Фирма как главный субъект хозяйствования в условиях рынка — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Фирма как главный субъект хозяйствования в условиях рынка



 

Изучение данной темы следует начать с выяснения значения термина «фирма». В настоящее время он имеет двойное значение. В узком смысле слова «фирма» - это имя, под которым юридически полноправный предприниматель ведет свои дела. В широком смысле – это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей организационно-правовой форме.

Обратите внимание, что фирма более широкое понятие, чем предприятие. В составе одной фирмы могут находиться несколько предприятий (производственных, транспортных, торговых и т.п.). Предприятие не является юридическим лицом, ответственность за его деятельность несет фирма, в которую оно входит.

Классификация фирм может осуществляться с точки зрения разных критериев. По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различаю фирмы: промышленные, торговые, страховые, банковские, научно-исследовательские, оказывающие разнообразные услуги и т.д. По отраслевой сфере деятельности: моноотраслевые и диверсифицированные (многоотраслевые), которые помимо производства и реализации товаров занимаются, например, финансовыми операциями. Различают два типа диверсифицированных фирм: первый тип сохраняет выраженное профилирующее производство, второй тип не имеет ярко выраженной основной деятельности. По территориально-национальным масштабам: национальные и транснациональные. По количественному критерию: крупные, средние, малый бизнес.

Обратите внимание на то, что эффективность рынка и его преимущества как экономической системы связываются с особым типом хозяйственной деятельности - предпринимательством, именно оно, а не конкуренция, не децентрализованный механизм ценообразования обеспечивает рыночной экономике постоянный импульс к развитию.

Предпринимательство как экономическая категория однозначной трактовки не получило. Существует, по крайней мере, четыре подхода по этому вопросу.

Во-первых, предпринимательство определяется как деятельность по рыночному обмену с целью извлечения прибыли на свой страх и риск. Это наиболее распространенное определение, хотя не совсем верное, поскольку подобная деятельность свойственна не только предпринимателям, но и другим участникам рыночных отношений. Ядро данного определения состоит в установлении связи между прибылью и риском, т.е. прибыль рассматривается как своеобразная плата за риск. К проблеме риска и его минимизации в рыночных отношениях посредством контрактов мы вернемся позже.



Во-вторых, предпринимательство рассматривается как оперирование с факторами производства, как процесс извлечения их в одном месте, где они дают малый доход с последующим перемещением и новой их комбинацией в другом месте, где они дают наибольший доход. При этом предполагается, что с течением времени одна комбинация факторов производства замещает другую, менее эффективную. Данное определение сводит предпринимательство к умелому соединению труда, земли и капитала, вследствие чего стоимость готового продукта превышает стоимость факторов производства.

В-третьих, предпринимательство рассматривается как фактор движения к рыночному равновесию. В данном случае роль предпринимательства вторична, служебна по отношению к ценовому механизму. Подобная точка зрения характерна для сторонников "чистой", "конкурентной" рыночной экономики, в которой главная роль отведена процессу установления равновесных состояний на различных рынках (рынка товаров, труда, денег).

В-четвертых, предпринимательство рассматривается как инновационная деятельность со сложной системой стимулов, не сводящейся только к получению прибыли. Именно это определение и доминирует в настоящее время в экономической науке.

Деятельность предпринимателя имеет ограничения: нестабильность социально-экономической среды; ограничения экономической свободы.

Следует отметить, тем ни менее, что ограничения для предпринимательства являются более мощным стимулом, чем явные возможности.

Все многообразие видов предпринимательских структур является проявление видовых различий трех организационных форм предпринимательства, которые имеют свои преимущества и недостатки.

1. Индивидуальные предприниматели – лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, непосредственно управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты. Преимущества: несложный процесс создания и ликвидации фирмы; сосредоточение всей прибыли в руках одного владельца; независимость владельца от третьих лиц (совладельцев или нанимателей). Недостатки: полная финансовая ответственность владельца компании, он лично несет бремя потерь; ограниченные возможности, особенно для создания крупного предприятия.



2. Партнерство (товарищество) – объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении. Преимущества: объединение знаний и финансовых ресурсов двух и более партнеров, что позволяет создать более крупную и мощную фирму; налоговые преимущества перед корпорациями. Недостатки: неограниченная ответственность партнеров – каждый из партнеров несет ответственность за фирму, каждый может потерять больше, чем вложил.

3. Корпорация – основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Преимущества: ограничение имущественной ответственности, что позволяет привлечь к инвестированию широкие слои населения; быстрая по времени и значительная по объему централизация капитала; снижение риска способствует активизации новаторской функции предпринимательства; обособление функции управления от собственности обусловливает устойчивость корпорации как хозяйствующего субъекта; ликвидность, то есть возможность обратить инвестированные средства в денежную форму. Недостатки: сложный процесс создания; двойное налогообложение; требования открытости (уязвима для конкурентов, управляющие ориентированы на достижение краткосрочных целей).

Обратите внимание, что для более полного охвата темы, необходимо рассмотреть и дать характеристики социально-экономическим и организационно-экономическим формам предприятий (ГК РФ часть 1, Гл. 4).

 

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.