АVC, конкурентная фирма будет минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде путем закрытия.

Рисунок 11 – Положения конкурентной фирмы в случаях максимизации прибыли, минимизации убытков и закрытия в краткосроном периоде.

 

В долгосрочном периоде конкурентная фирма будет находиться в равновесии, если объем производства соответствует точке, в которой цена равна минимуму ее средних валовых издержек (рисунок 12). Допустим, что цена превышает средние валовые издержки и фирма получает экономическую прибыль. Возможности получения экономических прибылей будут привлекать новые фирмы в отрасль. Следовательно, это увеличит предложение до тех пор, пока цена не снизится. Наоборот, если цена изначально ниже средних валовых издержек, наличие убытков заставит многие фирмы покинуть отрасль. Общий объем предложение сократиться, что неизбежно (при прочих равных условиях) повысит цену до равенства со средними валовыми издержками. На предыдущем графике показано, что благоприятный сдвиг в спросе вызовет экономические прибыли, которые привлекут новые фирмы в отрасль (сдвиг S) и цена продукта понизится. В результате долговременных изменений цена на продукт не измениться, а общее количество продукции, предлагаемой на рынке, увеличится за счет новых фирм, вступивших в отрасль. Однако, здесь существует допущение, что вступление новых фирм в отрасль не отразится на цене ресурсов, а следовательно, и на издержках производства.

Рисунок 12 – Механизм равновесия в долгосрочном периоде

 

Эффективность совершенно конкурентного рынка заключается в том, что действующие на нем рыночные силы принуждают фирмы к производству с минимальными долгосрочными средними издержками и реализации продукции по ценам, равным предельным издержкам производства. Экономическую эффективность совершенно конкурентных рынков не следует рассматривать в качестве некоего абсолюта, к которому следует стремиться. Здесь имеются свои ограничения.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.